УДК 377:378
Kuzina N.B., Kuzina A.V. INTERACTION OF METHODICAL SERVICES IN MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM IN ACTIVIZATION OF INNOVATIONS. In article the attention to consideration an urgency of innovative activity in modern formation is paid, features of interaction of methodical services in municipal educational system in the conditions of innovative activity reveal, effective models of interaction are considered.
Key words: methodical service, interaction, principles of interaction, interaction model.
Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики СПбАППО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; А.В. Кузина, аспирант ИПО РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ
В статье обращается внимание на рассмотрение актуальность инновационной деятельности в современном образовании, раскрываются особенности взаимодействия методических служб в муниципальной образовательной системе в условиях инновационной деятельности, рассматриваются эффективные модели взаимодействия.
Ключевые слова: методическая служба, взаимодействие, принципы взаимодействия, модели взаимодействия.
Одно из важнейших условий функционирования современных организаций - непрерывное нарастание изменений. Инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в результате непрерывных изменений. Задачи модернизации российского общества требуют все более широкого внедрения новаций во все сферы его жизнедеятельности, включая образование. Российское общество, вступившее в полосу радикальных реформ, предъявляет новые требования к системе образования. Первое десятилетие 21 века охарактеризовалось стремлением многих образовательных учреждений активно включиться в инновационный процесс: значительно увеличилось количество школ, занимающихся инновационной деятельностью. Появились экспериментальные площадки городского и районного уровней, школы-лаборатории, ресурсные центры.
Как показывает практика, в конце XX - начале XXI века методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования и многое другое.
В структуре методической службы выделяются муниципальные методические учреждения, работающие в городах, районах и округах. В Российской Федерации по оперативным данным в первые годы XXI века работало около 2400 методических учреждений, в числе которых более 70% районных, городских методических кабинетов отделов образования, более 25% -информационно-методических, информационнодиагностических центров (кабинетов), 4-5% - научно-методических центров (в основном в крупных городах). В ряде городов и районов методические кабинеты были закрыты и их функции выполняют сотрудники аппарата муниципальных органов управления образованием.
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к методической работе, проблемам ее оптимизации, совершенствования функций и форм. В исследованиях РИ. Будниковой, Л.И. Дудиной, И.В. Жуковского, В.И. Зверевой, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, Н.А. Лукиной, А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Л.И. Филатовой, З.М. Шевченко и других раскрываются различные аспекты методической деятельности в образовательных учреждениях.
В условиях многообразия педагогических инноваций особо значимым становится изменение деятельности методических
служб, организация их эффективного взаимодействия по активизации инноваций в образовательных учреждениях района.
Основой взаимодействия становится разработка цели совместной деятельности, овладение каждым субъектом взаимодействия своими функций в реализации этой цели. Феномен взаимодействия как средства повышения эффективности совместной деятельности различных субъектов разрабатывается в науке достаточно активно. С философских и социологических позиций взаимодействие раскрывается в исследованиях А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, Л.П. Буевой, И.С. Кона, А.Г. Харчева и др. В психологии и педагогике феномен взаимодействия изучали: Л.Н. Аксенов-ская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, В.К. Дьяченко, В.А. Кан-Калик, И.Б. Котова, В.А. Крутецкий, В.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, В.А. Петровский, А.Б. Резник и др. Взаимодействию деятельности различных методических служб посвящены исследования Е.В. Василевской, М.А. Гончаровой, М.М. Поташника П.И. Третьякова, Л.А. Тарита и др.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме оптимизации деятельности методических служб, следует отметить, что на практике сохраняется рассогласование в деятельности методических служб по управлению инновациями в районных образовательных системах, что зачастую приводит к формализму и не обеспечивает должного качества инновационной деятельности или обесценивает значимость новаций, не позволяет познакомиться с позитивными результатами деятельности. Об этом свидетельствуют научные исследования Василевской Е.В., Дудиной Л.И, Калиты B.C., Никишиной И.П., в которых выявлены факторы, снижающие эффективность методической работы.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме взаимодействия методических служб в активизации инноваций в образовательных учреждениях, а также изучение реального состояния этой проблемы в районной образовательной системе позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- необходимостью и возможностью решения задач активизации инновационной деятельности средствами эффективного взаимодействия методических служб и недостаточным использованием этих возможностей в районных образовательных системах;
- педагогическим потенциалом совместной работы методических служб района и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью организационно-содержательных условий их взаимодействия;
- потребностью в изменении подходов к управлению инновационной деятельности в районе на основе оптимального взаимодействия методических служб и отсутствием нала-
женной и отработанной структуры управления таким взаимодействием.
В этой связи возникает проблема определения оптимальных организационно-содержательных условий взаимодействия методических служб различных уровней в активизации инноваций в образовательных учреждениях района.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать выводы о том, что методическая работа в настоящее время развивается, опираясь на такие принципы:
- взаимосвязь научных основ методической деятельности с реальной педагогической практикой;
- системность в проведении методической работы как в образовательных учреждениях, так и на различных уровнях методической службы;
- гуманистическая направленность методической работы, ориентация ее на развитие личности, самореализацию, самообразование педагогов;
- дифференциация и индивидуализация методической деятельности на основе учета информационных профессиональных потребностей учителей, воспитателей, их уровня квалификации, условий труда, типа и вида образовательных учреждений;
- непрерывность и преемственность методической работы с педагогами, проводимой в образовательных учреждениях и учреждениях муниципальной методической службы;
- демократизация методической работы, предоставление учителям, воспитателям права выбора различных форм участия в ней.
Как видно из названных выше принципов, оснований методической деятельности, главными становятся научно-методические знания, получаемые педагогами. Это и определяет место методической работы в системе непрерывного образования педагогических кадров, выполнения ею познавательных, компенсаторных, адаптационных функций.
В современных условиях обновляется содержание работы методических центров, кабинетов. Можно выделить основные направления их деятельности:
- информационно-аналитическая, экспертная работа, включающая отбор, обработку, анализ информации, ее преобразование и распространение;
- научно-методическая деятельность, в том числе участие в проектировании программ, разработка научно-методических материалов, рекомендаций;
- образовательная (учебно-методическая) работа, реализуемая в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, проведения индивидуальной и групповой работы с учителями в межкурсовой период;
- организационно-методическая деятельность, в процессе которой готовятся и проводятся научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства педагогов;
- поддержка инновационной и экспериментальной работы в системе образования района, города, округа.
Управленческое направление проявляется в создании условий для становления единого методического пространства территории, расширении сетевого взаимодействия методических служб разного уровня. Такое взаимодействие способствует росту субъектного потенциала муниципальных образовательных систем. В этой связи важное значение приобретает освоение технологий управления инновационными проектами, заключающимися в создании организационных, кадровых, технологических, научно-методических условий для развития инновационных процессов; ознакомлении педагогов с проектно-рефлексивными формами организации инновационной деятельности, трансляции опыта работы школ по реализации проектов. В этом процессе муниципальная методическая служба организует мероприятия по проектированию сети пилотных и стажерских площадок для диссеминации опыта и его передачи в массовую практику, консультирует субъектов инновационного опыта по оказанию им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта.
Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед методическими учреждениями являются стимулирование позитивных изменений в образовании, развитие инновационных практик. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ней подчеркивается, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Система общего образования должна быть перенастроена на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу.
В этих условиях возникает потребность в поиске новых форм и моделей взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности.
Высоко эффективной является сетевая организация муниципальной методической службы, которая включает школы педагогического опыта, педагогические мастерские, методические центры на базе образовательных учреждений. Такие методические центры создаются по отдельным направлениям содержания образования, например, по проблемам начального образования, преподавания гуманитарных, естественно-математических дисциплин, иностранных языков или по наиболее актуальным проблемам в развитии образования (центры инноваций, профильного обучения, эстетического воспитания, интеллектуального развития дошкольников, новых педагогических технологий и др.). Подобная организация методической службы способствует реализации личностного подхода к работе с педагогами, созданию условий для профессионального роста учителей, воспитателей, подготовке педагогов к аттестации, освоению передового педагогического опыта.
Сетевая модель организации методической службы реализуется на основе таких принципов, как:
- открытость во взаимодействии с образовательными учреждениями на основе «социального партнёрства»;
- развитие прочных вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами, работающими над общими проблемами;
- использование «сетевого взаимодействия», когда любое образовательное учреждение и педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, по разработке, апробированию инновационных моделей содержания и управления образования;
- применение в организационной форме деятельности методической службы технологии проектного метода или проектного подхода [1, с. 13-14].
Методическая работа в новой модели организуется при активном участии педагогов, когда деятельность каждого участника сетевого сообщества направлена на решение следующих задач:
- развитие муниципальной системы образования через методическую сеть, которая обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует их активность в распространении и освоении инновационного опыта;
- организация системной адресной поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности образовательных учреждений и педагогов;
- создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов, роста их профессиональной компетентности, формирования лидерской позиции;
- повышение роли победителей приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов педагогического мастерства в работе по распространению инновационного педагогического опыта [2, с. 96].
Условиями функционирования такой сетевой модели является наличие нормативно-правовой базы, интеллектуальных ресурсов в виде возможностей подготовленных методистов, достаточного материально-техническое оснащение, включающего необходимую компьютерную технику, программнометодическое обеспечение (в виде методических материалов
и электронных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей участников сети, а также наличие единой информационная сети. Возникает необходимость в появлении новой должностей - методиста по сетевой организации работы с общеобразовательными учреждениями, координаторов методических объединений, координаторов проектов.
Инициация и методическое сопровождение инновационных процессов является основополагающим направлением реализации сетевой модели муниципальной методической службы, включающим управленческое обеспечение инновационных процессов.
В условиях сетевого взаимодействия актуальными становятся такие формы методической работы, которые позволяют педагогам полнее раскрываться в ходе творческого общения, повышать свою профессиональную компетентность, реализовать свой потенциал: мастер-классы, творческие микрогруппы, проектные команды, временные проблемные группы, педагогические мастерские, кружки качества, тренинги. Подобные формы методической работы помогают смоделировать индивидуальные траектории профессионального роста каждого педагога. Деятельность методического кабинета (центра) в условиях сетевой организации направлена на создание единого информационного пространства, обеспечивающего целостность образовательной среды.
Новизна модели сетевой методической службы состоит в том, что
- реализуется адаптивная структура управления методической работы с педагогами, которая позволяет оперативно решать постоянно возникающие задачи на принципе делегирования полномочий и ответственности;
- реализуется модель непрерывного образования педагогов за счет введения новых временных элементов сети -проектных команд;
- вводится мобильная система адресно-методической поддержки как для педагога, так и педколлектива образовательного учреждения;
- формируются лидерские позиции педагога;
- расширяется сетевое образовательное пространство через введение новых форм взаимодействия;
- развиваются маркетинговые возможности методической работы в целях получения синергетического эффекта в процессе деятельности [2, с. 105].
Появляются и такие модели методической деятельности, как «Кластер-службы» При этом кластер понимается как организационная форма объединения усилий заинтересованных
сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Преимущества основываются на взаимодополнении опыта и научных наработок, и дают возможность:
• создавать систему методической поддержки инновационной деятельности учителя, становления и развития авторских педагогических систем, внедрения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий через организацию инновационных методических центров на базе ОУ;
• развивать вертикальные и горизонтальные связи между профессиональными сообществами педагогов, что повысит ответственность за конечный результат деятельности;
• использовать сетевое взаимодействие между кластерами, когда любое ОУ и педагог могут взаимодействовать с другими ОУ, учреждениями социума по вопросам совместной деятельности.
Инновационность «кластерной» модели состоит в том, что вся методическая работа организуется не как обслуживание учителей, а как совместная работа, которая обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует активность в освоении инновационного опыта. Такая модель предполагает создание и организацию работы стажерских площадок; выращивание из числа практиков, тьюторов, способных передавать свой опыт; управление самостоятельной работой педагогов непосредственно на рабочих местах и аттестацию кадров. При этом круг участников деятельности увеличивается, наличие личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации.
Таким образом, методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Взаимодействие методических служб способствует росту качественных показателей системы образования района в целом, позволяет осуществлять изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в образовательных учреждениях; рассматривать изучение, обобщение и внедрение инновационного педагогического опыта как мощный ресурс для развития муниципальной системы образования; осуществлять методическое сопровождение опытно-экспериментальной и исследовательской работы; содействовать созданию единого информационного образовательного пространства в территории с выходом в информационные сети.
Библиографический список
1. Василевская, Е.В. Развитие муниципальной методической службы в контексте модернизации российского образования // Методист. -
2007. - № 10.
2. Василевская, Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы. - М., 2008.
3. Горностаев, А.О. Роль методической службы в муниципальной системе образования // Методист. - 2007. - № 5.
4. Коростелева, Н.В. Роль методической службы в формировании экспериментального пространства округа // Образование в современной школе. - 2007.
5. Костюченко, Л.А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист. - 2008. - № 2.
6. Муниципальные методические службы в условиях системных изменений в образовании. - Н. Новгород, 2008.
7. Костюченко, Л.А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист. - 2008. - № 2.
8. Смирнов, И.А. Приоритетные направления деятельности районной методической службы в контексте модернизации образования // Методист. 2008. - № 3.
9. Стратегия развития муниципальной методической службы в условиях модернизации образования: методические рекомендации / отв. ред. С.П. Тимофеев. - Белгород, 2008.
10.Цыганова, Е.Н. Модель современной муниципальной методической службы в образовании // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2009. - № 1.
Bibliography
1. Vasilevskaya, E.V. Razvitie municipaljnoyj metodicheskoyj sluzhbih v kontekste modernizacii ros-siyjskogo obrazovaniya // Metodist. -
2007. - № 10.
2. Vasilevskaya, E.V. Metodicheskaya rabota v sisteme obrazovaniya: sostoyanie, tendencii, problemih. - M., 2008.
3. Gornostaev, A.O. Rolj metodicheskoyj sluzhbih v municipaljnoyj sisteme obrazovaniya // Metodist. - 2007. - № 5.
4. Korosteleva, N.V. Rolj metodicheskoyj sluzhbih v formirovanii ehksperimentaljnogo prostranstva okruga // Obrazovanie v sovremennoyj shkole. - 2007.
5. Kostyuchenko, L.A. Rolj metodicheskoyj sluzhbih v organizacii innovacionnoyj deyateljnosti ob-razovateljnihkh uchrezhdeniyj // Metodist. -
2008. - № 2.
6. Municipaljnihe metodicheskie sluzhbih v usloviyakh sistemnihkh izmeneniyj v obrazovanii. - N. Nov-gorod, 2008.
7. Kostyuchenko, L.A. Rolj metodicheskoyj sluzhbih v organizacii innovacionnoyj deyateljnosti obrazo-vateljnihkh uchrezhdeniyj // Metodist. -
2008. - № 2.
8. Smirnov, I.A. Prioritetnihe napravleniya deyateljnosti rayjonnoyj metodicheskoyj sluzhbih v kontek-ste modernizacii obrazovaniya // Metodist.
2008. - № 3.
9. Strategiya razvitiya municipaljnoyj metodicheskoyj sluzhbih v usloviyakh modernizacii obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii / otv. red.
S.P. Timofeev. - Belgorod, 2008.
10.Cihganova, E.N. Modelj sovremennoyj municipaljnoyj metodicheskoyj sluzhbih v obrazovanii // Spra-vochnik rukovoditelya obrazovateljnogo uchrezhdeniya, 2009. - № 1.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 37.0
Kuskova M.V. IMPLEMENTATION OF SCHOOL MANAGING COUNCIL OF SOCIAL PROJECTS AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION. In this paper, the issues of the activity of the governing board of the school to provide quality education. Social engineering is determined as a means of improving the quality of education. The role of children and adults working together to implement projects is defined. Experience of an educational institution concerning the implementation of social projects is presented.
Key words: managing board, the quality of education, social engineering.
М.В. Кускова, канд. пед. наук, доц. каф. социальных дисциплин, проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИМ СОВЕТОМ ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы деятельности управляющего совета школы по обеспечению качественного образования. Выделяется социальное проектирование как средство повышения качества образования. Определяется роль детей и взрослых в совместной деятельности по реализации проектов. Представлен опыт образовательного учреждения по реализации социальных проектов
Ключевые слова: управляющий совет, качество образования, социальное проектирование.
В современном мире все заметнее возрастает значение качественного образования как неоспоримого фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Одним из средств достижения нового качества образования является, на наш взгляд, является развитие управления образовательным учреждением как государственно-общественного. Качество образования при определенных условиях вовлечения в управление школой общественности и создания государственно-общественных органов управления может быть значительно повышено.
Для обеспечения воспитывающей среды в интересах личности, общества необходима педагогически ориентированная система общественно-государственного управления, важным звеном в котором является управляющий совет школы. Управляющий совет - это коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие полномочия по решению тех или иных важных вопросов функционирования и развития школы.
Управляющий совет призван решать задачи стратегического управления школой. Согласно модели А.А. Пинского -автора «идеи управляющих советов» основными задачами совета являются:
• определение основных направлений развития образовательного учреждения;
• повышение эффективности финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, стимулирования труда его работников;
• содействие в создании в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
• контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств образовательного учреждения [1].
В вопросах обеспечения качественного образования управляющий совет, как правило, наделен следующими компетенциями:
устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели - пятидневная или шестидневная;
определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся и персонала школы;
осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
В организации образовательного процесса школы управляющий совет согласовывает:
компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования («школьный компонент»); профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.
Тюменская область накопила достаточный опыт по реализации принципов государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Сегодня мы можем констатировать, что реализация этих принципов, направленных на обеспечение доступности качественного образования, с использованием ресурса управляющего совета школ позволила достичь следующих результатов:
• внедрены процедуры (наличие органов государственно-общественного управления, контроль, общественная экспертиза деятельности образовательного учреждения и др.), обеспечивающие регулирование основных управленческих процессов;
• разработаны и внедрены перспективные методы и средства управления качеством, через включение общественности в управление образовательным учреждением на всех этапах управленческой деятельности (анализ, планирование, реализация, контроль), что позволяет привлечь дополнительные материальные и кадровые ресурсы, разделить ответственность за результаты с общественностью;
• осуществлено совершенствование организационных структур и механизмов управления в школе в интересах постоянного повышения эффективности образовательной деятельности с учетом запросов и ожиданий социума;