Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов'

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / REGIONAL INNOVATIVE PLATFORM / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / REGIONAL RESOURCE CENTER / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. L. V. BAIBORODOVA / AN INNOVATIVE PROJECT / A. V. REPINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Репина Алевтина Валентиновна

В статье представлен опыт организации инновационной деятельности в Ярославском регионе, дана характеристика особенностей и типов сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе разработки и реализации инновационных проектов, рассмотрены формы сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Репина Алевтина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Network Interaction of Educational Institutions in the Course of Implementation of Innovative Projects

Experience of organization of the innovative activity in the Yaroslavl region is presented in the article, the characteristics of features and types of network interaction of the educational institutions in the course of development and implementation of innovative projects is given, forms of network interaction are considered.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов»

УДК 371

Л. В. Байбородова, А. В. Репина

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов

В статье представлен опыт организации инновационной деятельности в Ярославском регионе, дана характеристика особенностей и типов сетевого взаимодействия образовательных учреждений в процессе разработки и реализации инновационных проектов, рассмотрены формы сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, региональная инновационная площадка, региональный ресурсный центр, инновационный проект.

L. V. Baiborodova, A. V. Repina

Organization of Network Interaction of Educational Institutions in the Course of Implementation

of Innovative Projects

Experience of organization of the innovative activity in the Yaroslavl region is presented in the article, the characteristics of features and types of network interaction of the educational institutions in the course of development and implementation of innovative projects is given, forms of network interaction are considered.

Keywords: network interaction, a regional innovative platform, a regional resource center, an innovative project.

В системе образования Ярославской области реализуется множество различных проектов, в том числе инновационных. Многие из них могут стать инновационными ориентирами в региональной системе образования. Однако следует отметить, что успешное продвижение этих проектов в образовательном сообществе зависит напрямую от эффективных механизмов распространения и развития инноваций.

С учетом того, что опыт, приобретённый той или иной организацией, достаточно сложно скопировать в другой организации и что возможен перенос только отдельных идей, технологий, смоделированных решений, возникает задача обустройства образовательного пространства с целью более широкого распространения инновационного опыта, а также отработки универсальных (применимых для многих) инновационных продуктов.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Сеть в данной ситуации является открытой системой и создаётся в рамках региональной инновационной инфраструктуры. Региональные инновационные площадки (РИП) из различных муниципальных образований области, у которых единые цели и задачи, объединяются на добровольной основе в сообщество. Данное сетевое сообщество выстроено не по иерархическому

принципу, а по принципу саморегулирования. При взаимодействии между учреждениями образуются устойчивые горизонтальные связи. Сеть образовательных учреждений в инновационной инфраструктуре отличается от образовательной сети учреждений, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образовательного процесса. Примеры таких выстроенных сетевых отношений в регионе имеются в Тутаевском муниципальном районе, г. Рыбинске. Уникальность сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов заключается в том, что каждый участник предлагает свои ресурсы, идеи, не дублируя других, а дополняя, обучая друг друга, внося свой неповторимый вклад в общий, конечный продукт деятельности «сообщества образовательных учреждений».

Среди всего многообразия сетей можно выделить два типа: распределённые и иерархические. Опыт формирования сетевых сообществ при реализации инновационных проектов в регионе показал, что преобладают в основном распределённые сети. В ходе объединения образовательных учреждений появилась необходимость определения неких договоренностей в отношениях, и эти договоренности были закреплены в сетевых соглашениях (договорах). Такое сетевое соглашение является рамочным документом, опреде-

© Байбородова Л. В., Репина А. В., 2013

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов

ляющим отношения между участниками сети, включая материальную, финансовую, организационную обеспеченности.

Можно выделить несколько положительных моментов при организации сетевого взаимодействия.

1. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития ОУ позволяет преодолеть ограниченность взаимодействия личными связями, отдельными проблемными вопросами педагогической практики и приводит к появлению новых форм взаимодействия, созданию проектных групп и ресурсного центра (головного учреждения) образовательной сети.

2. Возможности сетевого взаимодействия позволяют развивать технологии проектирования. Совместное проектирование на основе сетевого взаимодействия расширяет масштаб инновационной деятельности педагогов. Новая позиция педагога как соразработчика позволяет ему увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность большего количества педагогов и руководителей.

4. При сетевом взаимодействии выстраивается новая форма совместной организации повышения квалификации, которая строится вокруг предмета коллективных разработок.

5. Создание сети образовательных учреждений при реализации инновационных проектов предполагает и создание эффективных коммуникаций в сети, единой информационной системы для инновационного развития образовательных учреждений.

6. Управление сетевым взаимодействием требует создания ресурсного центра, который организует сопровождение и поддержку сетевого взаимодействия. Ресурсный центр создаётся на базе образовательного учреждения и не является структурным подразделением данного учреждения. Руководит работой «сетевого сообщества» научный руководитель, также в сети могут быть распределены следующие функции: менеджер образовательного проекта, тьютор, тренеры, эксперты, модератор, аналитик, методист, методолог, редактор сайта и веб-мастер.

7. Использование сетевого взаимодействия позволяет преодолеть локальность инновационных процессов, расширить масштаб внедрения инновации, повысить инновационный потенциал разработок, выйти на более высокий уровень, в том числе и федеральный.

Раскроем механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений на примере реализации инновационного проекта «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов» образовательных учреждений Ярославской области. Образовательные учреждения, которые получили статус региональной инновационной площадки, входят в региональный инновационный комплекс, который включает 8 общеобразовательных учреждений из различных муниципальных районов, региональный ресурсный центр, муниципальные методические службы. Научное руководство региональным инновационным комплексом осуществляет профессор Ярославского государственного педагогического университета.

В целях координации работы образовательными учреждениями - региональными инновационными площадками - на добровольной основе был создан координационный совет и разработано положение о координационном совете. Координационный совет является методическим и организационным органом, который создан с целью осуществления целенаправленных и согласованных действий, организации взаимодействия между субъектами региональной инновационной площадки на основе сотрудничества и сотворчества. Деятельность совета направлена на планирование и проведение совместной работы по разработке, апробации и внедрению инноваций в области воспитания гражданской идентичности личности; по отслеживанию результатов реализации программ и проектов по работе с сельскими школьниками.

Основными целями и задачами деятельности координационного совета являются:

- создание условий для осуществления успешной инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений Ярославской области;

- повышение качества образования и уровня коммуникативных компетенций сельских школьников через реализацию социально значимых проектов;

- организация взаимодействия образовательных учреждений - участников региональной инновационной площадки;

- повышение профессиональной и творческой активности педагогов;

- стимулирование деятельности профессиональных групп педагогов (предметных лабораторий, методических объединений в образователь-

ных учреждениях; инициативных, творческих групп для взаимодействия между образовательными учреждениями);

- отработка технологий и методик обучения, методов, способов, форм разработки и реализации социально-значимых проектов;

- разработка условий, рекомендаций для успешного использования моделей воспитания гражданской идентичности личности, учебно-методических комплексов.

Руководство координационным советом осуществляют научный руководитель и руководитель региональной инновационной площадки. В его состав входят по одному представителю от каждого образовательного учреждения - участника региональной инновационной площадки.

Научное руководство содержательной частью осуществляется научным консультантом (руководителем), представителем вуза, в соответствии с профилем региональной инновационной площадки.

Руководитель координационного совета выполняет прежде всего организационные функции:

- непосредственно руководит всей текущей работой, несет ответственность за состояние результатов деятельности совета и полное выполнение всех запланированных видов работ в соответствии с техническим заданием;

- формирует план работы совета, представляет его на утверждение, организует работу по его выполнению;

- осуществляет подготовку заседаний совета, мероприятий, проводимых инновационной площадкой, ведет отчетную документацию;

- обеспечивает членов координационного совета оперативной информацией, организует обмен инновационными материалами;

- поддерживает инициативы, инновационную и экспериментальную деятельность педагогического коллектива, руководит авторскими работами и организует их внедрение в практику.

Несмотря на то, что каждая школа реализует собственное направление в общей теме площадки, взаимодействие является необходимым для определения общих концептуальных подходов к разработке проблемы, выработки совместных планов и принципов работы, координации усилий, обмена опытом и пр.

Одной из форм сетевого взаимодействия региональных инновационных площадок является совместное планирование и анализ деятельности.

В процессе совместного планирования и целепо-лагания происходит определение общих ориентиров работы, а также выбор собственного направления деятельности в рамках основной темы. В каждой школе проводится коллективное обсуждение инновационной темы, осуществляется постановка целей и планирование работы с учетом интересов и возможностей всех участников образовательного процесса. Затем результаты этой работы обсуждаются на встрече представителей школ (рабочей группы), планы уточняются, а затем окончательно утверждаются в конкретных школах. Анализ работы осуществляется примерно по такой же схеме.

В Положении об инновационной инфраструктуре, утверждённом Приказом Департамента образования области, определена такая форма работы, как работа проблемной группы по реализации проекта. Нормативно закреплённые правила позволили в каждой школе - региональной инновационной площадке - определить одного или несколько педагогов, отвечающих за инновационную деятельность (об этом издается приказ по школе), которые координируют работу по теме проекта в данном образовательном учреждении. Эти педагоги входят в состав межшкольного объединения - проблемной группы по реализации проекта. Именно данная группа является своеобразным «ядром» в работе региональной инновационной площадки, осуществляя координационную работу в формате совместных обсуждений, планирования и анализа текущей работы. Такие общие встречи (примерно 4-5 раз в год) позволяют проанализировать уже имеющийся опыт и определить ориентиры для дальнейшей деятельности.

Организация сетевого взаимодействия позволила проводить обучающие и взаимообучающие семинары. Данная форма работы используется для повышения осведомленности педагогов и всех заинтересованных лиц в научных и теоретических аспектах темы проекта, позволяет узнать новые технологии работы. Изначально такие семинары проводятся на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и Института развития образования. Однако по мере «погружения» в проблему обучающую функцию могут также выполнять сами педагоги образовательных учреждений -участников РИП, транслируя имеющиеся знания другим участникам образовательного процесса, а также своим коллегам из других образовательных учреждений.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов

Взаимообмену знаниями и опытом служит также мастер-класс. В отличие от обучающего семинара эта форма взаимодействия носит прак-тико-ориентированный характер, предполагая освоение конкретных форм и методов работы, а также непосредственную трансляцию накопленного опыта в ходе посещения уроков и форм внеклассной работы. Как правило, организатором мастер-класса является образовательное учреждение, имеющее определенные достижения в том или ином направлении реализации проекта. При этом участники мастер-класса выполняют еще одну важную функцию - осуществляют экспертизу имеющегося опыта, обогащая его и адаптируя имеющиеся программы и проекты на базе собственного образовательного учреждения.

Отдельно можно отметить такую форму взаимодействия, как участие в семинарах и мастер-классах, проводимых другими региональными инновационными площадками. Это создает возможности для трансляции «внешней» экспертизы уже имеющегося опыта.

Участие региональных инновационных площадок в различного уровня научно-практических конференциях даёт возможность представить свой опыт на уровне своего региона, а также других областей. Участие в работе секций позволяет проанализировать опыт работы по аналогичным темам других районов или даже регионов, а в процессе работы конференции создается возможность экспертизы и распространения опыта работы самой региональной инновационной площадки.

Важным и убедительным результатом инновационной деятельности образовательных учреждений в условиях РИП является подготовка публикаций, методических пособий и рекомендаций. Такая форма взаимодействия образовательных учреждений и педагогов - не только эффективное средство шлифовки, глубокого осмысления созданных в ходе инновационной деятельности продуктов, но и важный стимул профессионального роста участников проекта. Педагогам-практикам предстоит проанализировать свою деятельность, интегрировать положения науки и имеющийся практический опыт, систематизировать информацию, созданные разработки, а также убедительно, понятно и конкретно изложить их для использования коллегами. Публикации способствуют распространению имеющегося опыта, его экспертизе и внедрению, а подготовка совместных публикаций в совместной работе с научным руководителем и предста-

вителями разных образовательных учреждений создает возможности для взаимовыгодного сотрудничества, профессионального взаимообогащения и развития всех участников РИП.

Отметим, что участники сетевого взаимодействия - региональные инновационные площадки -имеют право выбрать себе научного руководителя самостоятельно или осуществлять свою деятельность без научного руководства. Как правило, каждая региональная инновационная площадка имеет научного руководителя (из числа преподавателей и профессоров ЯГПУ или ИРО). Научный руководитель осуществляет консультирование, сопровождая весь процесс работы по теме региональной инновационной площадки. Конечно, все обозначенные выше формы взаимодействия осуществляются при непосредственном участии или опосредованном руководстве научного консультанта.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что теоретическое обоснование механизмов сетевого взаимодействия при реализации инновационных проектов, распространение результатов инновационной деятельности в практике позволили обобщить и представить технологию сетевого взаимодействия для инновационного развития, включающую совместное планирование инновационной деятельности в рамках региональных инновационных площадок; совместное проектирование образовательной сети, единое методическое сопровождение в образовательной сети; совместное методическое проектирование образовательных учреждений, входящих в РИП, коллективную экспертизу; коллективные разработки в процессе обучения и повышения квалификации, в проектировании образовательной сети; создание сетевых проектов и программ, единой информационной среды; конструирование и расширение системы горизонтальных связей, в том числе с внешними партнерами образовательной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.