DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-47 УДК 374.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Недогреева Н.Г., Пикулик О.В.
Цель: обеспечение саморазвития обучающихся сегодня является основным требованием к реализации государственных стандартов второго поколения. В современных условиях поиска и внедрения новых форм и методов общения важной особенностью является развивающееся сетевое взаимодействие.
Методология проведения работы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ результатов деятельности общеобразовательных учреждений по саморазвитию обучающихся и использованию сетевого взаимодействия в образовательных целях; анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы; анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школ.
Результаты: предложена модель педагогического сопровождения саморазвития в условиях сетевого взаимодействия как целенаправленного влияния на деятельность обучающихся, состоящая из трех блоков - целевого, содержательно-технологического и результативного. Определены этапы сопровождения - проектирование, поддержка и сотрудничество. Рассмотрены направления сетевого взаимодействия для активизации саморазвития обучающихся: «учитель-учитель», «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Обоснован вывод о необходимости специальной организации такого педагогического сопровождения.
Область применения результатов: материалы исследования рекомендуется использовать в практической деятельности муниципальных методических центров информационных технологий и общеобразовательных учреждениях различных типов при использовании сетевого взаимодействия в учебных целях.
Ключевые слова: саморазвитие обучающихся; сетевое взаимодействие; педагогическое сопровождение; модель.
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL SUPPORT OF STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT IN NETWORKS INTERACTION
Nedogreeva N.G., Pikulik O.V.
Purpose: the provision of self-development of students is today basic requirement for the implementation of state second generation standards. In modern conditions of search and introduction of new forms and methods of communications the developing network interaction is an important feature.
Methodology: the theoretical analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature on the problem of the study; the analysis of results of activity of educational institutions for self-development of students and the use of network interaction for educational purposes; survey, testing, observation, interviews; the analysis of normative-legal documents regulating the activities of schools.
Results: the model ofpedagogical maintenance of self-development of students while network interaction is suggested as the purposeful influence on students activities which consists of three blocks - objective, pithy-technological and productive. The phases of maintenance are defined such as design, support and cooperation. The directions of network interaction in order to activate the self-development of students are shown such as «teacher-teacher», «teacher-student» and «student-student». The conclusion about necessity of special organization of such pedagogical maintenance is substantiated.
Practical implication: the study materials are recommended for use in the practice of municipal methodical centers of information technologies and schools of various types using network interaction for educational purposes.
Keywords: students self-development; networks interaction; educational support; model.
Модернизация системы образования, осуществляемая сегодня в российских школах, проявляется в перестройке деятельности образовательных учреждений. Идет активный поиск новых форм работы, позволяющих обеспечить готовность и способность обучающихся к саморазвитию в соответствии с требованиями к личностным результатам освоения образовательной программы в рамках внедрения новых государственных стандартов. Потенциал этой перестройки во многом определяется взаимодействием всех участников обучения, что ведет к формированию сетевой организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях -
школьном, районном, городском, областном и пр. Для эффективной реализации саморазвития обучающихся при сетевом взаимодействии необходимо его педагогическое сопровождение в виде целенаправленного влияния на учебно-познавательную, поисково-продуктивную деятельность обучающегося, построение индивидуальной образовательной траектории для сознательного изменения личностной сферы и активного поведения под воздействием внешних условий и внутренних противоречий.
В практическом отношении данная проблема изучена недостаточно. Для ее решения разработана модель педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия как структурная совокупность трех блоков (целевого, содержательно-технологического и результативного), позволяющая от теоретического понимания перейти к практическим действиям и проследить динамику процесса. Для достижения основной цели - обеспечения саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия - педагогическое сопровождение должно осуществляться в несколько последовательных этапов.
Первым является этап проектирования. Его сущность выявлялась, исходя из смысла понятия, предлагаемого в педагогике. В стратегическом плане проектирование может быть определено «как пошаговое осуществление образа будущего». Его развивающая функция основана на продуктивном воображении, которое нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта, логичность и последовательность совместной с другими людьми творческой (креативной) деятельности, эмоциональное обогащение, связанное с ощущением способности к преобразованию действительности и возможности получить, наряду с предметным, еще и педагогический результат в виде важных личностных приращений [1, с. 4]. В современном прочтении проектирование - это деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть [2, с. 61]; оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в образовательных системах, в педагогических технологиях [3, с. 21]. Педагогическое проектирование - это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная деятельность по изменению педагогической действительности [4, с. 25]. Все перечисленное выше позволяет достаточно обоснованно определить проектирование как первый этап педагогического сопровождения и охарактеризовать его как деятельность организаторов педагогического сопровождения, направленную на «промысливание» процесса саморазвития обучающихся и целенаправленное его преобразование, создание новых возможностей в условиях сетевого взаимодействия.
Второй этап педагогического сопровождения состоит в поддержке. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С. Газманом. Автор
определяет ее сущность как оказание превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи учащимся в решении индивидуальных проблем, связанных с успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [5, с. 60]. Педагогический смысл данного понятия заключается в том, что поддерживать можно лишь то и помогать тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые обучающийся на самом деле испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей). Педагогическая поддержка, изначально нацеленная на решение конкретных проблем саморазвития обучающихся - это основное средство автономизации собственных сил развития, запуска индивидуальных процессов самосознания, самоорганизации и самооценки учащегося. Она стимулирует - тонкими и мягкими педагогическими средствами - разнообразие саморазвития (самоопределения, самореализации и др.).
Поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя «процессы со- и само-», позволяющие решить постоянно возникающие у обучающихся проблемы (О.С. Газман). В широком социокультурном контексте - это элемент любого со-трудничества и взаимодействия, поскольку педагогическая поддержка проявляется позитивным отношением к деятельности человека и готовности со-действовать его начинаниям и самореализации (Н.Б. Крылова). Поддержка - это создание условий для сознательного самостоятельного разрешения ребенком (обучающимся) ситуации выбора при условии, если он не справляется самостоятельно и обращается к взрослому (Е.А. Александрова).
Основным содержанием поддерживающего этапа является предупреждение возможных отклонений и осложнений, ориентация на профилактическую деятельность, которая дает возможность предотвратить проявление негатива саморазвития, создать предпосылки для эмоционального комфорта с целью максимально самостоятельного выхода из проблемных ситуаций при минимальном участии педагога. Поддержка является переходным звеном между спроектированным (теоретическим предположенным) процессом саморазвития к задействованию фактических механизмов саморазвития в процессе сотрудничества. Таким образом, выбор поддержки как основного (центрального, связующего) этапа педагогического сопровождения обучающихся обусловлен тем, что она дает возможность следовать за естественным развитием обучающегося, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед. При этом признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каж-
дой индивидуальности, приоритет потребностей, целей и ценностей саморазвития. Педагог не является просто опорой, «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться, а побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т.е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.
Идея сотрудничества положена в основу заключительного, третьего этапа педагогического сопровождения, как отражение гуманистической направленности совместной развивающей деятельности обучающихся и педагога, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления познавательных интересов [6, с. 312-316]. В условиях сетевого взаимодействия сотрудничество как совместная деятельность, как организационное взаимодействие субъектов, характеризуется пространственным и временным соприсутствием, единством целей, организацией и управлением деятельностью, наличием позитивных межличностных отношений. С целью саморазвития оно реализуется через установку обучающихся на коллективное творчество, активное участие каждого в решении поставленной задачи и выбор личностно-значимого предмета деятельности, в смысле знаний, умений и навыков, а также способов выражения своего предпочтения, что обеспечивает проявление индивидуальности.
Предполагается, что педагогическое сопровождение, осуществляемое в ходе перечисленных выше этапов, создает условия для обеспечения продуктивной деятельности обучающихся, их субъект-субъектного взаимодействия, учета и развития индивидуальных особенностей, обусловленных их внутренним прогрессивным самоизменением. Структура педагогического сопровождения саморазвития обучающихся отражается целевым, содержательно-технологическим и результативным блоками модели, центральным звеном ее является организация процесса качественного, целенаправленного, сознательного изменения личностной сферы в пространстве собственной плодотворной деятельности и активного поведения под воздействием внешних условий. Основой успешности саморазвития обучающихся выступает «образовательный материал» (термин О.С. Газмана), как комплекс содержания и методов, используемых в педагогическом процессе, служащий базой для обеспечения само-образования и само-раз-вития.
В нашем конкретном случае комплекс мероприятий, направленный на достижение основной цели, представляет собой совокупность содержания, форм, методов и средств, реализуемых в сетевом взаимодействии. В ходе проектировочного этапа педагогического сопровожде-
ния проводятся консультации и дистанционные курсы для учителей, принимавших участие в эксперименте. Для активизации саморазвития обучающихся на втором и третьем этапах педагогического сопровождения организация сетевого взаимодействие осуществляется в нескольких направлениях: «учитель-ученик»: учитель организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими учениками, не предполагающее общение учеников друг с другом; средствами организации являются ставшие популярными в последнее время блоги и сайты педагогов, Twitter, Facebook и Friendfeed, ICQ и Skype, электронная почта. Такое взаимодействие помогает решить ряд важных задач: организовать работу с учениками, стремящимися получить дополнительные знания по предмету или слабо успевающими; организовать учебную деятельность детей, часто отсутствующих на уроках (дети со слабым здоровьем; спортсмены, выезжающие на соревнования и сборы; одаренные дети, участвующие в творческих школах, конкурсах, концертах); развивать познавательную активность, используя интерес учащихся к современным информационным технологиям; «ученик-ученик»: учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, определяющую их взаимодействие друг с другом, предполагая организующую и направляющую роль учителя (фасилитатора) и коллективную деятельность учеников, направленную на достижение общего результата. Сетевое взаимодействие школьников происходит в различных дистанционных мероприятиях (проектах, конкурсах, олимпиадах и пр.). Известно, что современные школьники самостоятельно и успешно организуют сетевое взаимодействие друг с другом в различных социальных сетях, правда, это не имеет отношения к образовательной деятельности. Педагогам следует активно использовать в образовательных целях существующую потребность и имеющиеся навыки школьников в сетевом взаимодействии; «учитель-учитель»: продуктивное взаимодействие педагогов друг с другом с использованием различных сетевых средств - это универсальный способ решения профессиональных проблем, непрерывного повышения квалификации, постоянного общения и обмена знаниями с коллегами, представления своего педагогического опыта широкой аудитории. Совместными усилиями создается общая копилка методических и дидактических материалов. Сетевое взаимодействие педагогов дает возможность найти единомышленников, расширить круг общения, узнать мнение коллег, получить бесплатные консультации, советы и рекомендации, обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета и образования в целом, повысить самооценку, получить стимул для творчества и профессионального развития.
В практической работе использовались такие методы, как телекоммуникационный проект; компьютерная конференция; сетевые (деловые, дидактические, развивающие) игры. Основными формами являлись - сетевые проекты, интернет-олимпиады, марафоны, конференции,
веб-квесты, конкурсы. Многие развивающие мероприятия осуществлялись как в он-лайн, так и офф-лайн режимах. В качестве средств сетевого взаимодействия использовались вики-сре-да и сетевые сервисы Веб 2.0. Методическим обеспечением служили разработанные автором учебные пособия.
При разработке педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия были определены его педагогические условия: наличие среды взаимодействия и достаточной свободы действий при сохранении целенаправленного управления продуктивной деятельностью; организация комфортных условий для полной самореализации, обеспечивающей осознанное, поступательное изменение Ego и переход его на более высокие стадии; осуществление во взаимодействии субъектов гуманистического подхода, стимулирующего потребность в самосознании и самоорганизации, регулярное создание ситуаций самооценивания как средства побуждения к саморазвитию; целенаправленная психолого-педагогическая подготовка учителей образовательных учреждений к педагогическому сопровождению в условиях сетевого взаимодействия.
Для оценки эффективности предлагаемой модели педагогического сопровождения использовался критериально-диагностический аппарат, состоящий из критериев и их показателей, а также диагностических методик для изучения динамики изменения уровня саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия.
Актуальность представленной работы вызвана, прежде всего, тем, что сегодня саморазвитие рассматривается как высшая потребность обучающегося, удовлетворение которой позволяет ему реализовать себя в полной мере. Только в этом случае обретается смысл существования, и личность становится тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают быть окружающие. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В этих условиях особое значение приобретает специально организованное и эффективно реализуемое педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся.
Список литературы
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / Под ред.
И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост.
Н.Б. Крылова. Вып. 1. - М., 1995. 110 с.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 164 с.
4. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. - М., 2002. № 2. С. 25-30.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: УВЦ «Инноватор», 1995. №3. С. 58-63.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
References
1. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoyeproyektirovaniye (Pedagogical projecting). - Moscow, 2005. 288 p.
2. Novyye tsennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchiteley i shkolnykh psikhologov / Edit. Krylo-va N.B. (New educational values: thesaurus for teachers and school psychologists). - Moscow, 1995. Iss. I. 110 p.
3. Borisova N.V. Obrazovatelniye tekhnologii kak obyekt pedagogicheskogo vybora (Educational technologies as an object of pedagogical choice). - Moscow, 2000. 164 p.
4. Prikot O.G. Pedagogicheskoye proyektirovaniye kak rabochiy instrument metodicheskoy sluzhby shkoly (Pedagogical projecting as the tool of school methodical service). Metodist (Methodist), 2002, no. 2, pp. 25-30.
5. Gazman O.S. Pedagogicheskayapodderzhka detey v obrazovanii kak innovatsionnayaproblema (Pedagogical support of children in education as an innovative problem). Novyye tsennosti ob-razovaniya: desyat kontseptsiy i esse (New educational values: ten concepts and essays), 1995, no. 3, pp. 58-63.
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya (Pedagogical psychology). - Moscow, 2000. 384 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Недогреева Наталия Герасимовна, доцент кафедры физики и методико-информацион-ных технологий, кандидат педагогических наук;
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов, 410012, Россия [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2586-4912
Пикулик Ольга Викторовна, заведующий кафедрой информатизации образования, кандидат педагогических наук
Саратовский областной институт развития образования ул. Большая Горная, д. 1, г. Саратов, 410031, Россия; e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1576-3389
DATA ABOUT THE AUTHORS
Nedogreeva Natalia Gerasimovna, associate professor of the chair of physics and methodic and informational technologies, candidate of pedagogical science Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhan Street, Saratov, 410012, Russia [email protected]
Pikulik Olga Viktorovna, the head of the Department of the Informatization of Education, candidate of pedagogical science
Saratov Regional Institute of Education Development 1, Bolshaya Gornaya Street, Saratov, 410031, Russia [email protected]