Научная статья на тему 'Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере режима отбывания наказания'

Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере режима отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / PENAL NORMS / PENAL MEANS / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / CRIMINAL AND LEGAL MEANS / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОСУЖДЁННЫЙ / ОТРЯД ОСУЖДЁННЫХ / CONDEMNED / GROUP OF THE CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сторожук Михаил Иванович

Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере отбывания наказания обеспечивается прежде всего системой уголовно-правовых, административно-правовых, уголовно-исполнительных и иных средств. Средствами уголовно-правового обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказаний выступают нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Конкретизацию и развитие организационная основа в рассматриваемой сфере регулярно получает в ежегодных директивах Минюста России, ФСИН России, в решениях коллегий, приказах, инструкциях, указаниях, обзорах ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сторожук Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of penal norms in the sphere of the mode of serving of punishment

Realization of penal norms in the sphere of serving of punishment is provided first of all with system of criminal and legal, administrative and legal, penal and other means. As means of criminal legal support of an order and conditions of execution and serving of punishments standards of the Criminal code of the Russian Federation, the Code of the Russian Federation about administrative offenses, the Penal code of the Russian Federation, the Act of the Russian Federation “About the institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment” act. The organizational basis in the considered sphere regularly gains a specification and development in annual directives of the Ministry of Justice of the Russian Federation, FPS of Russia, in decisions of boards, orders, instructions, instructions, reviews of FPS of Russia.

Текст научной работы на тему «Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере режима отбывания наказания»

УДК 343.82

М. И. Сторожук

РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НОРМ В СФЕРЕ РЕЖИМА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

M. I. Storozhuk

REALIZATION OF PENAL NORMS IN THE SPHERE OF THE MODE OF SER VING OF PUNISHMENT

Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере отбывания наказания обеспечивается прежде всего системой уголовно-правовых, административно-правовых, уголовно-исполнительных и иных средств. Средствами уголовно-правового обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказаний выступают нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Конкретизацию и развитие организационная основа в рассматриваемой сфере регулярно получает в ежегодных директивах Минюста России, ФСИН России, в решениях коллегий, приказах, инструкциях, указаниях, обзорах ФСИН России.

Realization of penal norms in the sphere of serving of punishment is provided first of all with system of criminal and legal, administrative and legal, penal and other means. As means of criminal legal support of an order and conditions of execution and serving of punishments standards of the Criminal code of the Russian Federation, the Code of the Russian Federation about administrative offenses, the Penal code of the Russian Federation, the Act of the Russian Federation "About the institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment" act. The organizational basis in the considered sphere regularly gains a specification and development in annual directives of the Ministry of Justice of the Russian Federation, FPS of Russia, in decisions of boards, orders, instructions, instructions, reviews of FPS of Russia.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные нормы; уголовно-правовые средства; административно-правовые средства; уголовно-исполнительные средства; осуждённый; отряд осуждённых.

Keywords: penal norms; criminal and legal means; administrative and legal means; penal means; the condemned; group of the condemned.

Реализация уголовно-исполнительных норм в сфере отбывания наказания обеспечивается прежде всего системой уголовно-правовых, административно-правовых, уголовно-исполнительных и иных средств.

Средствами уголовно-правового обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказаний выступают нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ1), обладающие свойством воздействовать на участников правоотношений в данной сфере с целью реального осуществления в установленном объёме прав, обязанностей и законных интересов осуждённых. Система данных норм включает в себя уголовно-правовые средства обеспечения реализации назначенного наказания, не влекущие уголовной ответственности и

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

уголовно-правовые средства обеспечения реализации назначенного наказания, влекущие уголовную ответственность.

К числу указанных норм следует отнести нормы, предусматривающие замену назначенного наказания на более строгое наказание (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 4 ст. 53 УК РФ); нормы, устанавливающие уголовную ответственность осуждённых за: побег из места лишения свободы (ст. 313 УК РФ), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ) и др.1

Непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу имеет норма, содержащаяся в ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) . Она предусматривает ответственность за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом.

К другим отраслям права, «участвующих» в обеспечении реализации уголовно-исполнительных норм в полной мере следует отнести нормы, содержащиеся в гражданском и гражданско-процессуальном законодательстве. Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 11 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» содержит норму, согласно которой «дела по жалобам ... лиц, осуждённых к лишению свободы, на действия администрации ... исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания . рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ»3.

Уголовно-исполнительные нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)4 конкретизируются в других уголовно-исполнительных законах, в ведомственных нормативных документах центрального и территориальных органов управления УИС, начальников исправительных учреждений.

1 См.: Гаманенко Л. И. Уголовно-правовое обеспечение реализации назначенного наказания : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

3 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 11 // Российская газета. 2009. 18 февраля.

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

Так, в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются, в частности, обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Для успешного осуществления данной функции Закон предоставляет администрации учреждений довольно широкие права, а именно:

- осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, на которых установлены режимные требования;

- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

- требовать от осуждённых и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

- применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

- производить досмотр и обыск осуждённых, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, и на территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещённые вещи и документы;

- проводить медицинское освидетельствование осуждённых с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осуждённых;

- производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

- применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных Законом;

- временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. содержит специальную статью (ст. 12), которая детально регламентирует обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

В ст. 38 Закона установлен определённый порядок посещения учреждений, исполняющих наказания, должностными лицами и гражданами, который призван обеспечить их личную безопасность1.

Конкретизацию и развитие организационная основа в рассматриваемой сфере регулярно получает в ежегодных директивах Минюста России, ФСИН России, в решениях коллегий, приказах, инструкциях, указаниях, обзорах ФСИН России.

Так, приказом Минюста России от 13 июля 2006 г. утверждена Инструкция о надзоре за осуждёнными, содержащимися в исправительных колониях (ИК). Основные положения данной Инструкции способствуют созданию в исправительных колониях безопасных условий как для осуждённых, так и для персонала учреждений с помощью осуществления надзора за осуждёнными. В ней определены обязанности начальника колонии, других должностных лиц ИК по осуществлению надзора за осуждёнными.

Вопросы взаимоотношения осуждённых и работников исправительного учреждения (ИУ), проверки наличия осуждённых, порядок изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в ИУ вещей, особенности содержания осуждённых в строгих условиях отбывания наказания и многие другие вопросы надзорно-режимного характера закреплены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 2052.

Одной из форм обеспечения реализации уголовно-исполнительных норм, обеспечивающих порядок и условия исполнения и отбывания наказания, является разъяснение действующего законодательства, решений судебных органов.

В качестве примера можно привести письмо директора ФСИН России от 9 октября 2009 г. № 10/1-4231 в адрес начальников территориальных органов ФСИН России по разъяснению решения Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2009 № ГКПИ09-13 о признании недействительными пунктов 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в части, допускающей распространение положений этих пунктов на пронос и использование адвокатом (защитником) при свиданиях с осуждённым средств связи.

1 См. подробнее: Правовое регулирование и организация режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах : краткий курс лекций / под общ. ред. С. Ю. Смирнова, науч. ред. А. Я. Гришко. Рязань. 2010. С. 219-318.

2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

Другой формой реализации администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания, предписаний уголовно-исполнительного законодательства является вменение соответствующих обязанностей должностным лицам. В действующих нормативных актах подчёркивается персональная ответственность начальника исправительного учреждения за организацию работы сотрудников учреждения по обеспечению надзора за осуждёнными1.

Следует заметить, что реализация законодательства с помощью конкретных предписаний в таких нормативных правовых актах, каковыми являются инструкции, издавна присуща практике в сфере исполнения наказаний. Достаточно назвать их родоначальницу - Инструкцию смотрителю тюремного замка 1831 г. Л. П. Рассказов и И. В. Упоров называют её истоком уголовно-исполнительного права России2.

Историческая преемственность имеет место и в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые определяют: основные права и обязанности осуждённых в ИУ, порядок приёма пищи; порядок передвижения осуждённых в пределах колонии; порядок изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в ИУ вещей; порядок переписки осуждённых, получения и отправления денежных переводов; порядок предоставления осуждённым свиданий; порядок предоставления осуждённым телефонных разговоров; порядок приёма и получения осуждёнными посылок, передач, бандеролей; порядок приобретения осуждёнными продуктов питания, вещей, предметов и оказания дополнительных услуг; особенности размещения и условия содержания осуждённых в различных видах исправительных учреждений и условий отбывания наказаний и др.

На начальника отряда возлагается обязанность разъяснять осуждённым их обязанности и права, условия отбывания наказания, оказывать содействие осуждённым в ознакомлении с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.

Он обязан совместно с сотрудниками других служб ИУ проводить с нарушителями установленного порядка отбывания наказания воспитательную работу, обеспечивать выполнение осуждёнными Правил внутреннего распорядка ИУ и требования иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы; контролировать полноту и объективность материалов о нарушениях осуждёнными порядка отбывания наказания, законность и обоснованность предлагаемых мер воздействия.

В деле реализации конкретных норм уголовно-исполнительного законодательства своё место занимает персонализация роли

1 См.: Положение об отряде осуждённых исправительного учреждения. Утверждено приказом Минюста России от 25.03.2003 № 69 // Российская газета. 2003. 10 апреля.

2 См.: Рассказов Л. П., Упоров И. В. Инструкция смотрителю губернского замка 1831 года как исток уголовно-исполнительного права России // Правоведение. 2000. № 2. С.244-249.

сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания. Помимо конкретных предписаний в плане определения прав и их должностных обязанностей должностных лиц значительными являются обзоры и приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка и условий исполнения наказаний.

В механизме реализации уголовно-исполнительных норм своё место занимают локальные нормативно-распорядительные акты, принимаемые администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам режима и безопасности. Такого рода локальными нормами являются:

- распорядок дня осуждённых, утвержденный начальником колонии;

- приказ начальника колонии об организации комплексного (объектового) надзора за поведением осуждённых;

- суточная ведомость надзора в ИК;

- план надзора на очередные сутки, утверждённый начальником

ИК;

- график несения службы оперативными дежурными, утверждённый начальником ИК, и др.

Таким образом, правовую основу реализации уголовно-исполнительных норм в сфере обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- другие законодательные акты Российской Федерации;

- подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

- нормативные акты центрального федерального органа исполнительной власти (приказы, распоряжения Минюста России, ФСИН России);

- нормативные акты территориальных органов управления уголовно-исполнительной системой (приказы, распоряжения, указания ГУФСИН, УФСИН республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

- локальные нормативные акты, принимаемые администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам надзора, режима и безопасности (приказы, распоряжения начальников ИК).

Анализ жалоб осуждённых показывает, что наибольшее их количество вызывают условия содержания в исправительных учреждениях, а именно - в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа. Примерно четвёртая часть жалоб поступает на действия администрации исправительных учреждений: необоснованное применение физической силы и спецсредств, наложение взысканий, несвоевременное отправление корреспонденции и др. Значительное место среди заявлений составляют просьбы о переводе в исправительное учреждение, расположенное

вблизи места жительства родственников, либо в другое исправительное учреждение в целях обеспечения личной безопасности.

Сказанное обусловливает особое значение реализации уголовно-исполнительных норм в рассматриваемой сфере, совершенствования её механизма.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

6. Положение об отряде осуждённых исправительного учреждения. Утверждено приказом Минюста России от 25.03.2003 № 69. // Российская газета. 2003. 10 апреля.

7. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 11 // Российская газета. 2009. 18 февраля.

8. Гаманенко Л. И. Уголовно-правовое обеспечение реализации назначенного наказания : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010.

9. Правовое регулирование и организация режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах : краткий курс лекций / под общ. ред. С. Ю. Смирнова, науч. ред. А. Я. Гришко. Рязань, 2010.

10. Рассказов Л. П., Упоров И. В. Инструкция смотрителю губернского замка 1831 года как исток уголовно-исполнительного права России // Правоведение. 2000. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.