Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / бакалавры / компетенции / учебно-исследовательская деятельность / научная деятельность / экономика / education / bachelors / competencies / educational and research activities / scientific activity / economics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Видяйкина Полина Михайловна, Буланова Валерия Олеговна

Статья посвящена актуальным вопросам реализации учебно-исследовательской деятельности при подготовке бакалавров экономического направления по профилю «Финансы и страхование». Были рассмотрены особенности организации учебно-исследовательской деятельности при подготовке студентов. Классифицированы способы организации учебно-исследовательской деятельности. В статье приведены актуальные методы научного исследования, которые могут быть реализованы в процессе обучения. Описаны типы учебно-исследовательских проектов и их взаимосвязь с уровнями самостоятельности студентов. Определены наиболее эффективные методы, которые могут быть применены на дисциплинах финансового-экономического блока профиля «Финансы и страхование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Видяйкина Полина Михайловна, Буланова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to topical issues of the implementation of educational and research activities in the preparation of bachelors of economics in the profile "Finance and Insurance". The features of the organization of educational and research activities in the preparation of students were considered. The methods of organizing educational and research activities are classified. The article presents current methods of scientific research that can be implemented in the learning process. The types of educational and research projects and their relationship with the levels of independence of students are described. The most effective methods that can be applied in the disciplines of the financial and economic block of the profile "Finance and Insurance" are determined.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»»

13. Ракитов, А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А.И. Ракитов // Высшее образование в России. - 2018. - №6,- С. 41-49

14. Рябкина, В.М. Педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности / В.М. Рябкина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 1(98). - С. 34-36

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Буланова Валерия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам реализации учебно-исследовательской деятельности при подготовке бакалавров экономического направления по профилю «Финансы и страхование». Были рассмотрены особенности организации учебно-исследовательской деятельности при подготовке студентов. Классифицированы способы организации учебно-исследовательской деятельности. В статье приведены актуальные методы научного исследования, которые могут быть реализованы в процессе обучения. Описаны типы учебно-исследовательских проектов и их взаимосвязь с уровнями самостоятельности студентов. Определены наиболее эффективные методы, которые могут быть применены на дисциплинах финансового-экономического блока профиля «Финансы и страхование».

Ключевые слова: образование, бакалавры, компетенции, учебно-исследовательская деятельность, научная деятельность, экономика.

Annotation. The article is devoted to topical issues of the implementation of educational and research activities in the preparation of bachelors of economics in the profile "Finance and Insurance". The features of the organization of educational and research activities in the preparation of students were considered. The methods of organizing educational and research activities are classified. The article presents current methods of scientific research that can be implemented in the learning process. The types of educational and research projects and their relationship with the levels of independence of students are described. The most effective methods that can be applied in the disciplines of the financial and economic block of the profile "Finance and Insurance" are determined.

Key words: education, bachelors, competencies, educational and research activities, scientific activity, economics.

Введение. Организация учебно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач в образовании, связанной с потребностью общества в специалистах высокого уровня подготовки. В сфере экономики специалист должен уметь решать нестандартные задачи, критически мыслить, знать и применять в практической деятельности методы научного исследования. В связи с этим возникает необходимость в поиске эффективных способов организации образовательного процесса, с помощью которых будет происходить формирование у студентов необходимых для профессиональной деятельности компетенций. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо учитывать специфику её организации, особенности учебных дисциплин, а также готовности студентов к данному виду деятельности. В зависимости от дисциплины выбираются методы учебно-исследовательской деятельности, определяется форма работы со студентами и создаются необходимые педагогические условия.

Цель статьи - изучить особенности и выявить способы реализации учебно-исследовательской деятельности в подготовке бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование».

Изложение основного материала статьи. Учебно-исследовательская деятельность - это метод обучения, при котором осуществляется активное включение студентов в работу по поиску и анализу информации, в процессе которой происходит формирование новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность связана с научной деятельностью, которая в свою очередь характеризуется мотивированностью, предметностью, целенаправленностью. Результатом научно-исследовательской деятельности выступает появление познавательных мотивов, исследовательских навыков, а также получение студентами новых знаний и различных способов деятельности.

На данный момент при формировании у студентов исследовательских умений существует ряд сложностей, которые заключаются в следующем:

1. Потребность общества в подготовке специалистов высокого уровня подготовки и недостаточная практическая подготовленность студентов к ведению экономической деятельностью. При составлении образовательных программ невозможно полностью спрогнозировать темпы развития технологий и ситуацию на рынке труда. Образовательные программы не успевают среагировать за темпами развития технологий и требованиями рынка, что приводит к разрыву между получаемым образованием и реальными потребностями общества.

2. Недостаточная возможность вузов в реализации учебно-исследовательской деятельности при подготовке специалистов экономических специальностей, связанная с теоретическим обоснованием и методическим обеспечением развития исследовательских навыков.

3. Изменение форм организации образовательного процесса, переход от традиционных форм к внедрению инновационных педагогических технологий в условиях социально-экономических изменений.

Развитие профессиональных компетенций специалистов экономической области происходит в процессе аналитической, экономической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности [6, 7].

Учебно-исследовательская деятельность имеет следующие особенности:

1. Предполагает не только получение студентами новых знаний, но и способствует активизации самостоятельной работы обучающихся, сопровождающаяся познавательной деятельностью.

2. Наличие интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов в процессе мыслительной деятельности студентов, которые дают возможность развития индивидуальных способностей и внутреннего потенциала личности. Исследовательская деятельность выступает как средство самообразования и самореализации.

3. Наличие структурных компонентов, позволяющих устанавливать межпредметные связи и организовывать самостоятельную работу студентов. К компонентам учебно-исследовательской деятельности относятся: определение проблемы, поиск информации и анализ данных, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, формулирование выводов.

4. Большая доля самостоятельной работы на определенных этапах исследовательской деятельности.

5. Недетерминированность или неполная детерминированность действий в процессе достижения цели и задач исследования [3].

К основным формам исследовательской деятельности обучающихся относится:

- научные публикации и участие в конференциях;

- написание научно-исследовательских работ;

- участие в конкурсах и олимпиадах.

Основными формами научно-исследовательской деятельности студентов являются: доклады на научных конференциях, научно-практических семинарах всех уровней, участие в олимпиадах, подготовка научных публикаций, участие в конкурсах на лучшую НИР, участие в конкурсах различных уровней.

При подготовке бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» можно выделить следующие направления реализации учебно-исследовательской деятельности:

- повышение мотивации студентов к исследовательской деятельности посредством создания условий для её организации;

- развитие у обучающихся навыков и умений в сфере научной деятельности;

- внедрение в образовательный процесс научных исследований.

Факторами мотивации могут быть: вовлечение студентов в изучении новых фактов, обоснование практической значимости исследования и возможности использования знаний в профессиональной деятельности, направленность преподавателей на индивидуальные стимулы студентов, нахождение доя них наиболее привлекательных исследовательских проектов. Также мотивацией может являться получение достижений в научно-исследовательской деятельности, получение повышенной государственной академической стипендии, участие в грантовых конкурсах [4].

Повышении интереса к исследованию во многом зависит от деятельности преподавателей и студентов, оказывающих влияние на ценностные установки в области исследовательской работы. При реализации учебно-исследовательской деятельности выделяют следующие уровни самостоятельности студентов:

Первый уровень. Студент может сформулировать проблему, определить последовательность действий и обозначить степень решения исследовательской задачи. На данном уровне происходит ознакомление с ключевыми задачами деятельности и поиск решения проблемы. Примером организации может быть эвристическая беседа, в процессе которой происходит мыслительная деятельность по решению проблемы. Осуществляется посредством фронтальной формы обучения.

Второй уровень. Данный уровень предполагает более детальный разбор задач исследования. Студенты рассматривают основные элементы исследования и реализовывают групповую работу по решению проблемы.

Третий уровень. Происходит самостоятельная работа обучающихся над исследованием. Примером организации исследовательской деятельности на данном уровне может выступать работа студентами над разработкой исследовательских проектов. Данный уровень предполагает развитие навыков мышления и применения научно-исследовательских методов.

При работе над исследовательским проектом обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск и анализ необходимой информации, структурируют последовательность материала и формулируют результаты исследования. Тема исследовательского проекта может иметь межпредметный характер и сочетать в себе материал из различных дисциплин, что позволяет применять знания в различных областях деятельности. Так, при изучении в исследовательской работе экономических явлений можно рассмотреть их эффективность в других сферах деятельности.

Использование межпредметных связей не только способствует повышению заинтересованности обучающихся в исследовании, но и дает возможность расширить область применения экономических знаний в профессиональной деятельности. Тема исследовательской работы может быть выбрана исходя из будущей профессиональной деятельности обучающегося. По профилю подготовки «Финансы и страхование» работа над исследовательским проектом может быть построена на основе дисциплин из различных комплексных блоков учебной программы. Так, исследовательский проект может иметь межпредметные связи между следующими дисциплинами профессионального цикла: «Финансы организаций», «Финансовый менеджмент», «Страхование» «Финансовые риски», «Статистика» и других [2].

Темами исследовательских проектов студентов экономических специальностей на стыке дисциплин «Экономика» и «Статистика» могут быть следующие:

1. Методы прогнозирования экономических показателей;

2. Оценка влияние инфляции на экономический рост;

3. Изучение количественных и качественных методов анализа в экономике и статистике;

4. Сравнительный анализ экономических систем;

5. Анализ финансовой устойчивости организаций в условиях экономической нестабильности и другие.

В процессе исследовательской деятельности в рамках профиля подготовки «Финансы и страхование» в работе должны использоваться различные методы исследовательской деятельности, такие как:

- методы статистико-экономического исследования;

- корреляционный анализ;

- регрессионный анализ и дисперсионный анализ;

- методы моделирования;

- экспертные методы [5].

Наиболее часто используемые методы в обучении - это аналитические и прогнозные методы, так как они являются универсальными и наиболее понятны обучающимся в применении.

Работа над исследовательскими проектами возможна в различных формах работы обучающихся: индивидуальных, групповых или коллективных. В зависимости от широты проблемы исследования следуют определить количество студентов, которые будут работать над проектом. Помимо этого, нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся [1].

Исследовательские проекты также классифицируют по продолжительности выполнения проекта и делятся на:

- краткосрочные (около недели);

- среднесрочные (от месяца до полугода);

- долгосрочные (разрабатываются в течении длительного времени, от полугода).

От уровня готовности студента к исследовательской деятельности выделяют различные формы участия преподавателя в сопровождении обучающего, определяемое большей или меньшей степени участия педагога в руководстве. При готовности обучающегося к самостоятельной работе, преподаватель консультирует студента в выборе темы, содержания исследования, теоретической и практической части работы, результатов деятельности.

Если исследовательская деятельность студентов находится на достаточно низком уровне, то целесообразно организовывать работу над проектом в группах. При этом следует учитывать то, что исследовательский потенциал среди студентов в каждой из групп должен находится примерно на одном уровне, чтобы избежать пассивной позиции участников внутри группы. Более целесообразно дать «слабой» группе задание, которое соответствует уровню их подготовки. Студенты, имеющие высокий исследовательский потенциал, могут работать над исследовательским проектом в индивидуальном формате.

Различные виды исследовательской деятельности в настоящий момент являются эффективными способами подготовки специалистов, обеспечивают развитие науки и образования, а также способствуют:

- Повышению интереса студентов к изучению и получению новых знаний;

- Овладению практическими навыками;

- Раскрытию в обучающихся творческого потенциала, способности к исследовательской деятельности и получения достижений в этой области;

- Умению рефлексировать, проводить самоанализ, совершенствовать и умение организовать собственную исследовательскую деятельность.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что методическая реализация учебно-исследовательской деятельности при подготовке бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» является одной из важнейших составляющих достижения образовательных результатов. Исследовательская деятельность способствует активизации у студентов поисковой деятельности, улучшению их профессиональной деятельность и развитию способности к самостоятельной работе. На данный момент наблюдается потребность в создании педагогических условий, с помощью которых достигается формирование у обучающихся исследовательских навыков, необходимых для их дальнейшей практической деятельности. С учетом содержания образовательной программы и профессиональной направленности должны внедрятся наиболее эффективные методы учебно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Багаутдинова, А.Ш. Исследовательская деятельность как основа развития познавательной самостоятельности студентов / А.Ш. Багаутдинова, И.В. Клещева // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - №2.

2. Винникова, И.С. Современные методы преподавания экономических дисциплин в вузе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.В. Власова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. -Т. 9. -№ 9-2. - С. 5-10

3. Воробьева, И.А. Структура и содержание научно-исследовательской деятельности студентов / И.А. Воробьева, М.Ю. Карлова, Т.П. Фомина // МНИЖ,- 2022. - №4-3 (118).

4. Исаева, М.А. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в условиях современного вуза / М.А. Исаева, А.О. Плиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-4.

5. Кузнецова, Е.А. Реализация исследовательской деятельности при изучении дисциплин профессионального блока бакалаврами профиля «финансы и страхование» / Е.А. Кузнецова, И.С. Винникова, К.Д. Винников // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№78-1.

6. Кузнецова, Е.А. Использование цифровой образовательной среды при изучении дисциплины "Финансовая математика" студентами экономических специальностей в вузе / Е.А. Кузнецова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: Материалы XIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области, Москва-Иваново-Шуя, 6-7 октября 2021 года / Отв. редактор A.A. Червова. Москва-Иваново-Шуя: Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2021. - С. 88-90. EDN: KOHAXV

7. Попович, А.Э. Самореализация студентов в научно-исследовательской деятельности как профессиональная потребность / А.Э. Попович // Педагогика и психология образования. - 2023. - №2.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант направления « Геоэкологическое образование» Кислова Ольга Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье раскрыта проблема формирования бережного отношения к природе у младших школьников. Рассмотрены философские и психолого-педагогические исследования, раскрывающие методологические основы проблемы формирования понятия «бережливость», его сущность. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования бережного отношения к природе у младших школьников, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Оберег родного края» на основе технологии коллективного творческого дела. Раскрыты и реализованы методические условия формирования бережного отношения к природе во внеурочной деятельности, включающие сопряжение этапов формирования бережного отношения к природе с содержанием курса и с видами эколого-ориентированных ответственных дел. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: бережное отношение, методологические основы, педагогическая система, внеурочная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.