Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА БАКАЛАВРАМИ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА БАКАЛАВРАМИ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Винников Кирилл Дмитриевич

Статья посвящена вопросам актуализации методов научного исследования в системе финансово-экономического образования бакалавров направления «Финансы и страхование». Раскрыты ключевые методы, применяемые при реализации дисциплин финансово-экономических блоков. Описаны методы исследовательской деятельности, применение которых актуально при изучении профильных дисциплин. Определены наиболее актуальные методики исследования финансово-экономических процессов в аспекте развития познавательной деятельности бакалавров профиля «Финансы и страхование». Обоснована необходимость взаимосвязи профильных дисциплин с методами моделирования и статистического анализа, постоянного применения их в рамках практических занятий, с целью формирования исследовательского навыка обучающихся для последующей подготовки квалификационной работы. Предложенные методы позволяют не только способствуют развитию исследовательской деятельности, но и формируют научный взгляд на проблемы и задачи, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Винникова Ирина Сергеевна, Винников Кирилл Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF RESEARCH ACTIVITIES WHEN STUDYING THE DISCIPLINES OF THE PROFESSIONAL BLOCK BY BACHELORIES OF THE PROFILE "FINANCE AND INSURANCE"

The article is devoted to the issues of updating the methods of scientific research in the system of financial and economic education of bachelors of the direction "Finance and Insurance". The key methods used in the implementation of the disciplines of financial and economic blocks are disclosed. The methods of research activity, the application of which is relevant in the study of specialized disciplines, are described. The most relevant methods of studying financial and economic processes in the aspect of the development of cognitive activity of bachelors of the profile "Finance and insurance" are determined. The necessity of interconnection of specialized disciplines with the methods of modeling and statistical analysis, their constant application in the framework of practical classes, in order to form the research skills of students for the subsequent preparation of qualification work, is substantiated. The proposed methods allow not only to contribute to the development of research activities, but also form a scientific view of the problems and tasks that may arise in professional activities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА БАКАЛАВРАМИ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»»

рекомендациями по его применению. Электронные базовые учебники внесены в список основной литературы, рекомендуемой для каждой изучаемой дисциплине. Базовые и внутренние электронные образовательные ресурсы, размещаемые в информационной образовательной среде вуза, рекомендованы для самостоятельной работы для подготовки к практическим видам занятий, а также при проведении занятий в контактной форме. Результаты эксперимента показали, что комплексный подход к применению электронных образовательных ресурсов при проектировании дидактической системы вуза интенсифицирует процесс обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, положительно сказывается на динамике успеваемости, мотивирует к развитию и углублению знаний всех участников образовательного процесса.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать вывод, что применение электронных средств обучения в образовательном процессе высшего технического учебного заведения должно быть комплексным, то есть тесно связанным с традиционными видами обучения и внедрено в информационную технологию обучения в оптимальной пропорции. Только таким образом можно достигнуть планируемых результатов в формировании необходимых компетенций в системе профессиональной подготовки специалистов.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.

2. Лалов, Б.Ц. Дидактические основы использования автоматизированных средств обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лалов Боян Цветков. - Москва, 1982. - 21 с.

3. Молибог, А.Г. Программированное обучение / А.Г. Молибог. - М.: Высшая школа, 1970. - 199 с.

4. Сергеев, М.Ю. Автоматизированные системы управления учебным контентом / М.Ю. Сергеев, Т.И. Сергеева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012.- Т. 8, № 11. - С. 27-29

5. Снадченко, С.В. Применение мультимедийных средств обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла в самостоятельной подготовке к занятиям обучающихся военного вуза / С.В. Снадченко, Е.А. Крайнова, Ю.А. Тихонов // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: материалы VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л.К. Гуриевой. - Москва, 2022. - С. 14-21

6. Таркаева, О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: автореферат дис. ... канд. пед. наук: Таркаева Ольга Петровна. - Казань, 1987. - 27 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Винников Кирилл Дмитриевич

Дзержинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА БАКАЛАВРАМИ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена вопросам актуализации методов научного исследования в системе финансово-экономического образования бакалавров направления «Финансы и страхование». Раскрыты ключевые методы, применяемые при реализации дисциплин финансово-экономических блоков. Описаны методы исследовательской деятельности, применение которых актуально при изучении профильных дисциплин. Определены наиболее актуальные методики исследования финансово-экономических процессов в аспекте развития познавательной деятельности бакалавров профиля «Финансы и страхование». Обоснована необходимость взаимосвязи профильных дисциплин с методами моделирования и статистического анализа, постоянного применения их в рамках практических занятий, с целью формирования исследовательского навыка обучающихся для последующей подготовки квалификационной работы. Предложенные методы позволяют не только способствуют развитию исследовательской деятельности, но и формируют научный взгляд на проблемы и задачи, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: бакалавры, исследовательская деятельность, статистические методы исследования, экспертный метод, профессиональный блок дисциплин.

Annotation. The article is devoted to the issues of updating the methods of scientific research in the system of financial and economic education of bachelors of the direction "Finance and Insurance". The key methods used in the implementation of the disciplines of financial and economic blocks are disclosed. The methods of research activity, the application of which is relevant in the study of specialized disciplines, are described. The most relevant methods of studying financial and economic processes in the aspect of the development of cognitive activity of bachelors of the profile "Finance and insurance" are determined. The necessity of interconnection of specialized disciplines with the methods of modeling and statistical analysis, their constant application in the framework of practical classes, in order to form the research skills of students for the subsequent preparation of qualification work, is substantiated. The proposed methods allow not only to contribute to the development of research activities, but also form a scientific view of the problems and tasks that may arise in professional activities.

Key words: bachelors, research activity, statistical research methods, expert method, professional block of disciplines.

Введение. Любая отрасль современной науки неотрывно связана с процессами исследования, предполагает наличие поиска и решения множества задач. Специфика отрасли научного познания на прямую с коррелирована с методами, которые позволяют изучать процессы более глубоко и подробно.

Исследование в любой научной отрасли - от идеи до подведения итогов формулируется и реализуется своим путем и сугубо индивидуально, но вместе с этим существуют общие подходы и последовательности при его проведении. Исследование - от идеи до подведения итогов всегда формулируется и реализуется своим путем, сугубо индивидуально, но вместе с этим существуют общие подходы и последовательности при его проведении.

Построение современных исследований формируется через обеспечение возможности максимально детально изучить сущность процессов и явлений любой природы и любого происхождения. Подобное реализуемо только при условии анализа исследуемого объекта как видоизменяющуюся во времени структуру, т.е. учитывая его трансформацию и изменение с момента возникновения, что применимо не только для естественных процессов, но и для процессов финансово-экономического характера. Определение специфики методов, применяемых при реализации исследовательской работы в формате финансово-экономического обучения, их места при изучении дисциплин профильных цикла, ключевой момент более глубокого и детального изучения дисциплин профессионального блока.

Цель статьи - рассмотреть и обосновать место методов научного исследования, применяемых при организации финансово-экономического обучения бакалавров направления «Финансы и страхование» при изучении дисциплин профессионального блока.

Изложение основного материала статьи. Процесс изучения в научной его трактовке-это соблюдение научной объективности, не исключение из рассмотрения моментов и факторов, которые сложно объяснить или найти применение на практике. Это объясняется в первую очередь тем, что новое в науке-перспективные открытия или факты на начальном этапе зачастую не сформулированы в полной мере даже для самого исследователя. В этом зачатую кроется причина того, что перспективные открытия и научные факты остаются в резерве научных знаний в сторону до того момента, пока не оказываются востребованными.

Сам процесс научного исследования-это всегда процесс, следующий по заранее определённому плану: от идеи до нахождения оптимального решения. Открытие может быть сделано и случайно, но чаще всего научное исследование - это задача, решенная с помощью грамотно подобранных методов и подходов, специальных технических средств, соответствующих цели. Научное исследование обладает рядом отличительных признаков, которые выделяют его из других видов деятельности. Данный вопрос затрагивался в работе многих исследователей, но можно выделить несколько, которые более явно характеризуют исследование как научное, а не какое-то иное.

В процессе финансово-экономического образования студенты проводят большой объем исследований процессов, происходящих в мировой экономике и в экономике в России. Проводят сопоставление показателей деятельности различных сфер и ищут взаимосвязи и взаимозависимости между событиями. Неоспоримым является факт, что включение научного исследования в изучение дисциплин профессионального блока таких как: «Финансовые риски», «Финансовый анализ», «Финансовый менеджмент», закладывает основательный фундамент будущей профессии позволяя иначе смотреть на решение возникающих задач и побуждает к последующему самостоятельному изучению отдельных аспектов выбранной профессии.

Рассмотрим подробнее какие методы научного исследования применяются при организации финансово-экономического обучения.

В первую очередь, стоит рассмотреть метод статистико-экономического исследования. Дисциплина «Статистика», изучаемая на первом или втором курсе, дает обширные возможности структурирования и исследования больших массивов данных и информации.

Метод статистико-экономического анализа - это всесторонне рассмотрение экономических явлений с помощью обработки большого объема данных характеризующих эти явления через специальные подходы и приемы математической статистики. В первую очередь данный метод применяется для определения структуры данных, анализа совокупности в целом, выявления закономерностей различного вида, которые позволяют формировать прогнозы развития процессов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Для определения хода реализации данного метода, все действия подразделены на несколько этапов. В первую очередь, как и большинство методов экономического характера, исследование начинается со сбора информации, т.е. проведения статистического наблюдения. Информация должна обладать конкретными характеристиками и относительно проведения ее сбора соблюдается ряд требований, формулируемых исходя из целей.

Второй этап - это предварительная обработка собранной информации, определение уровня ее достоверности и упорядочивание ее, чаще всего в виде таблиц. На третьем этапе идет анализ данных. Он может быть направлен как на оценку ситуации по полученным показателям, так и формулировать предположения о том, как процесс будет включает разработку мероприятий позволяющих, в зависимости от результата предыдущих этапов сохранить мероприятия и процессы без изменения или разработать дополнения, внести поправки в анализируемые процессы.

Основная сфера применения статистико-экономического метода при изучении дисциплин профессионального блока -это изучение явлений и процессов в экономико-финансовой сфере различного вида, позволяющих получить представление о динамике рынка и мировой экономики в целом. Ключевые инструменты метода: графическая интерпретация процессов, анализ параллельных рядов, расчёт индексов, проведение корреляционного анализа, и теоретическое обобщение полученных результатов.

Статистическое наблюдение или статистический учет при проведении исследования в экономической сфере представляет важный этап исследования через регистрацию признаков в специально определенных документах. Наиболее часто статистические наблюдения проводятся в форме отчетности, т.е. деятельность ведется на основе заранее подготовленных материалов и законодательных актов, и переписи, когда данные собираются через специально организованное исследование.

В зависимости от характеристики анализируемого экономического процесса наблюдение может осуществляться постоянно (оно называется текущее), либо иногда, по мере необходимости (периодическое и единовременное).В зависимости от того на сколько наблюдение является узконаправленным, т.е. на сколько обособлен процесс, который необходимо рассмотреть и какие для этого берутся объекты, оно может быть сплошным или выборочным, монографическим и т.д.

При статистико-экономическом методе исследования применяются различные виды анализа. Рассмотрим ключевые, которые для исследования экономико-социальных процессов являются наиболее эффективными.

Применение экономических группировок предполагает разбиение изучаемой совокупности на группы по обозначенным признакам с целью анализа изменений, структурных сдвигов, выявления закономерностей явления, которое подлежит анализу и изучению. В зависимости какое количество факторов используется для формирования групп выделяют группировки простые, когда берется один однородный признак или комбинированные, когда признаков два или больше. Чаще всего комбинированные группировки используют для изучения сложных процессов, описание изменения которых по одному признаку не является показательным и эффективным.

Корректно и грамотно проведенная группировка позволяет рассчитать достоверные показатели признаков общественного явления. При группировке, как правило используют абсолютные величины, которые принято делить на индивидуальные и суммарные величины. Подобное деление обусловлено тем, какие части изучаемой совокупности характеризуются этими показателями: описывается вся совокупность или ее часть.

Характеристики группировок могут быть различны и зависят от характера исследуемых признаков, поставленной задачи и цели исследования.

Также для исследования процессов экономического характера широко используются ряды динамики. Ряд динамики составленный по показателям, расположенным в хронологическом порядке позволяет сформировать представление о развитии процесса во времени, сделать анализ по изменении признака в контексте изменений отрасти, в банковском секторе или при других изменениях и сформулировать обоснованный прогноз для будущего периода.

Немаловажным при исследовании финансово-экономических процессов является использование корреляционный анализ. Обучающимися профиля «Финансы и страхование» данный метод используется при подготовке выпускной квалификационной работы, применение его дает возможность сформулировать более обоснованные и значимые рекомендации относительно объекта исследования.

Корреляционный анализ позволяет выявить и, при ее наличии, изучить зависимость между факторами, являющихся случайными величинами. Роль данного анализа сводится к определению степени зависимости признаков, влиянию одного признака на другой, направление связи и тесноты.

Если анализ проводится для двух признаков, то это исследование парной корреляции, а если признаков несколько, то в этом случае связь называется множественной. Если влияние признаков друг на друга выявлена, то следующий шаг — это построение линии зависимости. Выбор линии связи зависит от характера процесса, который анализируется. Она может быть линейная, параболическая. Большинство авторов классифицируют линии связи между признаками как линейную и криволинейную.

Регрессионный анализ и дисперсионный анализ также находят свое применение при исследованиях экономических процессов и явлений, но при более детальном исследовании процесса и факторов, на них влияющих.

Ключевое место в исследованиях занимает построение модели, которая позволяет описать процесс через совокупность математических формул, систем, тождеств графов, логических выражений (например, блок схема алгоритмов и программ расчетов) и др. Создаваемый аналог явления должен отражать в полной мере процессы, взаимосвязи между объектами, особенности, закономерности и условия развития процессов. Важно отметить, что несущественные свойства, не оказывающие влияния на результат в исследование и построение модели не включаются.

Особенность экономико-математического моделирования отражена в этапах его проведения. Первоначально надо конкретизировать и подробно обозначить экономическую проблему, поскольку грамотная детализация позволит оптимально подобрать параметры для модели. На втором этапе проводится построение математической модели с применением математического аппарата, оптимального для динамики процесса, с учетом периодичности проявления процесса и вероятности его повтора во времени. Математическая модель всегда проходит процесс оценки и анализа, в том случае, если модель не эффективна, она пересматривается и корректируется. Готовая математическая модель процесса может быть использована для решения задач, опираясь на исходную информацию, которая должна удовлетворять требованиям достаточности, достоверности и полноты.

Анализируя математические модели в целом, можно выделить множество групп: метамодели, макромодели, региональные модели и другие.

Вместе с этим при анализе экономических процессов и выполнении заданий в рамках учебных дисциплин, чаще всего останавливаются на аналитических и прогнозных, как наиболее практически применимых и приемлемых для понимания обучающимися.

Подходы к построению моделей могут быть различны: она может отражать состояние объекта момент времени или позволять анализировать динамику. Также немаловажен подход к учету степени воздействия внешних факторов на процесс: если внешние факторы не учитываются, то модель называется закрытой. В том случае если акцент проставлен на изменение внешних факторов-модель открытая. Удобство математического моделирования в экономике заключается в возможности разносторонней вариации показателей и нахождения решения при различных значениях параметров, влияющих на модель.

Построение математической модели широко задействует различные методы высшей математики и различных ее областей: транспортная задача, логистика, математическая статистика, теория игр и оптимизация процессов.

В том случае если, аналитическое решение задачи невозможно, а постановка эксперимента не может быть осуществлена, то используются имитационные модели или подражание аналогу. Чаще всего они применяются для осуществления воспроизведения и исследования экономических процессов. По результатам «поведения системы» делают соответствующие выводы для проведения последующих исследований. Данный подход эффективен при оперативном управлении, организации документооборота. Они удобны в силу своей простоты и мало объёмности.

Имитационные модели достаточно распространены в плане анализа реакции системы на незначительные изменения, на волатильность фактора. Построение модели такого вида с учетом всех ключевых параметров значительно упрощает процесс построения прогноза.

Экономико-математические модели достаточно эффективны при использовании, так как подход, который используется для решения задач имеет множество преимуществ: находит отражение состав, структура, ключевые взаимосвязи факторов и компонент, выявляются закономерности, отражаются требования рынка и учитываются ограничения, которые характерны развитию изучаемых явлений и процессов. Учет многовариантности при построении модели делает ее универсальной при изменении компонент во времени или позволяет настраивать модель под отдельные элементы экономической системы.

В системе современного планирования и объемного анализа экономики актуальным является применение математического моделирования и обучения студентов построению таких моделей в специализированных программах. Данное изучение может быть представлено в виде факультатива или дополнительного исследования в рамках итоговой работы. Обучение применения при проведении исследований специализированного программного обеспечения дает обучающимся большее преимущество при последующем трудоустройстве.

Еще один метод проведения исследования который, по мнению авторов, заслуживает внимания - это метод проведения экспертной оценки. Принятие решения при применении данного метода основано на основе мнений экспертов в исследуемой области. Сложность в применении метода заключается в том, что при отсутствии грамотно сформулированной цели и подбора компетентных специалистов задача не может быть решена. В процессе разработки решения сформированной группой, необходимо обеспечить независимость суждения каждого, отсутствие давление на мнения экспертов, наличия авторитета, на который эксперты могли бы ориентироваться эксперты и подобрать специалистов из различных областей научного знания.

Каждый эксперт, оценивая поставленную задачу с позиции своего опыта, знаний и компетенций.

Экспертный метод - это решение задач на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний (наука, техника, экономика и т.д.). При экспертной оценке событий (явлений) необходимо: четко сформулировать цель исследования; правильно определить время свершения событий; разработать организацию опроса (интервью) и анкетирования; сформировать группу экспертов; обеспечить взаимную независимость их

суждений, отсутствие авторитета должности или личности, влияющих на выбор альтернатив, и обобщить полученные результаты.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Этот метод применяется при неопределенности значимости факторов.

Область применения экспертных оценок:

- для составления перечня возможных событий и определение временного промежутка наступления событий;

- для определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

- определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтительности;

- альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

- альтернативные варианты применения решения в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для математической обработки экспертной информации применяются следующие методы: усредненная оценка всех членов экспертной комиссии, определение результирующего экспертного мнения, которое наиболее близко к суждению каждого члена экспертной комиссии, статистические модели ранжирования альтернатив. Они располагаются в порядке возрастания. Затем из альтернатив отбирается более предпочтительная.

Данный метод в плане его реализации удобен и прост для отработки на практике принятия решения и формирования коллективной оценки в рамках таких дисциплин как «Финансовый менеджмент», «Финансовые риски», «Финансы организаций» и другие.

Выводы. Таким образом можно утверждать, что методы научного исследования, рассмотренные выше эффективны и широко применимы при изучении процессов финансово-экономического характера в рамках дисциплин профессионального блока профиля «Финансы и страхование». Постепенное включение исследовательской деятельности различных видов в практические занятия таких дисциплин как «Финансовый менеджмент», «Финансовые риски», «Финансы организаций», «Страхование» позволят не только качественно закрепить материал, изученный ранее, но и продемонстрировать практическую направленность использования математического, логического и финансового аппарата совместно, что даст более качественную подготовку и разовьет критическое мышление обучающегося.

Литература:

1. Винникова, И.С. Современные методы преподавания экономических дисциплин в вузе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.В. Власова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. -Т. 9. - № 9-2. - С. 5-10

2. Зверева, Л.Г. Современные тенденции развития методики обучения математике / Л.Г. Зверева, Н.В. Корманенко, Ю.С. Кузнецова // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-3(40). - С. 16-18

3. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-4. (дата обращения 10.12.22). DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-4

4. Одинцова, Л.А. Организация исследовательской деятельности студентов как фактор освоения профессиональных компетенций / Л.А. Одинцова, О.В. Борисенко // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 44.

5. Шестакова, Л.Г. Сочетание теоретической и практической подготовки в обучении методике математики студентов непедагогических направлений / Л.Г. Шестакова // Актуальные проблемы математики и естественных наук: Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию доцента Р.А. Акбердина, Петропавловск, Барнаул, Сургут, Новосибирск, 04 февраля 2022 года. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2022. - С. 485-490

6. Шкунова, А.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития / А.А. Шкунова, К.А. Плешанов // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4(21). - С. 4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-4. (дата обращения 10.12.22). DOI 10.26795/2307-1281-2017-4-4.

Педагогика

УДК 372.891

доктор сельскохозяйственных наук, профессор Курдюкова Ольга Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ

КУРСОВ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается экологическая направленность краеведческого материала при изучении школьных курсов биологии и географии. Предлагаются ряд направлений реализации краеведческого принципа экологической направленности в процессе изучения школьной биологии и географии. Приведены конкретные примеры тем из обозначенных курсов с целью продуктивного использования краеведческого материала. Материалы статьи будут интересны учителям биологии и географии, а также студентам, проходящим разнообразные практики в школе. Ключевые слова: краеведческий материал, экологическое образование и воспитание, естественные науки. Annotation. This article examines the ecological orientation of local history material in the study of school biology and geography courses. A number of directions for the implementation of the local history principle of ecological orientation in the process of studying school biology and geography are proposed. Specific examples of topics from the designated courses are given for the purpose of productive use of local history material. The materials of the article will be of interest to biology and geography teachers, as well as students undergoing various practices at school.

Key words: local history material, environmental education and upbringing, natural sciences.

Введение. Экологическое образование и воспитание школьников на современном этапе развития системы образования занимает одно из ведущих направлений. Школьные курсы биологии и географии обладают огромным потенциалом в использовании разнообразного краеведческого материала с целью экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Через эколого-краеведческие материалы можно формировать не только определённую естественнонаучную картину мира, но и вовлекать в учебно-познавательную деятельность репродуктивного и творческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.