Lyudmila Sergeyevna Vereshchagina, Людмила Сергеевна Верещагина,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
professor of the department профессор кафедры управления персоналом и психологии,
of personnel management and psychology, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова
of Piekhanov Russian University of Economics <¿> [email protected]
УДК 338.24:331
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В HR СИСТЕМЕ КОРПОРАЦИИ
В статье обоснована актуальность реализации цифровых технологий в деятельности корпоративных образований, содержание и фактическое состояние процесса диджитализации корпоративного менеджмента в России, приоритетные цифровые технологии HR менеджмента. Выявлены особенности процесса цифровизации корпоративного управления в промышленности: цифровые подходы к управлению востребованы, но компании не готовы к их внедрению; в каждой отрасли есть новаторы, но пока они не стали лидерами процессов цифровизации; скорость освоения диджитал-технологий в России намного ниже, чем требуется для успешного конкурирования в данной области; предлагаемые технологии .smart data не в полной мере соответствуют запросам корпоративных образований в промышленности. Определены противоречия, возникающие в процессе цифровизации корпоративного управления: между цифровыми программными решениями и нецифровым форматом коммуникаций, цифровым обеспечивающим функционалом и неоцифрованными основными управленческими бизнес-процессами, цифровыми моделями для прогнозирования развития бизнеса и нецифровыми стратегическими планами и пр.
Ключевые слова: цифровые технологии, управление, корпоративное образование, человеческие ресурсы.
USE OF TECHNOLOGY IN CORPORATE HUMAN RESOURCE SYSTEMS
The article studies the relevance of digital technology in the operations of corporate entities, examines the nature and current state of the process of digitalization of corporate management in Russia, and deals with priority digital technologies of HR management. The author identifies various aspects of the process of digitization of corporate management in different industries: digital approaches to management are in high demand but companies are not ready to introduce them; there are innovators in every industry but they have not yet become leaders in the digitalization process; the speed of the introduction of digital technologies in Russia is much lower than required for successful competition in this area; available smart data technologies do not fully meet the needs of corporate entities. The article singles out contradictions arising in the process of digitalization of corporate management: between digital software solutions and non-digital format of communications, digital functionality support and non-digital management of business processes, digital models for forecasting of business development and non-digital strategic plans, etc.
Keywords: digital technology, management, corporate training, human resources.
10 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦
По мнению президента Российской Федерации В.В. Путина, «в настоящее время идет процесс формирования нового технологического уклада, основанного на интенсивном освоении цифровых технологий, инновационных материалов, робототехники, "природной" энергетики. Корпоративным образованиям необходимо активизировать свои усилия по созданию промышленных информационно-аналитических платформ, инжиниринговых центров, гибких кооперационных цепочек для производства наукоемкой продукции, соответствующей международным стандартам качества».
Концепция «Индустрия 4.0», или четвертая промышленная революция, предусматривает сквозную цифровизацию всех физических активов наукоемких научно-производственных структур в промышленности и их интеграцию в единую экосистему. Диджитал-трансформация - это способ адаптации корпоративных образований к стремительно меняющимся условиям и в конечном итоге способ выживания в конкурентной борьбе.
Диджитализация предполагает перевод информации в цифровую форму. Диджитализация - преобразование структуры предприятий для цифрового формата осуществления бизнес-процессов, обеспечения эффективности деятельности и развития кооперационных взаимоотношений внутри интегрированных производственных объединений.
Целью реализации диджитал-технологий в наукоемких научно-производственных корпоративных образованиях может стать удовлетворение нужд различных категорий потребителей, создание инфраструктуры трансакций со стейкхолдерами.
В отчете A.D. Little по итогам 2019 г. более 60% организаций в промышленности активизировали процесс диджитализации и реинжиниринга производственно-хозяйственных бизнес-процессов в соответствии с нуждами контрагентов, 20% фирм инициировали освоение цифровых решений, 18% фирм уже используют диджитал-технологии в сфере коммерческой деятельности, 2% - прошли оцифровку.
Цифровизация обеспечит интегрированным наукоемким корпоративным образованиям высокую конкурентоспособность, оптимизацию затрат, рационализацию информационного обеспечения, положительный имидж и деловую репутацию, лояльность и приверженность контрагентов. По оценкам McKinsey, от оцифровки экономики ВВП страны к 2025 г. увеличится на 4,1-8,9 трлн руб. (в ценах 2017 г.), что составляет от 19 до 34% от ожидаемого роста ВВП [13].
Для развития цифровой экономики России требуется другая инфраструктура, включающая центры обработки данных и сети, предполагающая оптимизацию бизнес-процессов и гибкие ИТ-решения, необходимые для оперативного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры.
Промышленный интернет вещей и big data еще не являются индустрией четвертого технологического уклада, а только драйверами, которые играют роль ключевых движущих сил четвертой промышленной революции. Эффективный переход к ново-
му технологическому укладу возможен при формировании государством инфраструктуры для цифрового взаимодействия между всеми субъектами хозяйствования, своего рода «цифровую артерию». Инфраструктура цифровой экономики должна включать цифровые платформы, содержащие программное обеспечение, позволяющее обрабатывать определенные типы информации. К данным платформам относятся: платформа интернета вещей, платформа электронного правительства, которые включают системы искусственного интеллекта, машинного обучения, и пр.
Потребность в формировании высококачественной статистики, без которой невозможно реализовать эффективную экономическую политику, может быть удовлетворена за счет использования лучших технологий для сбора и анализа информации, в том числе технологии big data. Интеграция центров обработки данных может обеспечить эффект от циф-ровизации во всех отраслях экономики - промышленности, торговле, транспорте, услугах, финансах, а также в образовании и здравоохранении.
Рынок программного обеспечения в сфере бизнес-аналитики выстраивается по типу (программы, услуги), приложениям (управление коммерческой деятельностью, взаимодействие и анализ клиентов, аудит активов, управление персоналом), направлениям деятельности, области применения, возможности прогнозирования и пр. Основными факторами, влияющими на рынок информационно-аналитических цифровых программных продуктов, являются рост числа организаций, основанных на данных бизнес-аналитики, увеличение спроса на интегрирование цифровых информационно-аналитических систем с продуктами для бизнес-аналитики. Ожидается, что сегмент рынка интегрируемых приложений бизнес-аналитики (BI) (программное обеспечение и услуги) для информационных технологий, маркетинга и продаж, финансов, производства и управления персоналом, локальных и глобальных сетей увеличится с 26,77 млрд долл. в 2018 г. до 51,78 млрд долл. к 2022 г.
Результативность систем бизнес-аналитики (BI) зависит от набора функциональных компонентов, таких как модули для учета и подготовки налоговой, статистической и управленческой отчетности, бюджетирования, планирования и прогнозирования, оценки рентабельности и риска деятельности. Распространение приложений для iPhone, iPad стимулирует контрагентов производителей мобильных устройств (Microsoft и Oracle) к активной разработке приложений для бизнес-аналитики. Специалисты практики считают, что мобильные BI-приложения могут существенно расширить круг пользователей BI-программ.
Рынок программных продуктов BI быстро растет за счет увеличения объема информации для анализа. За последние несколько десятилетий компании, которые внедрили ERP-, CRM- и другие информационно-аналитические системы, теперь используют огромные массивы данных; вырос спрос на программные продукты, предназначенные
ISSN 1994-5094 ♦-
11 -♦
для учета, анализа, хранения больших массивов информации. Типичными преимуществами BI-программ являются: повышение точности прогнозирования на 50%, сокращение избыточных, неиспользуемых запасов на 70%, и т.д. В таблице представлены решения бизнес-аналитики.
Процесс цифровизации корпоративного управления в промышленности характеризуется следующими особенностями: цифровые подходы к управлению востребованы, но компании не готовы к их внедрению; в каждой отрасли есть новаторы, но пока они не стали лидерами цифровизации; скорость процессов диджитализации отечественных корпо-
раций не обеспечивает достижение победы в конкуренции с лидерами информатизации; скорость «смартизации» инновационных приложений отстает от возможностей и потребностей корпоративных образований в промышленности (рис. 1).
Говоря о тенденциях цифровизации корпоративной интеграции, следует учитывать сложность диджитал-систем и их способность оказывать си-нергетический эффект. В дополнение к повышению финансово-экономической эффективности цифровые технологии оптимизируют коммуникации с клиентами и персоналом, снижают затраты, способны решать иные задачи [5; 11].
Программные решения бизнес-аналитики
Инструменты Tableau Qlik View Microsoft Power BI IBM Cognos SAS Analytics Pro
Панели данных и оценочные карты, системы показателей для мониторинга ✓ ✓ ✓ ✓ x
Извлечение, преобразование и загрузка (ETL) ✓ x ✓ ✓ ✓
Управление производительностью x ✓ ✓ ✓ ✓
Хранилище данных ✓ x ✓ ✓ x
Интерактивная аналитическая обработка (OLAP) ✓ x ✓ ✓ x
Анализ данных и интеллектуальная аналитика x ✓ Сбор данных и аналитика ✓ ✓ ✓
Запрос и составитель отчетов ✓ ✓ x ✓ ✓
Размер бизнес-компании Крупный и средний Малый, средний, крупный Малый, средний, крупный Малый, средний, крупный Малый, средний, крупный
Цена Низкая Средняя Высокая Высокая Средняя
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Концептуальная модель цифровизации процесса интеграции наукоемкой корпорации в промышленности
Источник: составлено автором.
12 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦
Также к цифровым технологическим трендам можно отнести преобразование существующих промышленных корпораций в цифровые структуры. Процесс цифровизации корпоративного управления в промышленности характеризуется следующими особенностями:
1. Значительные изменения конкурентной среды во всех ключевых наукоемких отраслях промышленности;
2. Цифровые технологии управления востребованы, но интегрируемые наукоемкие предприятия не готовы к их внедрению;
3. Сегмент наукоемкой промышленности находится в процессе преодоления следующих противоречий, возникших вследствие освоения цифровых технологий:
- между цифровыми программными решениями и нецифровым форматом коммуникаций;
- цифровым обеспечивающим функционалом и неоцифрованными основными управленческими бизнес-процессами;
- цифровыми решениями и неоцифрованным форматом каналов их продвижения;
- цифровыми моделями для прогнозирования развития бизнеса и нецифровыми стратегическими планами;
- разной степенью цифровизации бизнес-процессов компании и стейкхолдеров.
Концептуальная модель цифровизации процесса интеграции корпоративного управления научно-производственными объединениями призвана обеспечивать:
- повышение уровня удовлетворенности заказчиков (удовлетворение требований контрагентов, укрепление рыночных позиций за счет повышения приверженности старых и привлечения новых заказчиков, рост доходов от использования цифровых устройств, снижение трансакционных издержек);
- трансформирование операционных процессов (цифровая автоматизация основных и вспомогательных процессов, ускорение процесса интеграции корпоративных наукоемких корпоративных образований, оптимизация исполнения за счет виртуализации рабочего пространства, повышение результативности и эффективности управления корпорацией);
- преобразование бизнес-моделей (цифровое преобразование бизнеса, создание нового цифрового бизнеса, цифровая глобализация) [10].
Фундаментальные требования к построению систем цифровой интеграции корпоративного управления (рис. 2.): цифровизация стратегии роста, цифровизация оперативного управления, цифровизация реинжиниринга организационной структуры, проведение диджитал-реинжиниринга бизнес-процессов, система цифрового информационно-аналитического обеспечения управления корпоративным образованием, диджитал-технологии принятия управленческих решений, интеграция Advanced analytics с big data в системе корпоративного управления, цифровизация процессов управления качеством корпорации, цифровизация HR-менеджмента [6-9].
Рис. 2. Использование цифровых технологий управления в корпоративном образовании
Источник: составлено автором.
НБЫ1994-5094 ♦-
13 -♦
Важным результатом в понимании процесса эволюционного развития цифровизации менеджмента корпорации является поэтапность реализации компонент 1Т-системы с учетом степени цифровой зрелости, стратегической целеориентированности и стадии развития цифровой экосистемы. Продвинутая аналитика, базирующаяся на предиктивном моделировании и машинном обучении, будет в том числе реализовываться в виде облачных платформ и сервисов.
Разработка диджитал-решений для наукоемких интегрированных промышленных структур подразумевает непрерывную работу по определению приоритетных цифровых модулей в информационных системах и преодоление технико-технологических, организационно-экономических, социально-когнитивных барьеров [1-3; 12-14].
1. Баркетова Т.А. Некоторые проблемы формирования и внедрения корпоративного имиджа в современном отечественном производственном процессе // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 143-148.
2. Баркетова Т.А. Формирование культуры делового общения и управления // Подготовка управленческих и партийных кадров: традиции и современность (к 90-летию открытия Комвуза в Саратове). Саратов, 2013. С. 68-71.
3. Баркетова Т.А., Воронин Э.Е. Некоторые социально-психологические проблемы личности в эпоху smart-технологий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 64-67.
4. Верещагина Л.С. О резервно-факторном подходе к развитию организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. Т. 8. № 2. С. 16-22.
5. Верещагина Л.С. О содержании организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36). С. 60-63.
6. Верещагина Л.С., КублинИ.М., Воронин Э.Е. Регулирование процесса управления оплатой труда при производстве конкурентной продукции промышленным предприятием в рыночных условиях хозяйствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 49-54.
7. Верещагина Л.С., Кублин И.М., Тинякова В.И. Необходимость эквифинальности системы управления освоением инновационной продукции // Инновации. 2018. № 4 (234). С. 107-115.
8. Долгий В.И., Верещагина Л.С., Верещагин С.Н. К вопросу об оценке результативности и эффективности СМК промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 51-55.
9. Китова О.В., Брускин С.Н. Подходы к развитию цифровых моделей корпоративного управления. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.
10. Мальков А., Никитин Г. Как сделать промышленность цифровой // Ведомости. 2017. 17 июля.
11. Тельтевская Н.В., ШоринаА.В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 292-300.
12. Тельтевская Н.В., Шорина А.В. Сущность и структура рефлексивных умений // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 38-47.
13. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Трансформация роли системо-образующих предприятий в экономике России // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1 (8). С. 396-398.
14. Шорина А.В. Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 903-906.