Научная статья на тему 'Проблемы развития цифровой экономики в Российской Федерации'

Проблемы развития цифровой экономики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЕЙШИЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачаев У.А., Абдулазизова Э.А.

В статье исследованы и обобщены особые тренды характерные для цифровой экономики. Раскрыто содержание цифровизации. Установлено, что внедрение цифровой экономики в РФ на начальном этапе должно происходить одновременно по трем следующим направлениям, а именно: технологическим, производственным и институционально-экономическим. Аргументировано, что цифровая эпоха меняет подход к ведению бизнеса, а также требования к используемым информационным технологиям: систем управления маркетингом, продажами и сервис; телефонии и мессенджерами; системам документооборота и управления персоналом; учетных систем и множества других корпоративных приложений, а это в свою очередь еще раз доказывает, что институциональные сдвиги в экономике в направлении полной ее цифровизации это длинноволновый преобразовательный процесс социально-экономического и авангардного характера развития структурных единиц, который проявляется в достижении пиковых показателей инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития цифровой экономики в Российской Федерации»

Проблемы развития цифровой экономики в Российской Федерации

Бачаев Умар Аптиевич,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 171086@edu.fa.ru

Абдулазизова Элиза Аптиевна,

ассистент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет, scarlet-b.e.a@mail.ru

В статье исследованы и обобщены особые тренды характерные для цифровой экономики. Раскрыто содержание цифровизации. Установлено, что внедрение цифровой экономики в РФ на начальном этапе должно происходить одновременно по трем следующим направлениям, а именно: технологическим, производственным и институционально-экономическим.

Аргументировано, что цифровая эпоха меняет подход к ведению бизнеса, а также требования к используемым информационным технологиям: систем управления маркетингом, продажами и сервис; телефонии и мессенджерами; системам документооборота и управления персоналом; учетных систем и множества других корпоративных приложений, а это в свою очередь еще раз доказывает, что институциональные сдвиги в экономике в направлении полной ее цифровизации - это длинноволновый преобразовательный процесс социально-экономического и авангардного характера развития структурных единиц, который проявляется в достижении пиковых показателей инновационного развития.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые услуги, цифровизация, цифровые технологии, новейшие финансовые технологии.

Формулирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является исследование основных принципов цифровизации экономики РФ, которые позволяют цифровой экономике приобретать черты авангардного характера. Выяснение ключевых направлений начального этапа становления цифровой экономики. Обоснование и раскрытие продуктов и услуг, которые производит данная экономика, как инновационных трендов, среди которых: BioTech, NanoTech, BlockChain, RetailTech, FinTech, LegalTech, Digital-marketing, Grid-технологии, GovTech, e-ID.

Постановка проблемы в ее общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Технологические изменения, характерные для XXI века в части «сращивания» телекоммуникационных, информационных технологий и инноваций, обусловили введение в научных оборот понятий «цифровые технологии», «цифровая адженжа», «цифровая экономика». Последняя представляет собой тип экономики, которая характеризуется активным внедрением и использованием цифровых технологий хранения, обработкой и передачей информации во все сферы человеческой деятельности.

«Цифровой вихрь» [5, с.18], который образуют цифровые технологии, открывает уникальные возможности для развития нашей экономики и повышения качество жизни граждан. Быстрые и глубинные последствия от перехода на «цифры» будут возможны лишь тогда, когда «цифровая» трансформация станет основой жизнедеятельности российского общества, бизнеса и государственных учреждений, будет привычным и обыденным явлением, вплетется в наш генетический код, будет «нашей ключевой аджендой на пути к процветанию и основой благосостояния Российской Федерации».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается статья. Ценными в научном смысле исследованиями проблематики становления цифровой экономики являются научные труды и практические исследования и разработки таких известных ученых и изобретателей как В. Айзексон, С. Бранд, Дж. Уэйлс, Е. Уильямс, Б. Гейтс, Б. Елбрехт, Д. Энгельбарт, Дж. Ликлайдер, Дж. Фон Нейман, Э. Петерс, С. Хантингтон.

Российские ученые-экономисты тоже активно приобщаются к созданию понятийного аппарата институциональной палитры системных исследований цифровой экономики. Среди них имена Алексеев И.В., Рибокене Е.В., Калужский М.Л., Ковальчук Ю.А., Ищенко М.М., и др. Но, вместе с тем, значительное количество проблем в видении концепции цифрового развития видов продуктов и услуг данной экономики остаются недостаточно раскрытыми.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В эпоху цифровой экономики основным ресурсом является неисчерпаемая, точная, надежная, правдивая и своевременная информация.

Основной площадкой для развития цифровой экономики является виртуальная сеть неограниченного Интернета. В эпоху рыночной экономики и во времена Смита имело смысл рассчитывать точку безубыточности и оптимальные размеры фирм и компаний, для цифровой экономики - это не важно: компания может быть очень маленькой и при этом успешно развиваться. Владелец может быть одновременно и руководителем, и исполнителем всех этапов работы компании. Главной «ценностью» в цифровой экономике является клиент, который становится главным в процессе экономической деятельности, потому что без него нет смысла в ней самой. Клиент выбирает товар, полагаясь на советы, личный опыт и рекламу, продавец не имеет возможности лично контактировать с покупателем. При этом реклама все так же имеет свой вес, только это уже интернет-реклама, интернет-мода, интернет-увлечение и т.д. [4].

Цифровизацию следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При системном государственном подходе «цифровые» технологии будут стимулировать развитие открытого информационного общества как одного из существенных факто-

© 3

В

S

г

2 а

8

сч £

Б

ей

2 ©

ров повышения производительности, экономического роста, создания рабочих мест, а также улучшение качества жизни граждан Российской Федерации [3]. Основные принципы цифровизации экономики Российской Федерации, которые определяют ее авангардный характер представлен ниже.

Основные принципы цифровизации экономики Российской Федерации, которые определяют ее авангардный характер:

Доступность. «Цифровизация» должна обеспечивать каждому гражданину равные возможности доступа к услугам, информации и знаний, предоставляемых на основе информационно коммуникативных технологий. Реализация данного принципа возможна при наличии консолидационных усилий политиков, органов, государственной власти, бизнеса, общественности. Устранение барьеров - основной фактор расширения доступа к глобальной информационной среде и к знаниям

Нацеленность и целевое назначение. «Цифровизация» должна быть направлена на создание преимуществ (выгод) в различных аспектах повседневной жизни

«Точка роста». «Цифровизация» -это механизм (платформа) экономического роста благодаря приросту эффективности и увеличению производительности от использования цифровых технологий

Такой прирост возможно только тогда, когда идеи, действия, инициативы и программы, которые касаются «цифро-визации», будут полностью интегрированы в национальные и региональные стратегии и программы развития. Ключевая цель данного принципа - достичь «цифровой» трансформации существующих отраслей экономики, сфер деятельности, их новых качеств и свойств

Свобода печати, информации, независимость, разнообразие средств массовой информации. «Цифровизация» РФ должна способствовать развитию информационного общества, средств массовой информации, «креативной» среды и «креативного» рынка и тому подобное. При построении открытого информационного общества выдающаяся роль отводится созданию, распространению и сохранению содержательной части, то есть контента на разных языках и форматах с должным признанием прав авторов. Создание контента, прежде всего российского, в соответствии с национальными или региональ-

ными потребностями, должно способствовать социальному, культурному и экономическому развитию, укреплению информационного общества. Свобода искать, получать, передавать и использовать информацию для создания, накопления и распространения знаний является ключевым фактором здорового развития информационного общества.

Открытость и сотрудничество. «Цифровизация» России должна ориентироваться на международное, европейское и региональное сотрудничество с целью интеграции РФ в Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество, вхождение России в мировой рынок электронной коммерции и услуг, банковской и биржевой деятельности и т.д., сотрудничество и взаимодействие на региональных рынках. Именно «цифровизация» должна помочь РФ интегрироваться с мировыми системами, поскольку именно глобализация и является результатом распространения информационно-коммуникационных технологий.

Стандартизация. Стандарты усиливают конкуренцию, позволяют снизить затраты и стоимость продукции, гарантируют совместимость, поддержку качества, увеличивают ВВП страны. Разработка и использование открытых, функционально совместимых недискриминационных стандартов является базовым элементом развития и распространения цифровых технологий. Построение цифровых систем, ориентированных на бизнес и открытый рынок, на «внутренних» стандартах недопустимо. Системы электронной коммерции, биржевых и финансовых рынков и т.п., должны придерживаться международных и европейских стандартов.

Доверие и безопасность. Укрепление доверия, включая информационную безопасность, кибербезопасность, защита конфиденциальности персональной информации, неприкосновенности личной жизни и прав пользователей ИКТ, является предпосылкой одновременного развития и безопасности «цифрови-зации». Необходимость сформировать, развивать и внедрять национальную культуру кибербезопасности является ключевой деятельностью на пути борьбы Российской Федерации с кибер-преступно-стью.

Сфокусированность и комплексность. Государственное управление и политикум должны играть ведущую роль в разработке, продвижении, внедрении всеобъемлющих национальных «цифровых» стратегий. Государственное управ-

ление должно сосредоточиться на снятии барьеров на пути к «цифровизации» страны, корректировке недостатков рыночных механизмов, поддержке добросовестной конкуренции, привлечении инвестиций, развитии «цифровой» инфраструктуры и «цифровой» экономики с целью достижения национальных приоритетов.

Внедрение цифровой экономики в Российской Федерации на начальном этапе должно происходить одновременно по трем следующим направлениям:

- технологическому, где все решения технико-технологического характера, должны быть стандартизированы, то есть быть безопасными и сертифицированными;

- институционально-экономическому, которое предусматривает организацию новых моделей управления и бизнес моделей с использованием умных вещей, промышленного Интернет-вещей, блок-чейн технологии, ее институционального обеспечения, соответствовать нормативно-правовой базе социально-экономических отношений общества;

- производственному, это направление включает в себя конкретные бизнес приложения, которые соответствуют требованиям моделей управления второго направления, основанно на техническом обеспечении и инфраструктуре первого направления [1, с. 105].

Цифровая эпоха меняет подход к ведению бизнеса, а также требования к используемым информационным технологиям: систем управления маркетингом, продажами и сервисом; телефонии и мес-сенджерами; системам документооборота и управления персоналом; учетных систем и множества других корпоративных приложений. Цифровые технологии, продукты и услуги которые сегодня считаются инновационными трендами современной социально-экономической среды представлены ниже.

BioTech - от греч. «Bios» - «жизнь», «techne» - «искусство, мастерство») - использование живых организмов и биологических процессов в производстве, с/ х и медицине с применением высоких технологий.

Биотехнологические процессы с использованием микроорганизмов и ферментов на современном техническом уровне широко применяются в пищевой промышленности.

NanoTech представляют собой высокотехнологические центры, предприятия, занимающиеся разработкой, корпу-

сированием, тестированием микроэлектронной продукции, а именно полупроводящими пластинами, кремниевыми кристаллами, интегральными микросхемами с высокими стандартами контроля качества. Нанотехнологии - это технология коллоидных систем, это коллоидная химия, коллоидная физика, молекулярная биология, вся микроэлектроника.

RetailTech - от англ. «Retail» - «розничный, в розницу», «tech» - «технология». RetailTech - это технологии, которые разработаны startup для применения в сфере торговли. К этим технологиям относятся: 3D сканирования тела, отслеживание потребителей ассистентами с поддержкой AI, которые помогают розничным торговцам и потребителям. (AI (Adobe Illustrator) - формат файла, разработанный Adobe Systems для хранения векторных изображений. Adobe Illustrator для хранения файлов AI использует расширение .ai. AI поддерживают практически все программы, связанные с векторной графикой. Этот формат является лучшим посредником при передаче изображений из одной программы в другую. В целом, уступая CorelDRAW в иллюстративных возможностях, (может содержать в одном файле только одну страницу, имеет маленькое рабочее поле - этот параметр очень важен для наружной рекламы - всего 3х3 метра) тем не менее, он отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с языком PostScript, на которую ориентируются практически все издательско-полиграфические приложения).

FinTech -технологические проекты в сфере финансовых сервисов, которые считаются одним из самых перспективных (а потому востребованных) направлений для стартапов, несмотря на сложности госрегулирования, с которыми приходится сталкиваться, работая по этому направлению. Существует два основных вида продуктов на базе FinTech. Первый, достаточно давно представлен на рынке, обеспечивает софт и услуги финансовых сервисов, то есть использует модель B2B. Второй, активно развивается в последнее время, ориентирован на конечного потребителя, то есть охватывает рынок В2С, и стремится выполнить крайне амбициозную задачу - составить конкуренцию традиционным поставщикам финансовых услуг в борьбе за массового клиента.

LegalTech - цифровые технологии в юридической сфере бизнеса, специализирующиеся на информационно-тех-

нологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности, а с конца 2000-х годов - и на предоставлении потребителям юридических услуг с использованием информационных технологий. В последнем случае может иметь место on-line-посредничество между заказчиком и юридической фирмой или предоставление инструментов для юридического самообслуживания, исключающие необходимость обращения к профессиональным юристам.

Кроме того, можно говорить о движении legal tech, целью которого является пересмотр традиционных взглядов на решение юридических вопросов путем внедрения современных информационных технологий в сфере правовых услуг.

InsurTech - сфера новейших страховых технологий, ей отведено большое место на финансово-технологической арене. Insurtech - это внедрение инновационных решений, призванных максимизировать эффективность использование новых технологий на страховом рынке. Insurtech - это соединение и взаимопроникновение традиционного понятия страхования с новейшими технологиями по аналогии с понятием Fintech.

InsurTech дает возможность изменить «правила игры» для страховщиков, позволяя внедрять инновации, повышать актуальность предложений и расти. InsurTech получает финансирование рядом с инвестициями в FinTech-сектор. Большие возможности InsurTech скрываются не в том, чтобы предоставить существующим страховым продуктам цифровую форму, а в том, чтобы в корне изменить продукт или процесс заключения договора на его предоставление с целью - на порядок улучшить качество обслуживания

клиента.

GovTech. К ним относятся все IT-продукты, решения, разработки, сервисы, помогающие решить проблемы госсектора. Проблемы решают решение в области GovTech:

- партисипация. Создание платформ для коллаборации граждан, электронных петиций;

- краудсорсинга. Расширение возможностей электронной идентификации. Эти технологии более известны под понятием CivicTech;

- инфраструктура (цифровые датчики, контрольные сенсоры);

- предоставление услуг в образовании, здравоохранении;

- регулирования (решение для оценки объектов, проведения проверок);

- администрирования - лицензирование, управление облачными технологиями, программного обеспечения.

BlockChain - в переводе с англ. «Blockchain» или «block chain» - выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащая информацию. Но лучше давать определение исходя из назначения технологии блокчейн. Блокчейн был спроектирован в рамках решения вполне конкретной задачи, а именно - как построить децентрализованную (без единого центра управления) финансовую систему, корректность работы которой мог бы проверить любой человек. Исходя из этого, можно определить блокчейн как способ хранения и согласования базы данных, копия которого есть у каждого участника

Digital marketing - это использование различных способов продвижения продукта в широкие массы с использованием цифровых каналов. Digital Marketing - это совокупность инструментов продвижения, при которых задействованы цифровые каналы. Он не тождествен интернет-маркетингу, поскольку включает в себя такие каналы, как телевидение, радио и даже наружную рекламу. Интернет-маркетинг эволюционировал в цифровой (Digital) маркетинг, в котором используются комплексные методы on-line-стратегии, разработки сайтов и мобильных приложений, креатива и копирайтин-га, контекстной рекламы и SMM, а также других интерактивных продуктов. Наиболее популярные формы цифровых каналов: поисковое продвижения; контекстная и тизерная реклама; медийная и баннерная; продвижение в социальных медиа и блогах; создание мобильных приложений для смартфонов, планшетов и других носителей; вирусная реклама

CRM&BPM. CRM - система для продажи: готовые процессы для управления всеми типами сделок. Bpm'online CRM объединяет возможности системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и системы управления бизнес-процессами (BPM). Это первое прикладное решение, разработанное на платформе bpm'online

Gridтехнологии. Grid-вычисления -это географически распределенная инфраструктура, объединяющая множество различных типов, доступ к которым пользователь может получить из любой точки, независимо от места их размещения. Grid предоставляет коллективное распределение доступа к ресурсам и к

0 À

В

S

i? N

e

n

сч £

Б

а

2 ©

связанным с ними услугами в рамках глобально-распределенных организаций (предприятия совместно используют глобальные ресурсы, базы данных, специализированное программное обеспечение)

Digital страхования. Digital стратегия в страховании - это не только интернет-продажи, а трансформации всего бизнеса в направлении работы с электронным полисом. Digital-страхование позволяет страховым компаниям снизить затраты, повысить скорость обслуживания клиентов. Потребители имеют возможность получить своевременные обновления по изменениям в страховой политике компании. Диджитализация обеспечивает стандартизацию и улучшает качество ответов и услуг. Значительным преимуществом Digital-страхование является присутствие социальных сетей, это способствует улучшению качества обслуживания и налаживание тесной связи между страховой компанией и клиентом. Существенным преимуществом Digital-страхования является уменьшение вероятности мошенничества и повышение безопасности страховых операций. Ведь при покупке полиса через страхового посредника является риск внесения последним страховой премии и, как следствие, договор страхования не вступает в силу.

Скорость обработки данных и урегулирования претензий - еще одно преимущество Digital-страхования.

Адаптация к цифровому формату имеет положительное значение как для страховщика, так и для клиента.

Ведь все этапы страхования, начиная от подачи заявления и заканчивая урегулированием претензий, проходятзначи-тельно быстрее. Применение облачных платформ уменьшает вероятность допущения ошибок, а сам процесс становится открытым и дает возможность проследить состояние урегулирования претензий. Кроме того, внедрение облачных платформ обеспечивают страховым компаниям большую скорость, гибкость и масштабируемость, улучшают реагирования и позволяют оптимизировать процессы.

EPrescription - электронный рецепт осуществляется на базе 3 процедур:

- eCapture - формирование электронного рецепта врачом медицинского учреждения;

- eTransfer - конфиденциальная передача электронного рецепта в аптеку;

- eDispensation - передача данных с аптеки назад в медицинское учреждение, подтверждение.

TeleHealth - «цифровые» технологии для предоставления дистанционных медицинских услуг и поддержки работы врачей

«Цифровые» технологии необходимы для роста эффективности российской промышленности, а в некоторых секторах они становятся основой продуктовых и производственных стратегий. Их преобразующая сила меняет традиционные модели бизнеса, производственные цепочки и обусловливает появление новых продуктов и инноваций. Диджитали-зация для РФ носит положительный социальной характер, ведь сосредоточена на улучшении качества инфраструктуры социального обеспечения, качества социальных услуг, организации прозрачности и адресности социальной помощи, и сокращение расходов [2, с. 25].

Общей закономерностью проектов цифровой экономики является ориентация на конкретного потребителя и всестороннее использование информации как движущего ресурса, учета конкретных особенностей конкретного потребителя в конкретном месте, и мировое использование технологий цифровых преобразований реальных бизнес-процессов.

Таким образом, эти цифровые проекты характеризуются очень конкретными обстоятельствами их реализации в конкретном месте и только при накоплении положительных в экономическом плане результатов могут стать предметом стандартизации и другой регламентации. Еще одной особенностью построения дерева целей трансформаций является реализация, зрелость возможностей и их полнота на сегодняшнем этапе тех или иных цифровых проектов и учет рисков при их реализации.

Цифровые преобразования являются сложной задачей. Странам, которые достигли высокого уровня цифровой зрелости, пришлось решать сложные культурные, организационные, технические проблемы, и только учет всех этих факторов сделал эти трансформации успешными. Для того, чтобы стать настоящим цифровыми лидерами в конкретных сферах экономики нужно выделять приоритетные цифровые проекты, которые реализуют конкретные организационные команды. Цифровые команды должны сосредоточиться на трех ключевых функциональных видах деятельности, а именно: развивать цифровую стратегию, управлять цифровой деятельностью через их национальные компании, а также превращать в операционное преимущество их цифровое выполнение [6, с. 26-27].

Активное развертывание высокоскоростных сетей зависит от стимулирования со стороны государства: сосредоточив внимание на формировании оптимальных рыночных условий, мы должны создать стимулы для мощной экспансии на данном рынке частного капитала. Такими ключевыми стимулами являются инициативы по формированию среди граждан РФ устойчивых потребностей в «цифровых» технологиях через такие сферы, как образование, медицина, туризм, транспорт, электронное управления, «старт-сити» и другие. Ведь конечная цель - не просто дать гражданам инфраструктуру фиксированный широкополосный доступ (ШПД), а сделать так, чтобы у граждан возникали потребности в нем, особенно те, что направленные на улучшение жизни, комфорт, образование, бизнес, развитие и т. д. [2, с. 32].

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В итоге стоит отметить, современный бизнес и организации традиционной экономики должны адресно преодолевать сопротивление изменениям, опираясь на независимые научно-технологические исследования, имея это как культурный цифровой императив, чтобы быть успешными в модели цифровой трансформации и ставя перед собой задачу стать цифровым лидером [6 с. 26].

Несмотря на масштабность научных достижений, которые уже наличествуют, все же важно в будущем провести исследования, направленные на разработку инструментов и механизмов работы виртуальных цифровых коворкинг-центров, цифровых хабов-студий, хабов-ассоциа-ций и хакатонов, с той целью, чтобы на базе этого познания сформировать цифровую реальность в Российской Федерации. Целесообразно разработать систему взаимодействия с непосредственными разработчиками инноваций и технологий, ведь деловой мир сейчас становится более быстрым, глобальным, мобильным и цифровым.

Литература

1. Алексеев И.В. Информационное обеспечение системы управления фран-чайзинговыми предприятиями / И.В. Алексеев, Е.В. Рибокене // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - №1 (276). - С. 105-110. Буркальцева Д.Д. Алгоритм внедрения программы "цифровая економика" / Д. Д. Буркальцева, Д. Г. Ко-стень, Ю. Н. Воробьев // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория

и практика: труды научнопрактической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

2. Ковальчук Ю.А. Высокотехнологичное производство как «новое окно возможностей» в посткризисной экономике / Ю.А. Ковальчук, М.М. Ищенко // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. -2016. - №3. - С. 25-33.

3. Кунгуров Д. Россиян ждет цифровая экономика. Высокие технологии способны реанимировать слабую экономику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://utro.ru/articles/2016/12/04/ 1307336.shtml (дата обращения: 14.12.2016)

4. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/ hce*Lphp?OFtiorp^je>i^terito/=iem^:H131 (дата обращения: 14.12.2016).

5. Норец Н. К. Цифровая экономика : состояние и перспективы развития / Н. К. Норец, А. А. Станкевич //Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практи- ка : труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 592 с.

6. Целосноя модель трансформаци в цифровой экономике - как стать цифровыми лидерами / В. П. Куприяновский, А. П. Добрынин, С. А. Синягов, Д. Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - vol. 5, no. 1. - С. 26-33.

Problems of development of the digital economy in the Russian Federation Bachaev U.A., Abdulazizova E.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Chechen State University Characteristic special trends of digital economy are explored and generalized in the article. The content of digitalization is revealed. It has been established that the introduction of digital economy in Ukraine at an initial stage should take place simultaneously in the following three directions, namely: technological, industrial and institutional-economic.

It is argued that digital era changes approach to doing business, as well as the requirements for used information technology: marketing management systems, sales and service; telephony and messengers; systems of document circulation and personnel management; accounting systems and many other enterprise applications, which in turn once again proves that institutional changes in the economy in direction of full digitalization is a long-wave transforming process of socioeconomic and avant-garde character of the development of structural units, which manifests itself in reaching the peak indicators of innovative development. Key words: digital economy, digital services, digitalization, digital technology, advanced financial technologies.

References

1. Alekseev I.V. Information support of management system by the franchasing enterprises / I.V.

Alekseev, E.V. Ribokene//Economic and humanities. - 2015. - No. 1 (276). - Page 105-110. Burkaltseva D.D. An algorithm of implementation of the «digital skonomika» program / D.D. Burkaltseva, D.G. Kosten, Yu.N. Vorobyov//Innovative clusters in digital economy: theory and practice: works of a nauchnopraktichesky conference with the international involvement on May 17-22, 2017 / under the editorship of the Dr. экон. sciences, prof. A.V. Babkin. - SPb.: Politekhn publishing house. un-that, 2017. - 592 pages.

2. Kovalchuk Yu.A. Hi-tech production as «a new

window of opportunities» in post-crisis economy / Yu.A. Kovalchuk, M.M. Ishchenko/ /Corporate management and innovative development of economy of the North: Bulletin of Research center of corporate law, control and venture investment of the Syktyvkar state university. - 2016. - No. 3. - Page 2533.

3. Kungurov D. Russians are waited by digital

economy. High technologies are capable to reanimate feeble economy [An electronic resource]. - Access mode: https://utro.ru/ articles/2016/12/04/1307336.shtml (date of the address: 14.12.2016)

4. Kuntsman A.A. Transformation of an internal and

external environment of business in the conditions of digital economy [An electronic resource]. - Access mode: http://uecs.ru/ index.php?opüon=com_fbXconlErft/iew=items8id=4131 (date of the address: 14.12.2016).

5. Norets N.K. Digital economy: a status and

perspectives of development / N.K. Norets, A.A. Stankievich//Innovative clusters in digital economy: theory and prakti-: works of a scientific and practical conference with the international involvement on May 17-22, 2017 / under the editorship of the Dr. экон. sciences, prof. A.V. Babkin. - SPb.: Politekhn publishing house. un-that, 2017. - 592 pages.

6. Целосноя transformation model in digital

economy - how to become digital leaders / Accusative Kupriyanovsky, A.P. Dobrynin, S.A. Sinyagov, D.E. Namiot//International Journal of Open Information Technologies. - 2017. -vol. 5, no. 1. - Page 26-33.

О

3

В

s

ff

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.