Научная статья на тему 'Реализация требований ФГОС в общеобразовательных учреждениях города Пензы'

Реализация требований ФГОС в общеобразовательных учреждениях города Пензы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина С. А., Питанова М. Е.

Современному обществу нужен специалист, способный не просто усваивать материал, а умеющий успешно применять свои знания, способный действовать креативно, а не по заданному образцу. С принятием ФГОС изменились требования к организации образовательного процесса. Насколько реализуем новый подход в обучении на данный момент в школах?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация требований ФГОС в общеобразовательных учреждениях города Пензы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Обучающиеся с ОВЗ также участвуют в различных школьных мероприятиях, в районных и городских конкурсах, например, «Искорки надежды» - Областной фестиваль творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, где дети награждаются памятными подарками и дипломами. Выстраивание процесса психолого-педагогического сопровождения как взаимодействия личности младшего подростка и социальной среды возможно при использовании воспитывающих ситуаций с учетом индивидуальных особенностей школьников. Список используемой литературы:

1. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие.- М.: Советский спорт, 2006.- 144 с.

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова-М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

3. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. - 176 с.

© Д.А. Дубровина, 2015

УДК 159.99

С.А. Зимина, студент М.Е. Питанова, к.пс.н.

Историко-филологический факультет Пензенский государственный университет, г. Пенза, РФ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА ПЕНЗЫ

Аннотация

Современному обществу нужен специалист, способный не просто усваивать материал, а умеющий успешно применять свои знания, способный действовать креативно, а не по заданному образцу. С принятием ФГОС изменились требования к организации образовательного процесса. Насколько реализуем новый подход в обучении на данный момент в школах?

Ключевые слова

Учебная самостоятельность, целеполагание, моделирование, контроль, оценка, ФГОС

С принятием ФГОС изменились требования к организации образовательного процесса. Сегодня в связи с развитием информационных технологий постоянно нарастают объемы информации. Становится очевидным, что запомнить весь этот поток не просто невозможно, но и совершенно не нужно, ибо информация регулярно обновляется и изменяется. Современному обществу требуется специалист, способный быстро овладевать новыми способами действия, находить решение проблемы, реализовывать свои умения и навыки в нетипичных, нестандартных ситуациях.

У школьников необходимо сформировать способ мышления, который обеспечит выпускнику социально востребованное поведение, свободу выбора и ответственность за него. В педагогической психологии такая способность школьников называется учебной самостоятельностью. Она может быть сформирована только при определенных условиях организации школьного образовательного процесса в его основной урочной форме. Источником знания в современном уроке становится самостоятельное исследование ученика, его поисковая работа. В связи с этим изменяется и роль учителя на уроке - он должен не просто транслировать учебную информацию и следить за ее усвоением, а проектировать необходимые ситуации развития, т.е. такие условия, которые обеспечат реализацию высших возможностей ребенка на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

данном возрастном этапе. Учителю необходимо проектировать условия формирования основных компонентов учебной деятельности - действия целеполагания, моделирования, контроля и оценки.

ФГОС обязал всех учителей выстраивать учебный процесс в соответствии с названными требованиями и запросами современного общества. Возникает закономерный вопрос: насколько реализуем новый подход в обучении на данный момент в школах. Об этом можно судить по результатам анализа образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, представленного студентами 3 курса историко-филологического факультета во время прохождения педагогической практики. Студенты анализировали условия образовательной среды 10-ти общеобразовательных учреждений города Пензы. Обратимся же непосредственно к результатам.

Не всеми учителями проектируются ситуации развития, формирующие мотивационный компонент учебной деятельности, в 4 школах из 10 педагоги не стремятся вызвать у детей интерес к той или иной проблеме, теме урока или предмету в целом. Учителя не подводят учеников к необходимости овладения новым знанием: перед детьми не ставится проблемный вопрос, позволяющий осознать значимость получения новой информации.

Чаще всего наблюдается ситуация, в которой учителя после проверки домашнего задания, сразу же начинают объяснять новую тему урока. Этот факт свидетельствует о том, что в образовательном процессе реализуются лишь цели самого учителя. Процесс обучения движется по заранее выработанной педагогом четкой траектории, в которой нет места субъективным целям детей. В 6 школах из 10 в практике учителей на уроке не предполагается совместное «открытие» и постановка совместных целей.

Хуже всего обстоит дело с проектированием ситуаций развития действия моделирования. Модель, как символьно-знаковое кодирование, появляется на уроках не часто, и инициатива ее создания в большинстве случаев целиком и полностью принадлежит учителю. Обсуждение моделей в группах происходит в тех редких случаях, когда работа по созданию модели носит коллективный характер. Например, в гимназии № 4 на уроке математики в 5 классе учитель предлагает ученикам самостоятельно выработать способ сложения и вычитания десятичных дробей, установить общие правила и представить их в знаково-символьной форме. Однако групповое обсуждение созданных учениками моделей и здесь практически отсутствует.

Уровень владения общим способом решения учебных задач так же, в большинстве случаев, отслеживается, самими учителями, даже если у учеников и есть возможность выполнять действие контроля. Исключение, в очередной раз, составляют учащиеся многопрофильной гимназии №4 и школы №66. Учащиеся имеют возможность самостоятельно контролировать собственную деятельность во время совместных обсуждений, устных ответов одноклассников, а так же при самостоятельном составлении вопросов классу. Например, учащиеся 7 класса 66-ой школы на уроке биологии после изучения темы каждый самостоятельно составляют по 2-3 вопроса по теме. Из которых складывается общий тест для проверки знаний. Составленный тест выполняют все ученики, после чего авторы заданий проверяют правильность их выполнения. Проведение такой работы позволяет не просто научиться контролировать правильность выполнения заданий, но и грамотно формулировать сами вопросы. Научить ребенка самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы крайне важно, это способствует формированию такой психической функции как внимание. Между тем, в 8-ти школах из 10-ти учителя не предоставляют возможности самостоятельно отслеживать правильность и качество выполнения заданий на уроке.

Еще сложнее обстоит дело с выполнением учащимися действий оценки. В ходе исследования было установлено, что дети, в подавляющей своей массе не способны к адекватному оцениванию, как самих себя, так и своих одноклассников. В 8-ми школах из 10-ти ученики не справляются с подобной задачей. Если учебное действие оценки не будет своевременно сформировано в начальной школе, то подростки, ориентируясь на мнение сверстников, не примут общие критерии оценки и способы ее использования с легкостью. В большинстве случаев содержательная оценка, данная учениками, не соответствует действительному положению вещей, и они либо завышают ее (что происходит чаще всего), либо, напротив, занижают.

На сегодняшний день в большинстве исследуемых нами общеобразовательных учреждений, еще не утвердился в полной мере новый подход к образованию. Нами фиксируется проблема - нежелание самих учителей организовывать соответствующие ситуации развития. Многие педагоги реализовывают

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

традиционную систему обучения. Даже если на уроке учитель проектирует ту или иную ситуацию развития, то, как правило, отсутствует система.

© С.А. Зимина, М.Е. Питанова, 2015

УДК 159.923.2

М. А. Крылова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье обозначаются аспекты ответственности подростков как проявления их нравственного развития. Анализируется процентное количество подростков с разными уровнями развития ответственности.

Ключевые слова

Ответственность, нравственное воспитание, подростки.

На данном этапе нашего общества актуальным является развитие ответственности личности. Большую актуальность эта тема обретает в контексте исследования проблемы развития подростков. В настоящее время чрезвычайно важной выступает проблема развития личностной и социальной ответственности у подростков. Ответственность является чертой личности, предполагает самоконтроль в осознанном следовании нормам и правилам. Ответственность является интегральным свойством личности, проявляющимся в осознанном, инициативном, свободном, самостоятельном и добровольном осуществлении необходимого поведения.

Личностная ответственность рассматривается как специфическое положение, необходимость и обязанность, черта личности, сущностная характеристика человека как личности, специфическая для неё форма самодетерминации и саморегуляции, её склонность вести себя в соответствии с интересами других, основа здорового функционирования личности, нравственная основа личностного развития [3, с.40].

Сочетание внешних и внутренних факторов создает многочисленные препятствия на пути нравственного развития подростка. Эти факторы могут приводить к недостаткам в различных видах деятельности, их следствием может быть безнравственное поведение подростка. [4, с. 72]. Ответственность, являясь нравственной основой личностного развития, нуждается в целенаправленно организованном развитии, в согласии с их нравственным формированием и совершенствованием [1, с.134].

Подростковый возраст является важным для формирования ответственности за поиски ответов на вопросы: «Кто мы, откуда и куда идем?». Ответственность входит в число наиболее важных параметров личностно-профессионального развития человека [2, с.144].

Целью эмпирического исследования является выявление, с помощью опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛП) (И.Г. Тимощук), психологических особенностей развития ответственности у подростков.

Базой данного эмпирического исследования явилась средняя общеобразовательная школа как Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение. Общая выборка - 90 человек (12-13 лет - 30 человек, 14-15 лет - 30 человек, 15-16 лет - 30 человек).

В результате рассмотрения процентных показателей количества подростков, характеризующимися разными уровнями развития ответственности, были получены следующие данные. Начиная с 5 класса к 7 и 9 классу, постепенно увеличивается количество подростков, характеризующихся средним уровнем развития ответственности, то есть у подростков 7 класса больше чем подростков 5 класса и меньше чем подростков 9 класса со средним уровнем развития ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.