МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
средним уровнем развития (57,1%), минимальное - низким уровнем развития (14,3%). Среди обучающихся минимальное количество низкого уровень эмпатии имеют студенты (14,3%), максимального - подростки (50%). Среди обучающихся минимальное количество среднего уровня развития эмпатии имеют подростки (50%), максимальное - старшеклассники (69,2%). Среди обучающихся нет тех, кто характеризуется минимальным количеством высокого уровня развития, максимальное количество высокого уровня развития эмпатии имеют студенты (28,6%).
Таким образом, выявлено, что эмпатия, как способность к сочувствию и сопереживанию, нуждается в дальнейшем развитии как у страшеклассников, так у подростков и студентов. Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г., Слесарева О.А. Эмпатия в нравственном развитии подростков / Социосфера. 2013. № 4-1. С. 130-131.
2.Голикова Ю.В. Психологические аспекты развития эмпатии у старшеклассников / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 15-17.
3.Жданова Л.Г. Эмпатия как нравственное качество личности / Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы V Международной научно-практической конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 15-16 апреля 2011 г./Под ред. С.В. Петрушина. - Казань: Издательство «Отечество», 2011. - 520 с. С. 150-153.
4.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Эксмо, 2005. - 672с.
© Ю.В. Голикова, 2015
УДК 159
Д.А. Дубровина, Педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 137, г. Челябинск, РФ
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КАК
УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения младших подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Второго поколения.
Ключевые слова
Подростки, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, ограниченные
возможности здоровья.
Формирование личности - многозначительный, сложный процесс психического, анатомо-физиологического и социального становления человека, который определяется внешними и внутренними естественными и общественными условиями (Б.П. Пузанов [2]). Осуществляя процесс обучения и воспитания ребенка, школа и учитель нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении. Причины неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой школы рассматривались многими педагогами и психологами (М. А. Данилов, В. И. Зыкова, Н. А. Менчинская, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина, Ю. К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленностью к школьному обучению, соматической ослабленностью ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольном возрасте, умственной
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
отсталостью, негативными взаимоотношениями с одноклассниками и учителем. Но на самом деле причиной неуспеваемости этих детей в школе могут быть различные отклонения в развитии. Организация обучения детей с ОВЗ, учитывая реальные условия современной системы образования, определение условий ее успешности, нашла отражение в трудах И.М. Гилевич, Е.А. Забара, М.В. Ипполитовой, Л.М. Кобриной, Г.Ф. Кумариной, Н.Н. Малофеева, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко и др. Сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения остается одной из наиболее актуальных проблем.
Стойкая неуспеваемость в дальнейшем приводит к накоплению и углублению пробелов в знаниях, в овладении обще учебными умениями и навыками, а также к формированию на основе нарастающего опыта учебных неудач отрицательного отношения ребенка к школе, неверия в свои силы, низкой самооценки.
Начальное отставание младших подростков в учении является одним из источников педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации, правонарушений несовершеннолетних. Если принять во внимание, что число детей, испытывающих стойкие трудности в обучении в подростковом возрасте, неуклонно растет, то становится ясным значение, которое приобретает решение проблемы индивидуализации обучения в отношении данной категории детей.
Подавляющее большинство школьников неуспевающих, отстающих, школьно-дезадаптированных -это именно дети со слабым здоровьем, имеющие нарушения в нервно-психической сфере (Т.А.Власова, М.С.Певзнер [3]).
Регистрируемый медиками тревожный факт заметного ухудшения здоровья детей риска за время школьного обучения, широкое распространение среди них болезней, имеющих школьное происхождение -дидактогения, школьный невроз, школофобии - побуждают отойти от традиционного представления об однозначно положительном, целесообразном и гуманном характера школьных воздействий, заставляют по-новому посмотреть на содержание школьной жизни и выявить те педагогические причины, которые становятся для детей риска источником отклонений.
Исследования З.М. Дунаевой дают основания говорить о ряде педагогических факторов в системе традиционного обучения, способствующих ухудшению здоровья детей этой группы [1].
Отклонения в развитии относят к разряду междисциплинарных медико-социальных феноменов, включающему и психолого-педагогический, и медицинский аспекты. Своевременная настойчивая работа педагога, психолога, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует развитию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.
В нашей школе 875 обучающихся, среди них 12 детей обучаются в специальном (коррекционном) классе VII вида, 9 человек с задержкой психического развития интегрированы в общеобразовательные классы, 8 детей-инвалидов, 2 из которых обучаются на дому.
В школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который проводит углубленную психологическую диагностику обучающегося с ОВЗ, разрабатывает индивидуальные коррекционные образовательные маршруты (ИКОМ), рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с ОВЗ.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Второго поколения разработана Программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и компенсацию психического и (или) физического недоразвития детей с ограниченными возможностями здоровья, в предупреждении и преодоление затруднений в освоении образовательной программы, оказание поддержки и помощи детям данной категории.
Цель программы заключается в обеспечении комплексного системного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей, учитывая особенности психофизического развития и состояние здоровья (согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии - ПМПК), выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательную среду. Дети с ОВЗ занимаются с учителем-логопедом, если это рекомендовано ПМП комиссией или консилиумом школы. Педагог-психолог сопровождает детей с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения в школе.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Обучающиеся с ОВЗ также участвуют в различных школьных мероприятиях, в районных и городских конкурсах, например, «Искорки надежды» - Областной фестиваль творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, где дети награждаются памятными подарками и дипломами. Выстраивание процесса психолого-педагогического сопровождения как взаимодействия личности младшего подростка и социальной среды возможно при использовании воспитывающих ситуаций с учетом индивидуальных особенностей школьников. Список используемой литературы:
1. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие.- М.: Советский спорт, 2006.- 144 с.
2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова-М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
3. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
© Д.А. Дубровина, 2015
УДК 159.99
С.А. Зимина, студент М.Е. Питанова, к.пс.н.
Историко-филологический факультет Пензенский государственный университет, г. Пенза, РФ
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА ПЕНЗЫ
Аннотация
Современному обществу нужен специалист, способный не просто усваивать материал, а умеющий успешно применять свои знания, способный действовать креативно, а не по заданному образцу. С принятием ФГОС изменились требования к организации образовательного процесса. Насколько реализуем новый подход в обучении на данный момент в школах?
Ключевые слова
Учебная самостоятельность, целеполагание, моделирование, контроль, оценка, ФГОС
С принятием ФГОС изменились требования к организации образовательного процесса. Сегодня в связи с развитием информационных технологий постоянно нарастают объемы информации. Становится очевидным, что запомнить весь этот поток не просто невозможно, но и совершенно не нужно, ибо информация регулярно обновляется и изменяется. Современному обществу требуется специалист, способный быстро овладевать новыми способами действия, находить решение проблемы, реализовывать свои умения и навыки в нетипичных, нестандартных ситуациях.
У школьников необходимо сформировать способ мышления, который обеспечит выпускнику социально востребованное поведение, свободу выбора и ответственность за него. В педагогической психологии такая способность школьников называется учебной самостоятельностью. Она может быть сформирована только при определенных условиях организации школьного образовательного процесса в его основной урочной форме. Источником знания в современном уроке становится самостоятельное исследование ученика, его поисковая работа. В связи с этим изменяется и роль учителя на уроке - он должен не просто транслировать учебную информацию и следить за ее усвоением, а проектировать необходимые ситуации развития, т.е. такие условия, которые обеспечат реализацию высших возможностей ребенка на