МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
УДК 159.923.2
Ю.В. Голикова
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности развития эмпатии для формирования нравственной позиции учащихся. Описывается и анализируется процентное соотношение количества учащихся, характеризующихся разными уровнями развития эмпатии.
Ключевые слова
Эмпатия, нравственное воспитание, подростки, старшеклассники, студенты, образовательное
учреждение.
В наше время грамотное развитие эмпатии, эмпатийности учащихся является необходимым условием для предотвращения кризиса человеческих отношений, взаимопонимания, основанных на сочувствии, и сопереживании [2, с.16]. Эмпатия - это проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта -способность к такого рода пониманию и сопереживанию [4, с. 661].
Эмпатия является феноменом межличностного взаимодействия, непосредственно регулирует взаимоотношения людей и во многом определяет нравственные качества человека. Эмпатичность способствует развитию убежденности в ценности другого человека, активизирует положительное отношение к нему, объединяет людей в стремлении к взаимопониманию, создает между ними чувство общности, способствует формированию гуманных отношений и, тем самым, купирует негативные тенденции возможных конфликтов. Для развития нравственных чувств немаловажным является доброжелательное и чуткое отношение человека к человеку, а эмоциональной формой этого отношения становятся сочувствие, умение поставить себя на место другого [3, с. 150-153].
Эмпатия играет важную роль в нравственном воспитании. С ее помощью происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей.
Было выявлено, что эмпатия в наибольшей степени проявляется в нравственном развитии подростков, характеризующихся средним и высоким уровнем развития эмпатийных тенденций. Справедливости ради отметим, что у студентов эта динамика является более выраженной [1, с.131].
Целью данного исследования является выявление особенностей развития эмпатии у старшеклассников в сравнении с подростками и студентами.
Базой данного эмпирического исследования явилось средние образовательные школы как Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение города Астрахани, Астраханский Государственный Университет. Общая выборка 90 человек. Подростки - 30 человек, старшеклассники - 30 человек, студенты -30 человек.
В результате исследования были выявлено процентное соотношение количества учащихся (общей выборки, старшеклассников, подростков и студентов), характеризующихся разными уровнями развития эмпатии.
Наибольшее количество обучающихся имеют средний уровень развития эмпатии (58,8%), наименьшее количество - высокий уровень развития эмпатии( 12,1%). Среди старшеклассников максимальное количество тех, кто характеризуется средним уровнем развития эмпатии (69,2%), минимальное количество - высоким уровнем развития (7,7%).
В сравнении со старшеклассниками, среди подростков нет тех, кто характеризуется высоким уровнем развития эмпатии, минимальное количество в равной степени характеризуется как низким, так и средним уровнем развития эмпатии (50%). Среди студентов максимальное количество тех, кто характеризуется
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
средним уровнем развития (57,1%), минимальное - низким уровнем развития (14,3%). Среди обучающихся минимальное количество низкого уровень эмпатии имеют студенты (14,3%), максимального - подростки (50%). Среди обучающихся минимальное количество среднего уровня развития эмпатии имеют подростки (50%), максимальное - старшеклассники (69,2%). Среди обучающихся нет тех, кто характеризуется минимальным количеством высокого уровня развития, максимальное количество высокого уровня развития эмпатии имеют студенты (28,6%).
Таким образом, выявлено, что эмпатия, как способность к сочувствию и сопереживанию, нуждается в дальнейшем развитии как у страшеклассников, так у подростков и студентов. Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г., Слесарева О.А. Эмпатия в нравственном развитии подростков / Социосфера. 2013. № 4-1. С. 130-131.
2.Голикова Ю.В. Психологические аспекты развития эмпатии у старшеклассников / Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. С. 15-17.
3.Жданова Л.Г. Эмпатия как нравственное качество личности / Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы V Международной научно-практической конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 15-16 апреля 2011 г./Под ред. С.В. Петрушина. - Казань: Издательство «Отечество», 2011. - 520 с. С. 150-153.
4.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Эксмо, 2005. - 672с.
© Ю.В. Голикова, 2015
УДК 159
Д.А. Дубровина, Педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 137, г. Челябинск, РФ
E-mail: daria.89@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КАК
УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения младших подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Второго поколения.
Ключевые слова
Подростки, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, ограниченные
возможности здоровья.
Формирование личности - многозначительный, сложный процесс психического, анатомо-физиологического и социального становления человека, который определяется внешними и внутренними естественными и общественными условиями (Б.П. Пузанов [2]). Осуществляя процесс обучения и воспитания ребенка, школа и учитель нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении. Причины неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой школы рассматривались многими педагогами и психологами (М. А. Данилов, В. И. Зыкова, Н. А. Менчинская, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина, Ю. К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленностью к школьному обучению, соматической ослабленностью ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольном возрасте, умственной