Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной культуры младших школьников на библиотечных уроках'

Формирование эмоциональной культуры младших школьников на библиотечных уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕКАРЬ / ЭМОЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулюпина Г.А., Курганская Л.М.

В статье рассматривается проблема формирования эмоциональной культуры младшего школьника на библиотечных уроках. Библиотека, являясь социальным институтом, имеет огромный потенциал в решении этого важного вопроса. Современный школьный педагог-библиотекарь участник образовательного процесса, и проведение библиотечных уроков один из обязательных видов его деятельности. Современный библиотечный урок это полноценный школьный урок со всеми его структурными элементами. В статье указаны задачи, решаемые на таком уроке, методические приемы, помогающие достичь поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулюпина Г.А., Курганская Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной культуры младших школьников на библиотечных уроках»

международный научный журнал «инновационная наука» УДК 37.025.3

№8/2015

ISSN 2410-6070

Г.А. Кулюпина

К.филол.н., доцент Л.М. Курганская

К.пед.н., профессор Факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКАХ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования эмоциональной культуры младшего школьника на библиотечных уроках. Библиотека, являясь социальным институтом, имеет огромный потенциал в решении этого важного вопроса. Современный школьный педагог-библиотекарь - участник образовательного процесса, и проведение библиотечных уроков - один из обязательных видов его деятельности. Современный библиотечный урок - это полноценный школьный урок со всеми его структурными элементами. В статье указаны задачи, решаемые на таком уроке, методические приемы, помогающие достичь поставленных целей.

Ключевые слова

Библиотечный урок, библиотека, библиотекарь, эмоции, формирование эмоциональной культуры

К проблеме формирования эмоциональной культуры личности обращались многие ученые-теоретики и практики. Внимание исследователей привлекают такие вопросы, как формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству [1], формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях [2], особенности формирования эмоциональной культуры будущего учителя иностранного языка [3], эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей [4], использование средств русского языка как средства воспитания эмоциональной культуры [5] и другие.

К сожалению, практически нет работ, посвященных исследованию проблемы формирования эмоциональной культуры в условиях библиотеки, но именно библиотека, являясь социальным институтом, имеет огромный потенциал в решении этого важного вопроса.

Решая задачи формирования эмоциональной культуры, надо учитывать тот факт, что можно сознательно наблюдать, запоминать, продумывать что-то, но нельзя испытать определённое чувство по заказу. Всякая такая или подобная попытка может вызвать актерскую игру в чувство, сценическую позу, но не чувство как таковое.

Стремление подавлять эмоции ребенка - неверная позиция взрослых (родителей, педагогов), но формирование умения регулировать их - необходимо. Деятельность и ребенка, и подростка, и взрослого должна быть насыщена эмоциональными проявлениями, которые мобилизуют энергию человека. Однако эмоции ни в коем случае не должны превратиться в главный регулятор деятельности личности, иначе человек всегда будет стремиться к получению удовольствия и сторониться того, что приносит переживания, страдания и другие неприятные эмоции, что не всегда соответствует действительности.

Одной из основных задач образовательного процесса в школе является обеспечение психологических условий, которые способствуют полноценному личностному, психическому и физическому развитию учащихся. Чаще всего при решении этой проблемы исследуют экологическую обстановку, качество медицинского обслуживания, взаимоотношения между детьми и взрослыми, социальное окружение и т.п. Менее всего внимания уделяется тем факторам, которые влияют на психическое здоровье детей и имеют большое значение для развития личности.

111

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Наш личный опыт как педагогов школы показывает, что эмоциональные неклинические нарушения могут обнаруживать себя в виде неустойчивого настроения ребенка, когда у него наблюдается возбудимое или депрессивное настроение, у ребенка могут появляться или усиливаться черты характера, которые приводят к раздражительности, гневливости или угодливости, могут развиться зависимости, не приемлемые обществом (воровство, пьянство, наркозависимость и пр.). Такие нарушения вызывают серьезные затруднения в воспитании ребенка. Но не менее важная эмоциональная сфера ребенка чаще всего упускается учителем. Даже уроки литературного чтения, где, казалось бы, сам материал (художественные произведения) наталкивает на формирование эмоциональной культуры, не предусматривают серьезного изучения этой стороны вопроса.

Изучение методов и приемов развития эмоциональной культуры ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у учащихся начальных классов привело нас к убеждению, что одним из путей решения подобной задачи может быть тесное сотрудничество со школьным библиотекарем и библиотекой города или села.

Очень своевременно вышел приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об изменении, вносимом в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [6]. В этом документе указаны должностные обязанности педагога-библиотекаря. Он становится участником образовательного процесса, может вносить предложения по его совершенствованию, участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, различных мероприятий внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Таким образом, школьный библиотекарь обязан привносить в свою деятельность и образовательно-воспитательные элементы. Наши наблюдения показывают, что и библиотекари сельских библиотек довольно активно участвуют в образовательном процессе школы. Проведение библиотечных уроков - один из обязательных видов их деятельности.

Традиционно библиотечные уроки проводятся с целью формирования информационной и библиотечной грамотности школьников. Однако в последнее время библиотеки намного расширили тематику уроков и ставят теперь образовательные и воспитательные цели, выходя за рамки узко библиотечной проблематики. В связи с этим в подготовку будущих работников библиотеки - магистров педагогов-библиотекарей - включен курс «Методика проведения библиотечных уроков».

Как и любой другой урок, он соответствует выработанному на основе дидактики алгоритму целеполагания. Этот алгоритм предполагает следующие компоненты: определение цели - ее

формулирование - постановка цели. Чтобы цель управляла уроком, необходимо:

- мобилизовать ранее усвоенные учащимися знания ^ поддержать интерес к новой информации ^ мотивировать активность;

- создать комфортные условия для осмысления новой информации;

- создать условия рефлексии учащихся.

Кроме того, библиотекарю необходимо помнить, что на уроке решается триединая задача: образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательная задача предполагает реализацию всех компонентов содержания образования.

Развивающая задача библиотечного урока заключается в том, чтобы создавать в процессе обучения цепь трудностей, преодолевая которые учащиеся поднимаются на более высокую ступень своего развития.

Воспитательная задача включает такие факторы, как:

- содержание материала урока: библиотекарь-педагог должен донести до ума и сердца идею, заложенную в теме любого урока;

- методы обучения, обеспечивающие каждому учащемуся позицию первооткрывателя и исследователя, субъекта деятельности, позволяющей ему преодолевать трудности в зоне ближайшего развития, методы обучения воспитывают у учащихся любознательность, пытливость, интерес к предмету, самостоятельность в получении необходимой информации, потребность работать творчески;

112

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

- организационные формы обучения: четкая структура урока, его гуманистическая направленность воспитывают у учащихся чувство времени, ответственность, дисциплинированность, солидарность, взаимопомощь, взаимную требовательность и другие нравственные качества и эмоции;

- стиль руководства учащимися на библиотечном уроке: доверие к обучающимся, личностный подход, потребность в общении, уважение к личности каждого ученика, эмоциональный комфорт, предоставление права на ошибку - основные факторы нравственного воспитания на уроке;

- личность библиотекаря-педагога: библиотекарь должен обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, творческий подход к делу, честность, толерантность, сочувствие, сострадание, уважительность к личности другого, устойчивость к стрессам, спокойствие, уравновешенность и т.п. [7].

Библиотекарь должен уметь слушать и слышать своих учеников, быть открытым, доброжелательным, прислушиваться к мнению всех учащихся вне зависимости от того, верно оно или нет с точки зрения библиотекаря, не сталкивать мнения, а выслушивать, не оценивать (особенно негативно), быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу учеников, хорошо владеть речью, не выдавать свое мнение за истину.

В ходе библиотечного урока библиотекарь должен продемонстрировать умение устанавливать контакт с учащимися, удерживать его в процессе общения, восстанавливать, если он утрачен, изучать и правильно оценивать возможности учащихся, понимать их, т.е. уметь определять характер и личностные особенности каждого ребенка, его ценностные ориентации и установки, эмоциональное состояние и настроение всего класса и каждого ученика в отдельности.

Важнейшей частью библиотечных уроков стало развитие навыков работы с любой информацией. Навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны стать прочной базой для успешного освоения способов приема и переработки информации из любых источников (книг, периодики, интернета). Материал занятия должен обязательно работать на всестороннее воспитание учащихся [8].

Во время библиотечного урока библиотекарь обращается к различным методическим приемам, это обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

И все же наиболее эффективным воздействием на эмоциональную сферу учащихся обладают тематические библиотечные уроки. Такие уроки строятся на основе произведений художественной литературы. Умение сопереживать героям произведений, ставить себя на их место развивает эмоции ребенка. Библиотекарю необходимо четко определить, какую эмоцию необходимо выделить, и сосредоточить на ней внимание детей.

Ребенок младшего школьного возраста уже не только умеет часто эмоционально правильно реагировать на какие-либо явления и ситуации, но и сопереживать другим, «видеть» эмоциональные реакции одноклассников, родителей, учителей, героев литературных произведений. Младшим школьникам оказываются доступными такие эмоции, как сочувствие, сострадание к людям, животным, попавшим в беду, радость не только от своих побед и удач, но и радость за успехи других.

Так, дети прекрасно понимают состояние героя рассказа В.Драгунского «Друг детства», сопереживают ему. Библиотечный урок, посвященный этому рассказу, развивает чувство сострадания, любви, пусть не к живому существу - к игрушке, но это первый шаг к человечности. На этом же уроке можно проанализировать и рассказ А. Баркова «Сердешный», в котором автор знакомит нас с замечательным человеком - охотником Игнатом Гавриловичем, спасшим обессилевшего лося. Важно не только правильно проанализировать произведение, главное - вызвать ответное чувство детей.

Тематика библиотечных уроков может быть очень разнообразной. В науке определяют более 500 наименований эмоциональных состояний, детская литература располагает огромным количеством произведений, в которых отражены эти эмоции. Следовательно, темы уроков столь же разнообразны, надо только уметь читать, мы имеем в виду не складывать буквы в слова, а читать в широком смысле этого слова: сопереживать героям, понимать смысл прочитанного, а значит, выделять главную мысль, идею произведения.

Необходимость таких уроков неоспорима. Библиотекарь не только учит детей получать необходимую информацию, работать с информацией разного рода, но и приобщает школьников к чтению, помогает им разобраться в эмоциональном состоянии героев произведений, а через них - в себе самих. Это очень важно

113

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

- уметь понять не только других, но и себя. Это, может быть, сложнее, но более необходимо в жизни каждого человека.

Список использованной литературы:

1. Ульянова Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Ижевск, 2006. 23 с.

2. Казанцева Г.Н. Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.12. №5(2), 2010. С. 421-425

3. Бартош Д.К. Особенности формирования эмоциональной культуры будущего учителя иностранного языка // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С. 16-19.

4. Середина Т.С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 89-92.

5. Курганская Л.М., Кулюпина Г.А. Русская фразеология как средство воспитания эмоциональной культуры бакалавров // Восток-запад. Международные коммуникации в современном мире: Сб. материалов международной научно-практической конференции (г. Аман, 11 апреля 2014 г.) Представительство Россотрудничества в Иордании. - Аман, 2014. С. 102-105.

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448Н «О внесении изменения в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета. 2011 г., 13 июля.

7. Курганская Л.М., Кулюпина Г.А. Влияние книготерапии на формирование эмоциональной сферы ребенка // Наука, культура, искусство: процессы самоорганизации: сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 21 декабря 2013 г. - Белгород, 2014. С. 120-125.

8. Курганская Л.М. Библиотечные уроки как средство формирования эмоционального интеллекта младших школьников // Материалы IX Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» 31 мая-7 июня 2013, Варна, Болгария. В 3-х томах. Том II - Днепропетровск, Варна, 2013.

© Л.М. Курганская, Г.А. Кулюпина, 2015

УДК 373.31

Н.В.Лифанова,

А.А.Картунова

студенты магистратуры Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация E-mail: lnv-77@mail.ru

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние учебной мотивации на творческое саморазвитие младших школьников. Описаны основные этапы деятельности учителя начальных классов по развитию учебной мотивации учащихся как значимого компонента творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Ключевые слова

Мотив, мотивация, творческий потенциал личности, учебная мотивация.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.