Научная статья на тему 'Подготовка будущих библиотекарей к работе по направлению «Литературное краеведение»'

Подготовка будущих библиотекарей к работе по направлению «Литературное краеведение» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / БЕЛГОРОДЧИНА / ПИСАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курганская Людмила Михайловна, Андреева Светлана Михайловна, Андреева Анна Михайловна, Безуглова Ольга Владиславовна

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих библиотечных специалистов к работе по библиотечному краеведению, в частности по направлению «Литературное краеведение». Преподавание спецкурса по изучению литературы родного края имеет целью подготовить студентов к краеведческой работе. Задачами курса является ознакомление студентов с произведениями писателей-земляков, содействие развитию профессиональных качеств в процессе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Курганская Людмила Михайловна, Андреева Светлана Михайловна, Андреева Анна Михайловна, Безуглова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих библиотекарей к работе по направлению «Литературное краеведение»»

№ 4 (63), 2016

"Библиотековедение и документальная информация " ^

4. Pazuhina V.N., Dovgaleva V.I. Trademarks in printed graphics: problems, tendencies, features of bibliografiai // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2013. № 3 (50).

5. Production, distribution and use of printing products [Electronic resource]: bibliogr. database on commodity signs, to declared in 2013-2016/ S.N. Krivorotenko, N.V. Andreeva, V.I. Dovgaleva: MKTU [09,16,35,41,42,45]; scientific editor V.N. Pazukhina; Krasnodar. 2016.

6. Pazuhina V.N., Krivorotenko S.N., Andreeva N.V. Modern problems and peculiarities of the species classification of industry publications technical and scientific fields in training of bachelors// Library-2015: document.-informats. communications and libraries in the space of culture, education, science (22-23 apr. 2015). Moskow, 2015.

УДК: 13.31

Л.М. КУРГАНСКАЯ, С.М. АНДРЕЕВА, А.М. АНДРЕЕВА, О.В. БЕЗУГЛОВА

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ К РАБОТЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Курганская Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), kurganskayal@yandex.ru

Андреева Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по международной деятельности, профессор кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7)

Андреева Анна Михайловна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), annandreeva83@mail.ru

Безуглова Ольга Владиславовна, ассистент кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Белгородского государственного института искусств и культуры (Белгород, ул. Королева, 7), olga.bezuglova@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих библиотечных специалистов к работе по библиотечному краеведению, в частности по направлению «Литературное краеведение». Преподавание спецкурса по изучению литературы родного края имеет целью подготовить студентов к краеведческой работе. Задачами курса является ознакомление студентов с произведениями писателей-земляков, содействие развитию профессиональных качеств в процессе учебной деятельности. Ключевые слова: библиотека, гражданская позиция, патриотизм, воспитание, литература, Белгород-чина, писатель.

UDC 13.31

L.M. KURGANSKAYA, S.M. ANDREYEVA, A.M. ANDREYEVA, O.V. BEZUGLOVA

PREPARING FUTURE LIBRARIANS TO WORK IN THE DIRECTION OF "LITERARY LOCAL HISTORY"

Kurganskaya Lyudmila Mikhailovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor, professor of the department of publishing and library science of Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), kurganskayal@yandex.ru

Andreeva Svetlana Mikhailovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor, vice-rector for international activities, professor of Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7)

Andreeva Anna Mikhailovna, senior lecturer of russian as a foreign language and intercultural communication of Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), annandreeva83@mail.ru

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

Bezuglova Olga Vladislavovna, assistant, chair of russian as a foreign language and intercultural communication of Belgorod state institute of arts and culture (Belgorod, Koroleva str., 7), olga.bezuglova@inbox.ru

Abstract. In article questions of training of future library professionals to work on library history, in particular in the direction of "Literary Ethnography". The teaching of a special course on the study of the literature of his native land is intended to prepare students for local history work. The modern librarian needs to have knowledge of a linguist to be able to analyze the work; the teacher to make arrangements for the reading of books; psychology in order to be able to influence the emotions of readers. Therefore, the objectives of the course is to introduce students to the works of writers-fellow countrymen, promoting the development of professional skills in the process of educational activity. Keywords, library, civil position, patriotism, education, literature, Belgorod, writer.

Современная библиотека - многоаспектное информационное, воспитательно-образовательное учреждение. В ее функции входит воспитание молодого поколения читателей. Однако, чтобы заниматься воспитанием, воспитывающий должен сам разбираться в вопросах педагогики, знать насущные проблемы процесса воспитания, актуальные вопросы, методы и приемы.

Воспитание любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее - задача, которая во все времена в той или иной степени была основой педагогики. В средние и высшие учебные заведения приходят еще нравственно не окрепшие юноши и девушки. Конечно, воспитание начинается в семье. Это непреложная истина. Однако воспитывается человек всю жизнь: семья, детский сад, школа, колледж, вуз, учреждение или предприятие - все это этапы становления гражданина.

Художественная литература никогда не стояла в стороне от воспитательно-образовательного процесса. Она призвана воздействовать на чувства читателя, развивать его эмоциональную культуру, воображение. Писатель - тот же педагог. Наши писатели современники - В. Распутин, А. Лиханов, А. Дмитриев, Т. Москвина и многие другие удивительно точно рисуют внутренний мир своих героев, показывая их духовный рост, самоопределение в жизни, личностные качества.

Однако практика показывает, что современное молодое поколение, в том числе и будущие библиотекари, не умеет читать. То есть не складывать слоги в слова, а читать осмысленно, понимая и тему, и идею произведения, и авторскую позицию. «Читать - значит искать и находить: читатель как будто ищет и находит скрытый между строк духовный клад, желая найти во всей его полноте и присвоить его себе. Важнейшим составляющим культуры чтения является процесс восприятия - понимания - интерпретации текста произведения. Уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека. Процесс восприятия предполагает формирование образов, цельной картины, которые порождаются в распознавании текстов. Немаловажную роль играют собственные эмоциональные, эстетические оценки прочитанного» [1, с. 48].

Белгородская земля богата историческими событиями, героическим прошлым, замечательными людьми. Воспитание любви студентов к своей малой родине, гордости за своих земляков, подготовка будущих библиотечных специалистов к работе по краеведению -задача педагогического коллектива кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственнгом института искусств и культуры. Спецкурсы, тематика которых посвящена литературному краеведению, способствует решению этой задачи. Изучение произведений об истории и современности родного края помогает воспитывать в учащихся гордость за героические подвиги земляков, интерес к их жизни.

В науке существует пять основных методов изучения художественного текста. К ним относятся: чтение произведения литературы, анализ художественного текста, комментирование литературного произведения, реализация произведения литературы в других видах искусства, литературное творчество [2, с. 169].

Наиболее эффективным, по нашему мнению, является метод комментирования. Так, изучая творчество Олега Кириллова (цикл романов писателя «Сыны Белгородины»), студенты под руководством преподавателя комментируют произведения писателя, формулируя тему, идею произведения. Этот метод способствует более глубокому анализу текстов. Приведем примеры использования названного метода.

№ 4 (63), 2016

"Библиотековедение и документальная информация"

Произведения О. Кириллова посвящены истории жизни и деятельности замечательного белгородца, генерала, сподвижника Петра I Ивана Недождева - ключевой фигуры всех его романов этого цикла («Порубежники», «Выбор», «Вершина», «За други своя», «Отечества ради», «Русские»). Перед читателями проходит галерея русских богатырей, сильных духом русичей: атаман белгородских казаков Дмитрий Сычев, его сын Васька, Панфил Лутонин (Лутоня), разведчик Максим Кречетов, атаман Крюков, посол в Турции Петр Андреевич Толстой, купеческий сын богатырь Никита Трифонов и другие.

Мысли героев О. Кириллова о России, ее судьбе становятся для читателя своими, облеченными в слово.

«Эх, Порубежье. Краше тебя нету нигде. И города твои легки и светлы: что Курск, что Бела Город, что Хотмыжск. Яблонов чуток иной, залёг в полях, прямо у оборонной черты. Туда слали самых лучших воевод, потому что орда, натыкаясь на пушки Бела Города, кидалась миновать ров у Яблонова. Сколько рубились саблями в тех краях. Сколько сходились грудь с грудью. Из Корочи иной раз и не поспевала подмога, приходили тогда, когда уже остывали тела защитников, когда, умывшись кровью, уползала в Дикое поле орда» (Порубежники).

Присутствие автора ощущается постоянно в многочисленных отступлениях, которые, однако, не перегружают текст, а наполняют произведение философским смыслом.

Русский воин - не безжалостный убийца. Даже во враге он видит человека. Васька Сычев, подросток, но уже бравый казак, стоит перед выбором - бросить умирающего татарина, которого казнили свои же татары, или спасти. Выбор очевиден - спасти: «Татарин. Может уйти? Но человек ведь... Вон и застонал тяжко <... > Ну что с ним делать? Человек ведь. Божье создание. Вон как его перекорежили, аспиды. Лицо ободрано, пятна крови на спине: даже халат промок. Руки, как плети, неподвижны... Татарин громко застонал. Потерпи, болезный».

Русские - интернационалисты. Человек ценится не по национальной принадлежности, а по личностным качествам. Аблякиму (спасенному Васькой татарину) «слава пришла полной мерой. Перед строем полка Дмитрий Серафимович торжественно вручил ордынцу палаш и коня и зачитал свой приказ о зачислении его казаком сотни Сутол-кина с месячным государевым жалованием в три рубли и пять денег» (За други своя).

Добрые, толерантные, долготерпеливые русские люди становятся твердыми, как гранит, в борьбе с врагом. Эту черту русских подметил татарский принц Нураддин: «Я знаю русских. Их трудно заставить драться, они терпят удары, даже унижения. Они платят дань, чтоб не драться, но избави аллах загнать их в угол. В прошлый поход Голицына мы настигли у древней Шарухани две сотни гяуров. Они потеряли лошадей в нашей степи и шли пешком, неся на плечах свои седла. <... > Я сам подъехал близко к ним и предложил им жизнь... они отказались и стали сбиваться в кучу <... > Я не верил, что эти полутрупы способны сопротивляться и послал против них всадников с арканами. <... > Они бросили седла на землю, залегли за ними и встретили моих людей пулями. Из сотни арканщиков вернулось в строй двадцать три. <... > Они сопротивлялись еще очень долго и мне два раза пришлось посылать своим подмогу. <... > Я потерял сто семьдесят три человека, чтобы добить двести и так уничтоженных степью» (Выбор).

Стойкость и мужество наших земляков вызывает чувство уважения к людям, совершающим подвиг не только в открытом бою, о котором рассказывал Нураддин, но особенно потрясает каждодневное самопожертвование удивительно талантливого разведчика Максима Степановича Кречетова. Под видом дервиша, святого Баши, юродивого он не один месяц жил в стане врага, собирал необходимые сведения и передавал их своему атаману. «Проклятый дервиш по-прежнему сидит невдалеке от нураддиновой палатки. Ничтожное животное с чудовищной живучестью. Попробуй нормальный человек в эту пору походить босиком? А этому хоть бы что. Вон весь обсыпан вшами. Это же пытка, а он усмехается». Читатель, как и татары, долгое время даже не догадывается о том, кто этот дервиш. Но автор приоткрывает завесу тайны, и читатель озадачен: кто

"Культурная жизнь Юга России" 120 ;

№ 4 (63), 2016

же этот человек? «На мгновение дервиш выпрямился и тогда постороннему наблюдателю могло показаться, что старик помолодел сразу на несколько десятков лет. Однако все это продолжалось недолго, спина его снова согнулась, руки бессильно повисли. Он на мгновение прислонился плечом к коню, словно коснулся друга, окинул его взглядом и снова похромал к центру лагеря » (Выбор).

Лишь когда татары разоблачили «уруского лазутчика», мы узнаем, кто скрывался под видом дервиша. Кречетова пытали, казнили. Сила духа этого мужественного человека восхищает читателя.

«Литература формирует сознание и душу человека, обладает огромным нравственным потенциалом. Отсюда вытекает задача любого, кто становится посредником между книгой и читателем (особенно юным, только что ступившим на тропинку постижения этого чуда) - помочь осознать возникающие противоречия и найти путь к их решению» [1, с. 49].

Система занятий, посвященных чтению и анализу романа Олега Кириллова, объединена триединой задачей - обучение анализу литературного произведения, подготовка будущих специалистов к работе по библиотечному краеведению; развитие логического мышления, умения выделять главную мысль произведения (идею); воспитание в учащейся молодежи гордости за то, что они являются потомками героического народа, Нельзя не согласиться с мнением Ю.П. Мелентьевой о том, что «российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение к чтению весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно: «заставить читать - невозможно, заразить чтением - можно» [2, с. 3]. «Заразить» можно лишь тогда, когда сам являешься квалифицированным читателем, одним из умений которого является полноценное восприятие текста. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям произведения, видеть динамику эмоций. Воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем. Размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию. Осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы [1, с. 15].

Таким образом, обучаясь анализировать художественные произведения белгородских писателей и поэтов, студенты не только знакомятся с писателями литературной Белгород-чины, но и приобретают опыт работы по одному из направлений работы библиотеки -литературному краеведению.

Литература

1. Ваюшина М.П. Анализ художественного произведения // Начальная школа. 1989. №5.

2. Курганская Л.М. Формирование жизненной позиции младших школьников во внеклассной работе с книгой // Сб. научно-методических статей «Современное образование в пространстве информационной культуры». Белгород, 2011.

3. Мелентьева Ю.П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек // Библиосфера. 2006. №2.

4. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М., 2007.

References

1. Vayushina M.P. Analysis of the literary work // Nachalnaya shkola. 1989. No. 5.

2. Kurganskaya L.M. Attitudes of younger students in extra-curricular activities with the book // Proc. research papers "Modern education in the space of information culture". Belgorod, 2011.

3. Melentyeva Yu.P. Technology for the promotion of reading in nachitalsya environment. The experience of libraries // Bibliosphera. 2006. No. 2.

4. Ryzhkova T.V Theoretical foundations and technology elementary literary education. Moskow, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.