Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитывающее обучение / воспитание / деятельностный подход / концепция / будущие педагоги / educational training / upbringing / activity approach / concept / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье раскрывается сущность и содержание технологий воспитывающего обучения, актуальность формирования которых существенно возросла с появлением новых документов, которые регламентируют вопросы воспитания обучающихся. Рассмотрены различные подходы к концепции воспитывающего обучения в педагогическом вузе, проведено сравнение традиционного обучения и концепции воспитывающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence and content of educational learning technologies, the relevance of the formation of which has increased significantly with the advent of new documents that regulate the issues of educating students. Various approaches to the concept of educational training at a pedagogical university are considered, a comparison of traditional training and the concept of educational training is carried out.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

- на интеллектуальном уровне (конкурсы, проекты, презентация результатов исследований, поддержка в социальной презентации коллективных и индивидуальных творческих продуктов, диспуты, дискуссии, интеллектуальные игры и т.д.);

- на социальном уровне (создание сообществ, инициация событий).

Устойчивость формируется, в первую очередь, постоянной ситуацией вызова, требующей самоопределения и выбора. Сильнейшим средством для социального воспитания необходимых для этого умений является использование в образовательной деятельности контекстного обучения, метода сценариев, деловых игр, решения проблемных задач. H.H. Сологуб в своей работе отмечает, что для формирования устойчиво личной и гражданской позиции студенту в образовательной деятельности и внеаудиторной работе необходимо постоянно моделировать и предъявлять социально значимые ситуации, требующие самоопределения и самоактуализацию [5, С. 68]. Обсуждение и решение таких социально значимых ситуаций позволяют студентам опознавать и дифференцировать деструктивное квазисоциальное воздействие со стороны отдельных контркультурных сообществ и личностей, учиться отстаивать свою позицию и сохранять прочность внутренней системы ценностей даже под влиянием профессиональной усталости, социальной напряженности, непредсказуемости, резких перемен, новых вызовов, неблагоприятных условий жизни и деятельности.

Еще одним компонентом, влияющим на формирование устойчивости студента в процессе социального воспитания в вузе, является непротиворечивая, внутренне устойчивая и единая система взаимоотношений всех участников образовательного процесса и социального партнерства. Корпоративная этика, единый стиль поведения и уважительного отношения между всеми в вузе вне зависимости от иерархии, трансляция ценностей через все каналы помогает молодому специалисту утвердиться в своих принципах, установках и позиции. Внутренняя система будущего педагога становится устойчивой, так как постоянно находит подтверждение во взаимодействии с устойчивым стилем общения и взаимодействия между всеми субъектами в вузе. Роль педагога, дающего при этом пример для подражания и нравственный ориентир, невозможно переоценить.

Выводы. Тема средств социального воспитания в процессе становления профессиональных умений будущих педагогов в вузе обширна и требует дальнейшего исследования. В рамках данной публикации была предпринята попытка оценить значимость целенаправленной работы вузов по развитию и совершенствованию средств социального воспитания и выделить ключевые критерии, на которые оно должно быть направлено. Последними видится возможным назвать, в первую очередь, формирование у студентов умений реализовывать способности к проактивности, творчеству, включая гибкость и творческую адаптацию к социальным реалиям и профессиональным вызовам, а также устойчивость ценностей, личной, гражданской и социальной позиции, в том числе - под негативным влиянием квазисоциального характера.

Литература:

1. Аксютина, З.А. Категории социального и квазисоциального воспитания [Текст] / З.А. Аксютина // Вестник Челябинского государственного университета.-2021. -№ 11(457). -С. 54-65. -DOI 10.47475/1994-2796-2021-11108. -EDN LKFNHS

2. Зайцева, И.Т. Социально-культурная деятельность как подсистема социального воспитания личности [Текст] / И.Т. Зайцева // Научное наследие академика И.Ф. Харламова и актуальные проблемы целостного образовательного процесса в современном педагогическом пространстве: Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика И.Ф. Харламова: Сборник материалов, Гомель, 04-05 июня 2020 года / Редколлегия: Ф.В. Кадол (гл. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. - Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. - С. 111-115. -EDNQFFHUX

3. Плоткин, М.М. Социальное воспитание как социокультурный феномен [Текст] / М.М. Плоткин // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2021. - № 3. - С. 12-24. - EDN PDSZJU

4. Просветова, Т.С. Социальное воспитание как категория современных социально-педагогических теорий [Текст] / Т.С. Просветова, A.A. Угрюмова//Международный научно-исследовательский журнал. -2021. -№ 1-4(103). -С. 170-173. -DOI 10.23670/IRJ.2021.103.1.121,- EDN SSKYBW

5. Сологуб, H.H. Методическая система «воспитание социально-зрелой личности методом моделирования социально значимых ситуаций» [Текст] / H.H. Сологуб // Вестник науки и образования. - 2023. - № 2(133). - С. 67-72. - EDN EDYWSI

6. Угрюмова, A.A. Сущностные признаки социального воспитания в современных социально-педагогических теориях [Текст] / A.A. Угрюмова//Вопросы педагогики. -2020. -№ 10-2. - С. 216-220. - EDN WHZZHD

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание технологий воспитывающего обучения, актуальность формирования которых существенно возросла с появлением новых документов, которые регламентируют вопросы воспитания обучающихся. Рассмотрены различные подходы к концепции воспитывающего обучения в педагогическом вузе, проведено сравнение традиционного обучения и концепции воспитывающего обучения.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, воспитание, деятельностный подход, концепция, будущие педагоги. Annotation. The article reveals the essence and content of educational learning technologies, the relevance of the formation of which has increased significantly with the advent of new documents that regulate the issues of educating students. Various approaches to the concept of educational training at a pedagogical university are considered, a comparison of traditional training and the concept of educational training is carried out.

Key words: educational training, upbringing, activity approach, concept, future teachers.

Введение. Постоянное и активное движение социального общества, его изменения, характеризующие переход в качественно новое состояние, в основе которого лежат общечеловеческие моральные ценности, оказывает воздействие на современное состояние российского образования. Проблема затрагивает не только школьное образование, но и высшую школу, поэтому методологические вопросы воспитывающего обучения связаны с необходимостью формирования у

студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобщения их к системе соответствующих знаний и умений, к культуре в целом [4].

Формирование культурных норм и ценностей студентов входит в число основных задач педагогических вузов, как и развитие социализации человека и общества, деятельности в социуме. Анализ теории и практического обучения профессии показывает очевидный ограниченный подход в решении данного вопроса, поскольку информационное обучение, как и прежде, занимает лидирующую позицию над обучением, с ориентацией на развитие эмоционально-личностной составляющей личности будущего педагога, что полностью противоречит социальной потребности общества.

Задачей преподавателей высшей школы является не столько обучение, как передача знаний, сколько воспитание личности студентов в совместной с ними деятельности. Традиционная передача комплексных профессиональных знаний и умений, которые зафиксированы в образовательном стандарте и учебных программах вуза по освоению учебного предмета должны включать воспитательные задачи, решены которые могут быть только в совместном взаимодействии. Именно в таком взаимодействии преподаватели заинтересованы в недостаточной степени, поэтому подготовка будущих педагогов в плане воспитывающего обучения осуществляется формально, не затрагивая осознания студентами культурно-нравственных компетенций как необходимых и жизненно важных.

Изложение основного материала статьи. Вопрос готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности связан с готовностью к реализации воспитывающего обучения в процессе работы с обучающимися. Теоретические основы вопроса недостаточно сформированы, поэтому существует противоречие между потребностями вузовского образования и наличием преподавателей, ориентированных на воспитание студентов.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» [7] понимает под образованием целенаправленный единый процесс воспитания и обучения человека в его интересах и в интересах государства, семьи и общества в целом, а под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности человека, создание благоприятных условий для самоопределения и социализации обучающихся. Воспитание и обучение - это две части/стороны единого процесса, но если в основе обучения лежит собственно познавательная деятельность человека, передача ему системы научных знаний и развитие умений, то в основе воспитания лежит несколько иная задача - формирование личности как социальной единицы, формирование отношения к социуму и жизни, ее проблемам. В традиционном обучении воспитательные задачи решались в организации внеурочной деятельности, поэтому воспитательный потенциал содержания профессиональных дисциплин не учитывался совсем. Сегодняшняя ситуация иная - во всех государственных образовательных стандартах обозначены воспитательные цели учебных дисциплин.

В содержании образования учтены вопросы:

• дифференциации, гуманизации и гуманитаризации содержания, создание комфортной гуманитарной среды и содействие свободному и комфортному развитию личности человека, его интеграции в системе мировой и национальной культуры;

• замена мотивации обучения на самостоятельную работу студента с целью моделирования будущей профессиональной деятельности, поскольку в период обучения в вузе студент является субъектом в познавательной деятельности;

• обновление на основе интересов и запросов обучающихся как содержания образования, так и форм и методов обучения, проведение индивидуализации содержания на основе изменяющихся требований рынка труда и запросов педагогической деятельности.

Преподаватели в высшей школе должны быть заинтересованы в установлении доверительного и уважительного климата в общении со студентами, основанными на достижении позитивной динамики в обучении. Главной задачей воспитывающего обучения становится умение мотивировать студентов к освоению навыков и методов предстоящей профессиональной деятельности. Умение преподавателя общаться позволит индивидуально и активно воздействовать на студентов, формировать студенческий коллектив, влиять на создание благоприятной среды общения в группе. Преподаватель должен быть заинтересован в применении в своей практической деятельности психологических и социально-психологических технологий и методик воздействия на студентов [5].

В целях сокращения адаптации студентов начальных курсов к обучению преподаватель должен уметь провести полноценный социально-психологический анализ и осуществить помощь. Умение анализировать педагогические ситуации и прогнозировать возможные результаты позволяет оперативно реагировать на изменения, выделять наиболее ценные моменты для содержания воспитывающего образования. Преподаватель высшей педагогической школы должен не только изучать и обобщать передовой опыт, но и внедрять его в свою практику обучения студентов. Задачей работы преподавателя также является изучение социально-психологических особенностей студентов в группе, умение выделять качества, особенно ценные для творческого саморазвития студентов или сдерживающих его. Составление психолого-педагогической характеристики конкретного студента позволят прогнозировать его развитие как личности и специалиста.

Современный преподаватель должен уметь перспективно и грамотно планировать стратегические и тактические задачи воспитательной деятельности и способы их решения, предвидеть возможные результаты освоения студентами в течение курса или всего цикла учебного предмета. При реализации целей воспитывающего обучения преподаватель должен научить студентов осуществлять выбор и постановку целей и задач самостоятельно, осуществлять задачи личностного и профессионального роста в самостоятельной профессиональной деятельности. Особой частью реализации индивидуального становления будущего педагога считается разработка программы творческого саморазвития на конкретный период и выделение ее задач с учетом предпочтений и индивидуальных особенностей воспитанников. Умение проектировать профессиональную деятельность лежит в основе работы педагога, как сбор информации воспитательного плана в собственные образовательные курсы.

Будущие педагоги получают навыки решения воспитательных задач, проигрывания вариантов решения проблемных ситуаций, как в самостоятельной деятельности, так и в групповом сопровождении в процесс тренингов, деловых игр или дискуссии.

В методах воспитывающего обучения серьезное значение придается умению преподавателя своевременно диагностировать психологическое и психическое состояние конкретного студента и группы в целом для обеспечения плодотворной учебной деятельности, оценивать поведение студентов, осуществлять коррекцию поведенческого состояния. В практике преподавательского влияния мотивация и стимуляция достижения результата играет роль психологического запуска на самостоятельную продуктивную деятельность. Формирование у студентов целостной системы научных знаний о природе и обществе, о ценностном отношении к знаниям и образовательной деятельности позволяет развивать многогранные навыки и умения в обучении.

Важно также понимать, что современное общество требует наличие у человека лидерских качеств, желание принимать участие в решении различных вопросов управления коллективом. Без обогащения рефлексивного опыта личность перестает

сопереживать, понимать чужие эмоции и чувства, лишается эмпатии, как ценного и важного качества в педагогической деятельности.

При осуществлении воспитывающего обучения крайне важно знать механизмы, закономерности и принципы социального и профессионального личностного становления человека в системе социальных отношений и непосредственно педагогической деятельности, понимать сущность барьеров и факторов, препятствующих развитию. Документальной основой обучения служат законодательные документы, которые непосредственно касаются процесса образования и регламентирующие в целом всю воспитательную деятельность, обязанности, права сторон образовательного процесса. Воспитывающее обучение в современном вузе представлено в многообразии концепций и научно-методических разработок, умение ориентироваться в них может стать своеобразным якорем в выборе структуры воспитательной деятельности преподавателей. При осуществлении организационно-методической работы куратор группы выбирает наиболее перспективную линию творческого развития каждого студента, в том числе выявление неформальных лидеров для управленческого состава группы. Владея педагогической инноватикой и основами моделирования воспитательного процесса, преподаватель находит наиболее привлекательный путь обучения студентов для достижения образовательного результата.

Процессы глобализации затрагивают объективно все стороны развития общества, экономики и социума, что создает как дополнительные возможности развития, так и факторы, провоцирующие угрозу для цивилизации. За счет свободного доступа к инновациям и знаниям на уровне мировых достижений, современных научных технологий и культурному наследию, растет значение конкурентоспособности товаров и услуг. В плане успешности страны и государства рассматривается и ценность каждого гражданина, как интеллектуального и духовного состояния общества в целом. Если российское общество имеет достаточно высокий потенциал в мировом ракурсе, то уровень российской молодежи весьма неоднозначен. С одной стороны, реформы последних лет привели к тому, что часть молодых людей осознает себя как значимую и решающую составляющую общественных изменений, но, с другой стороны, качество жизни именно молодых людей в момент перехода к профессиональной деятельности оставляет желать лучшего. Негативным проявлением изменений в образовании считается отсутствие перспектив профессионального роста молодежи, нежелание работать по профилю даже при наличии качественного образования.

Принятая правительственная программа «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025» [6] года включает в себя все аспекты позитивного развития и учет негативных тенденций происходящих в молодежной среде изменений. Программа предусматривает обеспечение конкурентноспособности молодых людей. В этом же пункте рассматривается вопрос трудовых и профессиональных компетенций, основы развития которых закладываются в период обучения в вузах. Вопросы социальной ответственности в самостоятельной деятельности и компетентность в решении вопросов социального общения заложены в пункте, где рассматривается обеспечение социальной конкурентоспособности молодых людей, их гражданственности и национально-культурной идентичности. В пункте обеспечения культурной конкурентоспособности предполагается поддержка молодых людей в плане возможностей реализации творческого потенциала и увеличения престижа отечественного продукта. В задачи Стратегии входит не только формирование целостного мировоззрения, основанного на патриотизме и нравственности, но и целостное развитие востребованных надпрофессиональных компетенций, таких как креативность мышления, коммуникативность общения, эффективность деятельности в достижении результатов и инновационность деятельности.

Для деятельности вузов данный документ стал руководящим в организации образовательного процесса, поэтому основные концептуальные подходы к воспитанию студенческой молодежи следует рассматривать с учетом не только методологических аспектов, но и с точки зрения социальной ситуации. Имеющийся позитивный опыт необходимо использовать как новые формы стимулирования профессионального и социального становления будущих педагогов. Востребованность новых взглядов на воспитание и актуальность исследований привела к большому количеству фундаментальных работ по данной теме, из которых в плане педагогической деятельности наибольший интерес вызывают следующие:

• концепция развивающего обучения с воспитывающим трудом;

• концепция гуманистического воспитания;

• концепция творческого саморазвития потенциала студентов;

• программа социально-воспитательной работы со студентами педагогического университета;

• социально-ролевая модель воспитательной деятельности.

Авторами представленных концепций [2] и прочих исследований выделена главная идея: воспитательный процесс студентов начинается через создание собственной воспитательной системы в каждом конкретном с опорой на Стратегию развития молодежи, как на государственный документ [6]. При формировании воспитательной системы в вузе следует опираться на конкретные принципы, выражающие связь концепции воспитания с жизнью, социумом. В концепции должен четко прослеживаться деятельностный подход к воспитанию как к единому процессу воспитания и самовоспитания. Гуманистические идеи должны отражаться в характере общих и частных задач, целей и направлений воспитания, обеспечивая при этом одновременность воздействия различных образовательных и общественных структур для полной реализации воспитательных целей и целостности духовного облика студентов.

Для продуктивности и результативности разработанной в вузе воспитательной концепции необходимо создание определенных условий [1]:

1. Наличие высококультурных педагогических профессиональных кадров, способных в полной мере претворить в реальность академическую свободу субъектов образовательного процесса для психологически комфортного обучения.

2. Создание возможности реализации гуманного стиля общения со студентами и коллегами, обеспечение сотрудничества в сопровождении воспитательного процесса в группе и вузе, создание ситуации творческого и профессионального благополучия в деятельности и жизни студентов.

3. Полноценная реализация идеи индивидуально-личностной модели через постановку дифференцированных и индивидуальных задач, заданий.

4. Создание оптимистического настроя в решении проблемных ситуаций с опорой на эмоциональный подъем в коллективной деятельности, основная цель которых максимально приблизить будущих педагогов к решению проблем в построении взаимоотношений с обучающимися.

5. Поощрение творческой инициативы студентов, вовлечении в состязательные образовательные инициативы с целью повышения конкурентоспособности будущих педагогов в профессиональной деятельности.

6. Заинтересованность вуза в создании условий творческой самореализации студентов в период практической деятельности (практикумы, деловые игры и проч.) для развития самопознания, саморазвития, самостоятельности в профессии.

Воспитание как часть образовательного процесса в современных условиях должна соответствовать текущему состоянию в стране, обществе и тем целям, которые предполагают построение демократического общества в будущем. Однако следует помнить, что фактическая смена социально-политического строя отнюдь не означает его наличия в действительности, поэтому только воспитывающее обучение на демократических началах позволит с учетом потребностей и возможностей студентов создать социальную базу формирования действительного профессионала и гражданина как свободной личности готовой к творческому саморазвитию.

Ведущей целью воспитания будущих педагогов является формирование творческой и самодостаточной личности, способной принимать решения в ситуациях морального определения и нести ответственность за свои решения как личности и профессионала [3]. Гуманистический характер учебной деятельности выражается в умении критически мыслить, оперативно принимать значимые решения, добиваться понимания обучающихся и коллег максимально бережными способами. Критическое мышление и широкий кругозор позволит будущим педагогам оставаться профессионалами после обучения в вузе, сохранив свою индивидуальность в рабочем коллективе.

Воспитывающее обучение будущего педагога в плане готовности к деятельности предстает как личностное качество, определяемое профессиональными знаниями и умениями и ценностным отношением к деятельности педагога. Структурные компоненты находятся в непрерывном взаимопроникновении и взаимосвязи, обеспечивая профессиональный рост компетенций личности. Студенты в процессе воспитывающего обучения не только осваивают необходимые профессиональные знания, но и приобретают готовность к педагогической деятельности через решение проблемно-поисковых заданий и имитационно-ролевых форм сотрудничества с преподавателем.

Выводы. В сегодняшних условиях модернизации высшего профессионального образования реальным и объективным условием и требованием к деятельности преподавателя является полная реализация воспитывающего обучения, в ходе которого решаются не только задачи обучения, но и сознательно ставятся и реализуются цели воспитательной работы. Формирование социально-активной личности студентов в профессиональной среде сопровождается трудностями, которые опытный преподаватель может спрогнозировать и смоделировать на этапе обучение в вузе.

Идеи воспитывающего обучения в педагогической практической деятельности могут реализоваться не в полной мере, когда обучение в рамках отдельных учебных дисциплин происходит без реализации их воспитательного потенциала в плане формирования личностной сферы студентов.

Литература:

1. Андреев, Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. - 84 с.

2. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных, воспитательных концепций / В.И. Белов // Известия Российского, государственного педагогического университета А.И. Герцена. - 2006. - Выпуск № 14, том 6. -С. 163-177

3. Мамаев, И.И. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса / И.И.Мамаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - № 2(39).

4. Социальная активность молодежи: векторы развития: Сборник материалов II социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, Екатеринбург, 09-10 ноября 2010 года / Редакционная коллегия: Игошев Б.М., Ларионова И.А., Дегтерев В.А., Коротун A.B., Москалева A.C. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. - 272 с. - EDN TVBZKN

5. Осипов, П.Н. Воспитательная деятельность в инновационном, вузе: учебное пособие / П.Н. Осипов. - Казань: БРОНТО, 2019,-264 с.

6. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ.

Педагогика

УДК 378.4:004

кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Митяева Светлана Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Никишкина Елизавета Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

О МЕТОДИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Проектные технологии в настоящее время крайне популярны, и всё чаще используются педагогами. Подобные технологии обладают широкой сферой применения и могут использоваться в различных областях знаний. Работа над проектом способствует более глубокому усвоению материала, развивает умения планировать собственную деятельности, обучает самоорганизации и навыкам взаимодействия в коллективе. В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что проектирование - не только форма творческой деятельности, но и форма контроля учебных достижений обучающегося. В процессе работы над проектом рождается новый объект, продукт, выстроенный по заранее известному плану, но обладающий своими особенностями. В данной статье отражен опыт использования проектного метода в качестве формы промежуточного контроля при изучении дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии». Работа проводилась со студентами таких направлений подготовки, доя которых данная дисциплина не является профильной, поскольку именно у таких студентов чаще всего снижена мотивация в формировании цифровых компетенций. Итоги защиты проектов показали, что заинтересованность студентов в овладении средствами ИКТ возросла, появилось стремление выполнять учебные задания на более высоком уровне. Всего в исследовании приняло участие свыше 150 студентов 1-2 курсов КГУ им. К.Э. Циолковского, таких направлений подготовки как: «Туризм», «Лечебное дело», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.