Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное воспитание / педагогический вуз / средства социального воспитания студентов / social education / pedagogical university / means of social education of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В работе предпринята попытка выделить ключевые критерии, на которые необходимо направлять социальное воспитание будущих педагогов в вузе. Ими представляется возможным считать развитие у студентов умений, обеспечивающих им в дальнейшей педагогической работе и социальной реализации способности к проактивности, творчеству, гибкой, творческой адаптации к реальности, устойчивости и непротиворечивости внутренней позиции. При этом средством для социального воспитания студентов в свете выделенных критериев становится вся среда образовательного учреждения, вся система взаимоотношений в нем и с внешними партнерами вуза, социумом. В числе средств в рамках данной работы названы как образовательные технологии и формы работы со студентами, так и развитая система разнообразных, дающих выбор и стимулирующих вовлечение активностей. Огромную роль, по мнению автора, при этом играет пример педагогического коллектива, устойчивый, непротиворечивый стиль взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper attempts to identify the key criteria to which it is necessary to direct the social education of future teachers at the university. It seems possible to consider them as the development of students' skills that provide them with the ability to be proactive, creative, flexible, creative adaptation to reality, stability and consistency of their internal position in further pedagogical work and social realization. At the same time, the entire environment of the educational institution, the entire system of relationships in it and with external partners of the university, society, becomes a means for the social education of students in the light of the highlighted criteria. Among the means within the framework of this work are named both educational technologies and forms of work with students, as well as a developed system of diverse, choice-giving and stimulating activities. According to the author, a huge role is played by the example of the teaching staff, a stable, consistent style of relationships between all subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В работе предпринята попытка выделить ключевые критерии, на которые необходимо направлять социальное воспитание будущих педагогов в вузе. Ими представляется возможным считать развитие у студентов умений, обеспечивающих им в дальнейшей педагогической работе и социальной реализации способности к проактивности, творчеству, гибкой, творческой адаптации к реальности, устойчивости и непротиворечивости внутренней позиции. При этом средством для социального воспитания студентов в свете выделенных критериев становится вся среда образовательного учреждения, вся система взаимоотношений в нем и с внешними партнерами вуза, социумом. В числе средств в рамках данной работы названы как образовательные технологии и формы работы со студентами, так и развитая система разнообразных, дающих выбор и стимулирующих вовлечение активностей. Огромную роль, по мнению автора, при этом играет пример педагогического коллектива, устойчивый, непротиворечивый стиль взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: социальное воспитание, педагогический вуз, средства социального воспитания студентов.

Annotation. The paper attempts to identify the key criteria to which it is necessary to direct the social education of future teachers at the university. It seems possible to consider them as the development of students' skills that provide them with the ability to be proactive, creative, flexible, creative adaptation to reality, stability and consistency of their internal position in further pedagogical work and social realization. At the same time, the entire environment of the educational institution, the entire system of relationships in it and with external partners of the university, society, becomes a means for the social education of students in the light of the highlighted criteria. Among the means within the framework of this work are named both educational technologies and forms of work with students, as well as a developed system of diverse, choice-giving and stimulating activities. According to the author, a huge role is played by the example of the teaching staff, a stable, consistent style ofrelationships between all subjects of the educational process.

Key words: social education, pedagogical university, means of social education of students.

Введение. Миссия педагогического вуза имеет свою специфику. Образовательная организация средствами социального воспитания влияет не только на формирование личности студентов, но и сопровождает процесс развития их активности, укрепления нравственной, гражданской, патриотической, профессиональной позиции, ценностей, творческого потенциала. Опосредованно - через будущую педагогическую практику своих выпускников, вуз создает систему условий, в которых будет осуществляться социальное воспитание будущих поколений. Позитивный результат социального воспитания будущих педагогов является компонентом их профессиональной компетенции, составляющим элементом профессиональных умений. При этом образовательное учреждение, осуществляющее подготовку педагогов, влияет на социальное воспитание своих студентов не только через прямые и очевидные средства воспитания, но всей своей системой, средой, взаимоотношениями, в которые погружаются студенты педагогических специальностей, поступая в вуз. В такой трактовке социальное воспитание студентов в педагогическом вузе представляется гораздо более широким и значимым феноменом, чем собственно воспитание в педагогическом процессе. Социальное воспитание будущих педагогов без преувеличения становится предметом обеспечения национальной безопасности, духовного единства нации, базисом сохранения культуры и гарантии преемственности между поколениями.

Особенно актуальной является задача расширения спектра и повышения эффективности средств социального воспитания студентов педагогических вузов, когда вузам необходимо не только осуществлять социальное воспитание, но и противодействовать, нивелировать влияние на молодое поколение квазисоциального воспитания - деструктивного воздействия со стороны контркультур, дестабилизирующих факторов напряженной социальной реальности, агрессивных групповых тенденций, распространения настроений выгорания, социальной апатии, нигилизма и т.д. Сложившиеся реалии придают тематике социального воспитания в процессе становления профессиональных умений студентов педагогического вуза особую значимость и важность.

Изложение основного материала статьи. Социальное воспитание в представлении исследователей является составляющей частью процесса социализации, но выделяется как обособленная дефиниция в силу ряда специфических черт [6, С. 216-217]. Субъект рассматривается как член определенных групп, сообщества, участник определенных социальных процессов и взаимодействий. Под социальным воспитанием в широком смысле подразумевается влияние на социализацию субъекта самого факта нахождения в социальной среде, воздействующей на него всеми средствами - культурной средой, самим течением социальной жизни, разнообразными взаимодействиями, отношениями и общением между участниками образовательного процесса, предъявлением социумом следующему поколению образцов для подражания и пр. При этом часть воспитывающих человека воздействий может быть направлена на него неосознанно, неконтролируемо, то есть субъекты таких воздействий могут не ставить цель - воспитание и не видеть или отрицать свой вклад в этот процесс.

У истоков становления понятия «социальное воспитание» стояли такие отечественные авторы как М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и другие [4, С. 171]. Сегодня теорию социального воспитания активно развивает М.М. Плоткин, понимающий под данным термином воспитание под комплексным влиянием некоего «социального образа», самой социальной среды, общественно-государственной системы, институтов и групп, живой социальной действительности [3]. Социальное воспитание становится источником (или барьером в случае деструктивных воздействий) для дальнейшей социальной активности личности, ее самореализации, креативности, способности создавать новые социально-культурные феномены на основе базовых социальных норм, ценностей, связи поколений и диалога культур в условиях реальной физической и социальной среды.

Т.С. Просветова и А.А. Угрюмова в своих работах подчеркивают, что несмотря на существенные различия в подходах к определению понятия «социальное воспитание» и к описанию его структуры у отечественных авторов, видится возможным выделить несколько общих признаков, на которые необходимо опираться при анализе этого явления [4, С. 171]:

- рассмотрение самой среды, в которой проходит жизнь формирующейся личности, как некоего коллективного «воспитателя», субъекта социального воспитания;

- при этом общество дает социальный запрос и критерии социального воспитания с учетом текущего этапа и реалий своего развития;

- цель социального воспитания - содействовать тому, чтобы человек был реализован в данной социокультурной среде, в текущих социально-исторических условиях как личность и, одновременно, своим потенциалом, силами, трудом и творчеством позитивно развивал ее;

- существенную роль государства, задающего цели и ориентиры социального воспитания, в том числе ставящего цели, дающего запрос, заказ, критерии успешности социального воспитания студентов педагогическим вузам;

- междиссциплинарный, надпредметный характер влияния на социальное воспитание в образовании, в котором на результат социального воспитания влияет и процесс обучения в неразрывной связи с воспитательной работой, и физическая, социально-культурная, информационная среда вуза, и система отношений, и общение между субъектами образовательного процесса, и социальное партнерство вуза, его имидж, миссия и деятельность в культурном и социальном пространстве;

- инвариантный характер социального воспитания, когда на личность одновременно влияют разные, а зачастую -разнонаправленные силы и субъекты.

Элементом профессиональной компетенции выпускника является умение и активное стремление в ходе своей профессиональной деятельности воздействовать и непосредственно осуществлять социальное воспитание своих учеников, обучающихся, воспитанников, студентов (далее, обобщенно - обучающихся). Формирование и реализация этого комплексного умения, компетенции возможна только при позитивном, соответствующем социальному запросу общества уровне социальной воспитанности будущего педагога. Если студент педагогического вуза к началу своей профессиональной деятельности не будет обладать устойчивой личной позицией, твердой системой ценностей, видением цели и миссии, способностью к активности, творчеству, ответственности в педагогике, если его развитие пройдет под преимущественным влиянием квазисоциального воспитания, деструктивных контркультурных сообществ, то он не только в дальнейшем не сможет стать субъектом и проводником целей социального воспитания, но и с большей долей вероятности окажется не пригодным к педагогической деятельности в принципе, даже при наличии высокого уровня знаний и развитых иных профессиональных компетенций [1, С. 67-68].

При всем многообразии компонентов, которые разные исследователи рассматривают в рамках дефиниции «социальное воспитание» с учетом специфики и вызовов, стоящих перед педагогическими вузами, видится необходимым выделить несколько принципиально важных критериев результативности социального воспитания будущего педагога. Они же будут составлять его особые профессиональные умения, позволяющие успешно осуществлять в дальнейшем педагогическую деятельность. В процессе социального воспитания будущего педагога необходимо, чтобы у него сформировались:

1. Проактивность. Она позволит педагогу реализовывать умения педагогического воздействия на обучающихся, выступать инициатором и «режиссером» взаимодействия и общения со всеми субъектами образовательного процесса, создавать педагогическую реальность в предлагаемых (и имеющих свойство быть несовершенными) условиях. Проактивность приобретает огромное значение и в связи с ускорением общественного прогресса, информационной и технологической революцией, создающих угрозу, что транслируемая педагогом информация и используемый инструментарий устаревают, требует быстрого и постоянного обновления.

2. Творчество. Сформированный в ходе социального воспитания под вилянием социально-культурной среды педагогического вуза творческий потенциал педагога позволит ему в будущем реализовывать умения поиска эффективных средств, методов, технологий, инструментария и форм работы с обучающимися вне зависимости от уровня их развития, способностей, склонностей, возможностей и ограничений. Творчество, в связи с проактивностью, позволяет педагогу быть проводником кросс-поколенческой передачи ценностей, норм, культурных феноменов и соавтором непрерывного динамического развития социума и его субъектов. Элементом этого творчества можно считать умение быть профессионально гибким, способным творчески адаптироваться к реальности и прививать это свойство обучающимся в процессе социального воспитания.

3. Устойчивость. Цельность, определенность, непротиворечивость, прочность субъективных, присвоенных в процессе социального воспитания нравственных норм, личной, гражданской, патриотической позиции, установок, ценностей, этических и эстетических представлений позволяют педагогу в ходе весьма сложной и создающей высокие риски профессиональных деформаций, деструкций, выгорания, под воздействием нагрузок и негативных влияний извне, сохранять педагогический оптимизм, стремление к непрерывному развитию, следовать своей миссии. Гибкость и устойчивость не противоречат друг другу: устойчивыми должны быть ценности, позиция, видение цели, но при гибком, адаптивном подходе к ресурсам, условиям, вызовам, инновациям.

Перечень критериев социального воспитания будущего педагога в вузе можно продолжить, но перечисленные выше видятся непреложными, принципиально значимыми.

Наиболее значимым фактором формирования проактивности в педагогическом вузе является целостная среда, развивающая спектр необходимых умений:

- вовлечение студентов в исследовательскую работу, учебные, научные, творческие проекты;

- активное волонтерство педагогов, сотрудников и студентов;

- активная позиция самого вуза как социального партнера, постоянная вовлеченность во все события социума, инициирование событий, предоставление своей базы для активности сообществ, насыщенная внутренняя и внешняя жизнь

- развитая система студенческого самоуправления;

- активные социальные сети и Интернет-проявленность вуза и его сообществ.

Средством развития умений, обеспечивающих гибкость в педагогическом вузе, призваны быть следующие условия:

- возможность построения индивидуальных образовательных траекторий [5, С. 68];

- вариативность активностей в вузе, дающих широкий выбор для реализации в спорте, творчестве, науке, волонтерстве, интеллектуальных играх, эстетическом развитии и т.д.;

- привитие культуры диалога и взаимного обогащения между этносами, поколениями, группами и сообществами, культурными феноменами, странами, людьми с разными статусами (квинтэсенцией культуры этого диалога в педагогике можно считать выражение «и учитель учится у своего ученика», а основным инструментом - постоянный интерактив в образовательной и всех иных видах деятельности в вузе);

- использование игровых и имитационных технологий.

Важным, но редко попадающим в поле зрение исследователей средством развития творческих умений будущих педагогов, является вовлечение их в творческое преобразование и развитие самой среды вуза:

- на предметном уровне (коллективное преобразование территории, оформление помещений, выставки и конкурсы творческих продуктов в интерьере, поддержание эстетики быта в общежитии, аудиториях, пространствах силами самих студентов и педагогов, а также подобная активность в социуме, в содружестве с социальными партнерами);

- на интеллектуальном уровне (конкурсы, проекты, презентация результатов исследований, поддержка в социальной презентации коллективных и индивидуальных творческих продуктов, диспуты, дискуссии, интеллектуальные игры и т.д.);

- на социальном уровне (создание сообществ, инициация событий).

Устойчивость формируется, в первую очередь, постоянной ситуацией вызова, требующей самоопределения и выбора. Сильнейшим средством для социального воспитания необходимых для этого умений является использование в образовательной деятельности контекстного обучения, метода сценариев, деловых игр, решения проблемных задач. H.H. Сологуб в своей работе отмечает, что для формирования устойчиво личной и гражданской позиции студенту в образовательной деятельности и внеаудиторной работе необходимо постоянно моделировать и предъявлять социально значимые ситуации, требующие самоопределения и самоактуализацию [5, С. 68]. Обсуждение и решение таких социально значимых ситуаций позволяют студентам опознавать и дифференцировать деструктивное квазисоциальное воздействие со стороны отдельных контркультурных сообществ и личностей, учиться отстаивать свою позицию и сохранять прочность внутренней системы ценностей даже под влиянием профессиональной усталости, социальной напряженности, непредсказуемости, резких перемен, новых вызовов, неблагоприятных условий жизни и деятельности.

Еще одним компонентом, влияющим на формирование устойчивости студента в процессе социального воспитания в вузе, является непротиворечивая, внутренне устойчивая и единая система взаимоотношений всех участников образовательного процесса и социального партнерства. Корпоративная этика, единый стиль поведения и уважительного отношения между всеми в вузе вне зависимости от иерархии, трансляция ценностей через все каналы помогает молодому специалисту утвердиться в своих принципах, установках и позиции. Внутренняя система будущего педагога становится устойчивой, так как постоянно находит подтверждение во взаимодействии с устойчивым стилем общения и взаимодействия между всеми субъектами в вузе. Роль педагога, дающего при этом пример для подражания и нравственный ориентир, невозможно переоценить.

Выводы. Тема средств социального воспитания в процессе становления профессиональных умений будущих педагогов в вузе обширна и требует дальнейшего исследования. В рамках данной публикации была предпринята попытка оценить значимость целенаправленной работы вузов по развитию и совершенствованию средств социального воспитания и выделить ключевые критерии, на которые оно должно быть направлено. Последними видится возможным назвать, в первую очередь, формирование у студентов умений реализовывать способности к проактивности, творчеству, включая гибкость и творческую адаптацию к социальным реалиям и профессиональным вызовам, а также устойчивость ценностей, личной, гражданской и социальной позиции, в том числе - под негативным влиянием квазисоциального характера.

Литература:

1. Аксютина, З.А. Категории социального и квазисоциального воспитания [Текст] / З.А. Аксютина // Вестник Челябинского государственного университета.-2021. -№ 11(457). -С. 54-65. -DOI 10.47475/1994-2796-2021-11108. -EDN LKFNHS

2. Зайцева, И.Т. Социально-культурная деятельность как подсистема социального воспитания личности [Текст] / И.Т. Зайцева // Научное наследие академика И.Ф. Харламова и актуальные проблемы целостного образовательного процесса в современном педагогическом пространстве: Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика И.Ф. Харламова: Сборник материалов, Гомель, 04-05 июня 2020 года / Редколлегия: Ф.В. Кадол (гл. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. - Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. - С. 111-115. -EDNQFFHUX

3. Плоткин, М.М. Социальное воспитание как социокультурный феномен [Текст] / М.М. Плоткин // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2021. - № 3. - С. 12-24. - EDN PDSZJU

4. Просветова, Т.С. Социальное воспитание как категория современных социально-педагогических теорий [Текст] / Т.С. Просветова, A.A. Угрюмова//Международный научно-исследовательский журнал. -2021. -№ 1-4(103). -С. 170-173. -DOI 10.23670/IRJ.2021.103.1.121,- EDN SSKYBW

5. Сологуб, H.H. Методическая система «воспитание социально-зрелой личности методом моделирования социально значимых ситуаций» [Текст] / H.H. Сологуб // Вестник науки и образования. - 2023. - № 2(133). - С. 67-72. - EDN EDYWSI

6. Угрюмова, A.A. Сущностные признаки социального воспитания в современных социально-педагогических теориях [Текст] / A.A. Угрюмова//Вопросы педагогики. -2020. -№ 10-2. - С. 216-220. - EDN WHZZHD

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание технологий воспитывающего обучения, актуальность формирования которых существенно возросла с появлением новых документов, которые регламентируют вопросы воспитания обучающихся. Рассмотрены различные подходы к концепции воспитывающего обучения в педагогическом вузе, проведено сравнение традиционного обучения и концепции воспитывающего обучения.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, воспитание, деятельностный подход, концепция, будущие педагоги. Annotation. The article reveals the essence and content of educational learning technologies, the relevance of the formation of which has increased significantly with the advent of new documents that regulate the issues of educating students. Various approaches to the concept of educational training at a pedagogical university are considered, a comparison of traditional training and the concept of educational training is carried out.

Key words: educational training, upbringing, activity approach, concept, future teachers.

Введение. Постоянное и активное движение социального общества, его изменения, характеризующие переход в качественно новое состояние, в основе которого лежат общечеловеческие моральные ценности, оказывает воздействие на современное состояние российского образования. Проблема затрагивает не только школьное образование, но и высшую школу, поэтому методологические вопросы воспитывающего обучения связаны с необходимостью формирования у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.