Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ'

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ / ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угрюмова А. А.

В статье обоснована актуальность социального воспитания в контексте современных социокультурных процессов, связанных с проблемой личностного развития и социализации, разработку которого призвана осуществлять социально-педагогическая наука в соответствии с отечественными традициями. Проанализировано понятие «социальное воспитание» как категория личностного развития и социализации. Представлены результаты исследования категории социального воспитания в контексте современных социально-педагогических теорий. Определены сущностные признаки социального воспитания, а также выявлены его общие и особенные признаки в соотношении с отечественными традициями, сформировавшимися в историко-педагогическом генезисе. Выделена социально-педагогическая теория А.В. Мудрика как теоретическая основа для проведения дальнейшего исследования историко-педагогического опыта социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF SOCIAL EDUCATION AS A COMPONENT OF PERSONAL DEVELOPMENT AND SOCIALIZATION

The article substantiates the relevance of social education in the context of modern socio-cultural processes related to the problem of personal development and socialization, the development of which is intended to be carried out by socio-pedagogical science in accordance with domestic traditions. The concept of «social education» as a category of personal development and socialization is analyzed. The results of the study of the social education category in the context of modern socio-pedagogical theories are presented. The essential features of social education are determined, as well as its general and special features in relation to the domestic traditions formed in the historical and pedagogical genesis are revealed. The A.V. Mudrik socio-pedagogical theory as a theoretical basis for further research of the historical and pedagogical experience of social education is highlighted.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 37.013.42

ГРНТИ 14.09.03

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

А.А. УГРЮМОВА

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье обоснована актуальность социального воспитания в контексте современных социокультурных процессов, связанных с проблемой личностного развития и социализации, разработку которого призвана осуществлять социально-педагогическая наука в соответствии с отечественными традициями. Проанализировано понятие «социальное воспитание» как категория личностного развития и социализации. Представлены результаты исследования категории социального воспитания в контексте современных социально-педагогических теорий. Определены сущностные признаки социального воспитания, а также выявлены его общие и особенные признаки в соотношении с отечественными традициями, сформировавшимися в историко-педагогическом генезисе. Выделена социально-педагогическая теория А.В. Мудрика как теоретическая основа для проведения дальнейшего исследования историко-педагогического опыта социального воспитания.

Ключевые слова: социально-педагогическая теория, социальное воспитание, социализация, общие признаки, особенные признаки.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF SOCIAL EDUCATION AS A COMPONENT OF

PERSONAL DEVELOPMENT AND SOCIALIZATION

A.A. UGRYUMOVA

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article substantiates the relevance of social education in the context of modern socio-cultural processes related to the problem of personal development and socialization, the development of which is intended to be carried out by socio-pedagogical science in accordance with domestic traditions. The concept of «social education» as a category of personal development and socialization is analyzed. The results of the study of the social education category in the context of modern socio-pedagogical theories are presented. The essential features of social education are determined, as well as its general and special features in relation to the domestic traditions formed in the historical and pedagogical genesis are revealed. The A.V. Mudrik socio-pedagogical theory as a theoretical basis for further research of the historical and pedagogical experience of social education is highlighted.

Keywords: socio-pedagogical theory, social education, socialization, general signs, special signs.

Введение. Социальное воспитание как компонент личностного развития и социализации человека отражает историко-педагогическую традицию отечественного социально-педагогического знания. В настоящее время проблема развития теории и практики воспитания является приоритетной для Российской Федерации, что подтверждается «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами президента Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативно-правовыми документами. Стратегия призвана гарантировать обеспечение воспитания как

неотъемлемой части образования и самостоятельной деятельности, а также развивать социальные институты воспитания. В данном документе отмечается важность обновления воспитательного процесса на основе «оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка» [1]. В соответствии со Стратегией развития воспитания приоритетной задачей воспитания и социального воспитания в частности является развитие высоконравственной личности, знающей и уважающей традиционные духовные ценности своей страны, готовой реализовать свой потенциал на благо Родины.

Актуальность. Воспитательный процесс рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, который требует консолидированных усилий образовательных организаций (социальных институтов по воспитанию), семьи, общества, государства, направленных на решение проблемы социализации подрастающего поколения. Под социализацией, согласно концепции А.В. Мудрика, понимается процесс и результат усвоения человеком и воспроизводства им культурных ценностей и социальных норм той среды, в которой живет человек, включая его саморазвитие и самореализацию. Таким образом, под социализацией следует понимать как процесс социальной адаптации (приспособления) человека в определенном обществе, так и процесс его обособления (автономизации). Социальное воспитание, являясь неотъемлемой частью социализации, осуществляется в воспитательных организациях и позволяет человеку непрерывно формировать и совершенствовать необходимый ему социальный опыт. Вследствие этого, представляется значимым исследовать категорию социального воспитания, генетически присущую отечественной воспитательной традиции в структуре социально-педагогического знания [2], в соотношении с современными социально-педагогическими теориями (М.А. Галагузова [3], В.И. Загвязинский [4, 5], Л.В. Мардахаев [6, 7], А.В. Мудрик [8, 9], М.М. Плоткин [10, 11, 12, 13]), раскрывающими теоретические и процессуальные аспекты социального воспитания как категории личностного развития и социализации человека.

Исследование современных социально-педагогических теорий обусловило выбор парадигмального (Т. Кун, М.В. Богуславский и др.) и сущностного (А.В. Коржуев, В.И. Загвязинский и др.) подходов в качестве методологической основы представленной статьи.

Парадигмальный подход (Т. Кун, М.В. Богуславский и др.) [14] раскрывает способ организации педагогического, историко-педагогического, социально-педагогического знания и его структурно-содержательные компоненты. В рамках исследования данный подход позволил выявить социально-педагогические теории, которые отражали современную научную парадигму. Критерием отбора этих теорий был определен термин «социальное воспитание», как основная категория исследования. Парадигмальный подход также позволил выявить совокупность компонентов социально-педагогической теории, соответствующих компонентному составу современной научной парадигмы (цели, принципы, содержание, методы, формы).

Сущностный подход (А.В. Коржуев, В.И. Загвязинский и др.) [5, 14] позволил определить, во-первых, выделение общих и особенных признаков социального воспитания как основной категории личностного развития и социализации в современных социально-педагогических теориях, во-вторых, позволил соотнести выделенные признаки с отечественной традицией социального воспитания и, в-третьих, на основе полученных результатов сделать определенный вывод.

Наряду с методологическими подходами для проведения исследования применялись такие методы как, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, сравнение, систематизация и обобщение.

Основными категориями данного исследования были определены термины: «социально-педагогическая теория», «социальное воспитание». Прежде всего, следует отметить, что

ы

понятие «педагогическая теория» подразумевает систему научных знании о педагогических процессах и явлениях, которые представлены в виде закономерностей, принципов, понятий, позволяющих целостно описать и прогнозировать дальнейшее функционирование и развитие этих педагогических процессов и явления. Педагогическая теория является неотъемлемой основой практической деятельности. Таким образом, под «социально-педагогической теорией» понимается целостная система упорядоченного знания, включающая цель, принципы, содержание, методы, формы социального воспитания, которое должно осуществляться, как в специально созданных для этого организациях (дошкольного, школьного, профессионального образования и др.), так и в организациях, для которых социальное воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия и др.). Данные организации призваны целенаправленно создавать условия для формирования у воспитуемых социокультурных ценностей и социально-значимых качеств, обеспечивающих их успешную социализацию. Вследствие этого, сущностным признаком социального воспитания, как основной категории личностного развития и социализации в социально-педагогической теории, является его социокультурная обусловленность.

Понятие «социальное воспитание», рассмотренное в рамках исследованных социально-педагогических теорий, раскрывает теоретические и процессуальные аспекты социального воспитания как основной категории социальной педагогики. В социально-педагогической теории М.А. Галагузовой категория «социальное воспитание» отражает не только содержание социальной педагогики, но и специфику социальной работы. Исходя из этого, социальное воспитание понимается исследователем как педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, которые нуждаются в ней в период включения их в социальную жизнь. В.И. Загвязинский определяет социальное воспитание одной из основных категорий, трактующихся «составной частью процесса социализации, педагогически регулируемой и целенаправленной на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности» [5, с. 19]. Сущность и содержание социального воспитания в социально-педагогической теории Л.В. Мардахаева рассматриваются с учетом таких социально обусловленных факторов, как социальная среда, в которой и для которой воспитывается человек (ребенок), а также воспитательные организации, в которых осуществляется социальное воспитание человека (образовательная организация, семья или среда, в которой человек живет). А.В. Мудрик определяет социальное воспитание как «взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации и самореализации» [8, с. 38]. В социально-педагогической теории М.М. Плоткина подчеркивается, что социальное воспитание охватывает все сферы воспитания, социальной жизни и деятельности, и поэтому неотъемлемо связано со всем комплексом многообразных факторов, окружающих человека в процессе его социализации. Отмечается, что социальное воспитание представляет собой «целостный процесс, охватывающий все этапы развития личности в онтогенезе; разные сферы ее социальной деятельности и предполагающий активное, согласованное участие в воспитательном процессе всех субъектов государственно-общественной межведомственной системы - на основе полноценного использования потенциала личности, семьи, общества, всех воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения» [11, с. 15].

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ современных социально-педагогических теорий [3-13] позволил выявить общие признаки социального воспитания, присущие всем теориям, и особенные, отличающиеся в конкретной теории.

К общим признакам относятся:

- социокультурная обусловленность принципов и целей социального воспитания, определяющая его тесную взаимосвязь с историко-культурными этапами развития общества и государства (М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин);

- соотношение терминов «социальное воспитание» и «социализация» как части и целого; вместе с тем, в своих общих целях, социальное воспитание рассматривается как компонент социализации человека, целенаправленный на создание условий для его введения в социум (общество) и жизнедеятельность в нем, а также для формирования социально значимых, нравственных качеств и личностных ценностей (М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин);

- определение роли государства как целезадающего субъекта социального воспитания, определяющего его цели, содержание, методы, формы реализации (Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин);

- представление среды (субкультуры как компонента среды) жизнедеятельности человека в качестве субъекта социального воспитания (Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин);

- соотношение реализации задач социального воспитания с общественно-государственным уровнем (государственные или общественные воспитательные институты, а также социальные институты - семья, органы самоуправления и др.) (Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин); с задачами социальной политики (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, М.М. Плоткин);

- выявление инвариантных принципов социального воспитания: принципа культуросообразности, соотносящего воспитание человека с его национальной культурой и менталитетом среды (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик); принципа природосообразности, в основе которого лежат природные задатки и способности человека (ребенка) (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик); принципа диалогичности, предполагающего обмен различными видами ценностей между воспитателем и воспитуемым (В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик); принципа гуманизма или гуманистической направленности, определяющего высшей ценностью самого человека, а также предполагающего проявление должного уважения к его личности (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик); принципа центрации или целенаправленности на развитие личности, предполагающего создание соответствующих условий для целостного развития личности человека (В.И. Загвязинский,

A.В. Мудрик, М.М. Плоткин); принципа незавершимости воспитания, предполагающего, что каждый этап в становлении и развитии человека является значимым и ценным для дальнейшей жизни (В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик);

- выделение инвариантных методов социального воспитания: педагогических методов (убеждение, упражнение, рассказ, беседа, пример и др.) (М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик); психологических методов (наблюдение, опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз и др.) и методики социальной диагностики (биографический метод, социологический опрос и др.); методов социального прогнозирования (включенное наблюдение, анализ случая, ситуации, межличностных отношений и др.) (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, М.М. Плоткин); психолого-педагогических методов (рефлексия, деловая, творческая игра, социально-педагогические ситуации и др.) (М.А. Галагузова,

B.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин).

Для выделения особенных признаков, прежде всего, мы структурировали выделенные в нашем исследовании современные социально-педагогические теории по группам на основе логических критериев («помогающего образа», «педагогического образа», «социологического образа»), обоснованных в исследовании Т.А. Ромм [15] и относящихся к советскому историко-педагогическому периоду. Данные критерии мы применили, в отличии от исследования Т.А. Ромм, к современному этапу (1991 г. - настоящее время), содержательно представленному (конкретные теории в каждой группе), нашим обоснованием. К особенным признакам относятся:

- в группе «помогающего образа» (М.А. Галагузова) понятие «социальное воспитание» соотносится со сферой социальной работы посредством помощи. Социальное воспитание рассматривается как междисциплинарная категория социальной педагогики и социальной

работы, отражающая социализацию человека. В данной теории предметом социального воспитания является человек (ребенок), который имеет проблемы и отклонения от нормы, мешающие его социализации, и который нуждается в помощи. В соответствии с этим, содержанием социального воспитания определяется социально-педагогическая работа с детьми, их семьями для решения разнообразных проблем воспитательного характера;

- в группе «педагогического образа» (В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев А.В. Мудрик) социальное воспитание является неотъемлемой частью процесса социализации. Реализация социального воспитания осуществляется разнообразными педагогическими средствами (методами и формами) и является функцией государственно-общественной системы; сам процесс социального воспитания представлен как взаимодействие процессов организации социального опыта, взаимосвязанного с организацией быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях, а также с получением знаний, умений и навыков в ходе взаимодействия с людьми; образования, включающего систематическое обучение, просвещение, самообразование и индивидуальной помощи, осуществляющей осознанное влияние на человека и направленной на решение его возрастных проблем (В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик);

- в группе «социологического образа» (М.М. Плоткин) выделяется тесная взаимосвязь социального воспитания и социальной политики, в задачи которой входит решение вопросов развития и укрепления общества, повышения качества жизни людей и др. В данной социально-педагогической теории особое внимание уделяется социальной среде, как источнику активной социализации человека (источнику его активности, самореализации, самодеятельности, творчества и т.д.). Процесс организации социального воспитания носит комплексный общественно-государственный и институциональный характер, который направлен на выполнение комплексных диагностических функций на уровне конкретного ребенка (человека), семьи, микросоциума или общества в целом, а также на профилактику различного рода отклонений.

Выводы. Проведенный анализ понятия «социальное воспитание» как категории личностного развития и социализации в выделенных современных социально-педагогических теориях [3-13], а также выявление его структурных компонентов, отражающих отечественную социально-педагогическую традицию [2], позволили сделать вывод, что социально-педагогическая теория А.В. Мудрика, обосновывающая социальное воспитание в парадигме «педагогического образа», представляется наиболее значимой для реализации современных приоритетных задач государственной политики в области воспитания и социализации ребенка (человека). Это объясняется тем, что, во-первых, это единственная современная социально-педагогическая теория, в которой «удержан» традиционно присущий генезису отечественной социально-педагогической теории и практики принцип коллективности социального воспитания. Данный принцип традиционно значим для отечественного военного образования, в целом, для военно-профессионального образования, в частности, что коррелирует с объектно-предметной областью нашего исследования. Во-вторых, содержательно «социальное воспитание» понимается А.В. Мудриком как взаимодействие социального опыта, образования и индивидуальной помощи, что также не только отражает отечественную традицию, но и развивает ее в соответствии со спецификой современного этапа. В-третьих, понятийно-категориальный аппарат социально-педагогической теории А.В. Мудрика не только сохраняет традиционные социально-педагогические категории (социальное воспитание, социализация, взаимодействие), но и развивает их (организация взаимодействия, организация межгруппового и массового взаимодействия, обучение взаимодействию), что также является необходимой составляющей военно-профессиональной подготовки. Исходя из данных особенностей, социально-педагогическая теория А.В. Мудрика определена в качестве теоретической основы для проведения дальнейшего исследования историко-педагогического опыта социального воспитания в отечественных высших военных учебных заведениях в 20-е годы XX века.

Выделение данной теории определяется также и тем, что:

- социально-педагогическая теория А.В. Мудрика следует традиции историко-педагогического генезиса, то есть сохраняет историко-педагогическую направленность социального воспитания, что является значимым для проведения целостного анализа историко-педагогического опыта социального воспитания в отечественных высших военных учебных заведениях в 20-е годы XX века, а также выявления идей, актуальных для современного этапа личностно-профессионального развития в высшем военном учебном заведении;

- в данной социально-педагогической теории была выявлена диахроническая характеристика социального воспитания, подразумевающая обусловленность основных компонентов (цели, содержания, методов и форм) социального воспитания историко-культурным, политическим и социально-экономическим этапами развития общества (социума), что также соответствует цели и задачам проводимого исследования;

- акцентируется внимание на том, что реализация целей и задач социального воспитания осуществляется различными видами воспитательных организаций, что также коррелирует с историко-педагогическим опытом социального воспитания в отечественных высших учебных заведениях в 20-е годы XX века;

- в данной социально-педагогической теории выделяется общественно-государственная обусловленность социального воспитания; это проявляется во взаимовлиянии на содержание социального воспитания как социального заказа общественно-государственной системы, так и норм и ценностей конкретной воспитательной организации;

- в рамках данной теории создание условий является определяющим компонентом процесса социального воспитания, рассматривающим личностное развитие базовой составляющей успешной социализации человека (коллектива); а также взаимодействие процессов по организации социального опыта (быта и жизнедеятельности организации), образования, индивидуальной помощи и применяемых в них методов и форм в соответствии с основными принципами и целью социального воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 22.12.2020).

2. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: Монография / Т.С. Просветова. М.: Прометей, 2003. 343 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416 с.

4. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2013. 254 с.

5. Загвязинский В.И., Зайцева М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики / учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.

6. Мардахаев Л.В. Основы социальной педагогики: учебник для СПО / Л.В. Мардахаев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 376 с.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

ы

9. Мудрик А.В. Социальное воспитание в воспитательных организациях // Вопросы воспитания. 2010. № 4 (5). С. 38-43.

10. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. Российская академия образования. Ин-т педагогики социальной работы, 2003. 200 с.

11. Плоткин М.М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики / М.М. Плоткин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома: Костромской ун-т. 2012. С. 10-18.

12. Социальное воспитание как теоретический концепт и атрибут социально-педагогической практики: Монография / В.А. Баранова, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков. М.: Изд-во «Современное образование», 2016. 124 с.

13. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 448 с.

14. Просветова Т.С. Методология и методы научно-педагогических исследований: учебное пособие / Т.С. Просветова. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. 280 с.

15. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов / Т.А. Ромм. Новосибирск: Наука; Изд-во НГТУ, 2007. 380 с.

REFERENCES

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrascheniya 22.12.2020).

2. Prosvetova T.S. Stanovlenie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy social'noj pedagogiki v Rossii: Monografiya / T.S. Prosvetova. M.: Prometej, 2003. 343 p.

3. Galaguzova M.A. Social'naya pedagogika: Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij / pod obsch. red. M.A. Galaguzovoj. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. 416 p.

4. Zagvyazinskij V.I., Emel'yanova I.N. Teorii obucheniya i vospitaniya: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» / V.I. Zagvyazinskij, I.N. Emel'yanova. 2-e izd., ster. Moskva: Akademiya, 2013. 254 p.

5. Zagvyazinskij V.I., Zajceva M.P., Kudashov G.N., Selivanova O.A., Strokov Yu.P. Osnovy social'noj pedagogiki / uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej / pod red. P.I. Pidkasistogo. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002. 160 p.

6. Mardahaev L.V. Osnovy social'noj pedagogiki: uchebnik dlya SPO / L.V. Mardahaev. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2017. 376 p.

7. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: uchebnik. M.: Gardariki, 2005. 269 p.

8. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov / pod red. V.A. Slastenina. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. 200 p.

9. Mudrik A.V. Social'noe vospitanie v vospitatel'nyh organizaciyah // Voprosy vospitaniya. 2010. № 4 (5). pp. 38-43.

10. Plotkin M.M. Social'noe vospitanie shkol'nikov: Monografiya. Rossiyskaya akademiya. obrazovaniya. In-t pedagogiki social'noj raboty, 2003. 200 p.

11. Plotkin M.M. Social'noe vospitanie v kontekste teorii social'noj pedagogiki / M.M. Plotkin // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. Kostroma: Kostromskoj un-t. 2012. pp. 10-18.

12. Social'noe vospitanie kak teoreticheskij koncept i atribut social'no-pedagogicheskoj praktiki: Monografiya / V.A. Baranova, V.G. Bocharova, M.M. Plotkin, M.I. Rozhkov. M.: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2016. 124 p.

ы

13. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / pod red. V.I. Zagvyazinskogo, O.A. Selivanovoj. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2017. 448 p.

14. Prosvetova T.S. Metodologiya i metody nauchno-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie / T.S. Prosvetova. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaya kniga», 2018. 280 p.

15. Romm T.A. Social'noe vospitanie: 'evolyuciya teoreticheskih obrazov / T.A. Romm. Novosibirsk: Nauka; Izd-vo NGTU, 2007. 380 p.

© Угрюмова А.А., 2021

Угрюмова Анастасия Алексеевна, преподаватель кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, nastenka141@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.