Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание студентов вуза'

Поликультурное воспитание студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / POLYCULTURAL UPBRINGING / STUDENTS / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыхина Н.В.

В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания. Раскрыта специфика воспитательной работы со студентами лингвистического вуза. Представлена сущность поликультурного воспитания. Приведены примеры реализации поликультурного воспитания студентов лингвистического университета на основании интегрирования научного, художественного и педагогического видов творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL UPBRINGING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the main aim of university students’ upbringing. The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined. The peculiarities of the educational work with the linguistic university students are determined. The essence of the polycultural upbringing is represented. The examples of the polycultural upbringing realization of the linguistic university students are provided on the basis of the scientific, artistic and pedagogical types of creativity integration.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание студентов вуза»

Литература

1. Верхошанский Ю.В./ Прогнозирование и организация тренировочного процесса./Ю.В. Верхошанской - М: Физкультура и спорт, 1985.

2. Евтушенко А.Н. Психологические основы управления гандбольной командой. Методическое пособие для тренеров./А.Н. Евтушенко, Е.А.Калинин, С.Г.Кушнирук - Запорожье. Издательство ЗГУ - 1990.

3. Кудрицкий В.Н. Гандбол. Техника, тактика и методика обучения. В.Н.Кудрицкий - Брест: БГТУ - 2002.

References

1. Verkhoshansky YV/, Forecasting and organization of the training process./Verkhoshanski, Y. V. - M.: Physical culture and sport, 1985.

2. Yevtushenko A. N. Psychological basis of management's handball team Methodological manual for trainers./A. N. Evtushenko, E. A. Kalinin, S., Kushniruk, Zaporozhye. Publisher ZSU - 1990.

3. Kudritskaya And V. N. Handball. Technique, tactics and methods of teaching. V. N. Kudritskaya - Brest: BSTU -2002.

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.183 Пыхина Н.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания. Раскрыта специфика воспитательной работы со студентами лингвистического вуза. Представлена сущность поликультурного воспитания. Приведены примеры реализации поликультурного воспитания студентов лингвистического университета на основании интегрирования научного, художественного и педагогического видов творчества.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, студенты, воспитательная работа.

Pykhina N.V.

PhD in Pedagogy, associate professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University POLYCULTURAL UPBRINGING OF UNIVERSITY STUDENTS

Abstract

The article presents the main aim of university students' upbringing. The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined. The peculiarities of the educational work with the linguistic university students are determined. The essence of thepolycultural upbringing is represented. The examples of the polycultural upbringing realization of the linguistic university students are provided on the basis of the scientific, artistic and pedagogical types of creativity integration.

Keywords: polycultural upbringing, students, educational work.

Формирование у будущих специалистов профессионально -значимых личностных качеств, необходимых для у спешной самореализации в современном социокультурном пространстве, выступает в качестве одной из основных целей воспитания студентов вуза. Система воспитательной работы в вузе направлена на реализацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование общекультурных и социально -личностных компетенций студентов. К ведущим направлениям воспитания относятся профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно -нравственное. Эффективная реализация данных направлений воспитания становится возможной при условии взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов в учебной и внеучебной деятельности.

Воспитательная работа со студентами лингвистического вуза обладает определенной спецификой, наиболее полно раскрываемой через поликультурное воспитание. Е.А. Абрамова определяет данное понятие следующим образом: «Поликультурное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире» [1.С.14]. Данный аспект процесса воспитания интегрирует нравственное, духовное, правовое, патриотическое, гражданское, эстетическое воспитание в реализации своей главной цели - формировании поликультурной личности, эффективно взаимодействующей с представителями различных национальных культур.

К ведущим направлениям поликультурного воспитания студентов относятся такие аспекты, как: формирование равного положительного отношения к родной и иноязычной культуре, а также развитие межэтнической толератности. В условиях современной поликультурной ситуации воспитание у студентов ценностных ориентаций по отношению к культуре страны изучаемого языка далеко не всегда гармонично соотносится с их представлением о национальном самосознании. Таким образом, одной из ключевых задач поликультурного воспитания в вузе становится создание условий для осуществления студентами грамотной идентификации со своей собственной культурой наряду с осознанием многоплановости мира.

Затрагивая аспект формирования качеств поликультурной личности, необходимо отметить определенную специфику развития толерантного сознания студентов вуза. Студенческий возраст соотносится с периодом становления активной жизненной позиции, когда происходит осознание личностью своих потребностей и

100

возможностей, способствующих проявлению терпимости к культурным особенностям других народов на основе понимания общечеловеческих ценностей.

Формирование этнической толерантности, являющееся одним из центральных аспектов содержания поликультурного воспитания студентов, базируется на ряде принципиальных положений, направленных на обеспечение эффективного межнационального общения. К ним относятся следующие практические решения;

- формирование представлений о национально -культурном многообразии мира через общее ознакомление с культурой того или иного народа;

- лингвистическая подготовка в единстве когнитивной, прагматической и мотивационной составляющих;

- специальная культурная подготовка, обеспечивающая интеграцию в культуры других народов в целях преодоления «культурного шока».

Опираясь на основные положения системного похода, считаем возможным рассматривать формирование поликультурной личности студентов лингвистического вуза в соответствии с видами творчества, представленными в концепции Е.П. Ильина [2]. Интеграция научного, художественного и педагогического творчества способствует формированию качеств поликультурной личности.

Основной характеристикой научного творчества, направленного на получение нового знания, является опора на словесно-логическое мышление. Студентам вуза доступны как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования. Тем не менее, эмпирическое исследование, выступающее в качестве результата работы с объектом в процессе наблюдения, в большей степени отражает специфику поликультурного воспитания.

Разработка студентами научно -исследовательских проектов, раскрывающих различные аспекты поликультурного воспитания, как правило осуществляется в определенной последовательности. На первом этапе проекта, который называется познавательно-диалогическим, в процессе дискуссии происходит обмен знаниями о национально -культурном своеобразии воспитательных систем народов. Второй этап проекта, творческий. предполагает осознание студентами национально -культурной специфики поведения и мотивов человеческой деятельности в социально -бытовых ситуациях Наиболее эффективными формами усвоения этнокультурных норм являются игровая и театрализованная деятельность. Третий аспект проекта, проблемно-поисковый, реализуется в процессе самостоятельного поиска студентами решения жизненно значимых проблемных ситуаций межкультурного характера.

Научное творчество представлено преимущественно проектной деятельностью студентов в рамках тем: «Национально-культурное своеобразие воспитания», «Особенности семейного воспитания представителей различных этнических групп», «Национальный характер и стереотипы общения».

Художественное творчество, характерной особенностью которого является наличие ярко выраженного эмоционального компонента, применительно к студенческому возрасту может опираться не только на наглядно -образное, но и на абстрактно -логическое и наглядно -действенное мышление. Удовлетворение эстетических потребностей в процессе освоения этнокультуры носит многоплановый характер. При этом наиболее действенной формой приобщения к национально -культурному достоянию народа является интеграция искусств. Взаимодействие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкального творчества, театрализованных, игровых действий способствует формированию целостного представления о национальных ценностях и их преломлении в процессе воспитания.

Художественное творчество реализуется в процессе подготовки и проведения национальных праздников и культурно-массовых мероприятий, соответствующих специфике деятельности культурных центров. Примером межкультурного взаимодействия является ежегодный фестиваль национальных культур «В этом мире большом», традиционно проводящийся в Нижегородском государственном лингвистическом университете с участием иностранных студентов, изучающих русский язык.

Аспекту педагогического творчества придается особое значение при разработке и проведении студентами воспитательных мероприятий межкультурной направленности для учащихся школ. Характерной особенностью педагогического творчества является поиск нестандартных способов решения воспитательных задач. В деятельности студентов в период педагогической практики данный аспект творчества реализуется на разных уровнях Это может быть как применение известного метода в новых условиях, так и импровизация, предусматривающая неожиданное нахождение эффективного решения и его незамедлительное воплощение.

При проведении воспитательных мероприятий поликультурной направленности с учащимися школ студенты-практиканты должны иметь четкое представление о специфике приобщения воспитанников к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей. Так, в отношении младших школьников одним из наиболее эффективных средств формирования этнической идентичности является ознакомление со сказкой. Включение аутентичного сказочного материала, обладающего значительным развивающим и воспитательным потенциалом, в процесс начального иноязычного образования способствует расширению культурной осведомленности воспитанников. В этой связи студенты-практиканты используют элементы сказочного содержания при создании педагогических проектов по обучению иностранному языку младших школьников. Примерами воспитательных мероприятий социокультурной направленности, разработанных студентами, являются викторины, драматизации и ролевые игры с включением сказочных персонажей и литературных героев страны изучаемого языка.

Область педагогического творчества студентов затрагивает не только разработку воспитательных мероприятий со сказочным сюжетом, но и создание предметно -пространственной среды. Обучение иностранному языку на интегративной основе обеспечивает максимальный учет этнокультурных особенностей и мотивационной сферы младших школьников. Таким образом, активно внедряя музыкальную, игровую и изобразительную деятельность, отражающую национально-культурную специфику, студенты-практиканты обеспечивают приобщение обучающихся к иноязычной среде, обладающей мотивационной ценностью.

При работе с подростками приоритетное внимание будет уделяться использованию дискуссий сопоставительного характера, направленных на преодоление культуроцентризма. Используя метод проблемного изложения, студенты в процессе взаимодействия с обучающимися старшего возраста обсуждают глобальные проблемы современности, акцентируя важность межкультурного понимания.

Оптимальное функционирование целостной педагогической системы вуза способствует обеспечению эффективного поликультурного воспитания.

Литература

1. Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: на примере обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 30с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. - 444с.

References

1. Abramova E.A. Polikul'tumoe vospitanie studentov vuza na osnove sistemnogo podhoda: na primere obuchenija inostrannomu jazyku: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2011. - 30s.

2. Il'in E.P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb.: Piter, 2012. - 444s.

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.084 Тюрина Н.Ш.

Кандидат педагогических наук, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ДЕФЕКТОЛОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮ ЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Аннотация

В статье рассмотрен современный подход к формированию готовности студента педагогического Вуза по направлению подготовки ««Дефектологическое» образование» к конструктивному взаимодействию с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ. Сотрудничество субъектов образовательной практики повысит эффективность абилитационных (реабилитационных) мероприятий, изменит качество жизни ребенка, семьи и социума в целом.

Ключевые слова: подготовка дефектологов, предоставление полномочий, взаимодействие с родителями, кинематограф.

Tyurina N.Sh.

PhD in Pedagogy, Moscow State Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University TRAINING OF FUTURE SPECIAL PEDAGOGUES FOR INTERACTION WITH THE FAMILY,

RAISING A DISABLED CHILD

Abstract

In the article the modern approach to the formation of readiness of students of pedagogical high school in the direction of preparation "" defectology "education " to engage constructively with the parents of a child with disabilities. Cooperation of subjects of educational practice will enhance the effectiveness of habilitation (rehabilitation) activities will change the quality of life of the child, the family and society as a whole.

Keywords: training future special pedagogues, Empowerment, interaction with parents, cinemotograph.

В современных социокультурных условиях интеграция общественного и семейного воспитания является одной из актуальных социальных задач. В контексте современной тенденции на приоритет инклюзивного образования, единые мировоззренческие позиции и стратегии помощи детям и их семьям могут способствовать решению демографических, нравственных и ценностных проблем общества. Это объясняет интерес к проблеме профессиональной компетентности современного педагога-дефектолога, тем аспектам его деятельности, которые направлены на интеграцию образовательных усилий в микро и макросоциум.

Взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является традиционным направлением коррекционно -педагогической деятельности. В соответствии с проектом «Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» выпускник по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» должен быть готов к осуществлению трудовых функций и трудовых действий, которые напрямую связаны с взаимодействием с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ [1].

Перед специалистами стоят задачи привлечения семьи к коррекционно -развивающему процессу, формирование компетентности родителей, а также оказание им психологической помощи. Традиционно такая работа строилась с позиций профессионального превосходства, директивно и дидактично. Взаимодействие образовательного учреждения в целом, и специалистов в частности не ориентировано на социальные, эмоционально-личностные и прочие семейные факторы. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, нередко воспринимается как маркированная, «особая семья», зависящая от помощи профессионалов. В ряде случаев как следствие наблюдается нежелание семьи идти на контакт и сотрудничество. Именно поэтому приоритетной целью подготовки будущих педагогов - дефектологов является их ориентация в концепциях и подходах, трансформирующих модель профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.

Педагогическому сообществу необходимо изменение традиционного взгляда на «нетипичность» развития ребенка в целом, и на семейный контекст в частности. Важно признать приоритет родителей в выборе стратегий абилитации/ реабилитации ребенка. Психолого -педагогическая и социально -педагогическая помощь призвана создать условия, способствующие осознанию ими своих полномочий и возможностей. Идеология Empowerment, широко применяемая

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.