Научная статья на тему 'Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа'

Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовское воспитание / студенты / воспитательная работа / education in a higher school / students / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Мария Юрьевна

В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания. Представлена сущность поликультурного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the main aim of university students’ upbringing. The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined. The essence of the polycultural upbringing is represented

Текст научной работы на тему «Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа»

УДК 378

КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Михайлова Мария Юрьевна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», доцент кафедры «Философии, истории и права», zakonmm@mail .ru.

Аннотация: В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания. Представлена сущность поликультурного воспитания.

Ключевые слова: вузовское воспитание, студенты, воспитательная работа.

CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Mihaylova Maria Yurievna.

Novosibirsk, Associate Professor of Philosophy, history and Law, "Novosibirsk State University of Water Transport", zakonmm@mail.ru.

Abstract. The article presents the main aim of university students' upbringing. The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined. The essence of the polycultural upbringing is represented.

Key words: education in a higher school, students, educational work.

В современной России остро стоит проблема воспитания молодежи. Многие годы в нашей стране подрастающее поколение было предоставлено само себе, ничем не заинтересовано. Если в школе еще оставались классные руководители, завучи по воспитательной работе, которые проводили определенную работу в данном направлении, то с поступлением человека в ВУЗ, данная сфера была слабо представлена. Основная нагрузка по воспитанию была полностью переложена на семью. Но не всякая семья может в достаточной мере эффективно оказать благотворное влияние на отношение молодого человека к миру, к себе самому, к обществу и т.д. Если учащихся школ еще могут контролировать родители, то студентов (уже совершеннолетних граждан) в меньшей степени.

Бесконтрольность и вседозволенность молодёжи стали яркими проблемами современного общества. Пьянство, сексуальная распущенность, наркомания, мелкие (и не только) правонарушения, волна самоубийств среди порастающего поколения - являются результатом обнуления воспитательной работы в системе образования в том числе.

Целью данной работы является привлечение внимания к проблемам воспитательной работе в ВУЗе, поиск новых, реанимация уже зарекомендовавших

себя форм воспитательной деятельности, предложении вариантов решения ряда проблем и формулирование перспектив развития в данной области. Данная работа будет полезна и познавательна для всех, кто интересуется проблемами современного образования, воспитательной деятельности в учебных заведениях разного уровня (особенно в высших профессиональных учебных заведениях). Актуальна как для профессорско-преподавательского состава ВУЗа (приводятся конкретные направления воспитательной политики), так и для самообразования студентов, аспирантов, научных работников.

Самая первая проблема, которая возникает в педагогике и психологии высшей школы - это «Надо ли воспитывать взрослых людей?». И действительно, на сегодняшний момент подавляющее большинство абитуриентов и студентов ВУЗов являются совершеннолетними, взрослыми людьми, которые могут и должны отвечать самостоятельно за свои поступки, решать как, чему и где им учиться или не учиться, жить, работать и т.д.

Ответ на данный вопрос зависит от того, как понимать воспитание. «Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, ВУЗу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным [1, 225 с.].

Воспитательное воздействие оказывается на человека в различных условиях: и в семье, и в школе, и в ВУЗе, в спортивной секции, творческом, театральном кружке, по месту работы, проживания и проведения досуга. Но наиболее продуктивно и организованно данное воздействие должно осуществляться в образовательных учреждениях.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 говориться, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

Рассмотрим отличия ученика школы от студента ВУЗа. Студент - это, как было сказано выше, уже взрослый человек со сформировавшимися (возможно не окончательно) желаниями, характером, устремлениями, представлениями о себе и окружающем мире. Многие студенты приезжают на обучение из другого населенного пункта, а значит возрастает их ответственность за организацию своего быта, обучения, досуга. Появляется много свободы, но и новых обязанностей. Студент первого курса попадает в незнакомую среду: новые слова (сессия, пара, лекция, семинар и другие), новые друзья, новые правила поведения (информацию ищешь сам, сам контролируешь успеваемость, посещение занятий), новый стиль взаимоотношений с преподавателями ( в отличие от учителей).

В это время важнейшей задачей ВУЗа является социализация студента. Необходимо помочь студентам «вписаться» в новые условия, преобразовать те ценности и ориентиры, которые уже были у них сформированы в семье и школе, к студенческим реалиям. И если до ВУЗа со стороны родителей, учителей

осуществлялось прямое воздействие - внушение, убеждение, вовлечение в деятельность, личный пример; то студент уже сам выбирает определенные направления деятельности, круг единомышленников, которые могут оказать и оказывают социализирующее воздействие.

Первокурснику зачастую присущ максимализм, нигилизм, категоричность оценок, недоверие к старшему поколению (в том числе к преподавателям). Это требует гибкости в вопросах воспитания, иногда индивидуального подхода.

Рассмотрим направления воспитательной работы в ВУЗе. Во-первых, необходимо усилить (подтвердить) интерес и любовь к избранной студентом профессии. С этой задачей поможет справиться ряд мероприятий, таких как встречи с выпускниками ВУЗа, добившимися ярких достижений на профессиональном поприще; встречи с потенциальными работодателями; организация практики по месту возможного трудоустройства; интересные и иллюстрированные лекции и практические занятия по профильным предметам с примерами открытий и достижений передовых специалистов; организация конференций, слетов, соревнований со студентами других (смежных) ВУЗов. Необходимо, чтобы работа и общение студентов с преподавателями и потенциальными работодателями строилась на основах взаимоуважения, доверия, партнерства. Это является залогом наибольшего воспитательного эффекта.

В современной России стремительно развивается дистанционное обучение, которое имеет колоссальное значение для студентов заочного отделения (особенно, проживающих в отдаленной местности или совмещающих работу и обучение), для лиц, получающих дополнительное образование, повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Но человек, получающий первое очное высшее образование, обязательно должен быть вовлечен в живое общение с преподавателем, так как преподаватель не только является источником профессиональной информации, но и приобщает студента к определенной культуре человеческого (и профессионального) общения, может ответить на вопросы, заинтересовать, акцентировать внимание на важных моментах, привести примеры из собственной практики или научной литературы. Задача преподавателя - показать, раскрыть широкие перспективы развития, которые студент, ввиду своего небольшого жизненного опыта и неполных знаний, не в состоянии увидеть сам.

Второе направление воспитательной работы в ВУЗе - организация интересного и полезного досуга. Он может развиваться в различных сферах: спорт, КВН, театральный кружок, кружок самодеятельности, хор, организация мероприятий «Что? Где? Когда?», кубок Первокурсника, спартакиада, День донора, посещение театров, музеев города и другое. Данные занятия способствуют улучшению взаимоотношений в студенческой среде (в группе, на факультете, в ВУЗе в целом). Студенты проявляют себя творчески, спортивно, что поднимает их самооценку, степень комфорта в коллективе, удовлетворяется потребность в достижениях, раскрытии талантов. Не остается времени для праздного проведения времени.

В некоторых ВУЗах появляются структуры самоуправления студентов, которые могут выступать как существенный фактор воспитательного процесса. Например, Студенческий Совет или уполномоченный по правам студентов.

Третьим направлением воспитательной деятельности в ВУЗе является нравственно-патриотическое воспитание студентов. Оно помогает формировать активную гражданскую позицию, повышать уровень правовой, нравственной, политической культуры. Встречи с ветеранами Великой отечественной войны, организация им помощи, проведение конференций и концертов, посвященных годовщинам Победы советского народа в Великой отечественной войне, студенческие исторические проекты (например, «Фото с большой историей», «100 лет Великой октябрьской социалистической революции»), акция «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и другие.

Есть и иные направления воспитательной деятельности в высшем учебном заведении, такие как профилактика девиантного поведения (проводятся круглые столы, тематические встречи, беседы по вопросам состояния законности и предупреждения молодежной преступности с представителями органов внутренних дел, прокуратуры), работа в студенческих общежитиях (ознакомление студентов с Правилами внутреннего распорядка студенческого общежития, формирование Совета общежития, отряда пожаробезопасности общежития), антикоррупционное просвещение, профилактика терроризма и экстремизма, воспитание терпимости к людям других национальностей, культуры, веры и многое другое.

Какие же проблемы встречаются на пути данных направлений воспитательной работы? Можно выделить несколько из них:

1. Недостаточное материальное обеспечение. Для организации любого мероприятия необходим бюджет, который сокращается год от года. Для закупки необходимых материалов, костюмов, декораций, печати сборников студенческих работ, оплаты транспортных расходов и т.д. требуется проведение конкурса на закупку товаров, работ, услуг, что является не быстрым формализованным процессом.

2. Отсутствует комплексная нормативная база и банк технологий воспитательной работы.

3. Кадровые проблемы. Многие преподаватели не имеют педагогического и/или психологического образования, загружены бумажной работой (составлением планов и отчетов, составлением постоянно меняющихся учебных программ и т.д.). С каждым годом увеличивается аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава, ужесточаются требования по повышению квалификации и количеству публикаций, потому время на организацию массовых мероприятий сокращается.

4. Отсутствие программ социологической и психологической диагностики студентов. Во многих ВУЗах отсутствует должность психолога, а там, где психологи есть, они не обеспечены отдельными помещениями (что важно для конфиденциальности беседы со студентами).

5. Плохо отлажена обратная связь преподаватель - студент, а также взаимодействие между преподавателями различных дисциплин, студентов с администрацией ВУЗа.

6. Отсутствие у студентов (особенно обучающихся на платной основе) стимулов для самосовершенствования, включения в воспитательную работу ВУЗа, участия в самодеятельности, акциях, театральных постановках и спортивных соревнованиях.

Каковы пути решения этих проблем? Главное, что необходимо понять, - это системность подхода к воспитательной политике ВУЗа. Результат зависит от всех уровней (начиная с государства, и заканчивая конкретным студентом или преподавателем). Проектирование воспитательного процесса должно быть ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных и личностных качеств студентов. Ведущую роль в воспитании учащихся играет преподаватель, у которого достаточно времени и средств для формирования конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, отличным здоровьем, социально активного, с высокой правовой, идеологической, политической культурой.

Для профессорско-преподавательского состава необходимо организовать обучающие семинары, конференции, повышение квалификации в области педагогики и воспитания молодежи. Нравственное воспитание должно быть подчинено эффективной программе, разработанной с учетом теории моральных ценностей, выработанной философией на протяжении веков.

Система оценки воспитательной работы в ВУЗе тоже подлежит корректировке. Она должна быть менее формальной, учитывать не количество мероприятий, а их эффективность. Важно создать в университете атмосферу доверия, духовности, взаимопомощи.

Часто студенты сами могут стать инициаторами концертов, встреч с интересными людьми, поездок, волонтерского движения. Надо поддерживать подобные предложения на уровне администрации, ректората ВУЗа.

В каждом высшем учебном заведении функционирует институт кураторов, которые больше остальных преподавателей способствуют адаптации студентов к студенческой жизни (помогают справиться с трудностями в учебе, в коллективе, объясняют структуру ВУЗа и методы обучения и другое).

Воспитательная политика в современном высшем учебном заведении -сложный, но важный процесс, который требует ежедневной целенаправленной работы со студентами.

Библиографический список:

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации препод. ВУЗов и аспирантов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 27Э-ФЗ от 29.12.2012, ст.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.