Научная статья на тему 'Общая стратегия воспитания в системе образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой'

Общая стратегия воспитания в системе образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / ПАТРИОТИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ / UPBRINGING / PERSONALITY / FAMILY / LOVE FOR MOTHERLAND / SUCCESSION OF GENERATIONS / TRADITIONS OF RUSSIAN BALLET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Татьяна Ильинична

Сегодня одним из важнейших направлений работы высших учебных заведений России является усиление в них воспитательной деятельности. Важно развивать у студентов личностные качества, характеризующие их отношение к окружающему миру, к людям, к обществу, к государству, к своей деятельности, к себе. Важно научить студентов планировать профессиональную карьеру, сформировать высокий мотивационный потенциал. Выработать у студентов важнейшие качества для успешной карьеры любовь к своей профессии, трудолюбие, профессионализм, креативность. В Академии систематически ведется воспитательная работа, направленная на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей среде. Постоянный анализ работы по программе развития воспитания в Академии позволяет видеть качественные изменения в воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general strategy of education in an education system of the Russian of a name of oaganova ballet Academy

Nowadays one of the most important subjects of High Educational Establishments of Russia is strengthening of bringing up personalities of students during extra curricular activities. It’s extremely important to develop personal qualities and attitudes towards the surrounding world, people, society, state and their own life and career. It’s very important to teach students to plan their professional career and to form high motivated potential. It’s also very important to develop such essential for their professional career qualities as love to their profession, industriousness and creativity. The extra curricular activities in the Vaganova Ballet Academy are held systematically to form civic spirit, capacity for work, morality, respect to the duties and freedom of people, love to the family, environment and to the Motherland. Regular analyses of the extra curricular activities in the Vaganova Ballet Academy show significantly good results.

Текст научной работы на тему «Общая стратегия воспитания в системе образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой»

Т.И. Головина

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я.ВАГАНОВОЙ

Сегодня одним из важнейших направлений работы высших учебных заведений России является усиление в них воспитательной деятельности. Важно развивать у студентов личностные качества, характеризующие их отношение к окружающему миру, к людям, к обществу, к государству, к своей деятельности, к себе.

Важно научить студентов планировать профессиональную карьеру, сформировать высокий мотивационный потенциал. Выработать у студентов важнейшие качества для успешной карьеры - любовь к своей профессии, трудолюбие, профессионализм, креативность. В Академии систематически ведется воспитательная работа, направленная на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей среде. Постоянный анализ работы по программе развития воспитания в Академии позволяет видеть качественные изменения в воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, личность, семья, патриотизм, преемственность поколений, традиции русской балетной школы.

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России.

В Академии систематически ведется работа, направленная на воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Закон «Об образовании» определяет в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленного на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей среде.

В Академии созданы психолого-педагогические условия организации воспитательного процесса, которые направлены на

- соединение личностных ориентиров человека и общественных интересов;

- органичное включение воспитательной деятельности в процесс профессионального становления студента;

- максимальное использование инновационных направлений и форм работы со студентами, возможность ведения диалога;

- сохранение и укрепление традиций и наследия Русской балетной школы;

- создание системы преемственности эстетической культуры поколений;

- формирование профессиональной ориентации, принципов построения профессиональной карьеры, навыков поведения на рынке труда;

- развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания, изучение государственной символики, формирование культуры личности;

- формирование основ культуры здоровья;

- создание системы психолого-педагогической и медико-социальной подготовки обучающихся;

- повышение роли самоуправления (создание Студенческого совета, Родительского совета Академии), формирование социальной ответственности, направленности на учебу;

- обеспечение взаимодействия профессионального образования и воспитания, усиление роли педагогов-специалистов в воспитании личности артиста балета;

- активное внедрение в учебный процесс и педагогическую практику новейших достижений в области образования и воспитания;

- реальное обеспечение прав обучающихся в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

- усиление роли семьи в воспитании;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по воспитательной работе.

В соответствии с видами воспитательной деятельности, в Академии составляются следующие планы:

1. План общих мероприятий на год.

2. Планы работы групп на год.

3. Планы общих мероприятий на месяц.

В Академии разработаны локальные акты, регламентирующие организацию и ведение воспитательной деятельности, а именно:

1. Концепция воспитания, Положение о воспитательной работе, планы работы кураторов.

2. Положение о кураторстве.

3. Положение о внутреннем распорядке Академии.

4. Положение о дежурстве.

5. Положение о Студенческом совете.

6. Положение о Совете интерната.

7. Положение о Родительском комитете.

8. Положение о правах и обязанностях родителей.

Руководит данной деятельностью проректор по учебной,

воспитательной и социальной работе.

Содержание деятельности проректора сводится к трем основным функциям: организующей (содержательной), обучающе-методической и контролирующей.

Основной формой контроля планов воспитательной работы учебных подразделений являются семестровые отчеты, отражающие состояние воспитательной работы, ежегодные конференции «Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация», обзоры состояния воспитательной работы на заседаниях Ученого совета, студенческих собраниях, заседаниях Родительского комитета Академии.

Воспитательная деятельность ведется через творческий союз преподавателей и обучающихся, предметно-методические комиссии, Студенческий совет, библиотеку, интернат, Объединение кураторов, Родительский комитет, сценическую практику, медицинский центр Академии, в котором ежедневно работают процедурный, физиотерапевтический, массажный кабинеты;

Педагогическое управление организацией воспитательной работы Педагогическое управление обучаюгце-методической работой Педагогическое управление контролем, корректировкой воспитательной работы

ЦЕЛИ

Эффективное управление организацией воспитательной работы, создание целостной системы воспитательной работы Эффективное управление обучающе-методической работой Эффективное управление контролем, корректировкой по руководству целостным воспитательным процессом

ЗАДАЧИ

Осуществление воспитания в учебном процессе Оказание методической помощи преподавателям в реализации требований принципа воспитывающего обучения на учебных занятиях и во внеурочной воспитательной работе по предмету Овладение методами и формами педагогического менеджмента

Организация внеучебной воспитательной работы по предметам Оказание методической помощи классным руководителям в организации воспитательной работы с обучающимися Организация эффективного педагогического общения на всех уровнях педагогической деятельности

Организация собственно воспитательной работы Оказание методической помощи библиотеке в организации воспитательной работы с обучающимися Оказание методической помощи органам студенческого самоуправления в организации воспитательной работы; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитательной работы Овладение тестовыми методиками для осуществления контроля (корректировки) по управлению воспитательной работой

о а

л й

к

§

й к к о к к о

с 3

а й

л ж

£ о я

а

о* ж о о

проводится консультативный прием; осуществляются профилактические мероприятия по борьбе с травматизмом, простудными заболеваниями, медицинское обеспечение всех обучающихся; ведется работа по формированию культуры здоровья и индивидуальная работа с обучающимися Академии и родителями по вопросам рационального питания.

Содержание и организация воспитательного процесса в Академии обусловлены возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры и определяются значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.

Большое внимание в Академии придается институту кураторства, который проводит работу по организации студенческого коллектива. В своей деятельности педагоги используют следующие методы:

- подготовка педагога к решению воспитательных задач;

- подготовка обучающихся к восприятию воспитательной работы;

- реализация педагогического замысла в конкретном воспитательном воздействии;

- выявление психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов;

- контроль, анализ, оценка эффективности воспитательного воздействия;

- совершенствование гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Кураторы работают на основе годовых планов, утверждаемых проректором по учебной, воспитательной и социальной работе. Встречи кураторов и обмен опытом происходят еженедельно.

Организуя и проводя воспитательную работу, педагоги имеют цель защитить студента, т. е. создать условия для скорейшей адаптации, для свободного развития духовных и физических сил обучающегося.

Позиция защиты становится фундаментом работы с обучающимися на основе индивидуального подхода к здоровью, общению, учебе, досугу. Классные кураторы посещают занятия, работают с преподавателями, оказывают консультативную помощь, проводят внеклассные занятия, расширяют кругозор и познавательные интересы обучающихся, организуют творческую деятельность и совместный отдых.

Одной из главных задач в Академии является формирование общей культуры артиста балета, бакалавра, магистра: развитие навыков самостоятельного труда, самообразование; воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к Академии; проведение встреч с выдающимися выпускниками Академии; профессионально ориентированная работа, работа по формированию традиций Академии, пропаганда здорового образа жизни, физического здоровья.

За достижения в учебе и внеучебной деятельности лучшие студенты поощряются различными стипендиями:

1. Стипендия Правительства Санкт-Петербурга.

2. Премия-стипендия «Надежда России».

3. Стипендия благотворительного фонда Фаруха Рузимато-ва «За возрождение танцевального искусства».

4. Стипендия фонда К. Сергеева и Н. Дудинской.

5. Стипендия благотворительного фонда «Русский стандарт».

6. Стипендия фонда Галины Улановой.

7. Социальная стипендия.

Здравпунктом Академии разработана программа работы с обучающимися, которая включает в себя

- психологическое благополучие,

- физическое здоровье,

- духовное здоровье,

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям,

- проведение конференций «Россия без наркотиков», «Здоровый образ жизни», «Питание артистов балета».

Ведется работа со структурными подразделениями Академии: здравпунктом, столовой, интернатом, библиотекой - по

организации воспитательной работы, а также работа с Родительским комитетом Академии по проблеме формирования личности студента в современных условиях.

Профессорско-преподавательский состав играет ведущую роль в решении проблем в учебно-воспитательном процессе при реализации основной образовательной программы. В ходе организации освоения студентами программ учебных дисциплин, различных видов практик особое внимание уделяется нравственным, психолого-педагогическим аспектам профессиональной деятельности, усилению основы образовательного процесса. Особое внимание преподаватели уделяют творческой самостоятельной работе со студентами.

Целостность и эффективность образовательной деятельности в Академии во многом зависит от целенаправленного использования воспитательных возможностей учебных предметов, в процессе преподавания которых формируется духовно-нравственная и эстетическая ориентация обучающихся, происходит становление их гражданской и профессиональной позиции.

На учебных занятиях по какой-либо дисциплине преподаватель реализует несколько целей: дидактическую, воспитательную и развивающую. Существует несколько путей достижения воспитательных целей: воспитание через предмет, его содержание; воспитание через методику преподавания; воспитание своим примером, личностью.

В рабочие программы учебных программ включаются спецкурсы, курсы по выбору, факультативы, задача которых помочь формированию нравственных и психолого-педагогических основ профессиональной деятельности, способствовать выработке у обучающихся навыков саморазвития, коммуникативных задатков (например, «Этикет»). Все кафедры Академии проводят работу по выявлению воспитательных компонентов содержания своих дисциплин. Воспитательная работа проходит сквозной нитью во всем процессе образования.

Большую роль в воспитательном процессе играет библиотека Академии. Систематически проводятся беседы, выставки:

«В мире литературы», «История Санкт-Петербурга», «Обзор балетной литературы», а также презентации «Вестников» Академии.

Система планирования мероприятий, форм и методов воспитательного процесса в Академии основывается на принципах добровольности, личностного подхода к каждому обучающемуся, который рассматривается как активный субъект воспитания. Очень действенны активные формы воспитания, предполагающие участие «на равных» как преподавателей, так и студентов. В воспитательном процессе эффективны отношения партнерства.

В Академии работают Студенческий совет, Совет интерната. Органы студенческого самоуправления участвуют в организации досуга, культурно-массовых мероприятий, рассматривают вопросы улучшения быта и отдыха обучающихся. Представители студенчества Академии работают в Студенческом совете при администрации Санкт-Петербурга. Студенты Академии принимали участие во II Всероссийском Студенческом форуме, Городской научно-практической конференции «Студенческое самоуправление в вузах Санкт-Петербурга». Они также работают в секциях по направлениям «Модели студенческого самоуправления: от теории до практики», «Роль самоуправления в студенческих общежитиях», «Нормативное обеспечение развития студенческого самоуправления».

Все это помогает выявлению и исследованию основных проблем развития студенческого самоуправления в Академии: привлечение внимания обучающихся к вопросам студенческого самоуправления, поиск совместных путей решения обозначенных проблем; формирование активной жизненной позиции студенческой молодежи; обмен и консолидация усилий в становлении студенческого самоуправления в Академии; развитие лидерских качеств студенческой молодежи; широкое вовлечение студенчества в общественную жизнь Академии и города; поиск новых форм в воспитательной работе в Академии. Ежегодно проводится мониторинг и диагностика проблем студенческой жизни.

Основные формы воспитательной работы в Академии

1. Нравственное воспитание.

Воспитание сознательной дисциплины, выполнение правил внутреннего распорядка, Устава Академии. Проведение субботников. Пропаганда традиций Академии. Проведение мероприятий, посвященных дням славянской культуры и письменности (пропаганда русского языка, участие студентов в конференциях). Встречи с настоятелем Домовой церкви Академии. Богослужения, приуроченные к церковным праздникам, датам отечественной истории и событиям Академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проведение культурно-массовых мероприятий.

Автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, посещение Филармонии, санкт-петербургских театров, «Первый выход на сцену», новогодние праздники, студенческие вечера, День учителя, выпускной вечер, конкурсы, фестивали студенческого творчества, вечера-встречи выпускников, олимпиады по предметам, благотворительные акции.

Участие в общегородских мероприятиях при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга, спортивно-оздоровительная работа, «Дни Здоровья», посещение музыкально-драматических театров (Театр Европы, Михайловский, Мариинский, Александринский театры).

Проведение Дня молодежи, Дня российского студенчества, Дня Санкт-Петербургского первокурсника, Фестиваля творчества «Арт-студия».

Проведение студенческих праздников «Мистер и Мисс Академии».

Участие студентов Академии в общегородских мероприятиях: «День первокурсника»; акциях, посвященных Международному дню студентов; акциях, посвященных Дню борьбы со СПИДом.

Проведение Масленицы и Международного женского дня 8 марта, участие в городских праздниках.

Участие студентов и преподавателей в программе «Толерантность».

Проведение концертов Академии, выставок плакатов, посещение концертов.

3. Патриотическое воспитание. День защитника Отечества, мероприятий посвященных Дню Победы, проведение концерта для ветеранов. Воспитание любви к своему Отечеству. Воспитание политической культуры, ответственности за будущее России, изучение государственной символики. Цикл бесед, посвященных государственным праздникам и международным дням, Международному Дню защиты детей.

Патриотизм - своего рода фундамент общественного здания, и в связи с этим особую актуальность приобретает формирование патриотического сознания, понимания роли каждого человека в судьбе страны, воспитание у молодежи потребности к освоению общечеловеческой и национальной культуры, толерантности, чувства интернационализма.

Кураторы и преподаватели общегуманитарных дисциплин систематически проводят беседы по проблемам межличностных отношений в молодежной среде. В 2011 г. проведено анкетирование среди студентов исполнительского факультета старших курсов. Студентам необходимо было ответить «Да» или «Нет» на семь вопросов:

1. Как Вы относитесь к проявлению национализма в обществе?

2. Возможно ли решение политических проблем при помощи террора?

3. Способствует ли политика национализма укреплению суверенитета страны?

4. Угрожают ли мигранты национальной безопасности страны?

5. Считаете ли Вы, что все люди должны быть равноправными независимо от национальности?

6. Считаете ли Вы нормальным явлением смешанные браки?

7. Считаете ли Вы, что в государстве необходима просветительская работа среди населения, посвященная проблемам воспитания толерантности?

Результаты опроса с учетом суммирования ответов показали, что студенты Академии негативно относятся к проявлениям национализма и насилия. И считают важной просветительскую работу среди населения, посвященную вопросам толерантности, патриотизма, уважения к Отечеству.

В ноябре 2011 г. на базе Академии был проведен круглый стол «Молодежные субкультуры и молодежная политика в Санкт-Петербурге».

Таким образом, в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой реализуется комплексная модель внеучебной деятельности. Её эффективность во многом обеспечивается тем, что в Академии разработан и действует комплекс целевых программ.

Abstract

Nowadays one of the most important subjects of High Educational Establishments of Russia is strengthening of bringing up personalities of students during extra curricular activities.

It's extremely important to develop personal qualities and attitudes towards the surrounding world, people, society, state and their own life and career.

It's very important to teach students to plan their professional career and to form high motivated potential. It's also very important to develop such essential for their professional career qualities as love to their profession, industriousness and creativity. The extra curricular activities in the Vaganova Ballet Academy are held systematically to form civic spirit, capacity for work, morality, respect to the duties and freedom of people, love to the family, environment and to the Motherland. Regular analyses of the extra curricular activities in the Vaganova Ballet Academy show significantly good results.

Keywords: upbringing, personality, family, love for motherland, succession of generations, traditions of Russian ballet school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.