Научная статья на тему 'Организация индивидуальной воспитательной работы в интернате'

Организация индивидуальной воспитательной работы в интернате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ РАБОТЫ / THE TEACHER-TUTOR WHO IS TRAINING / INDIVIDUAL WORK / WORK METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Ольга Геннадьевна

В данной работе собран теоретический и практический материал по индивидуальной воспитательной работе с детьми, обучающимися в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и проживающими в интернате, основанный на собственном опыте. Главная цель этой работы сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на обучающегося и обеспечения адаптации, социализации и вливания в общество полноценного артиста балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of individual educational work in a boarding school

In this work the theoretical and practical material on individual educational work with children who are training in Academy of the Russian ballet of a name A.Ya is accurate. Vaganova and living in a boarding school, based on a personal experience. The main goal of this work to create full understanding of process of individual influence on being trained and ensuring adaptation, socialization and injection in society of the high-grade ballet dancer.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуальной воспитательной работы в интернате»

О.Г. Барышникова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНТЕРНАТЕ

В данной работе собран теоретический и практический материал по индивидуальной воспитательной работе с детьми, обучающимися в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и проживающими в интернате, основанный на собственном опыте. Главная цель этой работы - сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на обучающегося и обеспечения адаптации, социализации и вливания в общество полноценного артиста балета.

Ключевые слова: педагог-воспитатель, обучающийся, индивидуальная работа, методы работы.

Одной из составляющих в воспитательном процессе интерната Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог-воспитатель должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с обучающимися. Поэтому главная задача работы с обучающимися состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь будущим артистам балета, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. В концепции развития обучающихся в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой прописаны главные цели воспитания: подготовка и формирование жизнеспособной личности, квалифицированного работника - артиста балета, конкурентоспособного на рынке труда, юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией и компетентного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социально и гуманистически ориентированного по отношении к обществу и самому себе.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической систе-

ме Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Индивидуальный подход в воспитательной работе - это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога-воспитателя организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, его терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей обучающихся помогает качественно решать воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого обучающегося, проживающего в интернате, необходимо выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности обучающихся необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением, так как они приехали из разных регионов нашей страны и являются представителями разных конфессий и национальностей. И успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог-воспитатель при выборе средств воздействия на обучающегося найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие конкретному обучающемуся черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать его творческие возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система педагогических воздействий по отношению к каждому обучающемуся, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Индивидуальный подход в воспитании требует, чтобы педагог-воспитатель

- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки обучающихся;

- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

- постоянно привлекал каждого обучающегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

- максимально опирался на собственную активность личности;

- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей обучающегося, изучения его личностных

качеств, его сильных и слабых сторон, при этом осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов педагогического воздействия в целях формирования у обучающегося необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у него недостатков; проводится систематический анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цели и задачи индивидуальной воспитательной работы

1. Обеспечение социальной адаптации обучающихся через коррекцию, обучение и воспитание.

2. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений обучающихся.

3. Организация и проведение мероприятий по воспитанию нравственных представлений обучающихся, развитию эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

- изучение личностных особенностей обучающихся;

- диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность и другие девиации);

- коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки;

- помощь в преодолении проблем, связанных с особенностями подросткового возраста;

- помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности;

- развитие форм, средств и способов общения;

- работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.

4. Помощь в профилактике и преодолении вредных привычек.

5. Психолого-педагогическое просвещение педагогов-воспитателей.

6. Профилактика неправильных действий педагогов-воспитателей и родителей по отношению к обучающимся как причины нарушений их поведения.

7. Консультационная работа с педагогами-воспитателями, родителями, специалистами в других областях, обучающимися.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы

1. Повседневное внимание каждому обучающемуся, сочетающееся с высокой требовательностью и заботой о его жизни, учебе, быте и досуге. Требовательность должна основываться на положениях «Конвенции о правах ребенка», «Типовом положении учебного заведения». Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными, органически сочетаться с уважением к обучающимся.

2. Соблюдение чувства меры в критике недостатков обучающегося и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

3. Подход к обучающемуся должен быть оптимистический, с глубокой верой в него.

4. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств решении воспитательных задач.

5. Оперативная реакция на поведение каждого обучающегося, при необходимости изменение форм и методов воздействия на личность.

6. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на обучающегося.

7. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы

Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств. Индивидуальная воспитательная работа в интернате ведется по перечисленным ниже направлениям.

1. Изучение документов личного дела старшим воспитателем и педагогами-воспитателями по группам.

2. Ознакомительная беседа с вновь поступившими обучающимися. Во время знакомства необходимо проявить дружеское расположение и искренний интерес к обучающемуся, поощрить стремление подростка рассказать о себе.

3. Осуществление непосредственного изучения в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4. Изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с обучающимся.

5. Использование поощрений и наказаний.

6. Использование экрана самоорганизации.

7. Групповые и индивидуальные воспитательные занятия.

8. Шефская работа старших студентов над младшими обучающимися.

9. Вовлечение в занятия по интересам (рисование, вышивка, шахматы, настольные игры, оригами и т. д.)

10. Моделирование проблемных ситуаций.

11. Использование критики.

12. Общие интернатские дела: трудовые, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

13. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

14. Воспитание успехом.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводят старший воспитатель и педагоги-воспитатели по группам. У каждого педагога-воспитателя своя цель беседы, которая зависит от возрастной группы обучающихся: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, личного желания обучаться в данном учебном заведении, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств обучающегося.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с обучающимися, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Работа ведется с каждым обучающимся по утвержденному графику индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучению этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся в соответствии с месячным циклом групповых воспитательных занятий.

На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы, которая проводится совместно с психологом и другими специалистами Академии. Начинается воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики обучающегося, диагностику состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные обучающегося, психолог и педагог-воспитатель намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы педагога-воспитателя. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги-воспитатели прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. В течение года педагогом-воспитателем выстраивается диаграмма динамики поведения обучающегося. Для оценки успешности овладения приемами самоорганизации берутся данные об отношении обучающегося к учебе, труду, товарищам, выполнении требований Положения по интернату. Каждую четверть каждым педагогом-воспитателем подводится итог и отмечается результативность проведенных воспитательных мероприятий. Такие характеристики вносятся в дневники индивидуальной работы с обучающимися.

Педагоги-воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:

- взаимоотношения и адаптация в коллективе, культура общения;

- отношение к внешнему облику, речевая культура;

- ориентация в различных жизненных ситуациях;

- преобладающие эмоциональные состояния;

- развитие волевых качеств;

- отношение к порученному делу;

- нравственная культура;

- отношение к родителям, родным;

- отношение к самому себе;

- изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать;

- нарушения в поведении;

- поощрения;

- проявление интереса к труду;

- приобретенные практические навыки;

- способность к взаимопомощи;

- бережливость, расчетливость, жадность, в какие моменты проявляются;

- активность в труде, склонность к праздности, иждивенчеству;

- стремление к овладению профессией;

- методы коррекции на следующий период.

В совместной работе педагога-воспитателя с классным руководителем (куратором), педагогами по специальным дисциплинам в характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с обучающимся, учитывается следующее:

- отношение к обучению: проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в обучении;

- уровень развития познавательных способностей;

- способность работать самостоятельно;

- причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение обучаться, нежелание, отсутствие силы воли, лень;

- работоспособность на общеобразовательных уроках и специальных дисциплинах;

- мотивация к обучению;

- устойчивость познавательных интересов;

- методы коррекции на следующий период.

Психологическая характеристика обучающегося составляется педагогом-воспитателем совместно с психологом по следующим направлениям:

- состояние эмоционально-волевой сферы;

- уровень тревожности;

- уровень агрессивности;

- уровень нравственной культуры обучающегося;

- самооценка;

- уровень притязаний;

- общительность;

- самокритичность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стремление к успеху;

- развитие волевых качеств;

- самоконтроль;

- методы коррекции на следующий период.

Особое внимание уделяется вновь поступившим обучающимся. Результаты их адаптации заслушиваются на совещаниях у проректора по воспитательной работе, собрании педагогов-воспитателей, Студенческом совете интерната, а затем динамика изменений в личностном развитии рассматривается на педагогических консилиумах по группам каждый месяц. Администрацией интерната разработаны приведенные ниже образцы документов педагогического сопровождения.

1. Тетрадь индивидуальной работы и взаимодействия с другими специалистами, в которых находят свое отражение заключение психолога и других специалистов, решение педагогического консилиума о дальнейшей воспитательной и развивающей работе, прогноз дальнейшего развития воспитательного процесса.

2. Направления воспитательной работы на определенный период: необходимость коррекции агрессивных состояний, развития общительности, волевых качеств, нравственности, стремления к успеху, овладению профессией, организованности, конт-

роля над эмоциями; самопознание и самооценка, общественная активность обучающегося.

3. Экран самоорганизации.

4. Тетрадь индивидуального наблюдения.

Особенности индивидуальной воспитательной работы в интернате

Ребенок, который поступает в наше учебное заведение, достаточно маленький, тем более он остается жить в интернате без родных и близких ему людей, в результате чего появляются огромные проблемы. Эти проблемы многообразны, они связаны с семьей, школой, общением со сверстниками, адаптацией в новом коллективе. Воспитательный процесс в интернате при Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой ориентирован на развитие личностных особенностей обучающихся, позволяющих им реализоваться во всех профессиональных и творческих аспектах. Становление артиста балета требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания при сохранении сложившихся традиций и классического наследия русского балета. Хорошее знание особенностей развития детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них. Каждый ребенок обладает одному ему присущими особенностями, свойствами, которые составляют его индивидуальность. Поэтому стандартный подход к организации индивидуальной работы с такими обучающимися неприемлем. В работе с ними необходимо изыскивать новые пути, совершенствовать формы и методы персональной работы, чтобы обучающийся не только слушал, но и слышал душой и сердцем, чего от него хотят педагог, педагог-воспитатель, родители, и осознанно понимал предъявляемые к нему требования.

В данной работе собран теоретический и практический материал по индивидуальной воспитательной работе с детьми, проживающими в интернате и обучающимися в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, основанный на собственном опыте.

Главная цель этой работы - сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на обучающегося и обеспечить адаптацию, социализацию и вливание в общество полноценного артиста балета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Конституция Российской Федерации, ред. от 30.12.2008.

2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/2S Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).

3. Концепция развития в Академии Русского балета им А.Я. Вагановой 2004 - 201S гг. - СПб., 2004.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1982.

5. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. - М.: Знание, 1988.

6. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

7. Ушинский К.Д. / Избранные педагогические сочинения в двух томах / под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 2004.

Abstract

In this work the theoretical and practical material on individual educational work with children who are training in Academy of the Russian ballet of a name A.Ya is accurate. Vaganova and living in a boarding school, based on a personal experience. The main goal of this work - to create full understanding of process of individual influence on being trained and ensuring adaptation, socialization and injection in society of the high-grade ballet dancer.

Keywords: the teacher-tutor who is training, individual work, work methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.