Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой'

Организация воспитательной работы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой»

Т.И. Головина

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ

Федеральная программа развития воспитания в системе высшего и среднего профессионального образования подчеркивает важность и необходимость воспитания молодежи.

Воспитание является процессом систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью подготовки ее к трудовой, профессиональной и общественной деятельности.

Воспитательный процесс в Академии основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с достижениями и нормами национальной и мировой культуры.

В Академии Русского балета разработана Концепция воспитательной работы с обучающимися с учетом профессиональных особенностей и специфики Академии. В современных условиях Академия готовит профессионалов XXI века. Это принципиально новый тип выпускника — специалиста с высшим профессиональным образованием. Его появление обусловлено потребностями современного этапа социальных преобразований, изменениями в обществе, напряженностью духовной жизни.

Организуя и проводя воспитательную работу, педагогический состав Академии осуществляет цель защитить студента от негативного влияния окружающей среды, создать условия для скорейшей адаптации, для свободного развития духовных и физических сил обучающихся. Позиция защиты становится фундаментом работы с обучающимися на основе индивидуального подхода.

Среди основных направлений Концепции воспитательной работы необходимо выделить следующие:

3 Зак. 460

1) сохранение и укрепление традиций и наследия Русской Балетной школы;

2) создание системы преемственности эстетической культуры поколений;

3) формирование профессиональной ориентации, принципов построения профессиональной карьеры, навыков поведения на рынке труда;

4) нравственное, гражданское и патриотическое воспитание, изучение государственной символики, формирование культуры личности;

5) формирование основ культуры здоровья;

6) создание системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающихся;

7) повышение роли самоуправления (создание Студенческого совета, Родительского комитета Академии). Формирование социальной ответственности, направленности на учебу;

8) обеспечение взаимодействия профессионального образования и воспитания. Усиление роли педагогов-специалистов в воспитании личности артиста балета;

9) активное внедрение в учебный процесс и педагогическую практику новейших достижений в области образования и воспитания;

10) реальное обеспечение прав обучающихся в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

11) усиление роли семьи в воспитании.

Концепция воспитательной работы Академии находит отражение в перспективном плане воспитательной работы Академии, определяющем направления воспитательной политики и основные мероприятия по их исполнению, годовых планах по воспитательной работе курсов и классов.

В соответствии с видами воспитательной деятельности в Академии ежемесячно составляется перечень общих мероприятий. Его цель — координация деятельности всех подразделений, занятых в учебно-воспитательном процессе.

В Академии разработаны локальные акты, регламентирующие организацию и ведение воспитательной работы:

1) концепция воспитательной работы;

2) положение о кураторстве;

3) положение о внутреннем распорядке Академии;

4) положение о дежурстве;

5) положение о Студенческом совете;

6) положение о Родительском комитете;

7) положение о правах и обязанностях родителей;

8)должностные инструкции педагогов, занимающихся организацией воспитательной деятельности.

Руководит данной деятельностью проректор по учебной, воспитательной и социальной работе.

Содержание деятельности проректора сводится к трем основным функциям: организующей, обучающе-методической и контролирующей.

Основной формой контроля планов воспитательной работы учебных подразделений являются семестровые отчеты, обзоры состояния воспитательной работы на заседаниях Ученых советов, студенческих собраниях, заседаниях Родительского комитета Академии, а также ежегодные конференции по теме "Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация".

3*

35

00 СП

Педагогическое управление организацией воспитательной работы Педагогическое управление обучающе-методической работой Педагогическое управление контролем, корректировкой воспитательной работы.

Цели

Управление организацией воспитательной работы, создание целостной системы воспитательной работы Управление обучающе-методической работой преподавательского состава Контроль и корректировка воспитательного процесса

Задачи

Осуществление воспитания в учебном процессе Оказание методической помощи преподавателям в реализации требований принципа воспитывающего обучения на учебных занятиях и во внеурочной воспитательной работе по предмету Овладение методами и формами педагогического менеджмента

Организация вне-учебной воспитательной работы по предметам Оказание методической помощи классным руководителям в организации воспитательной работы с обучающимися Организация эффективного педагогического общения на всех уровнях педагогической деятельности

Оказание методической помощи библиотеке в организации воспитательной работы с обучающимися

Оказание методической помощи органам студенческого самоуправления в организации воспитательной работы. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитательной работы.

О

тз со О)

а:

8 О)

с с о а: а:

0 ■

тз

О) §

со а: -с со

1

а о<

3 §

а:

0

1

сг

Воспитательная деятельность ведется через творческий союз преподавателей и обучающихся, предметно-методические комиссии, Студенческий совет, библиотеку, интернат, Объединение кураторов, Родительский комитет, сценическую практику, медицинский центр Академии.

Для студентов Академии проводится регулярная работа по эстетическому воспитанию. Студенты Академии посещают музыкальные и драматические театры, музеи: Эрмитаж, Русский музей, Российский этнографический музей, Театральный музей, Государственный музей истории религии, Царскосельский музей, Музей истории города, Музей хлеба, Мемориальные музеи-квартиры деятелей литературы и искусства, дворцы и парки Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Михайловский (Инженерный) замок, мемориальный музей "Литераторские мостки" Волкова кладбища, лектории "Шедевры мирового музыкального искусства", "Петербург в изобразительном искусстве".

Для проведения различных мероприятий в Академии имеется Школьный театр с залом на 250 мест, репетиционные, тренажерный залы, музей Академии.

Большое внимание в Академии придается институту кураторства, который проводит большую работу по организации студенческого коллектива.

Кураторы работают на основе годовых планов, утверждаемых проректором по учебной, воспитательной и социальной работе. Направление деятельности кураторов и обмен опытом происходит через еженедельные встречи кураторов курсов, на которых рассматриваются различные вопросы, например, взаимоотношение преподавателей с обучающимися и их родителями, эстетическое и нравственное воспитание, воспитание через ознакомление с историей Санкт-Петербурга, обсуждение тем "Артист балета XXI века", "Личность в профессии" и др. Широко используются в воспитательной работе возможности музея Академии: проводятся выставки, тематические встречи, конференции, презентации новых книг, изданных в Академии.

Кураторы посещают занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам, работают с преподавателями, оказывают консультативную помощь, проводят внеклассные занятия, расширяют кругозор, организуют творческую деятельность и совместный отдых.

В Академии работают Студенческий совет, Совет интерната. Органы студенческого самоуправления участвуют в организации досуга, культурно-массовых мероприятий, рассматривают вопросы улучшения быта и отдыха обучающихся. Представители студенчества Академии работают в Студенческом совете при администрации Санкт-Петербурга. Студенты Академии принимали участие во II Всероссийском Студенческом форуме, городской научно-практической конференции "Воспитательная работа со студентами вузов в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, новые концептуальные подходы", студенческих научно-практических конференциях: "Студенческое самоуправление в вузах Санкт-Петербурга", "Модели студенческого самоуправления: от теории до практики", "Роль самоуправления в студенческих общежитиях", "Нормативное обеспечение развития студенческого самоуправления".

Все это помогает выявлению и исследованию основных проблем развития студенческого самоуправления в Академии, поиску совместных путей решения обозначенных проблем; формированию активной жизненной позиции студенческой молодежи; консолидации усилий в становлении студенческого самоуправления в Академии; а также развитию лидерских качеств студенческой молодежи; широкому вовлечению студенчества в общественную жизнь Академии и города; поиску новых форм в воспитательной работе в Академии.

Перечислим основные формы воспитательной работы в Академии.

Нравственное воспитание:

— воспитание сознательной дисциплины;

— пропаганда традиций Академии, Устава Академии;

— проведение субботников;

— проведение мероприятий, посвященных дням славянской культуры и письменности (пропаганда русского языка, участие студентов в конференциях);

— встречи с настоятелем Домовой церкви Академии;

— участие в богослужениях, приуроченных к церковным праздникам, датам отечественной истории и событиям Академии.

Культурно-массовые мероприятия:

— автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

— посещение Филармонии, петербургских театров;

— проведение традиционных праздников "Первый выход на сцену", "День рождения интерната", День учителя, новогодних праздников;

— конкурсы "Мисс и Мистер Академии", "На лучший рисунок", "На лучшую фотографию", "Поэтический конкурс";

— фестивали студенческого творчества "Мой Андерсен", "Пушкинская осень";

— студенческие вечера, выпускной вечер, вечера встречи выпускников.

Патриотическое воспитание:

— изучение государственной символики;

— воспитание любви к своему Отечеству, ответственности за будущую культуру России;

— цикл бесед, посвященных государственным международным праздникам;

— проведение мероприятий День Защиты детей, День Защитника Отечества, День Победы, День матери.

Профессиональное воспитание:

— памятно-мемориальные мероприятия, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей балета;

— чествование ветеранов балетной сцены;

— участие в спектаклях текущего репертуара Мариинского театра и Театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского;

— участие в благотворительных концертах;

— проведение вечеров встреч, выставок;

— проведение Дня театра, Дня музеев;

— фортепианные концерты, концерты сценической практики.

Формирование общей культуры артиста балета, специалиста:

— развитие навыков самостоятельного труда, самообразование;

— воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к Академии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— встречи с выдающимися выпускниками Академии.

Формирование здорового образа жизни. Здравпунктом Академии разработана программа работы с учениками, которая включает в себя комплекс мер, обеспечивающих:

1) психологическое благополучие;

2) физическое здоровье;

3) духовное здоровье;

4) ознакомление обучающихся с сексуальной культурой;

5) проведение конференций "Россия без наркотиков", "Здоровый образ жизни", "Питание артистов балета", "Влияние алкоголя на здоровье растущего организма", "СПИД и его последствие для человечества", "Роль семьи в формировании общества".

Ежедневно работают процедурный, физиотерапевтический, массажный кабинеты. Проводится консультативный прием; профилактические мероприятия по борьбе с травматизмом, простудными заболеваниями; работа по формированию культуры здоровья, индивидуальная работа с обучающимися Академии и родителями по вопросам рационального питания и здоровья. Медицинское обеспечение предоставляется всем учащимся Академии.

Работа со структурными подразделениями Академии: здравпунктом, столовой, Интернатом, библиотекой по плану воспитательной работы.

Работа с Родительским комитетом Академии: совместно с Академией родительский комитет оказывает помощь в организационно-хозяйственных и культурно-массовых мероприятиях, способствует формированию личности будущего артиста балета через семью.

Целостность и эффективность образовательной деятельности в Академии во многом зависит от целенаправленного использования воспитательных возможностей учебных предметов, в процессе преподавания которых формируется духовно-нравственная и эстетическая ориентация обучающихся, происходит становление их мировосприятия, гражданской и профессиональной позиции.

В рабочие программы учебных планов включаются тематические спецкурсы, задача которых помочь формированию нравственных и психолого-педагогических основ профессиональной деятельности, способствовать выработке у обучающихся навыков саморазвития, коммуникативных задатков (например, "Этикет"). Курс профессиональной этики читается для обучающихся на исполнительском и педагогическом факультетах.

Значителен вклад в воспитательный процесс редакционно-издательского отдела Академии, где издаются труды по широкому кругу вопросов балетного театра, выходит "Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой". Обучающиеся имеют возможность укомплектовать свои личные библиотеки выпущенной в Академии учебной, научно-художественной, справочной литературой.

Большую роль в воспитательном процессе играет библиотека Академии. Систематически проводятся беседы, выставки: "В мире литературы", "История Санкт-Петербурга", "Обзор балетной литературы", презентация "Вестников" Академии.

Система планирования мероприятий, форм и методов воспитательного процесса в Академии основывается на принципах

добровольности, индивидуального подхода к каждому обучающемуся, который рассматривается как активный субъект воспитания.

Таким образом, в Академии сложилась достаточно эффективная организационная структура, призванная планомерно и целенаправленно управлять воспитательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.