Научная статья на тему 'Воспитательное пространство вуза'

Воспитательное пространство вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL AND UPBRINGING SPACE / LEVELS OF ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степашов Николай Семенович

В статье изложены особенности системного подхода к организации внеучебной деятельности в КГМУ. Дан содержательный анализ уровней организации воспитательной системы, раскрыты системообразующие свойства воспитательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of out-of-class and upbringing work at KSMU

The article describes the features of the system approach to forming the system of out-of-class and upbringing work at Kursk State Medical University. The analyses of its organizational levels is given, the substantial characteristics of the educational and upbringing space are described.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство вуза»

но делятся со слушателями своими знаниями, опытом, достижениями. В их число входят профессора В.Е. Попов, А.В. Иванов, И.М. Раздорская, Н.Б. Дремова, доценты В.С. Хоменок, И.А. Асеева, Т.А. Олейникова, И.А. Симоненко, ст. преп. И.В. Пашина, Е.В. Конищева, гл. юрист Е.С. Наумова, зав. дисплейным классом И.Б. Воронцова и др.

В настоящее время КГМУ получил новую лицензию на разные направления учебного процесса, в том числе на деятельность по повышению квалификации преподавателей с часовой подготовкой 72 часа и выше. Впервые получена лицензия на дополни-

тельную специальность «Преподаватель высшей школы». Обучение по этому направлению планируется начать с января 2010 г., поэтому сейчас ведётся подготовка методического обеспечения дисциплин специальности.

Таким образом, факультет повышения квалификации КГМУ - это динамично развивающееся структурное подразделение вуза, которое интегрирует достижения профессорско-преподавательского состава в области педагогики, ориентирует преподавателей на дальнейшее повышение своего педагогического мастерства и распространение передового опыта среди коллег.

DREMOVA N.B. RAISING SKILL LEVEL OF UNIVERSITY'S PEDAGOGICAL STAFF Activities of the faculty of professional development which is aimed at the perfection of pedagogical skills of university's lecturers is described. The paper focuses on the main themes of the training cycles, tasks, forms of work and promising directions of the faculty's activities.

Keywords: raising skill level, pedagogical skills, professional development of pedagogical staff.

Н.С. СТЕПАШОВ, доцент, помощник по воспитательной работе проректора по учебной работе

Воспитательное пространство вуза

В статье изложены особенности системного подхода к организации внеучебной деятельности в КГМУ. Дан содержательный анализ уровней организации воспитательной системы, раскрыты системообразующие свойства воспитательного пространства вуза.

Ключевые слова: системный подход, воспитательное пространство вуза, уровни организации системы воспитания.

Системный подход к любой сфере деятельности предполагает выявление её методологических, методических и технологических оснований. Это касается, в частности, формирования системы внеучебной и воспитательной работы в вузе. Ее основные положения сформулированы в подготовленном и изданном нами учебном пособии «Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: концептуальные и технологические основы », которое выдержало уже два издания и рекомендовано учебно-методическим объединением Минздравсоцразви-

тия РФ для использования в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях страны [1].

В настоящее время происходит парадиг-мальная, аксиологическая трансформация системы воспитания. Суть этой трансформации заключается в отходе от абстрактных идеалов, схем и целей воспитания в сторону реально или потенциально осуществимых целей, имеющих операциональное значение. Если мы хотим в данный конкретный момент знать, насколько мы продвинулись в достижении цели, ее формулировка должна включать количественные

показатели, а также указания на временной период, в течение которого она должна быть достигнута. Данные показатели учитываются в нашей системе рейтинговой оценки воспитательной и общественной деятельности факультетов, кафедр, преподавателей. Там же, где такой подход невозможен, например в общественной деятельности, мы ищем косвенные показатели или обращаемся к описанию желаемого качественного состояния объекта воспитания.

Воспитание с точки зрения системного подхода представляет собой сложное общественное явление, откуда проистекают трудности в его понимании и реализации, особенно в условиях социальных трансформаций и кризисных состояний общества. В связи с этим при осуществлении воспитательной деятельности мы обращаем внимание на следующие важные моменты.

• Во-первых, используются не одна, а несколько воспитательных систем, т.е. вводятся принципы разнообразия и плюрализма.

• Во-вторых, обеспечиваются соответствующие (научно-методические, организационные и т.д.) условия для развития воспитательных систем.

• В-третьих, выделяются основные

направления для определения целей воспитания и стимулов развития личности в университете, такие как развитие социальной и культурной компетентности личности студента-медика, самоопределение его в социуме, формирование человека-гражданина, воспитание семьянина-родителя, формирование творческой личности специалиста-профессионала.

• В-четвертых, воспитательная деятельность функционально упорядочивается с учетом ее ориентации на указанные выше направления.

Кроме того, мы исходим из положения, что реализация функций любой системы опирается на три уровня её организации. Первый уровень -концептуальный. Он характеризует системообразующие свойства физического и социального пространства воспитания. Поскольку студенты испытывают разносторонние и разнонаправленные социальные воздействия со стороны окружающих, то актуализируется задача целенаправленного формирования воспитательной среды (пространства) как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами. Если исходить из философского понимания пространства как системы связей, необходимых и достаточных для нормального функционирования и развития предмета (процесса, человека, социума и т.п.), то воспитательное пространство можно определить как систему необходимых и достаточных связей, в которой находится воспитуемый (студент, группа студентов). При этом предполагается, что сами связи оказывают на него определенное воздействие. То, что не оказывает такого воздействия, автоматически выпадает из содержания воспитательного пространства. Можно говорить о воспитательном пространстве применительно к кому-то (студентам) или чему-то (учебному заведению), но нет и не может быть воспитательного про-

странства как такового, безотносительно к тому, кто воспитывается.

Известно, что предметно-эстетическая среда медицинского университета должна ориентировать студентов на работу в сфере здравоохранения, социальной сфере, закладывать в сознание и подсознание будущего специалиста - клинического психолога, педиатра, специалиста по социальной работе, врача - установку на то, что пациент и клиент являются важнейшими ценностями профессиональной деятельности. Косвенно, через оформление интерьеров, в сознание будущих врачей и других категорий медицинских специальностей должно внедряться представление об истинных профессиональных ценностях. В соответствии с этой целью нами проведено внешнее и внутреннее оформление основных зданий учебного заведения, общежитий, спортивных залов, клиник, аптек. В университете установлено два памятника - молодёжи, погибшей на фронтах, и героям-медикам. Возводится монумент Гиппократу. Это внешние атрибуты воспитательной среды, задающие студенту определенное отношение к «храму науки», формирующие в нем представления о профессиональных ценностях.

Не менее важным психологическим фактором профессионального роста является устойчивое понимание каждым студентом того, что он продолжатель дела своих выдающихся предшественников -ученых и практиков, которые смотрят на него с портретов на стенах

учебных корпусов. Студент должен мечтать о том, что и его портрет может оказаться в этой галерее мастеров, посвятивших себя общественному служению.

Воспитательное пространство вуза - это социальное пространство (система необходимых и достаточных социальных связей), рассматриваемое с точки зрения: а) воспитательной направленности этих связей, реализуемой через встречи с ветеранами медицинского и здравоохранительного труда; б) воспитательного эффекта социальных связей с преподавателями университета; в) ограничения действия за пределами университета социальных связей, имеющих негативную воспитательную направленность; г) усиления и расширения сферы действия традиционных для университета социальных связей с положительной воспитательной направленностью; д) формирования новых социальных связей с ранее заданными положительными параметрами.

В университете разработаны общая концепция воспитания студентов, концепция профессионального воспитания молодых специалистов, концепция студенческого самоуправления. В них

представлено понятие методологической культуры, раскрыта роль, нормы и функции воспитания врача и провизора в современном обществе; поставлены конкретные цели, которые разделяются как большинством организаторов воспитательной работы, так и самими студентами в пространстве воспитательных отношений; содержатся технологии воспитательной работы по «вертикали и горизонтали». Концепции аккумулируют в себе прочные традиции и накопленный университетом опыт в воспитательной сфере [2].

Важным фактором формирования воспитательного пространства нашего вуза является деятельность Департамента гуманитарного образования, который разрабатывает и транслирует гуманитарные, культурообразую-щие, гуманистические представления и идеи о миссии человека и его воспитании в социуме.

Второй - структурный - уровень системы воспитания в КГМУ характеризуется системообразующими отношениями. Их оптимизации способствует Совет по воспитательной работе, административные, методические и технологические воспитательные структуры вуза и факультетов, программа совершенствования организации и содержания внеучебной воспитательной работы, музей истории КГМУ, многотиражная газета «Вести Курского медуниверситета», студенческие газеты, студенческое самоуправление, объединённый студенческий совет общежитий, православная религиозная организация - Приход во имя святого апостола и евангелиста Луки.

Важнейшие элементы организационной структуры внеучебной деятельности в КГМУ: Центр культуры и досуга студентов, Центр социального здоровья студенческой семьи, Центр социальной и психологической поддержки студентов, Центр содействия трудоустройству, социологический и пси-

хологический центры. Результаты социологических и психологических исследований позволяют строить воспитательную работу на основе обратной связи со студентами, с учетом их потребностей и интересов.

В университете студенты активно вовлекаются в творческую и научную деятельность, наиболее талантливым студентам оказывается всесторонняя поддержка. Только за последние годы 5 одаренных студентов награждены орденом «Молодое дарование России - Чароитовая звезда », 9 человек получили стипендию Президента РФ, 11 -Правительства РФ, 120 - благотворительного фонда В. Потанина. Более 300 студентов, активно занимающихся общественной работой, и студентов, имеющих семьи, получают повышенные стипендии по представлению Учёного совета, учебного и научного отделов, деканатов, дирекции студенческого городка и других структурных подразделений вуза.

Руководство вуза всемерно поощряет самореализацию студентов в художественно-эстетической, спортивной деятельности, проектирует способы и технологии решения актуальных проблем их жизнедеятельности. Работает спортивный клуб «Медик», студенческие клубы по интересам: пресс-клуб, православный студенческий клуб «Их-фис», «Мир путешествий» и другие. Творческие коллективы университета известны в регионе, выступали на Кремлёвской сцене. Женская сборная команда по волейболу входит в первую лигу.

В год молодёжи были проведены международный симпозиум по проблемам инновационного развития молодёжной политики в условиях экономической нестабильности, общественные акции по предотвращению аддик-тивного поведения в студенческой среде, по противодействию коррупции. По сложившейся традиции поддерживаются творческие и организационно-

управленческие связи с практическим здравоохранением.

Третий - субстанциональный -уровень образован элементами воспитательной работы; он включает в себя все проводимые в вузе мероприятия. Их проводится много, но мы хорошо понимаем, что далеко не всякий набор мероприятий можно организовать в систему с заданными свойствами, чтобы судить по нему об эффективности и результативности воспитания.

На наш взгляд, ведущую роль в системе воспитания играет концептуально-структурный уровень, а элементы (мероприятия) играют подчиненную роль. Известно, что система задается не множеством проводимых мероприятий, а определенными системообразующими свойствами и отношениями,

соответствующими потребностям и интересам студенческой молодёжи и общества.

Системный подход к организации воспитания учитывает важность влияния общей и социальной культуры общества, результатов участия и самореализации студентов в различных сферах общественной жизни.

Литература

1. Лазарев А.И., Конопля А.И., Степашов Н.С. Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: концептуальные и технологические основы. Курск: КГМУ, 2006.

2. См.: Документы по основным видам дея-

тельности: Воспитательная и общественная деятельность. Курск: КГМУ, 2009.

STEPASHOVN. THE SYSTEM OF OUT-OF-CLASS AND UPBRINGING WORK AT KSMU

The article describes the features of the system approach to forming the system of out-of-class and upbringing work at Kursk State Medical University. The analyses of its organizational levels is given, the substantial characteristics of the educational and upbringing space are described.

Keywords: educational and upbringing space, levels of organization of out-of-class activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.