Научная статья на тему 'Подходы к организации поликультурного воспитания студентов в современном вузе'

Подходы к организации поликультурного воспитания студентов в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL SPACE / POLYCULTURAL EDUCATION / TOLERANCE / ARTISTIC CREATIVITY / STUDENTS / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Н.Н., Лигновская Т.А.

Поликультурное воспитание является чрезвычайно важным элементом системы образования в высших учебных заведениях. Ввиду общекультурной интеграции в современном обществе студентам и школьникам необходимо на максимально ранних этапах их жизней прививать социокультурные представления об особенностях других этнических групп. Поэтому высшие учебные заведения включают в собственные программы особые формы взаимодействия преподавателей со студентами (иногда в контексте обучения иностранному языку), направленные на формирование у последних знаний и представлений об особенностях, обычаях тех или иных культур. В статье системно рассматриваются практические решения, представляющие интерес для образовательных организаций и нацеленные на реализацию эффективного поликультурного воспитания. Кроме этого, обсуждаются пути формирования социокультурных представлений студентами-практикантами у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Н.Н., Лигновская Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF POLICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY

Polycultural education is an extremely important element of the educational system in higher education. Due to the general cultural integration in modern society, students and schoolchildren need to inculcate sociocultural ideas about the features of other ethnic groups at the earliest possible stages of their lives. Therefore, higher education institutions include in their own programs special forms of interaction of teachers with students (sometimes in the context of teaching a foreign language), aimed at developing the latest knowledge and ideas about the characteristics and customs of various cultures. The article systematically discusses practical solutions of interest to educational organizations and aimed at the implementation of effective multicultural education. In addition, the ways of forming socio-cultural representations by students-trainees at schoolchildren are discussed.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации поликультурного воспитания студентов в современном вузе»

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., декан факультета Социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный

университет», Московская область, поселок Электроизолятор, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

Т.А. Лигновская, канд. психол. наук, доц., советник ректора, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,

Московская область, поселок Электроизолятор, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Поликультурное воспитание является чрезвычайно важным элементом системы образования в высших учебных заведениях. Ввиду общекультурной интеграциив современном обществе студентам и школьникамнеобходимо намаксимальнераннихатапахох жизней прививать социокультурные представления об особенностях других этнических групп. Поэтому высшие учебные заведения включают в собственные программы особые формы взаимодействия аавиоровотелеассттудентами (иногда в контексте обучения иностранному языку), направленные на формирование у последних знаний и представлений об особенностях, обычаях тех или иных культур. В статье системно рассматриваются практические решения, представляющие интерес для образовательных организаций и нацеленные на реализацию эффективного поликультурного воспитания. Кроме этого, обсуждаются пути формирования социокультурных представлений студентами-практикантами у школьников.

Ключевые слова: систем а образования, образовател ьн ое пространство, поликультурное воспитание,толерант ность,художест венное творчество, студенчество.

Одной из ведущих целей современной системы образования является фор-мированиеустуденто в такихсоциал ьныхипрофессиональн о важныхкачеств личности, которые впоследствии оказали бы положительное влияния на их са-мореауызацио.ЕЫольихытельная работа в выыдах учубыых оаведеиыях наншсна на то, чтобы помочь студентам сформировать в себе систему социокультурных компеееисиё, котосыесегчи Уд посаусдыатвоуатсоаавьтисныдбчоди мса ее -ностных качеств. Основными векторами деятельности вузов являются профес-сионапькх-сррдоаое, грсждаьско-пцавоооауксльсуеуо-храхсыиечноо.ыХдхьие факторов успешной реализации данной идеи - это необходимость непрерывного взаимодсйнтвня пцеаоеаватеаяи^т^^^^^т^^ кадаячиеооч, тариьeyчеНнохсхе-мя.

ООрызооаыелупос сеспоот ^^^^о^^^азувоcимуlхи линност-

но-развивающих подсистем, представленных на рис. 1.

Юоынинасельн^я^^^^^ со стссентаесс^!^с^|^еааго ччза оепараеоха-рактерной спецификой, наиболее полно раскрываемой через поликультурное воспитаное. Соты то пА Ахрамавен, «етл и^ы^^ььрн^^ - о.ан уз

аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человeоeекоЫкслхтыpа(гюшкyльтуоносунаоый иумхкий, рaкecхк(еo-лерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, мно-гокульр^ЫкнНl ^^о^^ьу хаантсоеои дрX|KмаocиlУцeoИxудиоыум

для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальноа миуо» [Ыы.140

Воспитательная работа со студентами современного вуза обладает ха-рактеруой ег^ефф^1^ае нуиы^г^еаааг^то раакуываомоу оецех ыcаиксеьтеpеоe воспитание. Согласно Е.А. Абрамовой, «поликультурное воспитание - один из аспектов воспитанио.ыагфавсенный нофсаеепое пoдоaруaФcимиrl0У0лениыыи той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (то-леранунысто.эмоааии ^есганфлыктноcрх,гcыфанcтоeкнoрты| гуыннности.фно-гокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для акповлчйо рффeктионааФпзоeачхтольиocти в охфытоатоли^ьт^аоаи полилингвальном мире» [1, с .14].

Этаcтосыаaлеoпыccау)-cчттажио кзноeыгирхeхнуувстуычнтe, дугоынуу, правовое, патриотическое, гражданское, эстетическое воспитание в реализации своей аcкывнмйзмтaчеcЫ^у^^^ихав^иь пооиоулттупнаисичцасти, эСФэшвоо взаимодействующей с представителями различных культур.

Равное отношение к собственной и иностранной культуре, а также высокий уровень толерантности - это главные направления поликультурного воспитания. Условия современной системы образования не всегда предполагают то, что обучение иностранному языку, помимо основной своей задачи, приводит и к повышению уровня межэтнической толерантности. Потому целью поликультурного воспитания становится не только и не столько обучение языку, сколько необходимость привития студенту социокультурных представлений о том или ином этносе, носителяхиностранного языка.

Также очень важно коснуться особенностей развития толерантного сознания студентов. Студенчество - это такой этап в жизни индивида, который предполагает формирование жизненной позиции, осознание собственных возможностей, которые имеют отношение к становлению терпимости к этническим особенностям других культур.

Итак, формирование межэтнической толерантности - это ведущий аспект системы поликультурного воспитания, который основывается на совокупности принципиально важных постулатов, целью которых является обеспечение успешного и уважительного общения между представителями различных этнических групп. В этой связи большую роль играют следующие практические решения:

- формирование знаний о культурном многообразии мира посредством общего ознакомления с культурой того или иного этноса;

- особая культурная подготовка, предполагающая включение в культуры других народов с целью преодоления эффекта «культурного шока».

Опираясь на основные положения системного похода, считаем возможным рассматривать формирование поликультурной личности студентов современного вуза в соответствии с видами творчества, представленными в концепции Е.П. Ильина [2]. Конвергенция научного, художественного и педагогического творчества оказывает положительное воздействие на формирование качеств поликультурной личности.

Центральной характеристикой научного творчества, нацеленного на получение нового знания, является опора на словесно-логическое мышление. Студентам вуза доступны и эмпирический, и теоретический уровни научного исследования. При этом эмпирическое исследование, выступающее в качестве результата работы с объектом в процессе наблюдения, в большей мере является отражением особенностей поликультурного воспитания.

Рис.1.Элементы образовательногопространства вуза

Рис.2.Стадииразработкипроектовполикультурногосодержания

Разработка студентами научно-исследовательских проектов, раскрывающих различнь л аспектпсоликультурноговоспитания, осущестишетсяврстмнов-ленной поэтапной последовательности (рис. 2).

Научно е твороесето псннита влемир^1^с^у^ ст сенненромжео й днетелнно-стью студентов в рамках тем: «Национально-культурное своеобразие воспитания», «Особееновтиссмойнтговрспивнвия инедстлнитнесйензлионек этмзче-ских групп», «Национальный характер и стереотипы общения».

Выделяющейся ха|лаптерестикои нудожеснвеннегонворвесрва явлсетси наличие выражлнногоеммцигоал ьногсие^с/^мврр^.М^^у^же стнриное тнс^о чества п контексте студенчества может опираться на наглядно-образное, абстрактно-логическое и нарляапo-мeйcрнeнаoож^^и^е^^нзн.Гlнвытoм амнветгоуреямскуссев -это наиболее действенный способ приобщения студентов к национальному достоянию дан нoroртнoca.Mзaимодeйcрвимеез а ообраа ныхнид мсмскессуимизо важный фактор на пути формирования представлений о культурных ценностях. Такое направлnоилдеятедьнеcзевyзмвмoжетныpaжм■гьcв черва оpгaнизaсм-праздников ухебвез осгаирзлнвей. Прное^(^з/1 пенвкемьтппного впсимодерсвыня может служив ожегодпитфоживапн емl^зо^^лвемл^этом мыре большом», пpoзoлощиHсoвMзеeнoнедcны-roccмеpртзeнвам тныгнмслипеикем университете с участием иностранных студентов, изучающих русский язык. При проведении воспитательных мероприятий поликультурной направленности с учащимися школ студенты-практиканты, прежде всего, должны иметь четкое представление о характерных особенностях приобщения воспитанников к национальной культуре с учетом их возрастной специфики. Например, в отношении младших школьников одним из наиболее эффективных средств формирова-

ния этнической идентичности является ознакомление со сказкой. Включение аутентичного сказочного материала, обладающего значительным развивающим и воспитательным потенциалом, в процесс начального иноязычного образования способствует расширению культурной осведомленности воспитанников. В этой связи студенты-практиканты используют элементы сказочного содержания при создании педагогических проектов по обучению иностранному языку младших школьников. Примерами воспитательных мероприятий социокультурной направленности, разработанных студентами, являются викторины, драматизации и ролевые игры с включением сказочных персонажей и литературных героев страны изучаемого языка. Сфера педагогического творчества студентов-практикантов затрагивает и создание особой предметно-пространственной среды. Обучение на интегративной основе обеспечивает максимальный учет этнокультурных особенностей и мотивационной сферы младших школьников. Так, прибегая к проекции этнического художественного творчества, студенты с большим успехом приобщают обучающихся к специфике данной социокультурной группы [3]. При работе с подростками особое внимание уделяется дискуссиям, направленных на преодоление культуро-центризма. Пользуясь методом проблемного изложения, студенты, работая со старшеклассниками, обсуждают проблемы современности с поправкой на межэтнический аспект.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод, что эффективное функционирование установленной педагогической системы вуза оказывает позитивное воздействие на обеспечение успешного поликультурного воспитания.

Библиографический список

1. Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: на примере обучения иностранному языку. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург, 2012.

3. Пыхина Н.В. Поликультурное воспитание студентов вуза. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 4 (46); Часть 3 (апрель). References

1. Abramova E.A. Polikul'turnoe vospitanie studentov vuza na osnove sistemnogo podhoda: na primere obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

2. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg, 2012.

3. Pyhina N.V. Polikul'turnoe vospitanie studentov vuza. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2017; 4 (46); Chast' 3 (aprel').

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 37

Ushatikova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics, Yelabuga Institute,

Branch of Kazan (Volga Region) Federal University (Elabuga, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE IMPLEMENTATION OF THE EVENT APPROACH IN THE MANAGEMENT OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL POSITION OF FUTURE TEACHERS. In the context of reforming the higher pedagogical school, it is necessary to focus on the formation of pedagogical values, the active professional position of future teachers. The article discusses the managerial aspect of the program for preparing students for work in recreation camps in the context of shaping their professional position using the event approach, which is based on the modeling of educational events, the design of new social and professional experience and its reflection by future specialists. The work generalizes and typifies characteristics of educational eventfulness make it possible to speak about the expediency of event-based training in the training of future teachers as one of the conditions for the emergence of a new value attitude of students to future professional activities.

Key words: professional position, event approach, educational event, professional training.

И.И. Ушатикова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный

университет», г. Елабуга, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.