Научная статья на тему 'Статистика как    неотъемлемая часть профессиональной подготовки тренерских кадров'

Статистика как    неотъемлемая часть профессиональной подготовки тренерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОРЕВНОВАНИЕ / МОДЕЛИ МАСТЕРСТВА / СПОРТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROCESS / SIMULATION OF SPORTING ACTIVITIES / COMPETITION / MODELS / SKILLS / ATHLETIC CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович А. П.

В статье проводится анализ игр Чемпионата мира по гандболу 2015 года. Статистическая информация классифицируется по стандартным информативным блокам. Исследуются показатели соревновательной деятельности ведущих команд мира. Анализируется сорев­новательная деятельность команд и отдельных игроков, поло­жительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов. Проводится разработка системы тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS AS AN INTEGRAL PART OF PROFESSIONAL TRAINING COACHING STAFF

In the article the analysis of games of the world Championship in handball 2015. Statistical information is classified by standard informative blocks. Examines indicators of competition activity of leading teams in the world. Analyzed competitive activities for teams and individual players, positive and negative sides of preparedness of sportsmen. Is the development of system training.

Текст научной работы на тему «Статистика как    неотъемлемая часть профессиональной подготовки тренерских кадров»

Литературы

1. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] / Е.В.Асафова. - Казань, КФУ. - 2002 - URL: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm (дата обращения 12.09.15).

2. Еленкина, А.В. Биоэтика: влияние пола и образования на отношение к животным [Электронный ресурс] / А.В.Еленкина //Выпускная квалификационная работа - Иванова, 2005. ИГУ. - С27-34. URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/physiology/files/files/diploms/diploms04-05.htm (дата обращения 15.05.14).

3. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] /Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004. - 37с.

4. Моисеева, Л.В. Формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки [Текст] /Л.В.Моисеева, Мартыненко А.Г. //Астраханский вестник экологического образования. 2012, №1 (19). - С. 36-45.

References

1. Asafova, E.V. Vospitanie i diagnostika razvitija jekologicheskoj kul'tury studentov [Jelektronnyj resurs] / E.V.Asafova. - Kazan, KFU. - 2002 - URL: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm (data obrashhenija 12.09.14).

2. Elenkina, A.V. Biojetika: vlijanie pola i obrazovanija na otnoshenie k zhivotnym [Jelektronnyj resurs] /A.V.Elenkina //Vypusknaja kvalifikacionnaja rabota - Ivanova, 2005. IGU. - S27-34. URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/physiology/files/files/diploms/diploms04-05.htm (data obrashhenija 15.05.14).

3. Markov, Ju.G. Social'naja jekologija. Vzaimodejstvie obshhestva i prirody: Uchebnoe posobie. - 2-e izd., ispr. i dop. [Tekst] /Ju.G.Markov - Novosibirsk: Sib.univ.izd-vo, 2004. - 37s.

4. Moiseeva, L.V. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury v kul'turno-informacionnom prostranstve biblioteki [Tekst] / L.V.Moiseeva, Martynenko A.G. // Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazovanija. 2012, №1 (19). - S.36-45.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.266 Попович А.П.

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет СТАТИСТИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ

Аннотация

В статье проводится анализ игр Чемпионата мира по гандболу 2015 года. Статистическая информация классифицируется по стандартным информативным блокам. Исследуются показатели соревновательной деятельности ведущих команд мира. Анализируется соревновательная деятельность команд и отдельных игроков, положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов. Проводится разработка системы тренировки.

Ключевые слова: эффективность тренировочного процесса, моделирование спортивной деятельности, соревнование, модели мастерства, спортивные возможности.

Popovich A.P.

PhD in Pedagogy, associate Professor, Ural Federal University

STATISTICS AS AN INTEGRAL PART OF PROFESSIONAL TRAINING COACHING STAFF

Abstract

In the article the analysis of games of the world Championship in handball 2015. Statistical information is classified by standard informative blocks. Examines indicators of competition activity of leading teams in the world. Analyzed competitive activities for teams and individual players, positive and negative sides ofpreparedness of sportsmen. Is the development of system training.

Keywords: effectiveness of the training process, simulation of sporting activities, competition, models, skills, athletic capabilities.

На проходившем в России Чемпионате Мира по гандболу среди юношей до 19 лет очередную победу одержала сборная Франции. Кажется, совсем недавно мы расстались с юными дарованиями, блиставшими на гандбольных площадках Урала, как уже Дания «экзаменует» нашу женскую сборную, и мы в ожидании успеха, удачи, можно сказать, триумфа, включаем мониторы телевизоров. Надо признать, что два игровых дня принесли нам положительные эмоции. Но давайте вернемся в лето 2015 и попробуем сделать сравнительный анализ прошедшего первенства, провести параллели относительно предыдущего чемпионата, состоявшегося в Венгрии в 2013 году. Что же изменилось, по какому пути идет гандбол, каковы тенденции. Должен заметить, что «ажиотажа» со стороны теоретиков гандбола, молодых ученых, способных к глубокому анализу полученной информации в процессе игр высочайшего уровня, как по содержанию, так и по драматургии, я не увидел. Очень жаль, так как материал, полученный здесь, мог бы на многие годы придать импульс в развитии этого прекрасного вида спорта. Сообщаю, что кафедра Игровых видов спорта Уральского Федерального Университета, подготовит методическое пособие по итогам чемпионата, но это вряд ли заменит труды комплексной научной бригады, которая могла бы поработать более продуктивно в рамках этих соревнований.

В этой статье я бы хотел кратко и тезисами сравнить, что же произошло за те два года со времени предыдущего юношеского форума в Венгрии до прошедшего ЧМ в России. Кстати, должен заметить, я и сам стал непосредственным участником проведения этого действа, чем очень горд. Многие скептики были посрамлены -

97

чемпионат мира прошел на высочайшем организационном уровне, о чем неоднократно отмечал Президент Международной Федерации Гандбола господин Хасан Мустафа.

В своей статье мне хочется обратить ваше внимание на отдельные стороны игры, которые наиболее эффективны, что подтверждается конкретными цифрами, на основе «свежих» данных, полученных в процессе соревнований. Статистическая информация, собранная нами, классифицируется по стандартным информативным блокам. Мы вели статистику и наблюдения с целью определения показателей бросковой деятельности и ее эффективности квалифицированными гандболистами различного амплуа, конечно, особое внимание уделили командам -полуфиналистам. На сегодняшний день именно они отражают расстановку сил в мировом гандболе, то есть, степень его развития в той или иной стране, и мы не ограничиваемся только данным квартетом. Установлено общее количество выполненных бросков всеми игроками каждой из команд по воротам соперников и их результативность. Определена результативность нападающих различного амплуа и их вклад в общую «копилку» своей команды. Гандбол, как представитель игровых видов, прошел длительный (более чем сто лет) период исторического развития. В связи с этим тренеру необходима конкретная информация касательно соревновательной деятельности как команды в целом, так и отдельного игрока, его «КПД». Эта информация делится на две части - двигательную и технико-тактическую. Анализируя которые тренеры и будут корректировать дальнейшую подготовку, как команды в целом, так и повышение индивидуального уровня спортсмена. С учетом отмеченного в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов большое значение имеют точные количественные данные о соревновательной деятельности этих спортсменов в названных играх Такое значение эти данные имеют, прежде всего, в связи с тем, что только при их наличии в учебно -тренировочном процессе, проводимом с квалифицированными и высококвалифицированными спортсменами (гандболистами), можно реализовать, так называемую, спортивно-эталонную функцию соревнований, поскольку именно показатели подготовленности ведущих гандболистов мира становятся теми модельными характеристиками, на достижение которых чаще всего ориентирован названный учебно-тренировочный процесс спортсменов. Должен заметить, что еще в далеком 1975 году, главным тренером сборной команды СССР Анатолием Николаевичем Евтушенко, были разработаны эталонные характеристики-ориентиры командной игры, гарантировавшей победу. Соревновательная деятельность в гандболе характеризуется многочисленными показателями, определяющими эффективность действий спортсмена и команды в целом. Эти показатели - своеобразные критерии действий спортсмена. И поэтому их учет позволяет не только отразить и воспроизвести процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но и планировать и корректировать дальнейшую подготовку. В этой связи, на наш взгляд, исследование показателей соревновательной деятельности ведущих команд мира является актуальной и важной задачей, которая выявит современные тенденции изучаемых показателей, и позволит учитывать их в процессе спортивной подготовки. Контроль соревновательной деятельности спортсменов так же, как и контроль отдельных сторон их подготовленности, характеризуется в ряде ис-точников по общим вопросам теории и методики физической культуры и спорта. В системе управления подготовкой спортсменов и команды в целом необходимо, как отмечает В.Я. Игнатьева, следующие составные: проектирование, прогнозирование, планирование, программирование, моделирование. Добавлю к этому перечню все формы и виды контроля, как оперативного, так и текущего и этапного. Важное место принадлежит контролю за соревновательной деятельностью. .Он является неотъемлемой частью управления прикидок. Однако, итоговый соревновательный результат не содержит информации о ходе состязания, следовательно, не позволяет выявить сильные и слабые сторо -ны подготовленности спортсмена в полной степени и наметить пути устранения недостатков. Этим целям служат другие показатели, получаемые путём объективной регистрации соревновательной деятельности и анализа её состава (из каких элементов состоит) и структуры (как эти элементы связаны друг с другом). Эта регистрация осуществляется в процессе обследования соревновательной деятельности (ОСД), то есть необходим комплексный подход. Основными направлениями обследования являются: 1) определение общего числа и результативности технико -тактических действий; 2) определение эффективности и устойчивости спортивной техники; 3) контроль за спортивной тактикой; 4) измерение физиологических и биохимических реакций организма в условиях соревнований и непосредственно после их завершения; 5) контроль за психическими состояниями. Технико -тактические действия, их результативность, контролируется в итоге единоборств, выигранных и проигранных в процессе игры..

В связи с этим при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных ее игроков, ибо только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов и, только глубоко изучив соревновательную деятельность, можно разработать адекватную ей систему тренировки. Некоторые специалисты указывают, что спортивный результат не может служить критерием эффективности тренировочного процесса, так как по нему нельзя всесторонне оценить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, определить эффективные направления тренировочного процесса, деятельности и структуры подготовленности. Важно знать факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна увязываться с узловыми компонентами соревновательной деятельности, так как между ними существует четкая субординация, но полное решение проблемы о критерии эффективности построения тренировочного процесса обеспечивается лишь комплексным контролем. В практике спорта для оценки эффективности применяемых соревновательных и тренировочных нагрузок используются специальные контрольные испытания (тесты), определяющие различные стороны подготовленности спортсменов. Контроль соревновательной деятельности гандболистов должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно -тренировочного процесса. Каждый тренер имеет свою батарею тестов, которая отражает все аспекты игровой деятельности, но среди них основными являются социально-психологические и медико-биологические показатели. Педагогические тесты дают представление и характеризуют уровень технической и тактической подготовки, стабильность выступления в соревнованиях, содержание

учебно-тренировочного процесса. Социально -психологические тесты отражают показатели окружающей среды, а также силу, лабильность и подвижность нервных процессов спортсменов. Медико -биологические тесты раскрывают анатомо -морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические и другие информации о гандболисте. Нельзя обойти вниманием значение в спортивных играх моделирования и модельных характеристик. За последние годы значительно усилился интерес к исследованию соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость этого вызвана широким распространением нового перспективного направления в управлении системой подготовки спортсменов, основанного на целевом программировании. Не могу не отметить в этой связи интересные разработки и исследования г-на Полозова А.А., суть которых заключается в стремлении прогнозировать результат на основе игровой деятельности команды с ориентацией на эталонную игру и качество выполненных технико-тактических действий. Существенной особенностью указанного направления является моделирование спортивной деятельности. Создаются модели подготовки, соревновательной деятельности команды, отдельного спортсмена. Разрабатываются они на основе специфики гандбола, выделения факторов, обусловливающих достижение высоких результатов. Проблематика моделирования соревновательной деятельности может решаться при всем многообразии форм, следующей схемой: 1) модель соревновательной деятельности спортсмена; 2) модельные характеристики его мастерства, прогнозирования его результата; 3) системы спортивной подготовки - модель ее планирования, моделирование в условиях тренировки; 4) системы развития гандбола в мире и прежде всего олимпийского гандбола. В спорте под понятием "модель соревновательной деятельности" подразумевается совокупность показателей и отношения между ними, которые удовлетворяют требованиям решения общей задачи деятельности. Имея модель, можно определить стратегию подготовки, выбрать средства и методы тренировки, оптимальные параметры выполняемой спортсмена ми нагрузки. В учебно-тренировочном процессе становится возможным моделирование реальных условий протекания состязаний и их отдельных фрагментов. Кроме этого изучение соревновательного упражнения служит углублению знаний в области теории и методики конкретного вида спорта. Сейчас большое значение уделяется разработке моделей сильнейших спортсменов. Блок-схема модели содержит три уровня в соответствии с общими представлениями об их субординационных взаимоотношениях. Первый уровень - соревновательная деятельность, куда входит характеристика сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Второй уровень - модель мастерства, включающая характеристики физической, технической, тактической подготовленности спортсмена, находящегося в состоянии спортивной формы. Третий уровень - модель спортивных возможностей, включающая характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологических особенностей, возраста и спортивного стажа занятий. Модельные характеристики - это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие мировым достижениям. Применительно к условиям деятельности в гандболе модельные характеристики - это те, которые оказывают решающее влияние на исход борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно оцениваться как в отношении соревновательной деятельности, так и по каждому виду используемых действий. В гандболе ведущим качественным показателем атакующей деятельности следует считать результативность нападения - процентное соотношение заброшенных мячей к общему количеству предпринятых командой атак. Результативность оборони тельной деятельности - надежность защиты можно выразить процентным отношением нерезультативных атак со перника к общему количеству предпринятых им попыток взятия ворот. При формировании модели соревновательной деятельности игроков в поле в недалеком прошлом стоял спорный вопрос: что важнее — универсализация или специализация игрока? Сегодня этот «вопрос» звучит однозначно: теория и практика игры пришли к единому выводу о целесообразности специализации игроков по функциям. Функции игроков определяются необходимостью наиболее четко выполнять определенные действия на определенном игровом месте. Отсюда — задача подготовки каждого нападающего: в совершенстве освоить функции основного игрового места; отлично овладеть смежным амплуа; хорошо выполнять (при необходимости) наступательные действия на других игровых местах. Кроме того, формирование квалифицированного нападающего идет и по пути совершенствования в универсальных приемах нападения. Деятельность игроков в составе гандбольной команды в процессе соревнований предполагает поочередное выполнение двух основных функций: нападения и обороны. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Эти функции при важности той и другой имеют свои особенности, но общее их значение состо ит в том, что только при четком распределении ролей можно добиться организованных, целенаправленных действий. Изучение соревновательной деятельности гандболистов позволяет выявить факторы, влияющие на результат матча, разработать модели игры для спортсменов различных амплуа, определить тенденции развития игры и технико -тактические особенности игры отдельных команд, получить данные о сильных и слабых сторонах подготовленности игрока, команды, провести коррекцию тренировочного процесса с учетом анализа игровой деятельности. В гандболе ведущим качественным показателем атакующей деятельности следует считать результативность нападения - процентное соотношение заброшенных мячей к общему количеству предпринятых командой атак. Результативность оборонительной деятельности - надежность защиты можно выразить процентным отношением нерезультативных атак со перника к общему количеству предпринятых им попыток взятия ворот.

В этой краткой публикации автор еще раз обращает внимание на необходимость многогранности сторон профессиональной подготовки тренеров в стенах университета, владение ими современными технологиями, способностью к аналитической работе со статистическими данными, умением внести коррективы в тренировочный процесс на основе педагогических, медицинских экспресс-тестов, как неотъемлемыми частями профессиональной подготовки высококвалифицированного «коуча». А коллектив кафедры ИВС Уральского Федерального Университета, проведя статистическую обработку данных по итогам ЧМ-19, прошедшего в Екатеринбурге, на мой взгляд, поможет тренерам, особенно молодым, избрать тот путь, по которому пойдут российские гандболисты к самым высоким спортивным вершинам.

Литература

1. Верхошанский Ю.В./ Прогнозирование и организация тренировочного процесса./Ю.В. Верхошанской - М: Физкультура и спорт, 1985.

2. Евтушенко А.Н. Психологические основы управления гандбольной командой. Методическое пособие для тренеров./А.Н. Евтушенко, Е.А.Калинин, С.Г.Кушнирук - Запорожье. Издательство ЗГУ - 1990.

3. Кудрицкий В.Н. Гандбол. Техника, тактика и методика обучения. В.Н.Кудрицкий - Брест: БГТУ - 2002.

References

1. Verkhoshansky YV/, Forecasting and organization of the training process./Verkhoshanski, Y. V. - M.: Physical culture and sport, 1985.

2. Yevtushenko A. N. Psychological basis of management's handball team Methodological manual for trainers./A. N. Evtushenko, E. A. Kalinin, S., Kushniruk, Zaporozhye. Publisher ZSU - 1990.

3. Kudritskaya And V. N. Handball. Technique, tactics and methods of teaching. V. N. Kudritskaya - Brest: BSTU -2002.

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.183 Пыхина Н.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания. Раскрыта специфика воспитательной работы со студентами лингвистического вуза. Представлена сущность поликультурного воспитания. Приведены примеры реализации поликультурного воспитания студентов лингвистического университета на основании интегрирования научного, художественного и педагогического видов творчества.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, студенты, воспитательная работа.

Pykhina N.V.

PhD in Pedagogy, associate professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University POLYCULTURAL UPBRINGING OF UNIVERSITY STUDENTS

Abstract

The article presents the main aim of university students' upbringing. The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined. The peculiarities of the educational work with the linguistic university students are determined. The essence of thepolycultural upbringing is represented. The examples of the polycultural upbringing realization of the linguistic university students are provided on the basis of the scientific, artistic and pedagogical types of creativity integration.

Keywords: polycultural upbringing, students, educational work.

Формирование у будущих специалистов профессионально -значимых личностных качеств, необходимых для у спешной самореализации в современном социокультурном пространстве, выступает в качестве одной из основных целей воспитания студентов вуза. Система воспитательной работы в вузе направлена на реализацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование общекультурных и социально -личностных компетенций студентов. К ведущим направлениям воспитания относятся профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно -нравственное. Эффективная реализация данных направлений воспитания становится возможной при условии взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов в учебной и внеучебной деятельности.

Воспитательная работа со студентами лингвистического вуза обладает определенной спецификой, наиболее полно раскрываемой через поликультурное воспитание. Е.А. Абрамова определяет данное понятие следующим образом: «Поликультурное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире» [1.С.14]. Данный аспект процесса воспитания интегрирует нравственное, духовное, правовое, патриотическое, гражданское, эстетическое воспитание в реализации своей главной цели - формировании поликультурной личности, эффективно взаимодействующей с представителями различных национальных культур.

К ведущим направлениям поликультурного воспитания студентов относятся такие аспекты, как: формирование равного положительного отношения к родной и иноязычной культуре, а также развитие межэтнической толератности. В условиях современной поликультурной ситуации воспитание у студентов ценностных ориентаций по отношению к культуре страны изучаемого языка далеко не всегда гармонично соотносится с их представлением о национальном самосознании. Таким образом, одной из ключевых задач поликультурного воспитания в вузе становится создание условий для осуществления студентами грамотной идентификации со своей собственной культурой наряду с осознанием многоплановости мира.

Затрагивая аспект формирования качеств поликультурной личности, необходимо отметить определенную специфику развития толерантного сознания студентов вуза. Студенческий возраст соотносится с периодом становления активной жизненной позиции, когда происходит осознание личностью своих потребностей и

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.