Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание как императив гуманитарного образования современного общества'

Поликультурное воспитание как императив гуманитарного образования современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / POLYCULTURAL UPBRINGING / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN EDUCATION / ИМПЕРАТИВ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLYETHNIC SOCIETY / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуренко-Вайцман Марина Николаевна, Сугробова Юлия Юрьевна

В статье представлена основная цель воспитания подрастающего поколения в полиэтническом пространстве. Определены интегрированные направления воспитания. Раскрыта специфика единства образовательной и воспитательной работы. В условиях контактной зоны этносов систему образования необходимо сориентировать не только на гармонизацию межэтнических отношений, но и, главным образом, на консолидацию нации, создание целостного культурного пространства. Поликультурное воспитание определено как императив гуманитарного образования в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural Education as an Imperative of Education in the Humanities of Modern Society

The article presents the main aim of young people’ upbringing in polyethnic space. The integrated branches of upbringing are defined. The peculiarities of the unity of educational work and upbringing are determined. Under conditions of contact zone of ethnoses, the system of education should be orientated not only to harmonisation of interethnic relations, but mainly to consolidation of nation, creation of integral polyethnic cultural space. The polycultural upbringing is requirement of the humanitarian education in modern society.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание как императив гуманитарного образования современного общества»

methodological support of innovative development of professional education as synergetic, trans-disciplinary, iterative, project-target and cluster.

Key words: scientific and methodological support, innovative development, innovative education, synergetic, transdisciplinary, iterative, project-target and cluster approaches.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудченко В. С. Инновационный метод: Новая парадигма науки и практики // Социологические исследования. - 1996. - №7. -С. 39-47.

2. Масленникова В. Ш. Инновационная деятельность педагогов в системе профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики»: материалы XI Международной научно-практической конференции (г. Казань, 31 мая 2017 г.): в 2-х книгах. - Книга 1 / Под общей ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С. 136-141.

3. Мухаметзянова Ф. Ш. Международный опыт как ориентир и ресурс для инноваций в совершенствовании Российской системы поликультурного образования будущих учителей / Ф. Ш. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова, А. Р. Камалеева // Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. - Ч. 2. - Казань: Отечество, 2017. - С. 83-89.

4. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997 - 234 с.

5. Юсуфбекова Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов. Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: материалы научно-практической конференции. - Тюмень, 1995. -99 с.

М. Н. Гуренко-Вайцман, Ю. Ю. Сугробова

УДК: 378

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ

ВОСПИТАНИЕ

КАК ИМПЕРАТИВ

ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

) овременные геополитические процессы ведут к интенсификации межкультурных контактов, формированию новых тенденций мирового и отечественного сообществ в рамках поликультурности. Единое социокультурное пространство России составляют народы, являющиеся уникальными этнокультурными единицами. Вопреки единству социокультурного пространства, к сожалению, сегодня налицо факты этнического давления, иногда имплицитных, а порой открытых манипуляций, межэтнической напряженности. Крым, являясь примером яркого полиэтнического сообщества, - не исключение из правил. События, происходящие на полуострове, все время попадают в ключевые причины современных социальных бед, а его проблемы выступают интересным материалом для дискуссий и исследований. Речь идет о существующих угрозах насилия, агрессии и терроризма, различного толка противоречий, ведущих к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп [1].

Это определяет необходимость детальной и плодотворной разработки стратегии развития нации, любого этноса и мирового сообщества в целом, требует культуротворчес-кого подхода к поиску эффективных социокультурных технологий, которыми и являются образовательные технологии. Решение задач по профессионально-трудовому, духовно-нравственному воспитанию личности как активного и ответственного гражданина РФ,

а также подготовке молодого поколения к межкультурной коммуникации в условиях современного социального пространства невозможно без разрешения проблемы поликультурного воспитания. Данная тема требует трансдисциплинарного подхода к анализу и разбору различных аспектов этого социокультурного феномена с помощью теоретико-методологических основ гуманитарных наук. В таком случае исследование основывается на философских, культурологических, социологических, этнологических, политологических, педагогических и исторических работах. В своих трудах Т. Грушевицкая, А. Садохин, В. Попков, Н. Казаринова, В. Поголыпа, Б. Па-рыгин и др. поднимают проблему общения и образования в философском, психологическом и социально-психологическом контекстах.

Вопросы поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения раскрыты в педагогических исследованиях Ю. Ка-рягиной, Г. Дмитриева, Л. Ведениной, О. Жуковой, О. Гукаленко, А. Джуринского, Г. Да-утовой и др. Особо следует выделить труды крымских ученых и исследователей: А. Шоркина, В. Буряка, Е. Черного, М. Арад-жиони, О. Смирнова и др.

Проблематика межнациональных коммуникаций в обществе активно обсуждается и исследуется. При этом вопросы, связанные с разработкой образовательной стратегии поликультурного воспитания как основы повышения кросскультурной грамотности, не получили должного освещения в современной научной литературе, что приводит к необходимости дальнейшего углубленного изучения данной проблемы.

Цель работы - анализ и характеристика поликультурного воспитания как императива гуманитарного образования в современных условиях.

Обратимся к нормативному документу. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года определяет одну из основополагающих целей: «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений», из чего следуют задачи:

«улучшение национальных и этнокультурных отношений; сбережение и поддержка гуманистических традиций национальной самобытности в культурах народов России; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации» [2]. Реализация базовых положений обучения и воспитания молодежи в многокультурном и многоконфессиональном пространстве требует четкого представления о целях, принципах образования и воспитания, способах их внедрения.

Воспитание является одной из вечных категорий; сформировавшись еще в древнейшие времена, она актуальна до сих пор во всех сферах жизни общества. Человечество веками озадачено проблемами в этой сфере, совершенствуя методики год от года. Сегодня существует множество научных специальностей, по которым ведутся серьезные исследования, защищаются диссертации. И тем не менее воспитание - это тот феномен, которого все время не хватает, какие режимы и идеологии не приходили бы. Вчерашние, казалось бы, решенные проблемы, сегодня порождают новые.

Дефиниция с общепризнанным объяснением воспитания трактуется как признание его сути в передаче и усвоении подрастающими поколениями человеческой культуры. Исходя из представленной тематики исследования, уточним дефиницию воспитания как целенаправленный процесс социализации личности, где воспитание является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

При этом обучение есть научение некоторому содержанию, что и формирует свойства личности: «Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание» [3, с. 236]. При этом воспитание всегда означает формирование и свойств личности, и знаний, умений: «Формирование мировоззрения, нравственных устоев предпо-

лагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности» [3, с. 237].

Следовательно, обучение и воспитание однозначно являются факторами единого процесса - развития личности, которые содержат сходные черты и элементы. А вот различия обучения и воспитания состоят в том, что в обучении доминирует задача, поставленная на овладение знаний и способов деятельности, а в воспитании - на интериоризацию социальных ценностей, формирование личностного отношения к ним через социальную деятельность. Для цельного анализа необходимо в категориальный инструментарий нашего исследования ввести понятия «гуманитарное образование» и «поликультуризм». Понятие «гуманитарное образование» трактуется энциклопедическим словарем как «совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Гуманитарное образование - важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании» [4].

Понятие «поликультурализм» современные ученые объясняют как «построение образования и воспитания на принципе культурного плюрализма, признание равноценности и равноправности всех этнических и социальных групп, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста» [5, с. 121]. Поликультурализм обеспечивает быструю адаптацию человека к ме-

няющимся условиям существования, помогая обратить разнообразие общества в полезный фактор развития и, как следствие, сформировать у человека многогранную картину общества.

Исходя из логики рассуждений и тематики нашего исследования, определяем поликультурное воспитание как неотъемлемый императив гуманитарного образования.

Исследователь Е. Абрамова представляет данное понятие следующим образом: «Поликультурное воспитание является частичной воспитательной системой, так как обеспечивает формирование отдельных сторон целостной личности и может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем (коллектива, образовательного учреждения). Поэтому, только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в образовательном учреждении, возможно обеспечить высокую эффективность поликультурного воспитания» [6, с. 112].

Крымский ученый Е. Черный рассматривает образование в поликультурном пространстве в трех аспектах: «Во-первых, как аксиологическую, психолого-педагогическую концепцию, философская или мировоззренческая суть которой в признании этнокультурного многообразия как блага, не менее значимого и позитивного, чем, например, разнообразие природы. Во-вторых, это образовательная политика, принимаемая на государственном уровне и позитивно воспринимаемая (в ином случае ее эффективное внедрение невозможно) всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: образовательным менеджментом всех уровней, педагогами, родителями и в конечном счете детьми. В-третьих, это процесс реализации методологии и технологии системного моделирования, включающий: а) рефлексивное или ретроспективное моделирование ситуации, которую предполагается изменить; б) трендовое моделирование, т. е. перманентное прогнозирование тенденций и динамики наличной ситуации; в) трансформационное моделирование - ком-

20/Я/&

плекс мероприятий, способствующих формированию поликультурной личности» [7].

Итогом внедрения такого образования должно стать «во-первых, появление такой образовательной системы, которая согласована с характеристиками социокультурной обстановки и требованиями большей части социальных групп и индивидов, а также обладает высоким уровнем самоорганизации и внутренней стабильности. А во-вторых, формирование личности нового типа, с одной стороны, принадлежащей собственной культуре и позитивно самоидентифицировавшейся (т. е. принявшей свою идентичность как благо), с другой - открытой и готовой к продуктивному взаимодействию с представителями и явлениями других культур. Важная особенность такой личности - не просто толерантность, но живой интерес к многообразию культуры и общества» [8, с. 12-16]. Целью поликультурного воспитания Е. Абрамова называет «формирование именно поликультурной личности, которая включает в себя совокупность таких качеств, как толерантность, эм-патия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, а также положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений, а ее содержание представляет единство и взаимообусловленность личностного, мотивацион-но-ценностного, информационного, деятель-ностного компонентов» [6, с. 113].

Российская система образования и, в частности, образовательные учреждения Крыма сейчас призваны выполнять задачу, состоящую в преодолении кризиса в образовательной сфере. Для этого они должны сформировать новую культуру межэтнических отношений и общество толерантности. Исследуя и обобщая опыт многих стран, можно констатировать, что именно вузы становятся ядром консолидации, центром миротворческой деятельности во время межкультурных потрясе-

ний. Соответственно, базисом формирования обновленной гуманистической концепции в России и в Крыму, в частности, может стать система высшего образования. Однако положение гуманитарного образования на крымском полуострове сегодня довольно парадоксальное, что отмечает ученый А. Шоркин: «...дисциплины гуманитарного цикла вытесняют точное естествознание в учебных программах средних школ при заметном их сокращении в учебных планах факультетов университетов. Между тем, чем человеку меньше лет, тем существеннее в его развитии именно воспитание, а не образование. Первый живой опыт гуманитарного воспитания сначала должен быть закреплен рефлексией самонаблюдения, «переплавлен» в нравственное разли-чание приемлемого и неприемлемого. Курс этики в первом классе школы практически бесполезен, он остро необходим студентам высшей школы» [9, с. 68].

Следовательно, образовательная система рассматривается нами в аспекте «...потенциально перспективной и эффективной среды социокультурного (в частности, этнокультурного) самоопределения личности, а также гуманизации межкультурных отношений. Мы представляем себе единую модель поликультурного образования как основу для раскрытия этого потенциала. Акцент следует сделать на гуманитаризации системы высшего образования. А с внедрением этнокультурного компонента в образовательный процесс как деятельностного компонента будет преобладать всеобщая гуманизация.» [8, с. 14].

С нашей точки зрения, формирование и утверждение принципов толерантности, уважение к традициям, культуре, образу жизни разных этносов, разрушение устоявшихся стереотипов в системе межэтнических отношений могут служить базой гуманитарного образования и образовательных проектов, которые обладают огромнейшим потенциалом для улучшения социальной и культурной обстановки в условиях многоэтнической и многоконфессиональной культуры Крыма. Однако ограничиться только гуманизацией в обновлении и реформировании образования мы

не можем. Современный мир идет по пути глобализации и тотальной информатизации всех сфер жизни, поэтому традиционное образование вынуждено подстраиваться под новую парадигму. Речь идет не столько о противостоянии традиций и новаций в системах образования, сколько о влиянии современных технологий на процесс обучения. Появление видео-ресурсов, социальных сетей и мобильных приложений приводит к внедрению и развитию альтернативных способов образования, позволяющих совершать обмен опытом, экспериментировать и развиваться. Следовательно, образование не может больше оставаться прежним. В свете вышеперечисленного можно сделать вывод, что индустриальный подход устарел и становится не актуальным, что требует обращения к традициям прошлого в союзе с инновационными образовательными стратегиями: «Конфликт между традиционными и инновационными формами приложения педагогики снимается благодаря взаимодополнительности локальных образовательных практик и глобализированных сетевых информационных ресурсов» [10, с. 95].

Таким образом, в современном культурно-образовательном пространстве Крыма выражены черты гуманизации, подтверждением чего являются реформационные проекты: «Культура добрососедства» М. Араджиони, «Диалог культур» Ю. Сугробовой, «Поликультурное образование» Е. Черного и др. Именно эти труды могут стать теоретической основой для формирования новой, соответствующей современности модели образования (этнического и национального аспектов), что может быть эффективно осуществлено лишь в процессе культуротворчества. К большому сожалению, пока мы не имеем долгосрочной образовательной программы реформирования образования, которая будет ориентирована на принципы непрерывности. Такая программа должна опираться на постоянный мониторинг культурных процессов в регионах, чтобы своевременно обновляться в ответ на социокультурные трансформации. Эта программа должна в обязательном по-

рядке включать позитивные элементы российского традиционного образовательного процесса, его рациональные составляющие и одновременно инкорпорировать инновационные решения, техники и технологии. Так, поликультурное воспитание, выступая неотъемлемым императивом гуманитарного образования, сможет способствовать удовлетворению потребностей человека в сохранении его этнической идентичности, развитии этнической толерантности, изучении традиционных мировоззрений и ментальности различных народов, и в то же время в рамках единого государства способствовать гармоничному союзу богатства и достояний различных культур в общенациональный культурный контекст.

АННОТАЦИЯ

В статье представлена основная цель воспитания подрастающего поколения в полиэтническом пространстве. Определены интегрированные направления воспитания. Раскрыта специфика единства образовательной и воспитательной работы. В условиях контактной зоны этносов систему образования необходимо сориентировать не только на гармонизацию межэтнических отношений, но и, главным образом, на консолидацию нации, создание целостного культурного пространства. Поликультурное воспитание определено как императив гуманитарного образования в современном обществе.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, гуманитарное образование, императив, полиэтническое общество, межкультурный диалог, консолидация.

SUMMARY

The article presents the main aim of young people' upbringing in polyethnic space. The integrated branches of upbringing are defined. The peculiarities of the unity of educational work and upbringing are determined. Under conditions of contact zone of ethnoses, the system of education should be orientated not only to harmonisation of interethnic relations, but mainly to consolidation of nation, creation of integral polyethnic cultural space. The polycultural upbringing is requirement of the humanitarian education in modern society.

20/S/& ■

Key words: polycultural upbringing, humanitarian education, requirement, polyethnic society, intercultural dialogue, consolidation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуренко-Вайцман М. Н., Юриста А. В. Конфликтогенность медицинской деятельности: философско-правовой аспект // Крымский терапевтический журнал. - 2016. - № 4 (31). - С. 55-60.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: sinncom.ru/content/reforma/ind ex5.htm (дата обращения: 20.03.2017).

3. Мандель Б. Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. - Ростов н/Д.: Феникс. - C. 235-237.

4. Советский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.acade mic.ru/dic.nsf/] (дата обращения: 20.03.2017).

5. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

6. Абрамова Е. А. Формирование поликультурной компетентности студентов вуза как цель поликультурного воспитания // Современная педагогика: методология, теории, практика: сб. науч. тр. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - С. 112-114.

7. Черный Е. В. Психология моделирования поликультурного образования: монография. - Симферополь: Сонат, 2010. - 540 с.

8. Сугробова Ю. Ю. Образование - категорический императив культуротворчества в современном полиэтническом пространстве Крыма // Sworld: сборник научных трудов. -Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. - Вып. 1. Т. 44. -С. 12-16.

9. Шоркин А. Д. Бинарные оппозиции историко-культурных императивов // Гуманизация образования. - Симферополь, 2012. -123 с.

10. Буряк В. В. Трансформация образовательных процессов в информационном обществе // Фiлософiя освгти. - 2006. - № 1. -С. 89-100.

Г. М. Бураканова

УДК 155.9

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИДЕРА

I еобходимость формирования управленческого мышления предполагает анализ его содержания. Философский термин «мышление» раскрывает предельно широкие категории «сознание», «дух», «идеальное» и понимается как высшая форма отражения, как исторический процесс развития познавательных возможностей человека, как родовой признак человечества. В психологии акцент переносится на индивидуальное сознание человека, его способности рационально ставить и достигать цели. Философскую теорию познания мышление интересует как конечный продукт познавательной работы человека, психологию же интересует сам процесс порождения идеальной активности субъекта, специфика эмоционально-чувственного отражения.

Анализ этой категории возможен на достаточно высокой степени абстрагирования, при опоре на философские основания и опытное психологическое знание. Прежде всего, мышление является высшей формой атрибутивного процесса отражения и познавательной активности субъекта. Оно представляет собой воспроизведение в идеальной, системной и рациональной форме бесконечности внешнего мира в систематизированном и структурированном логическими законами виде, а также активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует, т.е. оно имеет творческий характер, «не только отражает мир, но и творит его».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.