ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бекасова С.Н.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования «Колледж олимпийского резерва №1», г. Санкт-Петербур, Россия
POTENTIAL IMPACT OF EDUCATE PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN THEORY AND PRACTICE
OF SPORTS EDUCATION
Bekasova S.N.
St. Petersburg State budget educational institution of secondary vocational education ««The College of Olympic reserve №1»,St. Petersburg, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются основные пути решения проблемы воспитывающего влияния на студентов педагогических дисциплин в университете, педагогические условия, способствующие развитию нравственного потенциала студентов, готовности будущих специалистов к восприятию воспитательных воздействий, которые позволяют преодолевать трудности в воспитательной работе.
Summary. the article presents the main trends of students' upbringing influence problem solving by pedagogical subjects at university. There are also considered pedagogical conditions promoting students' moral potential, formation of preparedness for upbringing influence perception that perform opportunity to overcome difficulties in upbringing work with students.
Ключевые слова. Воспитание в системе образования, воспитывающее влияние дисциплин педагогического цикла, нравственный потенциал студентов.
Keywords. upbringing in educational system, pedagogical disciplines' upbringing influence, students' moral potential.
Экономические, политические, демократические преобразования, инновационные процессы в обществе привели к необходимости реформирования образования в России, что поставило перед преподавателями колледжей и вузов вопрос о смене парадигмы воспитания подрастающего поколения, пересмотр форм воспитательной работы со студентами (Сорокопуд Ю.В., 2011). Новая образовательная политика связана с его новой функцией - способствовать развитию самостоятельности и ответственности личности, пересмотру традиционных подходов в использовании технологий взаимодействия педагогов и
студентов, формированию нравственного потенциала учащихся, что требует качественного обновления всего физкультурного образования, обогащения общения преподавателей и студентов, совершенствования воспитывающего влияния дисциплин педаго-гического цикла. Поэтому необходимо определить место воспитательной функции среди других основных функций колледжа и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, закономерности ее успешной реализации, основные направления совершенствования воспитательной практики, повысить знания педагогов о том, как добиться результативности оказываемого на студентов воспитывающего влияния педагогических дисциплин.
Закон РФ «Об образовании», Концепция развития непрерывного образования до 2015 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг. обусловили необходимость поиска и использования новых возможностей повышения воспитывающего влияния дисциплин педагогического цикла как основных предметов, осуществляющих воспитывающее воздействие в колледже и вузе.
Воспитательные системы колледжей и вузов в настоящее время решают следующие задачи, направленные на ориентирование педагогических коллективов на создание педагогически воспитывающей среды, связанной с максимальным раскрытием личностного потенциала студентов; обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой; осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного воздействия; создание условий для разностороннего развития преподавателей и студентов (Сорокопуд Ю.В., 2011).
Недостаточная эффективность воспитывающего влияния дисциплин педагогического цикла на студентов объясняется разными причинами: нравственным состоянием современного российского общества близкого к кризису (Трескина О.В., 2010); неподатливостью, малодоступностью личности в воспитании, которые в конкретной ситуации проявляются в нейтральном или отрицательном отношении студентов к оказываемым на них влияниям, нежелании участвовать в решении поставленных воспитательных задач (Маленкова Л.И., 2011); специфическими особенностями спортивной деятельности, культивированием силы, физической выносливости, повышенной самоуверенности (Бездверная Л.И., 2013). Проблема причин кризиса нравственности молодого поколения, снижение уровня общественной нравственности в российском обществе всесторонне исследована в работах Д. И. Фельдштейна (2013) и др.
Анализ научных исследований, статей из периодической печати, сборников научных трудов и опыта педагогической деятельности позволил выявить ряд противоречий между потребностью общества в подготовке квалифицированных педагогов, обладающих высоким уровнем нравственного потенциала, готовности к воспитательной деятельности и фактическим содержанием процесса его формирования у будущего специалиста в области физической культуры и спорта; потребностями личности в саморазвитии, самореализации и недостаточно
сформированными условиями воспитательного пространства образовательных учреждений.
Все это обусловило актуальность исследования, проблема которого состоит в выявлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитывающее влияние на студентов педагогических дисциплин, цель - в обосновании эффективных путей воспитывающего влияния на студентов дисциплин педагогического цикла, задачи - в выявлении и систематизации факторов, влияющих на педагогические дисциплины, и на этой основе определении роли, места и содержания дисциплины «Педагогика физической культуры» в профессиональной подготовке студентов; определении трудностей в воспитательной работе педагогов колледжа и вуза, преодоление которых способствует развитию нравственного потенциала, формированию готовности студентов к восприятию воспитательных воздействий; разработке модели развития нравственного потенциала будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки; выделении факторов и педагогических условий повышения педагогами колледжа и университета нравственного потенциала студентов, их готовности к восприятию воспитательных воздействий средствами дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта».
Методологическую основу представленного исследования составляют личностно-деятельностный, системный, аксиологический и технологический подходы, определившие стратегию разработки проблемы.
Проблема развития воспитания в системе образования широко представлена в истории педагогики, в педагогических идеях и педагогической деятельности зарубежных и русских педагогов. В настоящее время активно осмысливаются традиции свободного воспитания, соотношение процессов обучения и воспитания в педагогической концепции Дж. Дьюи, духовно-нравственное воспитание в образцовых учреждениях для дворян и др.
Проблема воспитания в системе российского образования представлена в работах по общей педагогике (Лихачев Б.Т., 2010; Подласый И.П., 2013; Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2013). Научно-практические основы понимания сущности воспитания и принципов, обусловливающих специфику воспитательной деятельности, логика профессиональных действий педагога, помогающих выстроить воспитательную деятельность в ее структурной полноте, механизмы, порождающие воспитательные последствия, современный взгляд на воспитательную деятельность педагога, проблемы современного воспитания раскрываются в совокупном знании и опыте ведущих российских специалистов в области воспитания (Гликман И.З., 2010; Селиванова Н.Л., 2011 и др.).
Процесс воспитания в колледже и высшей школе рассматривается с разных позиций в трудах В.В. Егорова, Э.Г. Скибицкого, Н.Э. Пфейфер, Л.А. Шкутиной (2010), Ю. В. Сорокопуда (2011) и др. Проблемы воспитательной функции, ее роль и место в системе образования, обоснование путей реализации воспитательной функции в соответствии с требованиями
времени, потребностями развивающейся личности обосновываются И.Н. Емельяновой (2010).
Достаточно широко в педагогике представлены работы, посвященные различным направлениям воспитания студентов профессиональному, трудовому, патриотическому (Гузева М.В., 2004; Иванов В. Г., 2004; Шефер О.Р., 2004), особое место занимают исследования, посвященные профессиональному самоопределению и становлению личности (Карсанов Э.Х., 2011; Климов Е.А., 2007; Надюк Р.И., 2009 и др.). В области физкультурного образования профессиональное становление специалиста рассматривается в работах С.Н. Бегидовой (2013); А.А. Деркач (2010); Н.Г. Ершовой (2013) и др.
Развитию нравственного потенциала будущего педагога в процессе профессиональной подготовки посвящены работы Е.А. Афониной (2010); Н.Г. Григорьевой, Ж.В. Бойко (2011); Н.И. Джегутановой (2010); И.Я. Сохацкого (2010); О. В. Трескиной (2012); реализации нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры -Л.И. Бездверной (2011).
Воспитание профессионально-квалифицированного,
конкурентоспособного на рынке труда специалиста, хорошо владеющего своей профессией и ориентированного на свою профильную работу, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, становится основной темой работы колледжа и кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, что находит свое отражение в материалах научных разработок специалистов.
Роль воспитательной среды как мощного фактора воспитания, формирования, развития и самореализации личности рассматривается во многих исследовательских работах. Особую значимость для данной работы имеют различные концепции средового подхода в воспитании, разрабатываемые Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, И.Л. Селивановой и др. Воспитательная среда колледжа и вуза как фактор личностно-профессионального становления студента рассматривается Н.Ю. Калашниковой (2010), эффективные средства создания условий личностного и профессионального саморазвития личности, моделирование развивающего воспитательного пространства образовательного учреждения представлено в работе В.Б. Черноиванова (2012).
Проблема педагогического воздействия в физкультурном образовании рассматривается как средство повышения надежности соревновательной деятельности (Элинбейли Я.И., 1991), формирования рациональных движений (Канишевский С.М., 1992), подготовки учащихся к выполнению комплекса ГТО (Манаков Н.Е., 1982), формирования положительного отношения населения к физической культуре (Зобкова Е.В., 2007), физического и психического здоровья человека (Платонова Т.В., 2003), повышения эффективности физического воспитания студенток (Козлова О.А., 2008; Кулишова А.В., 2005), на этапе приобщения школьников к физкультурно-спортивной деятельности (Морозов Г. Л., 1999), при изучении
стартовой готовности спортсменов (Сидорчук Е.В., 1986), в связи с особенностями личности спортсменов (Шленков А.В., 1998), на начальном этапе подготовки в спортивных играх (Макаров Ю.М., 2009).
Колледж олимпийского резерва №1, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург всегда отличала среда, в которой создавались условия для воспитания личности, способной к преобразованию себя и окружающего мира. Специалисты колледжа и кафедры педагогики университета осознают значение воспитательной работы со студентами, накопив большой положительный опыт этой деятельности.
Воспитывающее влияние дисциплин педагогического цикла достигается совершенством и оптимальным сочетанием нескольких компонентов: содержанием лекций и учебных занятий, методикой их проведения, личностью педагога, его компетентностью, умениями изложить логически материал, его убежденностью, а также определением механизмов развития нравственного потенциала личности будущего специалиста в области физической культуры и спорта, разработкой учебно-методических комплексов дисциплин педагогического цикла, обеспечивающих сохранение и передачу нравственного опыта.
Основными критериями эффективности воспитательной работы в колледже и вузе выделяются: снижение уровня тревожности студентов, их удовлетворенность взаимодействием с преподавателями; преобладание положительной адекватной самооценки студентов; готовность к саморазвитию; становление гуманистической педагогической позиции студентов; благоприятный психологический климат в студенческом коллективе; рост мотивации студентов на развитие нравственного потенциала (Сорокопуд Ю.В., 2011).
Факторами, активизирующими эффект оказываемого на студентов воспитывающего влияния определяются: характер сложившихся между педагогом и студентами отношений, психологический климат в группе, авторитет педагога, степень удовлетворенности студентами педагогическими знаниями.
Реализация совокупности выделенных условий обеспечивает комплексный подход к становлению личности будущего специалиста в области физической культуры и спорта, позволяет сформировать их мотивационно-ценностное отношение к выполнению профессиональной деятельности: стимулирование студентов на повышение нравственного потенциала и его постоянную актуализация в ходе профессиональной подготовки; освоение историко-педагогического наследия для накопления опыта воспитательной работы в теории и практике воспитания в различные исторические периоды; развитие рефлексивных способностей, позволяющих осуществить самоконтроль и самооценку развития нравственного потенциала в условиях педагогического процесса колледжа и вуза; практический опыт обсуждения педагогических ситуаций, историко-педагогических и жизненных примеров.
В результате исследования:
1.Выявлено, что деятельность педагогов колледжа и университета по формированию нравственного потенциала студентов, готовности к восприятию воспитывающего влияния педагогических дисциплин позволяет успешно преодолевать трудности, с которыми педагог сталкивается в воспитательной работе со студентами.
2.Доказано, что эффективность деятельности педагога по формированию нравственного потенциала студентов, готовности к восприятию воспитывающего влияния педагогических дисциплин становится эффективной, если ее выстраивать как самостоятельный цикл, который по своей структуре аналогичен управленческому циклу, предполагает последовательное решение педагогами следующих задач диагностики, планирования, реализации, контроля и оценки уровня нравственного потенциала студентов.
3.Разработано пособие «Педагогика физической культуры». Опыт работы показал, что предложенное компетентностно ориентированное пособие функционирует достаточно эффективно в рамках учебно-воспитательного процесса колледжа и университета, дополняя его, гармонично входя в дисциплины педагогического цикла при актуализации изучения вопросов, связанных со способами постановки и решения проблем воспитания в спорте.
4.Определены компетенции студентов, которые могут формироваться в различных формах воспитательной работы.
_а
Са
Список литературы
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
2. Барчуков И. С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.
3. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974.
4. Виленский М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высш. шк., 1989.
5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. 375 с.
6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
7. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. 208 с.
_Q
n
^ References
1.Ashmarin BA Theory and methods of physical education. M .: Education, 1988. 224 pp.
2. Barchukov IS Physical Education: Textbook. manual for schools. M .: UNITY-DANA, 2003. 255 p.
3. Belorusova VV Education in the sport. M .: Physical Education and Sports 1974.
4. MJ Vilna, Safin RS Professional orientation of physical training of students of pedagogical specialties. M.: Higher. wk., 1989.
5. Derkach AA, AA Isaev Pedagogical skills coach. M.: Physical Education and Sports, 1981. 375 p.
6. Evseev YI Physical Culture. Rostov n /D: Phoenix, 2002. 384 p.
7. Kaynova EB General Pedagogy of physical culture and sports studies. allowance. M.: FORUM; INFRA-M, 2007. 208 p.