Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СЕРЬЕЗНЫЙ ДОСУГ / СТУДЕНЧЕСТВО / КОЛЛЕДЖ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарбузов И. С., Дуран Т. В.

Рассматривается концепт soft skills, формирование которых является общемировым трендом в трудовой сфере. Характеристика гибких навыков дана в контексте профессиональной социализации, трактуемой с позиции социологии. Предлагается наиболее распространенная классификация soft skills. Охарактеризованы процессы, происходящие на рынке труда в условиях автоматизации и информатизации, а также изменения в бюджетах времени индивидов, обусловленные размытием границ между работой и досугом в обществе постмодерна. Представлены положения ряда зарубежных теорий последних десятилетий, объясняющих рассматриваемый феномен. Осуществлен обзор недавних исследований по гибким навыкам в России и Беларуси. Приведены примеры регламентации необходимости формирования soft skills в нормативных документах в соответствии с приоритетами образовательной политики РФ. Выявляется, насколько отражена тенденция развития гибких навыков в отечественном законодательстве, учебных стандартах и программах. Выясняется взаимосвязь актуализации воспитания как образовательного тренда последних лет и востребованности формирования soft skills через рассмотрение понятий «общие компетенции» и «личностные результаты». Дается характеристика потенциала формирования soft skills у студентов. Выделены черты контингента обучающихся профессиональных образовательных организаций с учетом возрастных и психосоциальных особенностей. Представлены и проанализированы результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2021 г. с целью выявления субъективного мнения студентов одного из колледжей технического профиля г. Екатеринбурга о важности конкретных видов soft skills и оптимальных средствах их развития в построении профессиональной карьеры. Дана оценка ориентированности профессионального образования на формирование гибких навыков в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE SOFT SKILLS DEVELOPMENT TREND IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The article discusses the concept of soft skills, the formation of which is a global trend in the labor sphere. The characteristic of flexible skills is given in the context of professional socialization, interpreted from the standpoint of sociology. The most widespread classification of soft skills is proposed. The processes taking place in the labor market under conditions of automation and informatization, as well as changes in the time budgets of individuals caused by the blurring of the boundaries between work and leisure in postmodern society are characterized. The positions of some foreign theories of the last decades in the sociology of culture, explaining the above phenomena, are summarized. The authors offer a review of recent studies on flexible skills in Russia and Belarus, giving examples of the regulation of the need for the formation of soft skills in regulatory documents in accordance with the priorities of the educational policy of the Russian Federation. We reveal to what extent the trend of the development of flexible skills is reflected in the national legislation, educational standards and programmes. The relationship between the actualization of education as an educational trend in recent years and the demand for the formation of soft skills through the consideration of the concepts of “general competencies” and “personal results” is revealed. The characteristic of the potential for the formation of soft skills in students is given. The features of the contingent of students of professional educational organizations are highlighted, taking into account age and psychosocial characteristics. The paper also presents the results of a 2021 sociological survey aimed at identifying the personal opinion of students of one of the technical colleges Yekaterinburg, Russia about the importance of specific types of soft skills and the optimal means of their development in building a working career. The assessment of the orientation of vocational education on the formation of flexible skills in Russia is discussed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.3.5 УДК 316.74

И.С. Гарбузов, Т.В. Дуран

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается концепт soft skills, формирование которых является общемировым трендом в трудовой сфере. Характеристика гибких навыков дана в контексте профессиональной социализации, трактуемой с позиции социологии. Предлагается наиболее распространенная классификация soft skills. Охарактеризованы процессы, происходящие на рынке труда в условиях автоматизации и информатизации, а также изменения в бюджетах времени индивидов, обусловленные размытием границ между работой и досугом в обществе постмодерна. Представлены положения ряда зарубежных теорий последних десятилетий, объясняющих рассматриваемый феномен. Осуществлен обзор недавних исследований по гибким навыкам в России и Беларуси. Приведены примеры регламентации необходимости формирования soft skills в нормативных документах в соответствии с приоритетами образовательной политики РФ. Выявляется, насколько отражена тенденция развития гибких навыков в отечественном законодательстве, учебных стандартах и программах. Выясняется взаимосвязь актуализации воспитания как образовательного тренда последних лет и востребованности формирования soft skills через рассмотрение понятий «общие компетенции» и «личностные результаты». Дается характеристика потенциала формирования soft skills у студентов. Выделены черты контингента обучающихся профессиональных образовательных организаций с учетом возрастных и психосоциальных особенностей. Представлены и проанализированы результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2021 г. с целью выявления субъективного мнения студентов одного из колледжей технического профиля г. Екатеринбурга о важности конкретных видов soft skills и оптимальных средствах их развития в построении профессиональной карьеры. Дана оценка ориентированности профессионального образования на формирование гибких навыков в России.

Ключевые слова: soft skills, гибкие навыки, профессиональная социализация, рынок труда, серьезный досуг, студенчество, колледж, образование, воспитание, надпрофессиональные навыки.

Введение. Один из ключевых механизмов, влияющих на становление личности в обществе, - это социализация. Обеспечивая усвоение и воспроизведение социального опыта, она включает в себя процессы адаптации к социальной среде и одновременно обособления от нее [1, с. 16]. Среди многообразия стадий и видов заявленного механизма выделяют профессиональную социализацию. С точки зрения социологии она может рассматриваться двояко: как развитие интегратив-ных характеристик личности для создания потенциала горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений вообще и как адаптация ин-

© Гарбузов И.С., Дуран Т.В., 2022

Гарбузов Игорь Сергеевич - аспирант по направлению 39.06.01 «Социологические науки», АНО ВО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург), e-mail: igorgar@e1.ru.

Дуран Татьяна Валентиновна - канд. социол. наук, доцент кафедры управления персоналом и социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» (г. Екатеринбург), e-mail: tatyanaduran1978@gmail.com.

дивида в определенной социально-профессиональной группе [2, c. 36]. Сказанное соответствует содержанию вторичной социализации, подразумевающей в числе прочего усвоение ролей в условиях разделения труда [3, c. 28], если следовать парадигме социального конструкционизма П. Бергера и Т. Лукмана. Таким образом осуществляется приобщение субъекта к профессиональной субкультуре.

В процессе профессиональной социализации происходит профессиональное самоопределение индивида, включающее совокупность практик по формированию профессиональной идентичности, которая подразумевает профессиональные ценности, видение собственной специализации в широком спектре профессий, профессиональную роль в организации [4, с. 474]. Профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни, но особое значение в этом процессе имеет период получения профессионального образования (среднего, высшего) [5, с. 109]. В современных условиях рынка труда, чью нестабильность усилили сначала пандемия коронавируса, приведшая к кризису целых отраслей, а затем и введение Западом полномасштабных санкций против России, на первый план выходит динамическая составляющая профессиональной идентичности - способность индивида перестраиваться от одного на другой вид деятельности, корректировать ценностное отношение в зависимости от принадлежности к профессиональной общности. В контексте сказанного актуализируется рассмотрение феномена и концепта soft skills (гибкие навыки).

Методология. Цель данной статьи - выявить, насколько современная система среднего профессионального образования ориентирована на развитие soft skills у обучающихся. Прежде всего мы рассматриваем само понятие «soft skills» в научной литературе. В качестве основных методов мы используем анализ документов (законодательство, ФГОС, образовательные программы) на наличие соответствия содержания идее формирования гибких навыков, а также экспресс-опрос студентов профессиональной образовательной организации для выяснения субъективного мнения о значимости soft skills в построении профессиональной карьеры.

Основная часть. Термин «soft skills» активно используется последние десятилетия и обозначает совокупность неспециализированных, надпрофес-сиональных, связанных с личностными параметрами и талантами универсальных навыков, которые способствуют гармоничному и эффективному взаимодействию с другими людьми [6, c. 71] в процессе трудовой деятельности внутри одной отрасли, а также позволяют перемещаться между отраслями, сохраняя при этом свою востребованность [7, с. 145]. Как правило, к soft skills относят широкий ряд личностных характеристик: управленческие навыки и лидерские качества; продуктивное, аналитическое мышление; навыки общения и презентации, взаимодействия и работы в команде; самоорганизацию, тайм-менеджент и волевые качества; активность и эмоциональную устойчивость; ЗОЖ и умение оказать первую помощь и др.

В обыденном сознании некоторые из этих параметров не считаются востребованными в профессиональной деятельности. Однако происходящие трансформации в структуре бюджетов времени, связанные с ускоряющейся информатизацией труда, развитием фриланса, появлением новых онлайн-профессий (блоггинг) неминуемо ведут к корректировке портрета работника-профессионала, обладающего карьерным потенциалом [8, с. 167]. Еще в 1927 г. классик социологии П.А. Сорокин затрагивал вопросы формирования гибкости и вариативности поведенческих навыков, готовности к модификациям, рассуждая об усилении межпрофессиональных и внутрипрофессиональных циркуляций в обществе как естественном результате все возрастающей социальной мобильности [9, с. 465].

Французский социолог второй половины ХХ в. Ж. Дюмазедье говорил о размывании границ между трудовой деятельностью и досугом, а современный канадский ученый Р. Стеббинс развивает теорию «серьезного досуга» [10, с. 263], в рамках которого индивид может обнаружить и реализовать альтернативы профессионального роста и построить карьеру вне основной специальности. Все это укладывается в известную концепцию текучей современности З. Баумана: нынешнее состояние общества, в котором «правят те, кто наиболее неуловим и свободен передвигаться без предупреждения» [11, с. 131].

Понимание важности развития soft skills в России мы наблюдаем и на государственном уровне. В действующем федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 2) сам процесс образования трактуется как двоякий и включает в себя в первую очередь воспитание, а затем обучение [12]. Именно результатами воспитания являются некоторые из параметров, относимых к soft skills: самодисциплина, волевая сфера, тактичность. Оживляется интерес к вопросам воспитания: в 2020 г. в закон «Об образовании в РФ» внесены изменения, обязывающие образовательные организации разрабатывать рабочие программы воспитания, включать их в программы профессиональной подготовки по каждой специальности (ст. 12, п. 9.1) [12].

На уровне федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) мы наблюдаем ту же логику разделения компетенций на профессиональные, соответствующие hard skills, и общие (soft skills). Например, в проекте ФГОС среднего профессионального образования по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в разделе III «Требования к результатам освоения образовательной программы» среди общих компетенций (ОК), которыми должен обладать выпускник, наличествуют следующие: «осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культур-

ного контекста; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности» [13]. Для оценки эффективности работы в рамках реализации программ воспитания введен показатель «личностные результаты», который тоже соотносится с soft skills: забота о цифровой безопасности, сохранение психологической устойчивости [14].

Мы видим стремление регламентировать процесс формирования soft skills, на который, в отличие от развития конкретных профессиональных навыков, противоречиво влияет множество факторов: отношения в семье, социальное окружение, общественные ценности и моральные установки, медиа и др.

Важным этапом профессиональной социализации является получение специального образования, которое во многом зависит от степени профессиональной ориентированности индивида, поступающего в колледж или вуз. В нашем исследовании мы остановимся на обучающихся в системе среднего профессионального образования (профессиональных образовательных организаций, ПОО), развитию которой сегодня уделяется большое внимание в связи с дефицитом квалифицированных рабочих кадров в стране. Возрастные границы обучающихся колледжа - 16-21 год. Можно ли назвать обучающегося колледжа студентом? Те, кто поступают после 9 классов школы, как бы являются еще старшеклассниками. В этом заключается пограничность положения контингента ПОО, которая обнаруживается здесь еще более рельефно, нежели в вузе. Изначально в статусе студента заложен маргинальный элемент: он уже не школьник, но еще не профессионал; он может совмещать учебу с работой. В теории социализации Э. Эриксона это граница двух возрастных этапов - юности с присущем ей поиском эгоидентичности (кем быть?) и молодости, стремящейся к интимности [15, с. 354]. У отечественного классика Л.С. Выготского пубертатный период, ведущей деятельностью в котором является интимно-личностное общение, оканчивается кризисом 17 лет, ознаменовывающим переход на стадию юности. На данном этапе важную роль играет формирование навыков саморегуляции у индивида [16]. Экзистенциальные страхи, неуверенность, открытость, неопределенность будущего и в то же время амбициозность, перспективность - это черты обучающегося ПОО, относящегося к социально-демографической категории «молодежь» - возрастной группы 14-30 лет, для которой характерны становление и обретение социальной зрелости, усвоение главных социальных ролей и функций, самоопределение и самоидентификация [17, с. 220].

Каковы гарантии того, что к окончанию колледжа у индивида будут сформированы soft skills? А ведь некоторые из них должны быть развиты уже к окончанию средней школы, на что есть социальный заказ, воплощенный в понятии «портрет ученика школы», сформулированном в ФГОС [18, с. 5]. По мнению ряда исследователей, формирование soft skills происходит на протяжении всей жизни [19]. Пока новая модель со сменой приоритетов на развитие гибких навыков находится в стадии становления. В определенной мере этот

процесс замедляют традиционные установки педагогов и ценностные ориентиры российского общества в целом. По результатам исследования Л.К. Раицкой и Е.В. Тихоновой (2018), посвященного изучению представлений о soft skills преподавателей и студентов университетов, в российском высшем профессиональном образовании на сегодняшний день не выражена ориентация на концепцию «soft skills», отсутствует понимание гибких навыков как необходимого условия эффективности трудовой деятельности выпускников. Значительная доля педагогов и основная часть студентов вообще не представляют, что такое soft skills [20, с. 359]. В 2018 г. Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер изучили уровень сформирован-ности некоторых гибких навыков у студентов одного из отечественных вузов. Они выявили у большинства респондентов осознанную ориентацию на личностный рост, высокий уровень самодисциплины и в то же время - низкий и средний уровни развития аналитических навыков, неуверенность в себе, отсутствие мотивации овладения профессией [6, с. 83]. В этом же году белорусская компания TiES провела исследование отношения разработчиков к гибким навыкам. Результаты показали, что soft skills востребованы в сфере IT: сотрудники осознают важность навыков принятия решений, умения точно определить проблему, структурность и четкость речи в своей работе. В качестве наиболее популярных способов развития soft skills испытуемые выделили общение с опытными людьми, обмен опытом. Многие респонденты отметили, что нынешние форматы обучения уже устарели и требуют пересмотра [19].

Задача нашего эмпирического исследования - выявление субъективной оценки обучающимися ПОО значимости гибких навыков в построении профессиональной карьеры. Осознание необходимости - это основа мотивации к развитию. Мы разработали анкету и провели экспресс-опрос студентов ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж» 10 специальностей разных курсов в мае 2021 г. Данная ПОО готовит в основном специалистов технических профессий в сфере строительства и обслуживания зданий и сооружений, автоматизации и информационных технологий. В исследовании приняли участие 418 человек, из них 60,8 % - юноши. Термин «soft skills» в тексте опросника не использовался, поскольку не всем он знаком, а предлагалось выявить значимость конкретных навыков и способы их развития.

68,4 % респондентов (74,3 % девушек и 65,3 % юношей) считают, что для построения успешной профессиональной карьеры нужны не только знания/умения/навыки по специальности, но и soft skills. Далее обучающимся было предложено из пяти блоков выделить группы наиболее необходимых, по их мнению, внепрофессиональных качеств и параметров личности (рис. 1). Большая часть исследуемых поставила на первое место навыки общения, взаимодействия, работы в команде. Это 79,4 % из тех, кто признал важность soft skills. На втором месте блок «стрессоустойчивость», его выбрали 71,3 %. Почти столько же отметили необходимость навыков самоорганизации, самодис-

циплины, управления временем - 69,9 %. Лидерские качества, навыки управления (60,8 %) и творческий подход в выполнении работы (59,8 %) выбраны наименьшим количеством респондентов. По трем лидирующим показателям (коммуникация, стрессоустойчивость, самодисциплина) признание важности soft skills у девушек выше, чем у юношей на 7-17 %, в зависимости от конкретного внепрофессионального качества.

Рис. 1. Значимость отдельных видов soft skills для студентов в % от общего числа респондентов, отметивших важность развития гибких навыков

Значимость тех или иных параметров различается на разных годах обучения (рис. 2). Первокурсники считают наиболее важными soft skills самодисциплину (79,2 %) и творческий подход (70,2 %). Высокая оценка последнего связана с большей вовлеченностью студентов первого года обучения в организованные внеучебные креативные события (конкурсы, фестивали, кружки) как средство адаптации к условиям колледжа. Дальнейшая профессионализация студентов (преобладание спецдисциплин, прохождение практик) ведет к снижению творческой активности от года к году. Лишь 43,6 % четверокурсников отмечают значимость творческого подхода для профессиональной карьеры. Зато на последнем году обучения наблюдается рост по показателю «лидерские и управленческие навыки». Их необходимость отмечают 85 % студентов выпускного курса и лишь 57,4 % первокурсников.

Основным средством развития soft skills (рис. 3) большинство испытуемых считает самообразование, чтение книг, просмотр тематических видео - 64 %. Вторым по значимости является прохождение дополнительных курсов, повышение квалификации - 54,5 %. Половина (51,4 %) обучающихся считают, что занятия спортом - это средство формирования качеств, необходимых для по-

строения профессиональной карьеры1; 40,9 % опрошенных увидели возможности развития в творческой деятельности самостоятельно или в кружках/секциях. На последнем месте добровольчество/волонтерство - 23 %.

Рис. 2. Значимость отдельных видов soft skills для студентов в % от общего числа респондентов, отметивших важность развития гибких навыков. Распределение по годам обучения

Рис. 3. Средства развития soft skills, по мнению студентов, в % от общего числа респондентов, отметивших важность развития гибких навыков

Выводы. В нормативной базе и регламентирующих документах среднего профессионального образования мы обнаружили стремление следовать общемировому тренду формирования soft skills как необходимых качеств выпуск-

1 Вероятно, респонденты понимают занятия спортом как способ развития волевых качеств личности, навыков эффективного взаимодействия, самодисциплины.

ника, обеспечивающих оптимальное выполнение трудовых функций и способствующих карьерному росту. При этом само понятие не фигурирует в законодательстве, образовательных стандартах и программах.

По результатам опроса около 2/3 обучающихся ПОО технического профиля видят необходимость формирования и развития soft skills для построения профессиональной карьеры. У девушек этот показатель немного выше, что может быть интерпретировано как понимание ими важности дополнительных навыков в условиях конкуренции среди работников технической сферы (строители, газовики, электрики, монтажники), где преобладают мужчины. В целом представители юношества, получающие среднее профессиональное образование, в той или иной мере осознают тенденции, происходящие на рынке труда. Одна треть - а это достаточно высокий показатель - придерживается традиционного взгляда и полагает, что достаточно лишь знаний, умений и навыков по специальности, приобретаемых на уроках и при прохождении практик.

Наиболее важным внепрофессиональным фактором карьеры большинство обучающихся считают коммуникативные качества и навыки взаимодействия. Креативность и лидерство, по мнению большинства, не настолько важны успешному специалисту. При этом значимость креативности падает от курса к курсу, а осознание важности лидерства, наоборот, возрастает, что связано с погружением старшекурсников в профессию во время прохождения практики на производстве, где они включаются в иерархическую организационную структуру предприятия, примеряют на себя социальные роли в системе «начальник - подчиненный». Оба параметра - творческий подход и наличие управленческих навыков - высоко оцениваются работодателями [21, с. 528].

Самыми действенными способами развития soft skills обучающиеся ПОО признают самообразование через изучение специальной литературы и просмотр фильмов, а также прохождение дополнительных курсов. Поддерживаемое на уровне государства волонтерское движение с заявленным потенциалом личностного роста и построения карьеры менее всего осознается обучающимися как средство формирования гибких навыков.

Таким образом, мы видим противоречия между общемировыми тенденциями на рынке труда, декларируемыми ориентирами и субъективным мнением обучающихся. Подтверждается предположение, что развитие концепции soft skills, находящее отражение в подходах к построению системы профессионального образования в России, на практике встречает препятствия в виде инерции стереотипов и прежних установок в отношении к трудовой деятельности.

Список литературы

1. Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. -№ 1. - С. 12-16.

2. Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. - 2014. - № 1. - С. 32-43.

3. Окольская Л. А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. - 2010. -№ 1 (2). - С. 25-33.

4. Briggs A.R.J. Exploring professional identities: middle leadership in further education Colleges // School Leadership & Management: Formerly School Organization. - 2007. - № 27. - P. 471-485.

5. Теняева О.В., Тоболевич О.А. Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского: Социология. Педагогика. Психология. - 2018. - Т. 4 (70), № 4. - С. 107-115.

6. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. - 2019. - № 21 (8). - С. 65-89.

7. Огарева Е.И., Лик Н.В. Роль гибких навыков (soft skills) в компетент-ностной модели выпускника магистратуры и аспирантуры // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХИГС. - СПб., 2018. - С. 145-149.

8. Гарбузов И.С. Потенциал «серьезного» досуга в формировании мета-профессиональных качеств специалиста: мнение обучающихся системы среднего профессионального образования // Проблема психологической безопасности в глобальном и локальном современном мире: материалы XII Между-нар. симп. / Гуманитар. ун-т. - Екатеринбург, 2021. - С. 166-172.

9. Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. М.В. Соколовой; под ред. В.В. Сапова. - М.: Academia; LVS, 2005. - 588 с.

10. Stebbins R. Leisure as not Work: A (far too) Common Definition in Theory and Research on Free-Time Activities // World Leisure Journal. - 2018. -Vol. 60, no. 4. - P. 255-264.

11. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асоча-кова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

12. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/? (дата обращения: 10.03.2022).

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (не вступил в силу) [Электронный ресурс]: Приказ М-ва образования и науки РФ от 10 янв. 2018 г. № 2. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71767132/ (дата обращения: 22.03.2022).

14. Программы воспитания [Электронный ресурс] / Ин-т развития профес. обр. - URL: https://firpo.ru/upbringing-programms/? (дата обращения: 22.03.2022).

15. Эриксон Э. Детство и общество: пер. с англ. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

16. Возрастная периодизация Л.С. Выготского в виде таблицы [Электронный ресурс]. - URL: https://goodworkstudios.ru/ponyatiya-psychology/245-krizisvozrasts.html (дата обращения: 22.02.2022).

17. Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2017. - № 3. - С. 200-223.

18. Авдякова К. А. Портрет ученика школы // Амурский научный вестник. -2017. - № 1. - С. 5-10.

19. Исследование soft skills: как к этим навыкам относятся разработчики [Электронный ресурс]. - URL: https://techrocks.ru/2018/11/17/developers-soft-skills-research/ (дата обращения: 22.03.2022).

20. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Психология и педагогика. - 2018. - № 3. - С. 350-363.

21. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Виноградова С. А. Навыки будущего: значимость и условия развития в российских компаниях // Московский экономический журнал. - 2020. - № 2. - С. 524-534.

References

1. Doroshenko O.M. Poniatie sotsializatsii lichnosti: faktory, mekhanizmy, etapy [The concept of socialization: Factors, mechanisms, stages]. Psikhologiia i pedagogika sluzhebnoi deiatel'nosti, 2020, no. 1, pp. 12-16.

2. Vaisburg A.V. Model' protsessa professional'noi sotsializatsii spetsialista [The process model of professional socialization specialist]. Professional'naia orientatsiia, 2014, no. 1, pp. 32-43.

3. Okol'skaia L.A. Sotsializatsiia s tochki zreniia sotsial'nogo konstruktivizma i teorii sotsial'nogo vosproizvodstva [Socialization from the point of view of social constructivism and theories of social reproduction]. Voprosy vospitaniia, 2010, no. 1 (2), pp. 25-33.

4. Briggs A.R.J. Exploring professional identities: Middle leadership in further education colleges. School Leadership & Management: Formerly School Organization, 2007, no. 27, pp. 471-485.

5. Teniaeva O.V., Tobolevich O.A. Osobennosti professional'noi identichnosti studentov raznykh urovnei obrazovaniia [Peculiarities of professional identity of students of different levels of education]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo: Sotsiologiia. Pedago-gika. Psikhologiia, 2018, no. 4, pp. 107-115.

6. Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo sa-moosushchestvleniia studentov [Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment]. Obrazovanie i nauka, 2019, no. 21 (8), pp. 65-89.

7. Ogareva E.I., Lik N.V. Rol' gibkikh navykov (soft skills) v kompe-tentnostnoi modeli vypusknika magistratury i aspirantury [The role of soft skills in the competence model of graduate and postgraduate students]. Proc. of Acad. Conf. in NWIM RANEPA, 2018, pp. 145-149.

8. Garbuzov I.S. Potentsial "ser'eznogo" dosuga v formirovanii meta-professional'nykh kachestv spetsialista: mnenie obuchaiushchikhsia sistemy srednego professional'nogo obrazovaniia [The potential of "serious" leisure in metaprofessional qualities formation of a specialist: Opinion of secondary vocational education students]. Problema psikhologicheskoi bezopasnosti v global'nom i lokal'nom sovremennom mire. Proc. of 12th Int. Simposium. The Liberal Arts University, 2021, pp. 166-172.

9. Sorokin P. Social and cultural mobility (Russ. ed.: Sorokin P.A. Sotsial'naia mobil'nost'. Ed. V.V. Sapov. Moscow, Academia, LVS, 2005, 588 p.).

10. Stebbins R. Leisure as not work: A (far too) common definition in theory and research on free-time activities. World Leisure Journal, 2018, vol. 60, no. 4, pp.255-264.

11. Bauman Z. Liquid modernity (Russ. ed.: Bauman Z. Tekuchaia sovremennost'. St. Petersburg. Piter, 2008, 240 p.).

12. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) [On education in the Russian Federation (rev. 01.03.2022)]. Federal law dated 29.12.2012, No. 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/? (accessed 10.03.2022).

13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniia po spetsial'nosti 08.02.01 Stroitel'stvo i ekspluatatsiia zdanii i sooruzhenii (ne vstupil v silu) [On approval of secondary vocational education federal standard for the specialty 08.02.01 Construction and operation of buildings and structures (draft)]. Order of the RF Ministry of Education and Science dated 10.01.2018, No. 2, available at: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71767132/ (accessed 22.03.2022).

14. Programmy vospitaniia [Educational programs]. Available at: https://firpo.ru/upbringing-programms/? (accessed 22.03.2022).

15. Erikson E.H. Childhood and society (Russ. ed.: Erikson E. Detstvo i obshchestvo. 2nd ed. St. Petersburg, Lenato, ACT, Universitetskaia kniga, 1996, 592 p.).

16. Vozrastnaia periodizatsiia L.S. Vygotskogo v vide tablitsy [Lev Vy-gotsky's age psychology in the form of a table]. Available at: https://good-workstudios.ru/ponyatiya-psychology/245 -krizisvozrasts.html (accessed 22.02.2022).

17. Elishev S.O. Molodezhnaia problematika i podkhody k opredeleniiu poniatiia "molodezh'" v sotsiologii [Youth problematic and approaches to the defini-

tion of "youth" in sociology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiia ipolitologiia, 2017, no. 3, pp. 200-223.

18. Avdiakova K.A. Portret uchenika shkoly [Portrait of a school student]. Amurskii nauchnyi vestnik, 2017, no. 1, pp. 5-10.

19. Issledovanie soft skills: kak k etim navykam otnosiatsia razrabotchiki [Soft skills research: How developers feel about these skills]. Available at: https://tech-rocks.ru/2018/11/17/developers-soft-skills-research/ (available at 22.03.2022).

20. Raitskaia L.K., Tikhonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelei i studentov rossiiskikh universitetov v kontekste mirovogo opyta [Perceptions of soft skills by Russia's university lecturers and students in the context of the world experience]. VestnikRUDN. Seriia: Psikhologiia ipedagogika, 2018, no. 3, pp. 350-363.

21. Prokhorova M.P, Lebedeva T.E., Vinogradova S.A. Navyki budushchego: znachimost' i usloviia razvitiia v rossiiskikh kompaniiakh [Skills of the future: Significance and conditions in Russian companies]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 2020, no. 2, pp. 524-534.

Оригинальность 85 %

Поступила 19.04.2022 Одобрена 17.05.2022 Принята к публикации 28.09.2022

I.S. Garbuzov, T.V. Duran

IMPLEMENTATION OF THE SOFT SKILLS DEVELOPMENT TREND IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The article discusses the concept of soft skills, the formation of which is a global trend in the labor sphere. The characteristic of flexible skills is given in the context of professional socialization, interpreted from the standpoint of sociology. The most widespread classification of soft skills is proposed. The processes taking place in the labor market under conditions of automation and informatization, as well as changes in the time budgets of individuals caused by the blurring of the boundaries between work and leisure in postmodern society are characterized. The positions of some foreign theories of the last decades in the sociology of culture, explaining the above phenomena, are summarized. The authors offer a review of recent studies on flexible skills in Russia and Belarus, giving examples of the regulation of the need for the formation of soft skills in regulatory documents in accordance with the priorities of the educational policy of the Russian Federation. We reveal to what extent the trend of the development of flexible skills is reflected in the national legislation, educational standards and programmes. The relationship between the actualization of education as an educational trend in recent years and the demand for the formation of soft skills through the consideration of the concepts of "general competencies" and "personal results" is revealed. The characteristic of the potential for the formation of soft skills in students is given. The features of the contingent of students of professional educational organizations are highlighted, taking into account age and psychosocial characteristics. The paper also presents the results of a 2021 sociological survey aimed at identifying the personal opinion of students of one of the technical colleges Yekaterinburg, Russia about the importance of specific types of soft skills and the optimal means of their development in building a working career. The assessment of the orientation of vocational education on the formation of flexible skills in Russia is discussed.

Keywords: soft skills, flexible skills, professional socialization, labor market, serious leisure, student life, college, education, upbringing, supra-professional skills, studentship.

Igor S. Garbuzov - Postgraduate Student (Sociology), University of Humanities, Yekaterinburg, e-mail: igorgar@e1.ru.

Tatyana V. Duran - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Personnel Management and Sociology, Ural State University of Railway Engineering, Yekaterinburg, e-mail: tatyana-duran1978@gmail.com.

Received 19.04.2022 Accepted 17.05.2022 Published 28.09.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Гарбузов, И.С. Реализация тенденции развития soft skills в системе среднего профессионального образования / И.С. Гарбузов, Т.В. Дуран // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 3. - С. 60-72.

Please cite this article in English as:

Garbuzov I.S., Duran T.V. Implementation of the soft skills development trend in the secondary vocational education system. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. 60-72 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.