Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ 1 И 2 КУРСОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ 1 И 2 КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОТБОР ТЕКСТА / АНАЛИЗ ТЕКСТА / ПРЕДТЕКСТОВЫЕ И ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Мирзоева Гулноза Ахмаджоновна

Статья посвящена вопросам реализации текстоориентированного подхода на начальном этапе работы по формированию коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции у студентов 1 и 2 курсов. Отмечается, что использование текстов и заданий к ним на практических занятиях по развитию речи знакомит студентов с текстообразующими свойствами грамматических единиц, их ролью в организации текстов, а также помогает перенести знания о грамматике в практическую (речевую) деятельность. Делается вывод о том, что для формирования у студентов знаний о грамматических структурах и текстообразующих свойствах грамматических единиц необходимо проводить многоаспектный анализ текстов, а также выполнять языковые, речевые и текстовые задания и упражнения, примеры которых представлены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Мирзоева Гулноза Ахмаджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TEXT-ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN 1ST AND 2ND YEAR STUDENTS

The article dwells on the implementation of text-oriented approach at the initial stage of work on the formation of communicative, linguistic and language competence in students of the 1st and 2nd courses. It is noted that the use of texts and tasks for them in practical classes on the development of speech introduces students to the text-forming properties of grammatical units, their role in the organization of texts and also helps to transfer knowledge about grammar into practical (speech) activities. It is concluded that in order to form students' knowledge about grammatical structures and text-forming properties of grammatical units, it is necessary to carry out a multidimensional analysis of texts, as well as perform language, speech and text tasks and exercises, examples of which are presented in the given article.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ 1 И 2 КУРСОВ»

УДК 371.01

DOI:10.51844-2077-4990-2022-3-149-153

РЕАЛИЗАЦИЯ Камолова Муаззам Файзуллаевна, доцент ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО кафедры методики преподавания русского языка ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ и литературы; Мирзоева Гулноза КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Ахмаджоновна, магистрант 2-го курса У СТУДЕНТОВ 1 И 2 КУРСОВ факультета русской филологии ГОУ "ХГУ

имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

ТАТБИЩИРУЙКАРДИ Камолова Муаззам Файзуллоевна, дотсенти МАТНМЕХРАРДАРШАКЛГИРИИ кафедраи методикаи таълими забон ва САЛОХДЯТИКОММУНИКАТСИОНИИ адабиетирус; Мирзоева Гулноза Ахмадцоновна, ДОНИШЦУЁНИ КУРСХОИ ЯКУМ ВА магистранти курси 2-и факултаи филологияи

ДУЮМ руси МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд) IMPLEMENTATION OF Kamolova Muazzam Faizullaevna, Associate TEXT-ORIENTED APPROACH IN THE Professor of the department of the Russian FORMATION OF COMMUNICATIVE language and its methods of teaching; Mirsoeva COMPETENCE IN 1ST AND 2ND YEAR Gulnoza Ahmadjonovna, magistrant of the 2-ng

STUDENTS year of the Faculty of Russian Philology of the SEI "KhSU" named after acad. B.Gafurov" (Tajikistan, Khujand),E-mail:kamolova@mail. tj Ключевые слова: текстоориентированный подход, текстообразующая функция грамматических единиц, коммуникативная компетенция, отбор текста, анализ текста, предтекстовые и послетекстовые задания

Статья посвящена вопросам реализации текстоориентированного подхода на начальном этапе работы по формированию коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции у студентов 1 и 2 курсов. Отмечается, что использование текстов и заданий к ним на практических занятиях по развитию речи знакомит студентов с текстообразующими свойствами грамматических единиц, их ролью в организации текстов, а также помогает перенести знания о грамматике в практическую (речевую) деятельность. Делается вывод о том, что для формирования у студентов знаний о грамматических структурах и текстообразующих свойствах грамматических единиц необходимо проводить многоаспектный анализ текстов, а также выполнять языковые, речевые и текстовые задания и упражнения, примеры которых представлены в данной статье.

Вожа^ои калиди: руйкарди матнмеувар, вазифауои матнсози воуидуои грамматики, салоуияти коммуникативи, интихоби матн, таулили матн, вазифауои пешматн ва пасматн

Мацола ба татбици руйкарди матнмеувар дар маруилаи ибтидоии кор оид ба ташаккули салоуияти коммуникативи, забоншиноси ва забонии донишцуёни курсуои аввалу дувум бахшида шудааст. Цайд карда мешавад, ки истифодаи матн ва супоришуои матни дар дарсуои амали оид ба рушди нутц донишцуёнро бо вижагиуои матнсози воуидуои грамматики, нацши онуо дар созмондиуии мутун ошно намуда, уамчунин барои дар амалия цори намудани донишуои грамматикии онуо мусоидат мекунад. Хулоса мешавад, ки барои ташаккули дониши хонандагон оид ба сохтори грамматики ва вижагиуои матнсози воуидуои грамматики лозим аст таулили чандтарафаи мутун, инчунин ицрои супоришу машцуои забони, гуфторй ва матни анцом дода шавад, ки, намунауои он дар мацола оварда шудаанд.

Key words: text-oriented approach, text-forming function of grammatical units, communicative competence, text selection, text analysis, pre-text and post-text tasks

The article dwells on the implementation of text-oriented approach at the initial stage of work on the formation of communicative, linguistic and language competence in students of the 1st and 2nd courses. It is noted that the use of texts and tasks for them in practical classes on the development of speech introduces students to the text-forming properties of grammatical units, their role in the organization of texts and also helps to transfer knowledge about grammar into practical (speech) activities. It is concluded that in order to form students' knowledge about grammatical structures and text-forming properties of grammatical units, it is necessary to carry out a multidimensional analysis of texts, as well as

perform language, speech and text tasks and exercises, examples of which are presented in the given article.

Одна из задач преподавания филологических дисциплин в вузах - развитие речи студентов. Основная задача учебного учреждения, в частности факультета русской филологии, готовящего будущих учителей, познакомить студентов с богатейшими выразительными средствами русского языка, привить навыки умелого употребления слов, построения речевых высказываний, заложить основы речевой культуры.

Основная цель языковых вузов, готовящих учителей-словесников, в том числе русистов, заключается в формировании профессионально-коммуникативной компетентности студентов в условиях обучения русскому языку, в теории и методике обучения.

Однако достижение данной цели связано с определенными трудностями, вызванными, на наш взгляд, некоторыми противоречиями. Во-первых, существует противоречие между реальным уровнем владения русским языком студентами-первокурсниками филологических факультетов вузов и ожидаемым уровнем владения русским языком выпускниками старших классов школ РТ. Во-вторых, имеется противоречие между обозначенной в вузовской программе целью обучения и несовершенством методики формирования коммуникативной компетенции учащихся. К данному выводу мы пришли, проанализировав результаты промежуточного контроля и итогового экзамена, а также наблюдая за речью студентов во время занятий и внеаудиторной ситуации.

На наш взгляд, содержание обучения практическому русскому языку не соответствует задачам подготовки квалифицированного специалиста в области русской филологии, оно должно быть дополнено новыми понятиями, знаниями и умениями. Также для достижения цели в подготовке квалифицированного учителя-русиста необходимо изменить подходы к развитию устной и письменной речи студентов.

На 1 и 2 курсах в основном преподаются дисциплины, направленные на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Здесь основным средством обучения выступают тексты. В процессе изучения текстов студенты, опираясь на полученные ранее знания, осваивают основные культурные ценности, отраженные в языке или постигаемые с помощью языка, но не всегда вникают в суть текстообразующих свойств грамматических единиц. Это происходит потому, что на занятиях по развитию речи часто работа над текстом ограничивается пересказом или выполнением заданий репродуктивного характера. В то же время работа с текстом на практических занятиях является одним из направлений развития творческих способностей учащихся[5, с.181].

И поэтому, по нашему мнению, на начальном этапе работы по формированию у студентов-филологов коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции должны использоваться тексты, благодаря чтению которых должно проходить знакомство студентов с текстообразующими свойствами грамматических единиц, их роли в организации текстов. Знание текстообразующей функции грамматических категорий, форм и конструкций поможет студентам воспринимать текст с учетом целесообразности использования тех или иных средств и сознательно подходить к их выбору при конструировании собственных текстов. Только в этом случае студенты смогут перенести знания по грамматике в практическую (речевую) деятельность.

Какие шаги должны предпринимать преподаватели для того, чтобы изменить методическую систему развития устной и письменной речи студентов и улучшить речевую деятельность обучающихся?

Мы предполагаем следующий подход в данном направлении:

1) подготовить пакет учебных материалов и рабочие программы для использования на практических занятиях по дисциплинам «Практический курс русского языка» и «Развитие речи»;

2) отобрать тексты различного стиля для изучения;

3) разработать методику анализа текста;

4) разработать систему заданий и упражнений, направленных на осмысление студентами текстообразующей функции грамматических единиц.

Какие тексты должен отбирать преподаватель для изучения на занятиях и для самостоятельной работы студентов?

Для начального этапа обучения формирования коммуникативной компетенции у студентов необходимо выбрать небольшие по объему художественные прозаические тексты либо отрывки из художественных произведений, обладающие композиционной и смысловой завершенностью.

Они являются эффективным средством изучения грамматического строя русского языка, а т акже отвечают принципу интегрированного обучения русскому языку и литературе.

Затем вводить аутентичные тексты, которые, во-первых, представляют собой жанры профессионального дискурса; во-вторых, расширяют кругозор студентов в области тех научных знаний, которые они постигают, изучая специальные науки, а также в области знаний о культуре страны изучаемого языка; в-третьих, воспитывают коммуникативную личность специалиста [2].

На занятиях преподаватель должен создавать условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Здесь студенты учатся применять эти знания в речевой практике, анализировать текст (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ), использовать языковые средства и создавать свои тексты.

В методике преподавания русского языка имеется широко представленный тип упражнений, способствующих переходу от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний,— это различного рода преобразования исходного дидактического материала.

Приведем основные разновидности упражнений каждого из названных типов:

I. Анализ готового материала

1. Наблюдение по специально подготовленным вопросам и заданиям;

2. Выделение и характеристика нужных элементов;

3. Сравнение сопоставимых явлений языка;

4. Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задач, условий, содержания высказывания.

II. Преобразование данного языкового материала

1. Языковой эксперимент;

2. Синонимические замены данных языковых фактов;

3. Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям, схемам);

4. Распространение исходного материала;

5. Сжатие данного построения [2].

Умения и навыки, формируемые в процессе работы по развитию связной речи студентов, имеют свои особенности: с их помощью студенты осваивают опыт творческой деятельности по созданию текста. Создавая речевое произведение, студенты используют усвоенные ранее способы речевой деятельности применительно к предложенной преподавателем теме высказывания, к данной или найденной самостоятельно речевой задаче (убедить в чем-то слушателей, передать определенную информацию, вызвать сочувствие и т. д.). В этом случае осуществляется перенос знаний и умений в новые обстоятельства — это одна из черт учебной творческой деятельности.

Для соврешенствования умений и навыков необходимо подготовить систему заданий и упражнений, в основе которых лежит анализ текста.

При составлении упражнений и определении последовательности их выполнения, по нашему мнению, следует опираться на выделенные Н.А. Ипполитовой три этапа изучения средств языка на текстовой основе.

Содержанием упражнений первого этапа является нахождение изучаемых грамматических единиц в тексте, определение их роли в выражении и реализации основных категорий текста. Содержанием упражнений второго этапа является тренировка в использовании грамматических единиц в реализации основных категорий текста. На данном этапе используются упражнения на дополнение, трансформацию, восстановление текстов, устранение ненужных повторов и т.п. Содержанием упражнений третьего этапа является создание самостоятельных связных высказываний и текстов [2].

При этом следует помнить о том, что при работе с текстом принято выделять задания: предтекстовые, притекстовые и послетекстовые, необходимые для формирования навыков говорения и письма.

Приведем примеры таких заданий:

Так, например, на занятиях по развитию речи студентов 1 курса можно познакомить с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Практическая часть:

I. Предтекстовые задания:

1. Объясните значения приставок в следующих словах: перекладные, расплатиться, бесстыдный, раскаяние, разболеться, привести, проехать.

2. Проанализируйте однокоренные слова. Придумайте с некоторыми из них предложения.

Запрягать - упряжь. Небрежение - пренебрегать - небрежный. Надивиться - дивный - диво. Смиренный - помириться - мир

3. Как вы понимаете выражения? Лошади были в разгоне.

Прошел день, и гусар совсем оправился. Старик не снес своего несчастья. Бедняга занемог сильною горячкою. Сердце старика закипело. II. Послетекстовые задания

4. Как вы поняли текст?

Кто такие станционные смотрители?

Как относились станционные смотрители к рассказчику?

Кто такие Самсон Вырин и Дуня?

Кто приехал однажды на станцию?

Кто из персонажей повести неожиданно заболел?

Внимательно вчитаемся в текст.

5. Каким образом природа и время года связаны с описанием событий?

Найдите в тексте предложение:

«Старик не снес своего несчастья, он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Проанализируйте композиционное значение этой фразы. Какое эмоциональное воздействие оказывает она на читателя?

Обратите внимание на слово «старик» [1].

6. В рамках работы над подобными текстами следует выделять такие типы заданий, как: прочитайте по ролям; объясните, почему текст так называется; коротко перескажите текст; что вы узнали из текста; сформулируйте основную мысль автора.

Подобные задания можно усложнять, учитывая коммуникативный уровень студентов. Студенты должны выполнять упражнения, развивающие навыки догадки на основе словообразования: найти однокоренные слова, образовать от существительных прилагательные и многие др.

Наряду с предложенными типами заданий существуют упражнения другого типа, такие как: дать название тексту и аргументировать свой ответ;

самостоятельно членить текст на смысловые блоки (небольшие темы); найти 3-5 предложений, в которых заключается основное содержание текста; перечислить последовательность всех действующих лиц; назвать по порядку все места действия, указанные в тексте.

Наряду с коммуникативными заданиями после прочтения текста, студентам предлагается работа, которая носит грамматический характер. Например: Раскройте скобки. Грамматически правильно оформите различные способы выражения времени.

На основании перечисленных заданий, можно сделать вывод о том, что работа с текстом носит коммуникативный характер, происходит выход в речевую практику.

Таким образом, преподаватель должен создавать условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Изучение грамматических структур и текстообразующих свойств грамматических единиц должно осуществляться через многоаспектный анализ текстов, а также через выполнение языковых, речевых и текстовых заданий и упражнений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Городецкая, Е.В. Проза Пушкина: учебное пособие для иностранных студентов / Е.В. Городецкая, Е.М. Воронова. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 56 с.

2. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. Вузов/Н. А.Ипполитова.-М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.

3. Каримова, Д.О.Работа со специализированными текстами на уроках таджикского языка/Д.О.Каримова// Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук.- 2015.-№ 4(45).-С.302-306.

4. Пахнова, Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам / Т.М.Пахнова //Русский язык. - 2001.- №17.

5. Тилляходжаева, М.Н.Работа с текстом на уроках таджикского языка как одна из форм развития творческого потенциала учащихся/М.Н.Тилляходжаева //Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук.- 2021.-2(67).- С.180-183.

REFERENCES:

1. Gorodetskaya, E.V. Pushkin's prose: a textbook for foreign students / E.V. Gorodetskaya, E.M. Voronova. - M.: Science, 2007. - 56 p.

2. Ippolitova, N.A. Text in the system of teaching the Russian language at school: manual for students. - M.: Science, 1998. - 176 p.

3. Karimova, D.O. Work with specialized texts in the lessons of the Tajik language / D.O. Karimova / / Scientific notes of the Khujand State University named after academician B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. - 2015. - No. 4 (45). - P. 302-306.

4. Pakhnova, T.M. From text to word. Work on the development of speech, generalization and systematization of what was studied in preparation for tests, translation and final exams // Russian language. - 2001.- No. 17.

5. Tillyakhojaeva, M.N. Work with the text in the lessons of the Tajik language as one of the forms of development of the creative potential of students / M.N Tillyakhojaeva // Scientific notes of the Khujand State University named after academician B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. - 2021. - 2(67). - P.180-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.