РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ
© Закиян К.С.1
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Разноуровневое обучение рассматривается в образовательной практике как вид педагогической технологии организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения обучения учебного материала. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения глубина и сложность одного и того же учебного материала по географии различна в группах уровня А, В, С. Это дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом с учетом способностей и индивидуальных особенностей личности на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового. В технологии разноуровневого обучения за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по усвоению учебным материалом и его творческому применению в повседневной жизни.
Целью разноуровневого обучения является возможность обеспечить усвоение учебного материала каждым обучающимся, исходя из особенностей его индивидуального развития и субъектного опыта.
В практике обучения географии все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава обучающихся в одной учебной группе, что актуализирует необходимость дифференциации учебного материала по уровням сложности задания (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сложности заданий по географии
Уровень сложности задания Требования к конструированию заданий
Базовый уровень Задания конструируются только для блока планируемых результатов «Выпускник научиться» на системе наиболее значимых элементов курса и трактуются как обязательные для выполнения всеми обучающимися
Повышенный уровень Задания конструируются только для блока планируемых результатов «Выпускник научится» на всех программных содержательных элементах курса и интерпретируются как достижение требований стандарта на уровне выше обязательного
Высокий уровень Задания конструируются для всех планируемых результатов с учетом блока «Выпускник получит возможность научиться» на всех программных содержательных элементах курса и предназначены для выполнения наиболее мотивированными обучающимися
1 Студент кафедры Географии и методики преподавания географических дисциплин. Научный руководитель: Иванищева Н.А., доцент, доктор педагогических наук.
Содержание таблицы свидетельствует, что каждый этап дифференцирован и несет свои требования к выполнению практических заданий, что непосредственно влияет на глубину и качество усвоение знаний обучающимся.
Рассмотрим реализацию технологии разноуровневого обучения на разных этапах усвоения обучающимися знаний в курсе географии.
Этап усвоения обучающимися новых знаний начинается с объяснения материала педагогом в емкой форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебного материала основной части класса. Для остальной части предлагается объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый обучающий по мере усвоения изучаемой географической информации включается в обсуждение, ответы на вопросы одноклассников. Эту работу необходимо организовать как в группах, так и в парах.
Этап закрепления заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается педагогом, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются и коллективно обсуждаются на уроке географии.
Этап подведения итогов урока начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. После само- и взаимопроверки итогового теста обучающиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на уроке. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются педагогом [1].
Наибольшая возможность в реализации разноуровневых работ имеется при изучении обучающимися курса экономической и социальной географии 9-11 классы. Это объясняется тем, что обучающиеся уже обладают необходимым теоретическим объемом географических знаний, специальными географическими умениями и навыками по выполнению практических работ разного уровня сложности: базового, повышенного, высокого.
В ходе педагогической практики на 4-5 курсах в МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга в процессе изучения темы «Межотраслевые комплексы России», 9 класс проведена серия контрольного тестирования, включающая разноуровневые задания (табл. 2).
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к достижению результатов освоения образовательной программы задания контрольного тестирования были разделены на три уровня сложности:
- уровень «А» - изложение в готовом виде (проверяется базовый уровень);
- уровень «Б» - репродуктивный (проверяется высокий уровень);
- уровень «В» - проблемно-творческий (проверяется повышенный уровень) [3, 4].
146
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Таблица 2
Разноуровневые задания контрольного тестирования обучающихся
Уровень и его особенности Вопросы и задания Требования по теоретическому материалу Требования к выполнению практических и самостоятельных работ Примеры тестовых заданий
I уровень. Воспроизведение. Задания на проверку учебного материала, данного в готовом виде. Ответы на задания оцениваются отметкой «3» Где? Кто? Что? Когда? Чему равно? Какие? Какой? Что называется? Что такое? Приведите примеры... Подписать... Найти. Назвать и показать... Овладение умение пересказывать рассказ учителя или параграфа учебника. Знать определение понятий Выполнение практической работы с помощью учителя 1. Основными продуктами черной металлургии являются: 1) чугун; 2) чугун и сталь; 3) чугун, сталь и прокат.
II уровень. Понимание. Задания на применение знаний и умений «по образцу». Например, задания по описанию объекта по карте, на сравнение изученных объектов и явлений по раннее изученному материалу; Ответы на задания оцениваются отметкой «4» Выделение существенных признаков понятий. Назовите существенные признаки понятий. Назовите черты сходства и различия. Какие черты.? Что характерно? Расскажите. Опишите... Прочтите схему, профиль, диаграмму и т.п. Овладение умениями полно и правильно отвечать на любой вопрос учителя по теме. Ответ полный, правильный Работа показывает знания учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Учащиеся используют необходимые источники знаний: атлас, таблицы приложения к учебнику и др. Что такое комбинирование? Почему для черной и цветной металлургии свойственна высокая степень комбинирования производства? В чем отличие комбинатов в черной металлургии от комбинатов в цветной?
III уровень. Творчество. Задания на применение знаний и умений для поиска путей. Например, задания на сравнение объектов, один из которых ранее не изучался; Требующие перестройки ранее усвоенного приема учебной работы в связи с новыми, непривычными условиями задачи. Ответы на задания оцениваются отметкой «5» Объясните почему? От чего зависит? Выясните. Приведите примеры. Какие могут быть последствия? Различий и сходств. Установление причинно-следственных связей. Ответ, правильный, полный, отражающий материал курса. Правильно должно быть раскрыто содержание географических взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний. Выполняется в полном объеме с соблюдением последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно. Приобретают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний. Составить схему всех межотраслевых комплексов РФ и показать взаимосвязь между ними. Какое влияние могут оказывать различные виды транспорта на природную среду? Какой из этих видов транспорта может считаться наиболее экологичным?
Особое значение в реализации нравственного воспитания в школьной географии принадлежит курсу «География России». Курс занимает центральное место и является венцом всего школьного курса географии, играя важную роль в нравственном воспитании учащихся. Реализация этого нравственного потенциала особенно актуальна в подростковом возрасте, где в большей степени находит применение разноуровневое обучение [2].
Таким образом, использование в процессе изучения географии технология разноуровневого обучения позволяет обучающемуся овладеть программным материалом на базовом, повышенном и высоком уровне сложности с учетом его обученности и индивидуальных способностей. Практические задания разного уровня сложности обеспечивают возможность выявить не только конкретные знания по теме, но также проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения по географии.
Список литературы:
1. Сборник разноуровневых заданий по географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/iulltext/sbor/sbor.pdf.
2. Винокурова Н.Ф., Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения курса «География России» // География в школе. -2012. - № 10. - С. 28-33.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Минобрнауки.рф/ документы.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Минобр-науки.рф/документы.