Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиян К.С.

Разноуровневое обучение рассматривается в образовательной практике как вид педагогической технологии организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения обучения учебного материала. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения глубина и сложность одного и того же учебного материала по географии различна в группах уровня А, В, C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ

© Закиян К.С.1

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Разноуровневое обучение рассматривается в образовательной практике как вид педагогической технологии организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения обучения учебного материала. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения глубина и сложность одного и того же учебного материала по географии различна в группах уровня А, В, С. Это дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом с учетом способностей и индивидуальных особенностей личности на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового. В технологии разноуровневого обучения за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по усвоению учебным материалом и его творческому применению в повседневной жизни.

Целью разноуровневого обучения является возможность обеспечить усвоение учебного материала каждым обучающимся, исходя из особенностей его индивидуального развития и субъектного опыта.

В практике обучения географии все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава обучающихся в одной учебной группе, что актуализирует необходимость дифференциации учебного материала по уровням сложности задания (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сложности заданий по географии

Уровень сложности задания Требования к конструированию заданий

Базовый уровень Задания конструируются только для блока планируемых результатов «Выпускник научиться» на системе наиболее значимых элементов курса и трактуются как обязательные для выполнения всеми обучающимися

Повышенный уровень Задания конструируются только для блока планируемых результатов «Выпускник научится» на всех программных содержательных элементах курса и интерпретируются как достижение требований стандарта на уровне выше обязательного

Высокий уровень Задания конструируются для всех планируемых результатов с учетом блока «Выпускник получит возможность научиться» на всех программных содержательных элементах курса и предназначены для выполнения наиболее мотивированными обучающимися

1 Студент кафедры Географии и методики преподавания географических дисциплин. Научный руководитель: Иванищева Н.А., доцент, доктор педагогических наук.

Содержание таблицы свидетельствует, что каждый этап дифференцирован и несет свои требования к выполнению практических заданий, что непосредственно влияет на глубину и качество усвоение знаний обучающимся.

Рассмотрим реализацию технологии разноуровневого обучения на разных этапах усвоения обучающимися знаний в курсе географии.

Этап усвоения обучающимися новых знаний начинается с объяснения материала педагогом в емкой форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебного материала основной части класса. Для остальной части предлагается объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый обучающий по мере усвоения изучаемой географической информации включается в обсуждение, ответы на вопросы одноклассников. Эту работу необходимо организовать как в группах, так и в парах.

Этап закрепления заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается педагогом, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются и коллективно обсуждаются на уроке географии.

Этап подведения итогов урока начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. После само- и взаимопроверки итогового теста обучающиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на уроке. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются педагогом [1].

Наибольшая возможность в реализации разноуровневых работ имеется при изучении обучающимися курса экономической и социальной географии 9-11 классы. Это объясняется тем, что обучающиеся уже обладают необходимым теоретическим объемом географических знаний, специальными географическими умениями и навыками по выполнению практических работ разного уровня сложности: базового, повышенного, высокого.

В ходе педагогической практики на 4-5 курсах в МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга в процессе изучения темы «Межотраслевые комплексы России», 9 класс проведена серия контрольного тестирования, включающая разноуровневые задания (табл. 2).

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к достижению результатов освоения образовательной программы задания контрольного тестирования были разделены на три уровня сложности:

- уровень «А» - изложение в готовом виде (проверяется базовый уровень);

- уровень «Б» - репродуктивный (проверяется высокий уровень);

- уровень «В» - проблемно-творческий (проверяется повышенный уровень) [3, 4].

146

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Таблица 2

Разноуровневые задания контрольного тестирования обучающихся

Уровень и его особенности Вопросы и задания Требования по теоретическому материалу Требования к выполнению практических и самостоятельных работ Примеры тестовых заданий

I уровень. Воспроизведение. Задания на проверку учебного материала, данного в готовом виде. Ответы на задания оцениваются отметкой «3» Где? Кто? Что? Когда? Чему равно? Какие? Какой? Что называется? Что такое? Приведите примеры... Подписать... Найти. Назвать и показать... Овладение умение пересказывать рассказ учителя или параграфа учебника. Знать определение понятий Выполнение практической работы с помощью учителя 1. Основными продуктами черной металлургии являются: 1) чугун; 2) чугун и сталь; 3) чугун, сталь и прокат.

II уровень. Понимание. Задания на применение знаний и умений «по образцу». Например, задания по описанию объекта по карте, на сравнение изученных объектов и явлений по раннее изученному материалу; Ответы на задания оцениваются отметкой «4» Выделение существенных признаков понятий. Назовите существенные признаки понятий. Назовите черты сходства и различия. Какие черты.? Что характерно? Расскажите. Опишите... Прочтите схему, профиль, диаграмму и т.п. Овладение умениями полно и правильно отвечать на любой вопрос учителя по теме. Ответ полный, правильный Работа показывает знания учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Учащиеся используют необходимые источники знаний: атлас, таблицы приложения к учебнику и др. Что такое комбинирование? Почему для черной и цветной металлургии свойственна высокая степень комбинирования производства? В чем отличие комбинатов в черной металлургии от комбинатов в цветной?

III уровень. Творчество. Задания на применение знаний и умений для поиска путей. Например, задания на сравнение объектов, один из которых ранее не изучался; Требующие перестройки ранее усвоенного приема учебной работы в связи с новыми, непривычными условиями задачи. Ответы на задания оцениваются отметкой «5» Объясните почему? От чего зависит? Выясните. Приведите примеры. Какие могут быть последствия? Различий и сходств. Установление причинно-следственных связей. Ответ, правильный, полный, отражающий материал курса. Правильно должно быть раскрыто содержание географических взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний. Выполняется в полном объеме с соблюдением последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно. Приобретают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний. Составить схему всех межотраслевых комплексов РФ и показать взаимосвязь между ними. Какое влияние могут оказывать различные виды транспорта на природную среду? Какой из этих видов транспорта может считаться наиболее экологичным?

Особое значение в реализации нравственного воспитания в школьной географии принадлежит курсу «География России». Курс занимает центральное место и является венцом всего школьного курса географии, играя важную роль в нравственном воспитании учащихся. Реализация этого нравственного потенциала особенно актуальна в подростковом возрасте, где в большей степени находит применение разноуровневое обучение [2].

Таким образом, использование в процессе изучения географии технология разноуровневого обучения позволяет обучающемуся овладеть программным материалом на базовом, повышенном и высоком уровне сложности с учетом его обученности и индивидуальных способностей. Практические задания разного уровня сложности обеспечивают возможность выявить не только конкретные знания по теме, но также проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения по географии.

Список литературы:

1. Сборник разноуровневых заданий по географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/iulltext/sbor/sbor.pdf.

2. Винокурова Н.Ф., Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения курса «География России» // География в школе. -2012. - № 10. - С. 28-33.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Минобрнауки.рф/ документы.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Минобр-науки.рф/документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.