Научная статья на тему 'Организация учебно-исследовательской деятельности по географии в рамках урока'

Организация учебно-исследовательской деятельности по географии в рамках урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелюбина Е. Г.

В работе автор рассмотрел некоторые подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности по географии в рамках урока»

www.paradigma.science

УДК 37

Нелюбина Е. Г.

Организация учебно-исследовательской деятельности по географии в рамках урока

Нелюбина Елена Георгиевна

к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», Самара, Россия

Аннотация: в работе автор рассмотрел некоторые подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.

Ключевые слова: учебно-исследовательской деятельность, урок, методика преподавания географии.

Эффективность методики организации учебно-исследовательской деятельности во многом будет, зависеть от выбора организационных форм учебно-исследовательской деятельности по географии, видов учебно-исследовательской деятельности и способов включения в эту деятельность учащихся.

Условно формы организации учебно-исследовательской деятельности можно разделить на две группы, каждая из которых будет включать в себя различные виды исследовательской деятельности учащихся, - урочная учебно-исследовательская деятельность и внеурочная учебно-исследовательская деятельность.

В рамках урока: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционных форм уроков (урок-дискуссия, урок-конференция, урок-семинар и т.д.), учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: исследовательские практикумы, образовательные экспедиции, факультативы и кружки, работа в учебном научно-исследовательском обществе, участие в конкурсах и олимпиадах, школьных конференциях, организация школьных выставок и т.д.

В целях реализации принципа учебно-исследовательской деятельности на уроке нами был разработан конспект урока по теме «Рациональное природопользование» для учащихся 8 класса.

В 8 классе на изучение географии отводиться 2 часа в неделю, тема, которая была взята за основу, изучается в конце учебного года (номер урока согласно календарно-тематического планирования 66). При изучении географического материала в 8 классе учащиеся знакомятся со следующими понятиями: особенности природы и природные ресурсы России (климат и

www.paradigma.science

климатические ресурсы, внутренние воды и водные ресурсы, почва и почвенные ресурсы, растительный и животный мир, биологические ресурсы), природные комплексы России и природа регионов России.

В приложении 4 представлены практико-ориентированные задания, направленные на организацию учебно-исследовательской работы в рамках домашних заданий по географии в 8 классе.

Нами составлен конспект урока, организованного в форме дискуссии, направленный на выполнение ряда учебно-ориентированных заданий. Урок-дискуссия по теме: «Рациональное природопользование» Класс: 8 Задачи урока:

- способствовать усвоению новых понятий: альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы;

- воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;

- развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

Словарь:

- альтернативные источники энергии

- приливная электростанция

- геотермальная энергия

- рекреационные ресурсы

- минеральные ресурсы

- биологические ресурсы

- водные ресурсы

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, ноутбук, проектор, электронный учебник.

Тип урока: изучение нового материала Ход урока

I. Организационный момент (постановка УЗ урока, организация деятельности, эмоциональный настрой) - 2-3 мин.

II. Актуализация опорных знаний. Микроцель:

- определение понятий и объяснение ключевых выражение для выявления исходного уровня УУД обучающихся;

- подготовка к восприятию нового материала;

- контроль за работой класса и отдельных учащихся.

www.paradigma.science

Деятельность учащихся Деятельность учителя

1. «Вопрос - ответ» -Тема «Рациональное природопользование» - Природные условия, природная среда, природные ресурсы, природопользование, рациональное природопользование. 2. Взаимоопрос и взаимооценка (учащиеся получают опросники). 3. Письменный опрос «Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов». 4. Выставление оценок в оценочный лист. 1. Учитель: - Какую тему мы начали изучать? - С какими основными ключевыми понятиями мы познакомились? 2. Учитель просит рассказать друг другу «Что я знаю о ...» - 3 мин. 3. Учитель раздает дидактические карточки-опросники, организуется взаимопроверка - 2 мин. 4. Проверка на компьютере «Верно» - 10 мин.

III. Усвоение новых понятий. Микроцель:

- определение познавательных учебных задач урока;

- обучение приемам добывания знаний;

- научиться выделять ключевые слова и выражения.

Деятельность учащихся Деятельность учителя

1. Обучающиеся узнают требования к УУД на уроке. 2. Организация самостоятельной работы с текстом п.36 с.210-213. 3. Учащиеся находят информацию по данному вопросу по тексту учебника (работа в парах). 4. Заслушивание ответов и заполнение таблицы. 1. Учитель ставит УЗ перед обучающимися 2. Выделить ключевые понятия и слова. 3. Учитель раздает карточки-задания - 7 мин. 4. Учитель дает задания в ходе прослушивания.

IV. Формирование УУД. Микроцель:

- научить внимательно слушать и систематизировать УУД;

- определять «обратную связь».

1. Заполнение таблицы «Особенности использования различных видов

природных ресурсов»

Виды природных ресурсов «+» использования «-» использования

Неисчерпаемые ресурсы Исчерпаемые возобновимые ресурсы Исчерпаемые невозобновимые Экологически чистые; запасы неограниченны. - используются естественные растения и дикие животные; - можно выращивать культурные растения и разводить домашних животных; - могут самовосстанавливаться - ценное сырье, необходимое для предприятий, для удовлетворения потребностей населения. Неповсеместно можно использовать, географическая разобщенность. - угроза исчезновения; - деградация ресурсов; - ухудшение их качества; - недостаток этих ресурсов. - неразумное использование; - загрязнение окружающей среды; - невозобновляются «-» больше!

Електронно научно списание ^^ «Парадигма»

2019, №3 ¡1ШМ1!И www.paradigma.science

Вывод: Что делать?

2. Просмотр отдельных слайдов по электронному учебнику (Тема 5, Урок 39). Беседа с соответствующими выводами (8,9,11,16).

Общий вывод силами учащихся (см. «Вывод»).

Учитель предлагает просмотреть слайд «Основные принципы рационального использования природных ресурсов» (презентация).

V. Подведение итогов.

- Что мы узнали на уроке?

Домашнее задание: п.36 (итоговое тестирование)

1. Знать значение различных видов ресурсов и приводить примеры рационального использования.

2. Раскрывать (объяснять) смысл основных принципов рационального использования природных ресурсов.

3. Сообщение «Роль географической науки в решении проблем природопользования и экологии»

Оценочный лист личностного участия в уроке

Фамилия, имя _

Оценка качества урока Взаимоопрос (от 1 до 5 баллов) Работа со схемой (до 9 баллов) Работа в парах (до 3 баллов) Выводы (по 1 баллу) Мои правила (3 балла) Итоговый балл

Опросник

Расскажи соседу по парте:

Что ты знаешь о ключевых понятиях?

- природные условия

- природная среда

- природные ресурсы и основные виды

- природопользование

- рациональное природопользование Группа 1

Как используется энергия текущих вод?

Приведите примеры приливных электростанций и покажите их расположение на физической карте России. Группа 2

Как используются ветроэнергетические ресурсы?

Районы распространения ветроэнергетических установок в России покажите на физической карте. Группа 3

Расскажите об использовании геотермальной энергии. Покажите, где в России функционируют геотермальные электростанции.

ПАРАДИГМА

www.paradigma.science

Группа 4

Что мы называем альтернативными источниками энергии? В чем их преимущества?

Группа 5

Особенности использования биологических ресурсов. Каковы последствия их использования?

Группа 6

Почему водные ресурсы перестали относить к неисчерпаемым ресурсам?

Проблемы использования водных ресурсов.

Основные задачи рационального использования водных ресурсов.

Группа 7

В чем проявляется особенность использования минеральных ресурсов?

Назовите основные принципы рационального использования минеральных ресурсов.

Группа 8

В чем важность рекреационных ресурсов?

Каково значение эстетических ресурсов?

Задание: Расставьте на схеме различные виды природных ресурсов.

Урок был проведен с учащимися 8 класса МБОУ СОШ №49 г.о. Самара в 2018 году. Особенность представленного конспекта состоит в том, что разработан согласно новых образовательных стандартов, так на каждом этапе урока определяется микроцель, описывается деятельность учащихся и учителя.

Библиографический список

1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии. - 2001.-N 5.- С. 146-149.

Електронно научно списание ^^ «Парадигма»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019, №3 ШШШ www.paradigma.science

2. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43.

3. Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т. 1, С.135-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.