Научная статья на тему 'Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся по русскому языку по программе «Школа 2100» (учебник Е. В. Бунеевой)'

Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся по русскому языку по программе «Школа 2100» (учебник Е. В. Бунеевой) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / МОНИТОРИНГ / ПРОГРАММА / ЗНАНИЯ / УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕСТ / НАУЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ / РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Елена Владимировна

В статье рассматривается возможность использования разноуровневого диагностического материала (тематических тестов) с целью повышения качества обучения по русскому языку. Дается алгоритм разработки критериально ориентированного теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся по русскому языку по программе «Школа 2100» (учебник Е. В. Бунеевой)»

В статье рассматривается возможность использования разноуровневого диагностического материала (тематических тестов) с целью повышения качества обучения по русскому языку. Дается алгоритм разработки критериально ориентированного теста.

Яруллина Елена Владимировна,

учитель начальных классов Гимназии г. Лабытнанги

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»

(учебник Е.В. Бунеевой)

Как оценить учебный успех ученика?

Ключевые слова: тест, мониторинг, программа, знания, уровень сложности, предметный тест, научная достоверность, репрезентативность, системность содержания.

Условия формирования опыта

Педагогическая деятельность Елены Владимировны носит творческий исследовательский характер, отличается высокими знаниями методики преподавания предмета, активными формами организации учебного процесса. Свою педагогическую деятельность учитель строит на основе системы дидактических принципов развивающего обучения Образовательной системы «Школа 2100»:

- преемственность между ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики (принцип непрерывности);

- разноуровневое обучение, продвижение ребенка своим темпом( принцип минимакса);

- самостоятельное открытие детьми нового знания (принцип деятельности);

- формирование единой картины мира (принцип целостного представления о мире);

- принцип творчества;

- принцип психологической комфортности;

- развитие вариативного мышления (принцип вариативности).

Она умело сочетает в работе различные принципы обучения: развивающие и традиционные, принцип проблемного обучения и коллективное воспитывающее обучение.

Учитель использует в своей педагогической практике программы и методики, направленные на развитие личности, интеллекта. В организации учебного процесса Яруллина Е.В. использует систему работы в малых группах Д.Д. Данилова. Среди развивающих технологий, наибольший интерес для учителя в практической деятельности представляет технология проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельниковой. Опираясь на личностно-ориентированные принципы обучения учитель активно вплетает в

учебный процесс элементы теории опережающего обучения С.Н. Лысенковой, работу над скоростью чтения по методике В. Зайцева, зрительные диктанты И. Пальченко.

В своей работе ставит следующие цели:

- добиваться высокого уровня обученности по основным предметам;

- воспитывать человека нравственного и интеллектуально развитого;

- развивать творческие способности, логическое мышление, волевые качества обучающихся;

- сохранить здоровье своих учеников.

Елена Владимировна ведет работу по реализации Образовательной системы «Школа 2100». Опытом работы учитель делится на открытых уроках, семинарах.

Теоретическая база опыта.

Годы работы по программе «Школа 2100» позволили получить стабильные и достаточно высокие показатели обученности по основным предметам учебной программы. Елена Владимировна активно участвует в работе городских и школьных методических объединений. Она успешно руководила творческой группой учителей города, работающих по программе «Школа 2100», была руководителем проблемной группы учителей города, применяющих здоровье-сберегающие технологии.

На путях оптимизации начального образования Елена Владимировна использует особенности собственной педагогической технологии -создание и внедрение в учебный процесс разноуровневых тестов по русскому языку. Диагностика ЗУН обучающихся необходима. А наиболее эффективна единая разноуровневая диагностика которая необходима для проведения сравнительного анализа и повышения эффективности обучения , проведения коррекции. Целью работы являлась разработка и

экспериментальная апробация разноуровневых диагностических тестов по русскому языку. За время работы была определена структура предлагаемых тестов, разработан алгоритм разработки критериально-ориентированного теста, определены формы тестовых заданий, показатели качества теста, требования к содержанию теста, уровни сложности теста.

Актуальность и перспективность опыта.

С помощью предлагаемых тестов - удобно проводить контроль, который дает возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет программа.

Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину л этого результата благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. В тестах содержатся задания, отражающие все элементы, из которых складывается какое-либо умение.

Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.

Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения. Кроме того, он может стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Новизна опыта.

По своему объективному смыслу и значению результатом работы является усовершествование диагностического материала, т.к по программе «Школа 2100» разноуровневых тестов не существовало.

Адресность опыта.

Использование разноуровневых тестов учителями города даст необходимую информация для проведения сравнительных анализов (что является немаловажным для работы учителя), повысит качество знаний обучающихся и позволит показать индивидуальное продвижение каждого отдельного ребенка.

Трудоемкость опыта.

Трудности могут возникнуть в том случае, если тесты не будут соответствовать заявленному уровню трудности.

Технология опыта.

Были составлены и апробированы разноуровневые тесты по основным темам курса с 1 по 4 классы. Это позволило скорректировать индивидуальную работу с обучающимися и значительно повысить качество обученности по предмету. За время работы была определена структура предлагаемых тестов, разработан алгоритм разработки критериально-ориентированного теста, определены формы тестовых заданий, показатели качества теста, требования к содержанию теста, уровни сложности теста.

Методические рекомендации к составлению разноуровневых тестовых заданий по русскому языку для начальной школы

Основные понятия:

Предметный тест - это совокупность заданий возрастающей сложности, специфической формы, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, направленных на выявление достижения цели образования.

Научная достоверность - задание не должно иметь спорных точек зрения.

Репрезентативность - наиболее полное отображение нормативного знания в заданиях теста.

Системность содержания - осмысление внутри предметных связей.

СТРУКТУРА ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕСТОВ.

Задания разбиты на 3 уровня:

1-й уровень - выбрать нужную информацию в ряду

других;

2-й уровень - проверка умения воспроизвести нуж-

ную информацию по памяти, узнать конкретный объект в ряду других;

3-й уровень - проверка умения применять знания

1 и 2 уровней на практике.

Каждый тест состоит из 3 частей:

• Перечень того, что проверяется, с указанием уровня и номера соответствующего задания, т.к. в тесте они могут быть расположены в произвольном порядке;

• Сами задания;

• Ориентировочная оценка по рейтинговой системе.

Тесты могут выполняться как целиком, так и по отдельным подтемам. Их можно использовать и для работы в классе, и для индивидуальной работы.

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕСТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ (начального, рубежного, итогового уровней)

1. Этап подготовленного планирования.

2. Определение содержательной области (анализ учебных планов, программ, учебников).

3. Разработка тестовых заданий различного уровня сложности. Тестовое задание - это преимущественно утверждение, которое в зависимости от ответа превращается в истинное или ложное высказывание.

4. Анализ тестовых заданий для выявления дефектов тестовых заданий и определения уровня их сложности.

5. Согласование композиционного построения теста.

6. Проведение тестирования и обработка его результатов.

7. После апробации анализ качества тестовых заданий при необходимости корректировка теста. Проанализировать, кто и почему подлежит исследованию, т.е. определить цель исследования.

Цели исследования могут быть различны:

• Отбор учащихся с самой низкой (высокой) успеваемостью по предмету;

• Установление уровня овладения материалом темы;

• Выявление пробелов учащихся по теме (курсу).

В начальных классах могут использоваться следующие формы тестовых заданий.

1. Закрытая (выбор ответа) или Элективная. На установление соответствия + Альтернативная форма (да, нет). На установление последовательности.

2. Открытая (вписать свой ответ) или Инвентивная (дополни свободное изложение).

3. Матричная форма (таблицы)

Показатели качества теста

1. Время тестирования.

2. Показатели трудности (по уровням сложности заданий).

3. Показатели надежности. Определяется как согласованность результатов теста, полученных при повторном его применении и тем же опытом в разные моменты времени с использованием различных эквивалентных заданий.

Критериально - ориентированное тестирование предназначено для диагностики уровня обученности обучающихся.

Требования к содержанию теста:

• Значимость (должны быть включены только те материалы, которые выполняют роль строевых элементов в индивидуальных знаниях (в конце программы). Должна учитываться пропорциональность умений, разделов программы;

• Научная достоверность (нельзя включать задание спорных точек зрения);

• Репрезентативность, требует наиболее полного отображения нормативного знания в заданиях теста (должны быть задания, позволяющие отдельно оценить знание каждого элемента);

• Системность содержания (осмысление внутри предметных связей). Ошибка - это отсутствие заданий, связанных между собой общей структурой знаний.

• Возрастающая трудность (ошибка - в критериальном тесте нарушены пропорции между заданиями Зх уровней сложности)

Тесты могут быть трех уровней сложности:

1. уровень сложности - уровень мнемического воспроизведения: (узнавание правил, формул, законов).

2. уровень сложности - уровень репродуктивного воспроизведения:

а) Воспроизведение формул и законов по памяти;

б) Сопоставление и различие фактов;

в) Чтение и воспроизведение схем, диаграмм и графиков;

г) Абстрагирование, конкретизация, обобщение;

д) Решение простых типовых задач.

3. уровень сложности - уровень продуктивной деятельности:

а) Решение учебных задач, требующих разработки алгоритма;

б) Умение аналитически мыслить;

в) Использование схем, диаграмм, графиков;

г) Решение задач прикладного характера (сверхпрограмма)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• О сложности теста по методу Дидериха;

• Комплексность и сбалансированность(задания по основным темам учебного курса и сбалансировано отобранный основной теоретический материал);

• В варианты ответов должны быть заложены возможные ошибки учащихся, а не случайные величины.

• Простота, краткость условий заданий и однозначность ответа на них в тесте;

• Открытость уровня сложности задания для учащихся (т.е. указание его бальности).

Результативность опыта.

Заключением этой многолетней работы явилась статья Елены Владимировны в журнале «Начальная школа до и после», рецензия на работу автора программы и учебников по русскому языку по программе «Школа 2100» Е.В. Бунеевой и рецензия на сборник «Инновационная деятельность учителя начальных классов кандидата педагогических наук, доцента Л.Л. Ворошиловой. Учителем удачно создаются условия для развития таланта детей.

Восприимчивость, интерес к новому, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учебе. Также это позволило подготовить призеров городских олимпиад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.