Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / СТУДЕНТЫ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / GROUP ACTIVITY TECHNOLOGY / PERFORMING ARTS / STUDENTS / STUDENT / MUSIC COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Наталья Алексеевна

Статье рассматривается применение педагогической технологии групповой деятельности обучающихся в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» («Инструменты народного оркестра»). Определен потенциал применения технологии групповой деятельности, его цели и задачи в условиях реализации коллективной формы музыкального музицирования. Выявлены педагогические принципы, позволяющие стимулировать процесс развития творческого потенциала студента и его исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GROUP ACTIVITY TECHNOLOGY IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERFORMING SKILLS OF MUSIC COLLEGE STUDENTS

The article discusses the use of pedagogical technology for group activities of students in the conditions of developing the performing skills of music college students in the specialty 53.02.03 “Instrumental Performance” (type: “Instruments of the Folk Orchestra”). The potential for using group activity technology, its goals and objectives in the context of implementing a collective form of musical music-making have been determined. Pedagogical principles have been identified that allow stimulating the process of developing the student’s creative potential and his performing skills.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА»

prakticheskoj konferencii, posvjashh. 150-letiju so dnja rozhdenija F.I. Shaljapina, Kazan', 20-21 aprelja 2023 goda. Kazan': Shkola, 2023. S. 63-66. EDN IAURFI.

7.Saruhanjan B.A. Diskursivnye metodiki sovremennogo dzhazovogo obrazovanija // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury. 2021. № 4(49). S. 93-98. - DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-93-98. EDN XNPNCO. 8.Sushhnost' i specifika professional'noj podgotovki specialistov muzykal'nogo iskusstva jestrady v kontekste jestradno-dzhazovogo obrazovanija / L.P. Ermilova, N.R. Lavrinenko, M.A. Lidov [i dr.] // Uspehi sovremennoj nauki. 2017. T. 1, № 4. S. 88-93. EDN YROKZJ.

УДК 377

H.A. Быкоба

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается применение педагогической технологии групповой деятельности обучающихся в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» («Инструменты народного оркестра»). Определен потенциал применения технологии групповой деятельности, его цели и задачи в условиях реализации коллективной формы музыкального музицирования. Выявлены педагогические принципы, позволяющие стимулировать процесс развития творческого потенциала студента и его исполнительского мастерства.

Ключевые слова: технология групповой деятельности, исполнительское мастерство, студенты, обучающийся, музыкальный колледж

Для цитирования: Быкова Н.А. Реализация технологии групповой деятельности в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.140 -145.

Natalia A. Bykova IMPLEMENTATION OF GROUP ACTIVITY TECHNOLOGY IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERFORMING SKILLS OF MUSIC COLLEGE STUDENTS

The article discusses the use of pedagogical technology for group activities of students in the conditions of developing the performing skills of music college students in the specialty 53.02.03 "Instrumental Performance" (type: "Instruments of the Folk Orchestra"). The potential for using group activity technology, its goals and objectives in the context of implementing a collective form of musical music-making have been determined. Pedagogical principles have been identified that allow stimulating the process of developing the student's creative potential and his performing skills.

Key words: group activity technology, performing arts, students, student, music college

For citation: Bykova N.A. Implementation of group activity technology in the conditions of development of performing skills of music college students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.140 -145.

Введение

Формирование и развитие исполнительского мастерства у студента музыкального колледжа является одним из важных факторов эффективности подготовки высококвалифицированного специалиста в области музыкального образования, требующего от выпускника наличия целого спектра профессиональных качеств и компетенций, включающих в себя сферу навыков коммуникативного общения и сотрудничества в условиях образовательного процесса. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») сферу исполнительской деятельности студента музыкального колледжа помимо сольного исполнительства составляют и различные виды и формы ансамблевого и ор-

кестрового музицирования, являющиеся необходимыми универсальными, интегрирующими компонентами развития интеллектуального и художественно-эстетического потенциала студента как творческой личности [5]. В связи с этим проблема развития исполнительского мастерства и приобретения музыкально-исполнительского опыта в условиях коллективного музицирования как составной части формирования профессиональной компетенции в условиях среднего профессионального образования остается весьма актуальной и требует глубокого разностороннего изучения. Это и явилось целью нашего исследования.

Гипотеза исследования - реализация педагогической технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного ор-

кестра») является особой формой проявления творческой активности обучающихся, оказывающей стимулирующее действие на развитие музыкально-творческого потенциала студента и повышения его исполнительского мастерства. Реализация технологии групповой деятельности как коллективного вида творческой деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже представляет собой:

- организацию совместных коллективных музыкально-исполнительских действий, стимулирующих актибизацию учебно-познабателъного процесса, способствующего развитию исполнительского мастерства студентов;

- распределение исполнителъских дейстбий и операций, способствующих формированию и развитию творческого потенциала обучающихся и элементов исполнительской культуры каждого участника коллектива;

- обмен способами деятелъности, определяемый необходимостью построения различных способов реализации музыкально-исполнительских намерений и действий для получения совокупного творческого продукта этой деятельности;

- эффективное средстбо бзаимопонимания и бзаимообогащения (интеллектуального, культурного, художественно-эстетического, музыкально-исполнительского) обучающихся в условиях совместной музыкально-творческой деятельности, способствующее развитию исполнительского мастерства каждого участника коллектива исполнителей;

- коммуникацию и общение в рамках творческой коллективной деятельности, способствующей рациональному планированию образовательных целей и задач, определению условий, форм и видов реализации музыкально-исполнительской деятельности, а также выбора соответствующих способов их взаимодействия;

- формирование элементов рефлексии и саморефлексии у обучающихся, способствующих реализации субъективного отношения участников коллектива к собственному личностному музыкально-исполнительскому действию и уровню своего исполнительского мастерства в рамках коллективной творческой деятельности.

Материалы и методы

М атериалы данного исследования основаны на изучении и анализе психологических

(Р.Я. Гузман, Л.С. Выготский, В.В. Рубцов, Е.Е. Шулешко, Г.А. Цукерман) и общепедагогических (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, А.Г. Ри-вин, Н.Е. Щуркова и др.) работ по теме исследования, а также обобщении передового педагогического опыта в области коллективного музыкально-инструментального исполнительства (Б.С. Анисимов, Г.Л. Ермежский, Ю.А. Лагутин, И.А. Мусин, Н.В. Серегин, М .Я. Шарль, и др.).

Основными методами исследования выступают теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, прогнозирование) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент).

етодологическую основу исследования составили концептуальные основы реализации технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса обучающихся (Березина В.И., Дьяченко В.К., Григо-ворич Л.А., М арциновская Т.Д., Селевко Г.К. и

др.).

Литературный обзор

В основе современных представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды величайших психологов и педагогов: Ж.Ж. Пиаже (создателя теории когнитивного развития), Л.С. Выготского (создателя концепции зоны ближайшего развития), А.С. а-каренко (основоположника технологии коллективного воспитания) и других ученых, подчеркивающих особую роль социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития обучающегося. Именно сформированные умения и навыки слаженной работы в команде или в группе в рамках применения технологии групповой деятельности позволяют говорить об уровне реализации коммуникативно-творческого потенциала студента в условиях образовательного процесса [1, 4, 8].

Теоретической основой исследования явились труды по общей и возрастной психологии и педагогике (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин), а также исследования, посвященные вопросам теории и истории оркестрового исполнительства на народных инструментах (А.А. Андреева, В.А. Аверин, Д.И. Варламов, М .И. Имханицкий, А.С. Каргин, Е.И. М аксимов, В.С. Чунин ).

Результаты

Реализация педагогической технологии групповой деятельности в условиях образо-

вательного процесса в музыкальном колледже, согласно требованиям ФГОС, осуществляется в рамках учебной дисциплины междисциплинарного курса МДК.01.07 Оркестровый класс (из вариативной части образовательной программы) и учебной практики УП.01. Оркестр [5].

Структура организации коллектива студентов-исполнителей в рамках оркестра народных инструментов как учебной дисциплины достаточно многогранна и полифункциональна, поскольку в ее основные компоненты входят различные аспекты профессиональной деятельности преподавателя (организационный, воспитательный, развивающий, коммуникативный), позволяющие повышать творческо-исполнительский уровень как участников оркестра в частности, так и оркестра как коллектива исполнителей в целом.

Художественно-исполнительский уровень оркестра во многом зависит от уровня коллективного взаимодействия участников оркестра и от музыкально-исполнительских возможностей каждого из них. Как отмечает Г.К. Селевко, «Коллективное взаимодействие -такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом и условием успеха каждого являются успехи остальных» [7, с. 70]. Поэтому основным условием успешного развития музыкально-исполнительских возможностей обучающихся в рамках коллективного музицирования исполнителей является рациональное и функциональное распределение участников оркестра по музыкальному инструментарию, согласно творческим способностям обучающихся и их музыкально-исполнительскому потенциалу.

Распределение участников-студентов по группам (струнных, духовых, ударных, группы баянов и аккомпанирующей группы), согласно классическому составу оркестра народных инструментов, происходит на основе учета года обучения студента и уровня его музыкально-исполнительских возможностей. В целом, можно выделить 3 основных уровня исполнительской подготовки обучающихся:

• 1 уровень - это наличие достаточно прогрессивно-развивающегося музыкально-исполнительского потенциала обучающегося, как в рамках индивидуально-личностного исполнительского развития, так и в различных формах ансамблевого музицирования (сту-

денты, являющиеся лауреатами международных, всероссийских, республиканских конкурсов, активные участники мастер-классов, получатели премий различных стипендиальных фондов и т.д.);

• 2 уровень - студенты со средними музыкальными данными, либо слабо мотивированные в развитии своих исполнительских способностей обучающиеся, т.е. это пассивные, безучастные, неуверенные в себе и в своих возможностях студенты;

• 3 уровень - это обучающиеся, с достаточно низким уровнем музыкальной подготовки и развитием музыкально-исполнительских навыков. В отдельных случаях в эту группу могут входить студенты со средними музыкальными способностями, но абсолютно не мотивированные в своем успешном саморазвитии.

Распределение участников оркестра на представленные выше группы может носить весьма условный характер, имеющий динамические отклонения как в сторону повышения мотивационной активности студента и его творческого потенциала (1 уровень), так и порождающие ее спад (2 и 3 уровни). Данные динамические отклонения, в первую очередь, зависят от мотивационной актибности учеб-но-познабателъного процесса обучающихся, от их стремления и желания саморазвиваться и самосовершенствоваться [1].

Рациональное применение педагогического принципа дифференцированного подхода к обучающимся в условиях развития учебно-познавательной деятельности позволяет преподавателю (руководителю оркестра) находить точки взаимного творческого соприкосновения, совместно с обучающимся конструировать формы практической реализации поставленных целей и задач, мотивировать студентов на достижение высоких результатов в музыкально-творческой деятельности, поскольку любая учебно-познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности обучающихся [4].

В коллективе исполнителей обязательно должны присутствовать формы здоровой конкуренции и творческой соревновательности, побуждающие к мотивированному стремлению студентов достичь новых исполнительских высот и повысить свою профессиональную музыкально-художественную

культуру. В рамках применения технологии групповой деятельности педагогическая компетентность руководителя оркестра выражается в организующих условиях реализации конкурентно-доверительных отношений между участниками оркестра, определения роли и функции каждого обучающегося в рамках деятельностно-творческой атмосферы.

Преподаватель в силу специфики творче-ско-деятельностного процесса обучения, способствующего развитию творческого потенциала обучающихся, в рамках технологии групповой деятельности должен уметь реализовать принципы индивидуально-личностного и психолого-педагогического подходов [8]. От реализации профессионального мастерства руководителя оркестра, от его рационального умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущали его заботу, его заинтересованность в развитии личностного потенциала, зависит результативность и успешность всего оркестра [2]. Преподаватель должен уметь выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых студентов, уметь мотивировать обучающихся и вселять в них уверенность, определять индивидуально-личностную траекторию саморазвития и самосовершенствования обучающихся. Рациональное распределение исполнительских дейстбий и операций участ-никоб оркестра способствует формированию и развитию творческого потенциала каждого участника коллектива и развития его исполнительского мастерства.

Другим важным аспектом педагогической компетенции преподавателя является создание благоприятной творческой атмосферы внутри оркестра. В рамках профессионального педагогического подхода преподаватель должен руководствоваться принципами мотивирующего стимулирования развития обучающихся, применять элементы личностно-развивающего обучения и использовать аспекты технологии разноуровневой дифференциации.

Каждый студент индивидуален, со своим уже сложившимся мировоззрением, характером, мышлением, темпераментом, личностными музыкальными способностями и своим опытом практической деятельности. В рамках репетиционных занятий коллектива исполнителей преподаватель должен уметь реали-

зовать такие формы и виды работы, которые способствуют повышению творческого потенциала студента и его саморазвития, а также выстраивают благоприятные творческие коммуникативные взаимоотношения между обучающимися, способствующие творческому бзаимопониманию и бзаимообогащению, реализации условий музыкального содружества и сотворчества [1,4]. Реализация технологии групповой деятельности стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, поскольку именно в рамках творческой коммуникации у студентов формируется основной комплекс профессиональных компетенций, способствующий формированию и развитию интеллектуального, художественно-эстетического и идейно-творческого музыкального воплощения, а также повышения художественной культуры и исполнительского мастерства студента [5].

Коллективное музицирование обучающихся в условиях образовательной деятельности в музыкальном колледже представляет собой не просто процесс групповой работы студентов, но и процесс совместной мыслительной деятельности, сопровождающейся активным обменом знаниями, навыками и практическим опытом обучающихся [6]. В рамках применения технологии групповой деятельности между участниками оркестра происходит обмен способами музыкально-исполнительских дейст6ий, определяемый необходимостью построения различных способов реализации музыкально-исполнительских задач для получения совместного продукта этой деятельности - решения идейно-художественных и исполнительских проблем. Каждое музыкальное произведение, входящее в репертуар творческого коллектива, несет в себе идейно-художественную ценность, позволяющую реализовать образную содержательность и авторский смысл произведения через призму музыкально-исполнительских возможностей каждого обучающегося.

В силу творческой направленности образовательного процесса в музыкальном колледже, коммуникация и общение в условиях коллективного музицирования обучающихся может реализоваться как в форме вербального общения, так и в форме невербального. Как правило, на начальном этапе обучения студенты первого курса используют вербальное общение, поскольку происходит процесс «вживания» в новую форму инструменталь-

ного исполнительства, студент присматривается и приспосабливается к новому коллективу исполнителей, ищет новые формы и возможности творческого взаимодействия и взаимообщения. В дальнейшем, в зависимости от творческого потенциала студента и развития его музыкально-исполнительских возможностей в рамках коллективного музицирования, студент учится находить формы музыкальной коммуникации уже посредством музыкально-исполнительских возможностей.

В рамках реализации технологии групповой деятельности в условиях репетиционной работы, а также в процессе концертных выступлений в целях исполнительского обобщения и анализа результата музыкально-исполнительской деятельности важным аспектом является развитие элементов критического мышления студента, а также формирование рефлексии и саморефлексии обучающегося [1, 4, 6]. Именно через рефлексию и саморефлексию формируется субъективное отношение участника оркестра к собственному личностному музыкально-исполнительскому действию в рамках реализации коллективного творчества, обеспечивается рациональная и адекватная коррекция этого творческого действия. О.А. Блох отмечает: « Музыканту всегда важен взгляд со стороны. Ему необходимо научиться слушать и слышать, активизировать свое внимание, самоконтроль, делать правильно свои шаги в исполнительском искусстве» [3, с. 214].

Обсуждение

Таким образом, реализация технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») осуществляется в рамках учебной дисциплины междисциплинарного курса МДК.01.07 Оркестровый класс и учебной практики УП.01. Оркестр, способствующей формированию и развитию целого спектра индивидуально-личностного потенциала обучающегося (интеллектуального, художественно-эстетического, коммуникативного, и т.д.), его музыкально-

творческих способностей и уровня исполнительского мастерства.

В рамках применения технологии групповой деятельности важнейшим фактором является уровень сформированности педагогических качеств и компетенций у руководителя оркестра, а также степень реализации педагогических принципов в условиях коллективного музицирования обучающихся, способствующих рациональному планированию траектории индивидуально-творческого саморазвития студента и его личностного потенциала.

Реализация технологии групповой деятельности в рамках коллективного вида музыкально-исполнительской деятельности способствует развитию творческого потенциала обучающегося и уровня его музыкально-исполнительских способностей через полиас-пектный спектр деятельностно-творческого образовательного процесса, взаимообуслов-ливающий активизацию учебно-

познавательного процесса, обмен способами деятельности, развитие коммуникации и общения, формирование элементов рефлексии и саморефлексии, а также осуществление способов взаимопонимания и взаимообогащения обучающихся.

Заключение

Оркестр народных инструментов как вид реализации технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже - это сложный, полифункциональный и многогранный творческий процесс. Это форма коллективного музицирования, где каждый обучающийся, сохранив свою индивидуальность и субъект-ность, подчиняется идейно-художественным задачам и музыкально-исполнительским интерпретациям в условиях общего воплощения авторского замысла. Коллективное музицирование не подавляет индивидуальность исполнителя, напротив, при условиях благоприятной творческой атмосферы каждая индивидуальность получает новый импульс для своего саморазвития и совершенствования в рамках реализации личностного исполнительского потенциала.

Литература:

1. Александрова Е.О., Селезнева О.В. Эффективность применения групповых технологий во внеурочной деятельности для формирования личностных результатов обучающихся // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. Благовещенск : Благов. гос. пед. ун-т, 2021. С. 11-17.

2. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 74-82.

3. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства // Вестник М ГУКИ. 2013. №2 (52). С. 212-218.

4. Гарипова Г.М ., Дульмухаметова Г.Ф., Кузьмина Е.К. / Технология группового обучения как средство реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 116-118.

5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1390/.(дата обращения : 1.12.2023).

6. Проненко Е.А., Беликова М .Е., Агасиян А.А. Аспекты применения технологии совместного обучения в образовательном процессе вуза // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Махачкала : АЛЕФ, 2021. С. 389-400.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. Москва : Народное образование, 1998. 256 с.

8. Щелина Т.Т. Психолого-педагогический потенциал технологии индивидуально-групповой дифференциации учебно-профессиональной деятельности студентов // Актуальные проблемы культурно-исторической психологии. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2020. С. 364-373.

References:

1. Aleksandrova Е.О., Selezneva O.V. Jeffektivnost' primenenija gruppovyh tehnologij vo vneurochnoj dejatel'nosti dlja formi-rovanija lichnostnyh rezul'tatov obuchajushhihsja // Materialy 70-j nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i stu-dentov. Blagoveshhensk: Blagov. gos. ped. un-t, 2021. S. 11-17.

2. Bajborodova L.V., Dandanova S.V. Jetapy organizacii gruppovoj raboty v uchebnom kollektive // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik.2016. № 6. S. 74-82.

3. Bloh O.A. Pedagogika orkestrovo-ansamblevogo ispolnitel'stva // Vestnik MGUKI. 2013. №2 (52). S. 212-218.

4. Garipova G.M., Dul'muhametova G.F., Kuz'mina E.K. / Tehnologija gruppovogo obuchenija kak sredstvo realizacii kompe-tentnostnogo podhoda // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2023. № 79-1. S. 116-118.

5. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 53.02.03 Instrumen-tal'noe ispolnitel'stvo (po vidam instrumentov]. Rezhim dostupa : https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1390/ (data obrashhenija : 1.12.2023].

6. Pronenko E.A., Belikova M.E., Agasijan A.A. Aspekty primenenija tehnologii sovmestnogo obuchenija v obrazovatel'nom processe vuza // Pedagogicheskaja dejatel'nost' kak tvorcheskij process. Mahachkala : ALEF, 2021. S. 389-400.

7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva : Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.

8. Shhelina T.T. Psihologo-pedagogicheskij potencial tehnologii individual'no-gruppovoj differencial uchebno-professional'noj dejatel'nosti studentov // Aktual'nye problemy kul'turno-istoricheskoj psihologii. Novosibirsk : Novosib. gos. ped. un-t, 2020. S. 364-373.

УДК 784.94

Чуньлинь У

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И SOLFEGGI В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ XVIII СТОЛЕТИЯ: НА ПРИ МЕРЕ МЕТОДА ДЖУЗЕППЕ АПРИЛЕ

В статье рассматриваются вопросы вокальной педагогики XVIII столетия - эпохи, открывшей миру творческие имена многих выдающихся певцов. Их стиль пения, как правило, отличался виртуозностью, технической сложностью, обилием орнаментики и совершенным владением дыханием.

Огромную роль в расцвете вокального искусства XVIII столетия сыграли вокальные упражнения и solfeggi, которые разрабатывали и составляли учителя пения для своих учеников. Исполнение solfeggi предполагало сольмиза-цию напевов, что давало навык четкой артикуляции, позволяло правильно формировать певческий аппарат исполнителя.

В статье анализируются вокальные сборники Дж. Априле - певца-кастрата XVIII века, педагога по вокалу Неаполитанской консерватории. Рассматриваются вопросы практического применения вокальных упражнений и solfeggi Априле в современной вокальной практике. В настоящее время, когда идет возрождение живого интереса к старинной опере, изучение этих вопросов становится особенно актуальным.

Ключевые слова: вокальная педагогика, solfeggi, Дж. Априле, belcanto, сборники упражнений, опера, кастраты

Для цитирования: У Чуньлинь. Вокальные упражнения и solfeggi в педагогической практике XVIII столетия: на примере метода Джузеппе Априле // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.145 -151.

Chunlln Wu VOCAL EXERCISES AND SOLFEGGI IN PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE 18th CENTURY: THE EXAMPLE OF GIUSEPPE APRILE'S METHOD

The article discusses issues of vocal pedagogy of the 18th century - an era that revealed to the world the creative names of many outstanding singers. Their singing style, as a rule, was distinguished by virtuosity, technical complexity, abundance of ornamentation and perfect control of breathing.

A huge role in the flowering of vocal art in the 18th century was played by vocal exercises and solfeggi, which were developed and compiled by singing teachers for their students. The performance of solfeggi involved the solmization of tunes, which gave the skill of clear articulation and allowed the performer to correctly form the singing apparatus.

The article analyzes the vocal collections of G. Aprile, an 18th-century castrato singer and vocal teacher at the Naples Conservatory. The issues of practical application of vocal exercises and solfeggi Aprile in modern vocal practice are considered. At present, when there is a revival of keen interest in ancient opera, the study of these issues becomes especially relevant.

Key words: vocal pedagogy, solfeggi, G. Aprile, bel canto, collections of exercises, opera, castrati

For citation: Chunlin Wu Vocal exercises and solfeggi in pedagogical practice of the 18th century: the example of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.