Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДЖАЗУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБЛАДАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ДЖАЗУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБЛАДАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ ДМШ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ И ССУЗОВ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / JAZZ EDUCATION / TEACHING / UPBRINGING / EDUCATION SYSTEM / CHILDREN’S MUSIC SCHOOL STUDENTS / STUDENTS OF UNIVERSITIES AND COLLEGES / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Андрей Александрович, Мирная Раушания Рафисовна, Ажимов Загид Рашидович

Несмотря на всемирное признание и популярность джазовой музыки «отношения с ней» в нашей стране складывались довольно противоречиво. Попытки государства контролировать этот жанр и его распространение среди любителей все же оказались безуспешными, и в российской истории джаза (которой на данный момент 101 год!) «расцвели» всемирно известные исполнители, сложились свои национальные традиции, авторские школы, система профессионального обучения (школа-училище-вуз). В развитии джазового образования значительную роль играет профессиональный уровень музыкального сообщества, способного воспитать будущее поколение, и возможность реализации исполнительского потенциала молодежи через динамическое включение в творческую среду. Целью данной статьи является рассмотрение организационно-методического опыта обучения джазу на примере образовательных учреждений города Казани. Исследование посвящается 20-летию кафедры эстрадно-джазовой музыки (с 2020 года кафедра музыкального искусства) Казанского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Андрей Александрович, Мирная Раушания Рафисовна, Ажимов Загид Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING JAZZ TO STUDENTS OF MUSIC SCHOOLS AND STUDENTS OF COLLEGES AND UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF THE PREDOMINANCE OF THE ACADEMIC EDUCATION SYSTEM

Despite the worldwide recognition and popularity of jazz music, the "relationship with it" in our country was contradictory. Attempts by the state to control this genre and its spread among fans nevertheless proved unsuccessful and in the Russian history of jazz (which is currently 101 years old!), world-famous performers flourished, their own national traditions, author's schools, and a system of vocational training (school-college-university). A significant role in the development of jazz education is played by the professional level of the musical community, which is able to educate the future generation and the possibility of realizing the performing potential of young people through dynamic inclusion in the creative environment. The purpose of this article is to consider the organizational and methodological approach in teaching jazz on the example of educational institutions in Kazan. The study is dedicated to the 20th anniversary of the Department of Pop and Jazz Music (since 2020, the Department of Musical Art) of the Kazan State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДЖАЗУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБЛАДАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

D. 1.1301.

5. Porfir'eva E.V. Muzykal'noe obrazovanie v Kazani (konec XVIII - nachalo XX veka] / E.V. Porfir'eva. Kazan': Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija, 2014.246 s.

6. Protokoly zasedanij prezidiuma Vostochnogo muzykal'nogo tehnikuma goroda Kazani i materialy k nim // NA RT. F. R-3682. Op. 1. D. 362. - 7 1.

7. Uchebnye plany po vsem special'nostjam tehnikuma // NA RT. F. 2812. Op. 1. D. 46.107 1.

8. Fajzrahmanova L.T. Istorija i teorija professional'no-pedagogicheskoj podgotovki budushhih uchitelej muzyki v klasse fortepiano/ Gluzman A.V., Kovarskaja M.Ja., Perel'shtejn M.M. , Fajzrahmanova L.T. // Gumanitarnye nauki. 2021. № 1 (53). S.46-52.

9. Shtatnye raspisanija Kazanskogo vostochnogo muzykal'nogo tehnikuma za 1926-27 gg.//NA RT. F. R-2812. Op. 1.D.53.19L

УДК 37.047+377.5+378.14.014.13

A.A. Руденко, P.P. Мирная, З.Р. Ажимоб ОБУЧЕНИЕ ДЖАЗУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ И ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБЛАДАНИЯ АКАДЕ МИЧЕСКОЙ СИСТЕМ Ы ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на всемирное признание и популярность джазовой музыки «отношения с ней» в нашей стране складывались довольно противоречиво. Попытки государства контролировать этот жанр и его распространение среди любителей все же оказались безуспешными, и в российской истории джаза (которой на данный момент 101 год!) «расцвели» всемирно известные исполнители, сложились свои национальные традиции, авторские школы, система профессионального обучения (школа-училище-вуз). В развитии джазового образования значительную роль играет профессиональный уровень музыкального сообщества, способного воспитать будущее поколение, и возможность реализации исполнительского потенциала молодежи через динамическое включение в творческую среду. Целью данной статьи является рассмотрение организационно-методического опыта обучения джазу на примере образовательных учреждений города Казани. Исследование посвящается 20-летию кафедры эстрадно-джазовой музыки (с 2020 года кафедра музыкального искусства) Казанского государственного института культуры.

Ключевые слова: джазовое образование, обучение, воспитание, система образования, учащиеся ДМ Ш, студенты вузов и ссузов, музыкальное образование

Для цитирования: Руденко А.А., Мирная P.P., Ажимов З.Р. Обучение джазу учащихся музыкальных школ и студентов ссузов и вузов в условиях преобладания академической системы образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С. 134 -140.

Andrey A. Rudenko, Raushanla R. Mirnaya, Zagid R. Azhlmov TEACHING JAZZ TO STUDENTS OF MUSIC SCHOOLS AND STUDENTS OF COLLEGES AND UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF THE PREDOMINANCE OF THE ACADEMIC EDUCATION SYSTEM

Despite the worldwide recognition and popularity of jazz music, the "relationship with it" in our country was contradictory. Attempts by the state to control this genre and its spread among fans nevertheless proved unsuccessful and in the Russian history of jazz (which is currently 101 years old!], world-famous performers flourished, their own national traditions, author's schools, and a system of vocational training (school-college-university]. A significant role in the development of jazz education is played by the professional level of the musical community, which is able to educate the future generation and the possibility of realizing the performing potential of young people through dynamic inclusion in the creative environment. The purpose of this article is to consider the organizational and methodological approach in teaching jazz on the example of educational institutions in Kazan. The study is dedicated to the 20th anniversary of the Department of Pop and Jazz Music (since 2020, the Department of Musical Art] of the Kazan State Institute of Culture.

Key words: jazz education, teaching, upbringing, education system, children's music school students, students of universities and colleges, music education

For citation: Rudenko A.A., Mirnaya R.R., Azhimov Z.R. Teaching Jazz to students of music schools and students of colleges and universities in the conditions of the predominance of the academic education system // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.134 -140.

Введение съема» он распространялся как устная тради-

Профессиональное обучение джазу воз- ция по слуху и записям. Подготовка первых

никло в Америке и России примерно в одно и джазовых музыкантов осуществлялась в оте-

то же время (60-70-е гг. XX века), это связано с чественной школе уже с 20-х по 70-е гг., но к

тем, что в период генезиса и становления это- системе академического музыкального обра-

го жанра (начало XX века), он воспринимался зования ее невозможно было отнести. Спра-

как музыка развлекательная и не рассматри- ведливо назвать тот период любительским

вался как интеллектуальный вид искусства, обучением, когда предполагалось публичное

несущий образовательно-воспитательную взаимное творчество, повальная увлечен-

функцию. Однако интерес к раннему джазу и ность, обмен опытом, как исполнительским,

его первые «педагогические ростки» мы так и слушательским (перезапись грампла-

наблюдаем как системный процесс самостоя- стинок). В то время музыканты изучали им-

тельной познавательной деятельности - «са- провизацию, композицию, аранжировку, при-

мообучение», когда с помощью «метода обретали навыки ансамблевого исполнения

- в этом творческом процессе преобладала инструментальная подготовка. Настоящим «бумом» расцвета профессионального джазового образования в Америке можно считать 60-70-е гг. Это обусловлено появлением джазовых оркестров в средних школах, колледжах, которыми начали руководить преподаватели; ростом количества учебно-методической литературы; преподавать джаз стали высококлассные музыканты. Появление отечественного дополнительного образования в 60-х гг. (и уже затем в 70-80-е гг. -профессионального) связано с открытием джазовых студий, фестивалей и концертов, организацией лекций-бесед, курсов и семинаров о джазовой музыке, которые проводили известные джазовые музыканты А. Баташев, И. Бриль, В. Фейертаг и т.д. В настоящее время в российских колледжах, техникумах и вузах порядка сорока эстрадно-джазовых отделений и практически в каждой детской музыкальной школе или студии обучают эстрадно-джазовому вокалу и игре на эстрадных инструментах [3].

Под академической системой образования нами понимается вид образования, который фокусируется на изучении фундаментальных знаний, теорий, принципов эстрадно-джазовой музыки; направленный на развитие критического мышления, аналитических и музыкально-творческих способностей, исполнительских умений и навыков (а также на приобретение компетенций в профессиональном образовании) согласно требованиям образовательной программы и ФГОС на всех ступенях образования. По мнению Л.П. Ермиловой, «компетентность как системное понятие выступает той генерализирующей линией, которая и определяет индивидуальную профессиональную неповторимость модели деятельности специалиста музыкального искусства эстрады» [8, с.91].

Данное исследование направлено на рассмотрение противоречивости обучения джазу в академической системе образования и обобщает 20-летний организационно-методический опыт эстрадно-джазового направления в Казанском государственном институте культуры.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили теоретические методы (анализ, обобщение, конкретизация) и эмпирические методы (изучение, обобщение опыта). К ис-

пользуемым материалам исследования относятся документы основных профессиональных образовательных программ 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (профили «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадно-джазовое пение»); а также издания, посвященные деятельности кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского государственного института культуры (статьи и другие просветительские материалы).

Литературный обзор

Теоретической основой исследования явились научные труды по истории становления профессионального джазового образования в России и США Т.А. Будницкой [3]; по социологии профессии джазового музыканта И.В. Бабаяна [2]; лингвокультурному типажу «джазмена» Э.Т. Кубасовой [5]. Сущность, специфика и проблематика подготовки специалистов музыкального искусства эстрады в контексте эстрадно-джазового образования раскрываются в работах З.Р. Ажимова [1], Л.П. Ермиловой [8], А.Л. Загидуллиной и М .М . М аркус [4]. Дискурсивные методики современного джазового образования рассмотрены Б.А. Саруханяном [7], вопросы национальной джазовой культуры исследовались Р.Р. М ирной и Т.Ю. Гордеевой [6].

Результаты

Для создания необходимых условий гармоничного развития личности в современном обществе требуется глубокий анализ процессов, происходящих в образовании, создание практических рекомендаций, а также изучение ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, затрудняющих эффективную реализацию задач музыкального образования. В области эстрадно-джазового образования это касается проблем повышения эффективности обучения в начальном (школьном) звене, совершенствования профессиональной подготовки и специализации в системе среднего специального образования, усиление направляющей роли вуза как центра музыкального образования и музыкальной культуры города и региона.

Любой образовательный процесс, в том числе и обучение джазовой музыке, играет важную роль в определении будущего ученика-студента и несет в себе основные характеристики: актуальность, качество, гибкость, доступность, глубина, социальная значимость, региональная значимость. Процесс обучения джазу предполагает: 1. Постижение

сложного интонационного, ритмического, гармонического, эмоционально-

энергетического музыкального языка, обладающего мощным физиологическим воздействием на публику; 2. Владение музыкально-выразительным набором метроритмических, фразировочных, агогических акцентуаций и других исполнительских аспектов и приемов, свойственных джазу; 3. Погружение в разнообразную стилистику джазовой и около джазовой музыки; 4. Создание интерпретаций, исполнительских трактовок и выражение собственного индивидуального импровизационного языка музыки и т.д.

Процесс обучения джазу в условиях академической системы образования несет в себе некую проблемность, что прослеживается и в наше время (с одной стороны, мировая политика и «антизападные» санкции протиб признания джаза наряду с классической музыкой во всем мире, хотя «гонение джаза» мы уже проходили; с другой стороны, свобода джаза и некоторое «бунтарство» ее исполнителей протиб строгой, выстроенной, диктующей каноны системы образования и т.п.). Есть и другое видение дискредитации ценности джазового образования, которое имеет широкое поле:

- бо-пербых, джазовое образование отделено от «искусства» и «реальности», т.е. педагогика джаза как социального института, готовящая специалистов для государства и им же финансируемая, оторвана от «реальной жизни», к тому же гениальность исполнителя рождается природой, а не социальным феноменом;

- бо-бторых, джазовое образование антиа-кадемично, т.е. джазовый музыкант «антиин-теллектуален» (*от абт.: спорное утбержде-ние) и в распространенной мифологии изображается как «инстинктивный, эмоциональный и телесный музыкант, а не как рациональный, мозговой и теоретический джазовый академик»;

- б-третьих, желание вернуться к «естественным» ценностям доинституционального джазового мира - аутентичность, естественность, душевность, интуитивность, индивидуальность, анархичность и следование кодексам и конвенциям биг-бэндов и джазовых клубов дала истории джаза великие имена исполнителей (зачастую самоучек), в современном времени роль личности джазмена ослабла;

- б-четбертых, джазовое образование обладает угрожающим потенциалом, т.к. подавляет творчество и развитие джаза, душит индивидуальность;

- б-пятых, нейтрализующая сила джазовых традиций как идеологических канонов, ослабляющих силу критического осмысления и ведущих к риску отнести джаз к «музейным экспонатам» [7, с.95-97].

Обучение джазу подразумевает взаимопроникновение двух серьезных музыкальных традиций - академической и джазовой. Важно отметить, что людям с базовым академическим образованием требуется серьезный наставник, который понимает разницу в метроритмических вибрациях между классикой и джазом. Наставник способен открыть ученику состояние эманации (истечение из запредельного первоначала), свойственной трансо-во-обрядовой природе джаза и блюза и высвобождающей энергию, открывающей божественную истину (здесь можно вспомнить исполнителей госпел-хоров, входящих в трансо-вое состояние).

Обсуждение

В ходе анализа учебного процесса на ступени высшего образования (на примере эстрадно-джазового направления Казанского государственного института культуры) и в аспекте прогнозирования дальнейших перспектив выделяются некоторые факторы, определяющие успешность «регионального» джазового образования:

- подготовленность абитуриентов по профильному направлению - существующее положение джазового высшего образования в Татарстане имеет свои сложности. Проблем-ность данного аспекта зависит от наличия/отсутствия в регионе (как основного поставщика предполагаемых кадров) эстрадных профильных направлений в ссузах и музыкальных школах, что вынуждает принимать на направление подготовки абитуриентов без специальной подготовки (это касается инструментальной специализации) [1, с.10]. Тенденция последних лет приема абитуриентов показывает снижение количества поступающих по медным инструментам (трубы, тромбоны), эстрадных гитаристов и бас-гитаристов. Ослабление интереса к инструментальному профилю можно связать с потребностью музыкантов на рынке, на сегодняшний день востребованы аккомпаниаторы для артистов поп-сцены (в основном это

центральный регион страны), работники джазовых и эстрадных коллективов для исполнения фоновой музыки, работники кавер-бэндов, музыканты авторских и фестивальных проектов [4, с.98]. Совершенно противоположная ситуация с приемом эстрадно-джазовых певцов, конкурс среди которых при поступлении варьируется от 5 человек на бюджетное место;

- востребованность на рынке труда выпускников направления «Музыкальное искусство эстрады» (...«проблемная ситуация отмечается в регионах, отсутствие профессиональных джазовых коллективов и возможности трудоустройства вынуждают музыкантов уезжать в поисках работы, нередки случаи смены профессиональной деятельности» [2, с.304]). В действительности в некоторых регионах существует, в лучшем случае, 1-2 профессиональных коллектива, куда выпускники могут трудоустроиться в качестве артистов оркестра или концертмейстеров; остальные вынуждены работать педагогами в образовательных организациях (востребованность педагогов дополнительного образования сейчас высокая, молодежь в силу своей амбициозности стремится найти высокооплачиваемую работу), музыкантами в заведениях (как самозанятые), либо искать дополнительные, не имеющие ничего общего с музыкой способы жизнеобеспечения;

- профессиональная компетентность преподавателей и мотивация студентов: ни один образовательный процесс не будет эффективным, если преподаватель не совершенствует свое профессиональное мастерство, а студент занимается без желания и должной отдачи. Профессорско-преподавательский состав направления активно ведет научную, творческую и просветительскую работу. Среди проектов, в которые вовлекаются студенты, можно отметить многочисленные концертные программы, записи альбомов, подготовка диссертаций, гастрольные выезды, участие в экспертных составах жюри, организация конкурсов, конференций, круглых столов, образовательных программ, обмен опытом с эстрадными отделениями ссузов и вузов. Вдохновляет студентов и преподавателей участие в международных джазовых фестивалях: «Джаз в усадьбе Сандецкого», «Джаз в Кремле с Ольгой Скепнер», Традиционный джаз-фестиваль в Альметьевске, Moscow Jazz Festival, Tasigo Jazz

Fest. Повышает профессиональную компетентность участников образовательного процесса приглашение почетных гостей с мастер-классами: пианистов И. Бриля, Р. Столяра,

A. Сайфуллина, вокалистов А. Карягиной, Веры FOX, бас-гитариста А. Давидянца, духовиков В. Головнева, А. Баязитова, организация творческих встреч с С. М анукяном, О. Радзецкой, Г. Соловьевым (бас),

B. Фейертагом, А. Хасаншиным и т.д.;

- преемственность профессиональных кадров: высшее эстрадно-джазовое образование существует в Татарстане с 2003 года (с момента открытия кафедры эстрадно-джазовой музыки и первого набора абитуриентов по специализации «Эстрадно-джазовое пение» кафедрой сольного пения). Организатором и идейным вдохновителем кафедры эстрадно-джазовой музыки до 2020 года являлся заслуженный работник культуры РТ, кандидат педагогических наук, доцент Загид Ажимов. У истоков джазового образования стояли настоящие профессионалы: бэнд-лидер А. Василевский; теоретики Ю. Коган, О. Скепнер, Р. Утэй, А. Шураев; пианисты О. Анохин, Ю. Шамсутдинов; А. Ужаков (духовые инструменты); Р. Муллин (гитара, бас-гитара); Р. Абдуллин (ударные инструменты); Л. Чугунова (вокал). На смену им пришли пианист А. Руденко; теоретик Т. Гордеева; вокалисты А. Вознесенская, Р. М ирная; Ю. Щербаков (духовые инструменты); Д. Соломатин (бас-гитара); бэнд-лидер А. Козлов. В настоящее время ряды преподавателей пополнили молодые выпускники: А. Казанцев (ударные инструменты); М . М аркус (духовые инструменты);

- программно-методическое обеспечение: в настоящее время ситуация с доступностью и использованием учебно-методического материала наиболее благоприятная у вузов и средних профессиональных организаций, нежели чем у системы дополнительного образования. Появились возможности подписки на электронные библиотечные системы (ЭБС «Университетская библиотека онлайн», ЭБС «Лань», ЭБС «Юрайт» и т.д.), где доступ к специализированной литературе достаточно обширен и разнообразен. В связи с возможностями электронного обучения появились доступные для российского преподавателя и студента разнообразные специализированные курсы по профильным дисциплинам, в основном коммерческие. В

качестве примера приведем ряд возможных эстрадно-джазовых курсов и методик, актуальных для обучения: Институт музыки «Lañóte» (КПК «Мелизматика, современные стили и развитие вокальных навыков на уроках эстрадно-джазового пения», «Подбор программы и нюансы работы над эстрадно-джазовым вокальным репертуаром», «Актуальные методики преподавания импровизации в ДМШ, ДШИ и СПО», «Программа для преподавателей сольфеджио и теоретических дисциплин»); Школа ритма Лъба Слепнера ( актуальны разделы о взаимосвязи пульсации и речи, взаимосвязи грува и координации); Цифробая образобателъная платформа для музыкантоб muzlabkazgik.ru (актуальны разделы о теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, фортепиано, гитаре, саксофоне, барабанах, об эстрадном пении и му-зыкотерапии); Джазобая школа Кристины Крит (курсы «Джазовый стартап», «Джазовое погружение»); Миробая ассоциация голоса DI-VAin&IATS (курсы «Вводный курс в вокальную реабилитологию», «Преподаватель современного вокала», «Estill Voice Training»),

Профессорско-преподавательским составом направления эстрадно-джазовой музыки за последние годы подготовлены фундаментальные и прикладные учебные и научные издания: 1. Rüden Jazz-Band Music, 2 части сборника авторских произведений для солистов и джазовых ансамблей А. Руденко (2017г.); 2. Пебческий збук 6 контекстах кулъ-туры (кулътурфилософский анализ), монография Т. Гордеевой (2021г.); 3. Теория и история пебческой кулътуры, учебно-методическое пособие Т. Гордеевой (2021г.); 4. Музыкалъный коррекционно-

оздоробителъный тренинг с элементами им-про6изации, методические рекомендации Т. Гордеевой (2023г.); 5. Без прошлого нет будущего, 3 части сборника партитур для детского симфоджаз-оркестра ДМШ А. Василевского и А. Козлова (2021г.); 6. Аранжиробки и переложения популярных песен для бокалъного коллектиба на музыку российских композито-роб, учебно-методическое пособие

А. Вознесенской (2022г.);

- создание творческой среды в вузе, либо ее наличие в городском пространстве (возможность организации джем-сейшнов в клубах, квартирниках). Популярным местом притяжения джазовой молодежи является М узыкально-художественное товарищество

«ЩА» (место встречи казанской богемы), где еженедельно по вторникам и четвергам организуются блюзовые и джазовые джемы при участии профессиональных наставников А. Руденко, А. Казанцева, М . М аркус. Джем-сейшн - музыкальное действие, когда музыканты без особых приготовлений и сообщений собираются, чтобы поиграть джазовую (около джазовую) музыку, принять участие может любой желающий. Сутью джема является момент экспромта и совместной последовательной индивидуальной или коллективной импровизации на любую заданную тему. «Джазмена» характеризуют как «...челобека, который работает б сфере музыкального искусстба (сцена, концерт, джем-сейшены, джаз-бары) и отмечают его преданность сбоей работе, талант, а также прабдибость б музыкальных фантазиях-импробизациях», в число основных качеств входят одержимость, преданность, фанатичность джазу [5, с.289];

- наличие возможностей для предпринимательской деятельности, проектная деятельность. В качестве примера приведем реализуемый проект «Студенческого старта-па» «Музыкальная мастерская У1азоУ по ремонту, обслуживанию и изготовлению духовых инструментов» студента Власова Никиты Игоревича и образовательный проект «Возвращение к голосу Ариадны Карягиной», реализованный за счет средств Правительства Республики Татарстан (программа «Алга-рыш»). Данные проекты расширяют спектр возможностей изучения специфики эстрадно-джазового искусства;

- оригинальность, исключительность регионального музыкального языка (наличие национального джаза, либо приверженность характерной стилистике). Отечественный этно-джаз - явление многоликое, с множеством ответвлений от фольклорных до композиторских предпочтений. Он включает в себя самобытный мелос национальных республик. Оригинальность такой музыки передает культурный код и традиции многонациональной страны исключительно своеобразным способом [6, с.66]. Идея национального русского, татарского, чувашского этно-джаза всесторонне поддерживается преподавателями А. Руденко («Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Эй, ухнем», «Ой, мороз-мороз», «Йокысызлык», «Берлегэн», «Яратам», «Эзлэдем, бэгърем сине»), А. Казанцевым в

составе группы «SHANU» («Taranvar», «Shu-marShavat», «Selime», «Urapa», «Tevet», «Sara», «Schuk», «Atar», «Senkershel»);

- наличие материальных условий (инструменты, помещения для репетиций, звуковое оборудование). Материально-технические условия реализации образовательных программ «Музыкальное искусство эстрады» соответствуют ФГОС, но не отвечают тенденциям современного времени. Музыкальный инструментарий эстрадного оркестра нужно осовременивать и дополнять Футуристическими цифровыми музыкальными инструментами, которые будут соответствовать духу эпохи и олицетворять культурно- смысловое интегрированное единство образа мыслей, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих третьему тысячелетию.

Заключение

Формализованная джазовая педагогика -явление спорное, и до сих пор представители этого «романтичного» и «бунтарского» вида искусства разделяются на тех, кто считает, что это вредит духу музыки, и тех, кто с ее помощью привносит новую волну интереса к джазу. Джаз многому учит - мыслить, искать, изменяться, вдохновляться, выделяться из множества людей и вносить в социальные порядки критические и творческие идеи нового времени. Высокий престиж джазового музицирования наблюдается среди подростков, юношества и взрослого поколения, а это значит, что обучение джазу будет укреплять свои позиции и вносить музыкально-культурную эволюцию в академическую систему образования.

Литература:

1.Ажимов 3.P. Возможности совершенствования системы эстрадно-джазового образования // Джазовое образование в Госсии: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывный цикл эстрадно-джазового обучения: школа - училише - вуз", Уфа, G1-3G апреля 2G11 года. Уфа: Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, 2G13. С. 8-12.

2. Бабаян И.В. Джазовый музыкант: профессионал или любитель? // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2G1G. Т. 4, № 1(49). С. 299-306. EDN MNAAYW.

3. Будницкая Т.А. История становления профессионального джазового образования в ?оссии и США: сравнительный анализ // Вестник M ГОУ. Серия: Педагогика. 2G12. № 2. С. 5-10. EDN PJXJXZ.

4. Загидуллина А.Л. Проблемы эстрадно-джазового образования в свете востребованности выпускников специальных вузов / А.Л. Загидуллина, M. M. Mаркyс // Myзыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование: материалы III Mеждyнародной научно-практической конференции, Казань, 19 мая 2G22 года. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2G22. С. 97-100. EDN QVHOEV.

5. Кубасова Э.Т. Лингвокультурный типаж "Джазмен" // Вестник Башкирского университета. 2G12. Т. 17. № 1. С. 285290. EDN OXTMIX.

6. Mирная P.P. Этноджаз в национальной культуре Pоссии. Татарский и чувашский джаз, такое бывает? / P.P. M ирная, Т.Ю. Гордеева // Myзыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование: материалы IV M еждународной научно-практической конференции, посвяш,. lSG-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина, Казань, 20-21 апреля 2023 года. Казань: Школа, 2023. С. 6З-66. EDN IAURFI.

7. Саруханян Б.А. Дискурсивные методики современного джазового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2G21. № 4(49). С. 93-98. DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-93-98. EDN XNPNCO.

8. Сущность и специфика профессиональной подготовки специалистов музыкального искусства эстрады в контексте эстрадно-джазового образования / Л.П. Ермилова, RP. Лавриненко, MA Лидов [и др.] // Успехи современной науки. 2G17. Т. 1, № 4. С. 88-93. EDN YROKZJ.

References:

1.Azhimov Z.R. Vozmozhnosti sovershenstvovanija sistemy jestradno-dzhazovogo obrazovanija // Dzhazovoe obrazovanie v Rossii: istorija i sovremennost': materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Nepreryvnyj cikl jestradno-dzhazovogo obuchenija: shkola - uchilishhe - vuz", Ufa, 01-30 aprelja 2011 goda. - Ufa: Ufimskaja gosudarstvennaja akademija iskusstv im. Zagira Ismagilova, 2013. S. 8-12.

2.Babajan I.V. Dzhazovyj muzykant: professional ili ljubitel'? // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta. 2G1G. T. 4, № 1(49). S. 299-306. EDN MNAAYW.

3.Budnickaja T.A. Istorija stanovlenija professional'nogo dzhazovogo obrazovanija v Rossii i SShA: sravnitel'nyj analiz // Vestnik MGOU. Serija: Pedagogika. 2G12. № 2. S. 5-10. EDN PJXJXZ.

4.Zagidullina A.L. Problemy jestradno-dzhazovogo obrazovanija v svete vostrebovannosti vypusknikov special'nyh vuzov / A.L. Zagidullina, M.M. Markus // Muzykal'naja kul'tura XXI veka: teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie: materialy III Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 19 maja 2022 goda. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2022. S. 97-100. EDN QVHOEV.

5.Kubasova Je.T. Lingvokul'turnyj tipazh "Dzhazmen" // VestnikBashkirskogo universiteta. 2G12. T. 17, № 1. S. 285-290. EDN OXTMIX.

ó.Mirnaja R.R. Jetnodzhaz v nacional'noj kul'ture Rossii. Tatarskij i chuvashskij dzhaz, takoe byvaet? / R.R. Mirnaja, T.Ju. Gor-deeva // Muzykal'naja kul'tura XXI veka: teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii, posvjashh. 150-letiju so dnja rozhdenija F.I. Shaljapina, Kazan', 20-21 aprelja 2023 goda. Kazan': Shkola, 2023. S. 63-66. EDN IAURFI.

7.Saruhanjan B.A. Diskursivnye metodiki sovremennogo dzhazovogo obrazovanija // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury. 2021. № 4(49). S. 93-98. - DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-93-98. EDN XNPNCO. 8.Sushhnost' i specifika professional'noj podgotovki specialistov muzykal'nogo iskusstva jestrady v kontekste jestradno-dzhazovogo obrazovanija / L.P. Ermilova, N.R. Lavrinenko, M.A. Lidov [i dr.] // Uspehi sovremennoj nauki. 2017. T. 1, № 4. S. 88-93. EDN YROKZJ.

УДК 377

H.A. Быкоба

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается применение педагогической технологии групповой деятельности обучающихся в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» («Инструменты народного оркестра»). Определен потенциал применения технологии групповой деятельности, его цели и задачи в условиях реализации коллективной формы музыкального музицирования. Выявлены педагогические принципы, позволяющие стимулировать процесс развития творческого потенциала студента и его исполнительского мастерства.

Ключевые слова: технология групповой деятельности, исполнительское мастерство, студенты, обучающийся, музыкальный колледж

Для цитирования: Быкова Н.А. Реализация технологии групповой деятельности в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.140 -145.

Natalia A. Bykova IMPLEMENTATION OF GROUP ACTIVITY TECHNOLOGY IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERFORMING SKILLS OF MUSIC COLLEGE STUDENTS

The article discusses the use of pedagogical technology for group activities of students in the conditions of developing the performing skills of music college students in the specialty 53.02.03 "Instrumental Performance" (type: "Instruments of the Folk Orchestra"). The potential for using group activity technology, its goals and objectives in the context of implementing a collective form of musical music-making have been determined. Pedagogical principles have been identified that allow stimulating the process of developing the student's creative potential and his performing skills.

Key words: group activity technology, performing arts, students, student, music college

For citation: Bykova N.A. Implementation of group activity technology in the conditions of development of performing skills of music college students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.140 -145.

Введение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование и развитие исполнительского мастерства у студента музыкального колледжа является одним из важных факторов эффективности подготовки высококвалифицированного специалиста в области музыкального образования, требующего от выпускника наличия целого спектра профессиональных качеств и компетенций, включающих в себя сферу навыков коммуникативного общения и сотрудничества в условиях образовательного процесса. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») сферу исполнительской деятельности студента музыкального колледжа помимо сольного исполнительства составляют и различные виды и формы ансамблевого и ор-

кестрового музицирования, являющиеся необходимыми универсальными, интегрирующими компонентами развития интеллектуального и художественно-эстетического потенциала студента как творческой личности [5]. В связи с этим проблема развития исполнительского мастерства и приобретения музыкально-исполнительского опыта в условиях коллективного музицирования как составной части формирования профессиональной компетенции в условиях среднего профессионального образования остается весьма актуальной и требует глубокого разностороннего изучения. Это и явилось целью нашего исследования.

Гипотеза исследования - реализация педагогической технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного ор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.