Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова О. А., Жидкова В. В.

В настоящей статье рассматривается процесс реализации технологического подхода в управлении образовательной деятельностью обучающихся в вузе, раскрывается роль технологического подхода в создании условий для проектирования индивидуальной образовательной траектории и развития универсальных компетенций студентов. Особое внимание в статье уделено планированию работы дискуссионного студенческого клуба как одной из эффективных форм управления образовательной деятельностью студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулова О. А., Жидкова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

УДК 378.4

Шамигулова О.А., канд.пед.наук, доц., Жидкова В.В., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается процесс реализации технологического подхода в управлении образовательной деятельностью обучающихся в вузе, раскрывается роль технологического подхода в создании условий для проектирования индивидуальной образовательной траектории и развития универсальных компетенций студентов. Особое внимание в статье уделено планированию работы дискуссионного студенческого клуба как одной из эффективных форм управления образовательной деятельностью студента.

Ключевые слова: управление образовательной деятельностью студентов, технологический подход, диалоговые технологии, дискуссионный клуб

Образовательный процесс современного вуза находится в ситуации кардинальных изменений в направлении технологизации. Предметно-знаниевая парадигма перестала удовлетворять запросам сегодняшнего дня, а именно образовательным вызовам. В условиях информационного общества начинают формироваться новая теория обучения, происходит адаптация ранее изученных подходов к современных реалиям, образовательная цель ориентирована на конкретный результат, сформулированный в русле компетентностного подхода.

В виду растущей сложности и системных вызовов социокультурной среды процесс реализации образовательных программ в современном вузе должен отвечать актуальным задачам формирования нового спектра компетенций, включающих способность обрабатывать, структурировать, аналитически осмысливать большие объемы информации и творчески работать с ней в сжатые сроки, генерировать свои идеи, превращая их в инновации; действовать в ситуации неопределенности. Поэтому большое значение приобретают вопросы, связанные с управлением процессом реализации образовательных программ и управлением индивидуальной образовательной деятельностью обучающихся в вузе, поиском эффективных подходов, позволяющих создавать условия для самообразования и саморазвития студентов в процессе освоения образовательной программы.

В данной статье мы говорим об управлении образовательной деятельности студентов университета как деятельности преподавателя по планированию, организации, координации и контролю образовательной деятельности студентов [1]. При этом речь идет об индивидуальной образовательной деятельности студента, рассматриваемой в педагогической науке как процесс построения собственной образовательной траектории, который предусматривает развитие субъектом самого себя, направлен на решение актуальных образовательных проблем обучающегося, предполагает активность и субъектность студента в решении собственных образовательных проблем [2].

Обеспечить активность студента в формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории, создать условия для саморазвития и самообразования позволит включение в деятельность студенческих сообществ, в частности в клубную деятельность, организуемую с учетом интересов и образовательных потребностей студента. Организация клубной деятельности в вузе, факультетах создает условия для развития их творческих способностей, самовыражения и самоутверждения, предоставляет им возможности для удовлетворения потребностей в общении и познании.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения, важнейшей идеей которых является реализация компетентностного и технологического подходов, предполагают активное включение студента в процесс формирования компетенций и выбор при этом дисциплин, факультативов, видов внеурочной работы. В данной связи клубная деятельность является эффективным инструментом для обеспечения концептуальных идей ФГОС ВО, поскольку такая форма организации внеурочной деятельности позволит эффективно решать задачи управления индивидуальной образовательной деятельностью студента, выбора индивидуальной образовательной траектории, освоения широкого спектра как универсальных, так и профессиональных компетенций на основе технологического подхода.

Исследуя теоретические и практические основы реализации технологического подхода в управлении образовательной деятельностью обучающихся в вузе, в рамках данной статьи мы сфокусировали внимание на возможности обеспечения технологического подхода в управлении индивидуальной образовательной деятельностью студентов, а также рассмотрении вопроса организации работы клубных сообществ на основе диалоговых технологий в организации учебной деятельности студентов.

Концептуальную основу обеспечения технологического подхода ученые рассматривают во взаимосвязи трех составляющих: философия образования -образовательная политика - образовательная технология. В этой триаде предмет разграничен достаточно четко: первая дисциплина выясняет «зачем учить?», вторая - «чему учить?», третья - «как учить?». Технологический подход не возникает из дидактического или частно-методического подходов, а является самостоятельным направлением исследования учебного процесса [3; 125].

Специфика технологического подхода состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Поэтому в качестве важнейших характеристик технологического подхода к обучению выделяют:

1. Постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу работы придается первоочередное значение);

2. Строгая ориентация всего хода обучения на образовательные цели;

3. Ориентация образовательных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гарантированное достижение результатов;

4. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

5. Заключительная оценка результатов [4; 131].

Наиболее значимые характеристики обеспечения технологического подхода -это гарантированность достижения результатов и воспроизводимость.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения управленческих аспектов индивидуальной образовательной деятельности студентов, он позволяет:

- с большей определенностью прогнозировать образовательные результаты;

- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать обучающие и социально-воспитательные проблемы;

- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих управленческих проблем [4; 496].

При этом клубные сообщества в вузе могут быть разнообразны в зависимости от их функции в реализации образовательной программы в целом, созданию условий для дополнительного развития определенного вида компетенций.

Например, проанализируем универсальные в ФГОС ВО по УГСН «Образование и педагогические науки» (44) , которые будут служить ориентиром для проектирования образовательного результата деятельности студенческого клуба:

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации;

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов [5].

Опыт создания и проектирования деятельности дискуссионного студенческого клуба в вузе, позволяет заметить возможность развития комплекса перечисленных универсальных компетенций, тесно связанных с видами новых грамотностей в области критического мышления, командообразования, креативности и коммуникации. При этом в качестве ведущей технологией в деятельности студентов в клубе нами определена диалоговая технология, включающая разнообразие форм и методов работы: дискуссии, дебаты, диспуты, круглые столы, «интервью с профессионалом» и другие. Рассмотрим особенности применения некоторых наиболее популярных форм в организации деятельности дискуссионного студенческого клуба:

Дискуссия - это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину[6].

Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий. Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы, провести конечную рефлексию. Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.

Для организации коллективного обсуждения научных и профессиональных проблем, которые не имеют общепринятого однозначного решения. Участники дискуссионного клуба используют форму диспута, позволяющего также анализировать разнообразные по сюжету ситуации. Поэтому эффективным для выбора предмета обсуждения может стать метод ситуационно-коммуникативного анализа (или кейс-метод), позволяющий синтезировать информацию о проблеме и вести обсуждение в контексте конкретных общественно-значимых и/или профессиональных тем. Процесс анализа таких ситуаций предоставляет

возможность студенту связать теоретические знания с практической ситуации, получить возможность самоанализа и самооценки своей готовности к рассмотрению, изучению и решению жизненных задач, приобрести опыт рефлексии деятельности. Это наиболее полезный опыт в современном процессе профессиональной подготовки, поскольку осваиваемые знания и методы их предъявления в вузе не всегда в силу специфики времени могут идти в авангарде, поэтому важно понимать реальную обстановку в тех или иных аспектах профессиональной деятельности в условиях постоянных изменений [7]. Ситуационно-коммуникативный метод предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу с кейсами, самостоятельный поиск, анализ и обработку полученной информации с целью предложить наиболее оптимальное решение той или иной жизненной или профессиональной ситуации.

Эффективным методом в организации работы дискуссионного клуба также будет тренинговый метод. Тренинг направлен на развитие знаний, формирование умений и навыков, а также практических компетенций. Применение данного метода позволяет сформировать и получить знания о самом себе, то есть выявить свои личностные сильные и слабые стороны; сформировать компетенции тайм-менеджмента; развить и сформировать личностные и деловые качества; привить самые различные навыки и умения в области управления собственным поведением для достижения регуляции эмоционального состояния, а также повысить скорость и степень усвоения и переработки информации, повышение уровня стрессоустойчивости в нестандартных ситуациях, оценить готовность к будущей профессиональной деятельности и скорректировать направления, содержание и средства освоения индивидуальной образовательной траектории.

В продолжение рассмотрения многообразия форм студенческой работы в рамках дискуссионного клуба, важно обратить внимание на дебаты и деловую игру. Дебаты - это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны (жюри), а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определенного результата -сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. Дебаты как форма обсуждения проблемы может использоваться в системе организации учебной и внеучебной деятельности, что позволит системно решать проблему формирования универсальных компетенций и расширить возможности в проектировании и создании условий для освоения индивидуальной образовательной траектории студентов. Среди деловых игр, нами активно внедряется такая форма, как управленческий поединок (технология Владимира Тарасова) - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Вовлечение студентов в работу дискуссионного клуба включает обязательное совместное обсуждение применяемых форм и тематики работы, основываясь на самоанализе студентов текущих и промежуточных результатов учебной деятельности, пропедевтической профессиональной деятельности (функциональных практик, профессиональных проб, участия в общеразвивающих образовательных программах и предпрофессиональных конкурсах). Так, выбор деловой игры и отбор тематики для организации связан с возможностью данной формы работы имитировать различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности. Цели, преследуемые выбором данной формы связаны с формированием познавательных профессиональных мотивов и интересов, воспитанием системного мышления, передачей целостного представления о профессиональной деятельности и её специфики с учётом эмоционально-личностного восприятия, обучением коллективной мыслительной и практической работе, формированием умений и навыков

социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений [7]. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников с помощью специальных методов работы.

Таким образом, дискуссионный, студенческий клуб - это открытая площадка для реализации технологического подхода в формировании универсальных и профессиональных компетенций, эффективный инструмент для управления индивидуальной учебной деятельностью студентов, который позволяет интегрировать возможности учебной и внеучебной деятельности, теорию и практику, личностный и профессиональный опыт, начинающих и профессионалов-наставников, создавать условия для совместного проектирования и освоения индивидуальной образовательной траектории студента, создавать условия для самообучения, саморазвития, самовоспитания и рефлексии деятельности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаева Е.П. Новое видение педагогических концепций управления качеством образования / Е.П. Багаева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №2.

- URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30670 - (0,6 п.л.).

2. Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе /Л.В.Байбородова//Ярославский педагогический вестник им.К.Д.Ушинского. - 2016. - №2. - С.35-41.

3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В. Гузеев // Педагогический поиск, 2008.

- 256 с.

4. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: Методология и опыт проектирования / Ю.Г. Татур // Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 20012. - 262 с.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 124 [Электронный ресурс] / Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400719549/

6. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие 2-х книгах / В.С. Зайцев; Челябинск, ЧГПУ, 2013 - 496 с.

7. Карпенко М. Новая парадигма образования XXI в. [Электронный ресурс] / М. Карпеко // Доклад на отделение педагогики высшей школы 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.