Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ-РЕГИОНОВЕДОВ'

ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ-РЕГИОНОВЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС СТУДЕНТОВ / КИТАЙ / НАУЧНО-ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ / COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS / CHINA / DISCUSSION CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перова Анастасия Юрьевна, Беляева Татьяна Константиновна, Анисенко Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме изучения Китая как основы для развития познавательного интереса у студентов, обучающихся на регионоведческом отделении. Авторами рассматриваются стадии развития познавательного интереса студентов. В статье описывается опыт применения деятельностного подхода к изучению студентами Китая в процессе их участия в работе студенческого дискуссионного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF CHINA AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AT STUDENTS REGIONAL STUDIES

The article is devoted to the problem of studying China as the basis for the development of cognitive interest of students. The authors consider the stages of development of cognitive interest of students. The article describes the experience of the activity-based approach to the study of Chinese students in the process of their participation in the student discussion club.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ-РЕГИОНОВЕДОВ»

Выводы. Задачей профессионального образования является формирование современного специалиста как целостной личности, которая обладает системой специальных и общечеловеческих качеств. Компетентность специалиста сферы туризма не ограничивается сугубо профессиональными рамками; современный менеджер должен владеть всеми главными компетентностями.

Таким образом, специалисты сферы туризма и гостиничного бизнеса в процессе своего профессионального становления должны овладеть необходимым перечнем компетенций различного типа, прежде всего профессиональными, и получить их подтверждение через присвоение соответствующей квалификации.

Согласно компетентностному подходу, основной целью профессиональной подготовки будущего специалиста сферы туристического и гостиничного бизнеса является формирование профессиональной компетентности. Учет многогранности деятельности специалиста указанной отрасли обосновывает потребность формирования полифункциональной компетенции студентов в составе их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Е.А. Алилуйко. - Москва, 2000 - 25 с.

2. Артюшевская С.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам будущих специалистов сферы туризма // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 1. - С. 152-158

3. Бакурова Е.Н. Формирование профессиональной языковой компетентности специалистов сферы туризма средствами иностранного языка // Научные известия. - 2016. - № 1. - С. 101-105.

4. Веснин В.В. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 1998. - С. 59.

5. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе образования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 20.

6. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2.

7. Калиновская Т.С. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teore-ticheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialistov-industrii-turizma-v-uchre-zhdenii-srednego.

8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

9. Лобышева Т.М. Формирование профессиональной компетенции у будущих менеджеров индустрии туризма на основе интегративного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2013. - 213 с.

Педагогика

УДК 378

студент Перова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Анисенко Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У

СТУДЕНТОВ-РЕГИОНОВЕДОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения Китая как основы для развития познавательного интереса у студентов, обучающихся на регионоведческом отделении. Авторами рассматриваются стадии развития познавательного интереса студентов. В статье описывается опыт применения деятельностного подхода к изучению студентами Китая в процессе их участия в работе студенческого дискуссионного клуба. Ключевые слова: познавательный интерес студентов, Китай, научно-дискуссионный клуб. Anmtation. The article is devoted to the problem of studying China as the basis for the development of cognitive interest of students. The authors consider the stages of development of cognitive interest of students. The article describes the experience of the activity-based approach to the study of Chinese students in the process of their participation in the student discussion club.

Keywords: cognitive interest of students, China, discussion club.

Введение. Современная образовательная ситуация в России неразрывно связана с политической и социально-экономической обстановкой в мире и характеризуется изменением идеологии образования, а также формированием новых ценностей, потребностей личности студента как субъекта учебной деятельности. Познавательная мотивация является основой учебно-познавательной деятельности обучающегося, соответствуя природе его мыслительной деятельности [2].

Познавательный интерес вызывается деятельностью и реализуется в ней. Интерес к познанию является одним из элементов, растормаживающих механизм восприятия и создающих условия для активизации познавательной деятельности.

Специальные исследования по формированию познавательного интереса показывают, то он характеризуется следующими компонентами: положительной эмоцией по отношению к изучаемому материалу, наличием положительной стороны этой эмоции, наличием мотива [2].

Развитие познавательного интереса проходит три основные стадии: во-первых, ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны изучаемого, во-вторых, устойчивый, стабильный интерес к определенному содержанию и в-третьих, включение познавательных интересов в систему жизненных целей и планов личности.

Для целенаправленного формирования и развития познавательного интереса особенно важно, чтобы у студентов сформировалось понимание актуальности, цели и ценности изучаемого материала [5].

Сейчас трудно переоценить роль КНР в современном мире. Значимость его изучения возрастает в связи с укреплением лидирующих позиций этого государства на мировой арене. Поэтому нам представляется важным развивать познавательный интерес студентов к изучению этой страны, а также искать и находить выход в реальную коммуникацию и возможные языковые контакты студентов с носителями культуры Китая.

Изложение основного материала статьи. Актуальность развития познавательного интереса к изучению Китая связана с бурными темпами его социально-экономического развития, позволяющего КНР претендовать на статус не только крупного регионального игрока в АТР, но и на статус ведущей мировой державы. При этом объектом интереса исследователей выступает то, что Китай, переживший более, чем столетие войн, революций, трудных социальных экспериментов, благодаря реформам в экономической сфере и при сохранении господства коммунистической партии в политической жизни стремительно вышел из глубокого застоя и демонстрирует интенсивный рост [1]. Неудивительно, что проблемы регионального развития Китая становятся объектом междисциплинарного интереса исследователей из разных отраслей наук: истории, экономики, политологии, психологии и педагогики: С.А. Михеев, Ю.М. Галенович, А.П. Девятов, Е.Н. Румянцев, А.В. Меликсетов, Эван Оснос, Дж.К. Фэрбэнк, Дж. Лю, А. Райт и др. [6]. Китай наш крупнейший сосед и в последние годы активно интенсифицируются торгово-экономические, политические, культурные и образовательные связи между КНР и Российской Федерацией. Этот комплекс новых обстоятельств требует сегодня от системы высшего образования РФ ускорения при подготовке квалифицированных специалистов по китайскому языку, регионоведению Восточной Азии и истории.

В силу географической сопредельности России и Китая неудивительно, что именно российские исследователи в своё время стали пионерами в изучении китайской истории, культурно-религиозных традиций и китайского языка.

Открытие кафедры китайской филологии в 1837 году в Казанском университете было выдающимся событием для науки в России, означавшим начало систематического изучения языка, истории и культуры Поднебесной при университетах, формирование научной школы и разработки новых методов и методик. Заведующим кафедрой был назначен один из членов Пекинской духовной миссии Даниил Сивиллов [3].

Синология начала утверждаться в круге академической науки: в Санкт-Петербурге на основе Азиатского музея, сформированного в 1818 году, было открыто отделение Института Востоковедения Академии наук. До Октября 1917 года оно вместе с факультетом восточных языков Петербургского университета являлись центрами изучения Востока. В ходе православной миссии в Пекине, её члены занимались сбором документов на китайском, маньчжурском и монгольском языках для формирования и пополнения отечественных востоковедных коллекций. Петербург стал центром сохранения и восстановления древних письменных памятников Китая. В Азиатской части России также продолжилось изучение Азиатско-Тихоокеанского региона, во Владивостоке в 1899 году открылся Восточный институт, где изучались китайский, японский, монгольский, корейский и маньчжурский языки. Директором института стал А.М. Позднеев, являвшийся знатоком монгольской и калмыцкой словесности.

В 1929 году в Институте Востоковедения, созданном на месте Азиатского музея Академии наук, работали видные востоковеды: В.М. Алексеев, Н.И. Конрад, Б.А. Васильев, Ю.К. Щуцкий. Из-за репрессий 1930-х годов российская синология испытывала большие затруднения, но был несомненный прорыв в исследовании социально-политической мысли Китая, политической системы и революционных движений, повстанческих организаций и истории Китая. Среди выдающихся российских синологов есть имена, известные синологам всего мира: А.И. Кобзев, Е.И. Торчинов, М.Е. Кравцова и др. [6].

В конце 90-х гг. ХХ века в связи с укреплением позиций Китая как в регионе, так и на международной арене в России начали появляться первые центры по подготовке специалистов, владеющих китайским языком. Сегодня китайский язык изучают во многих вузах нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Чите, Красноярске. В университетских городах России активно проводится обучение и учащихся из КНР русскому языку. Подобная тенденция сложились благодаря частичному преодолению Китаем экономического и политического изоляционизма по отношению к внешнему миру, желанию занимать активную позицию по всем проблемным вопросам в международных отношениях [3].

Развитию познавательного интереса к китайскому языку и азиатской регионалистике поспособствовало открытие филиалов Института Конфуция во многих городах России. Международная сеть Институтов Конфуция - это глобальная сеть культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом Министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами. В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова также функционирует его филиал, официально открытый в 2010 году, хотя курсы китайского начали свою работу два года ранее. Нижегородский филиал Института Конфуция на постоянной основе участвует в академическом обмене студентов и преподавателей с партнерским университетом в г.Чунцине.

Открытие отделения Института Конфуция в Нижнем Новгороде было не случайным. С 1917 года в Нижнем Новгороде были открыты курсы иностранных языков, на базе которых был создан Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.

По результатам взаимодействия НГЛУ им. Н.А. Добролюбова с китайскими партнёрами, в Лингвистическом университете на кафедре истории, регионоведения и журналистики была открыта специальность «Регионоведение. Восточная Азия (Китай, Япония)». Обучение студентов данной специальности определяется не только языковой подготовкой, но и комплексным, разносторонним изучением региона специализации и его специфики.

Присутствующие в учебном плане направления подготовки «Регионоведение. Восточная Азия (Китай, Япония)» дисциплины - это «Регионоведение», «История Китая», «Политическая география Китая», «Политическая система современного Китая», «Культурно-религиозные традиции стран АТР», «История общественно-политической мысли стран Восточной Азии» и др. ориентируют студентов на постижение внутренних и внешних закономерностей развития стран региона специализации. Выпускные квалификационный работы бакалавров по направлению подготовки «Регионоведение. Восточная Азия (Китай, Япония)» основываются на источниках стран изучаемого языка и посвящены разнообразной регионоведческой проблематике. Кроме того, в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова по программе международного обмена русскому языку обучается большое количество китайских студентов из Чунцинского партнёрского университета, что способствует лингво-культурному обмену между российскими и китайскими студентами. Бакалавры данных специальностей характеризуются высокой степенью учебной мобильности и заинтересованностью во внеучебной студенческой деятельности [9].

Одной из площадок для развития познавательного интереса студентов к истории, политике, культуре стран изучаемого региона стал студенческий научно-дискуссионный клуб «Трибуна». Клуб был создан в 2008 году по студенческой инициативе и организационной и научной поддержке преподавателей кафедры культурологии, истории и древних языков; члены клуба участвуют в дискуссиях, круглых столах, интеллектуальных играх и дебатах, тем самым повышая свои компетенции и углубляя познавательный интерес. Участники клуба «Трибуна» во время дискуссий, написания научных статей, участия в интеллектуальных играх, дебатах и сотрудничества с преподавателями, осваивают дополнительные фундаментальные и операционные знание и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности [10].

Научно-дискуссионный клуб «Трибуна» является ярким образовательным событием, в рамках которого проходит взаимодействие студентов-бакалавров, магистрантов, аспирантов, преподавателей и приглашенных экспертов на добровольной основе. Большая часть участников клуба - студенты направления «Азиатские исследования», они чрезвычайно активны в подготовке проблемных докладов для актуальных тем заседаний, публикации аналитических и публицистических работ, а также - участии в научных конференциях. Предметом обсуждений становится политика и экономика КНР на данном этапе и в исторической ретроспективе. Большое внимание уделяется международным связям Китая, влиянию марксизма на Поднебесную, явлению «китайского социализма». Среди тем, которые рассматривались на заседаниях научно-дискуссионного клуба также присутствовали вопросы об историческом положении женщин в Поднебесной, экономическим нововведениям после реформ открытости Дэн Сяопина и др.

Часто для выполнения ролей докладчиков и экспертов на научные заседания клуба «Трибуна» приглашаются иностранные студенты и преподаватели, в особенности - китайские коллеги. Так как Китай сейчас ведет активную политику расширения своих международных связей, граждане КНР имеют своей взгляд на международные процессы, часто отличный от популярного в российском обществе. В частности, среди докладов, подготовленных китайскими студентами, были интересны работы, посвященные отношениям между Вьетнамом и Китаем, КНР и Российской Федерацией, а также роли Поднебесной в АТР [10]. Языковую поддержку китайским студентам в деле подготовки работ оказывают русские студенты направления «Азиатские исследования», благодаря чему последние постигают не только тонкости современного китайского языка, но особенности официальной доктрины КПК и КНР к тем или иным явлениям в обществе, что помогает студентам получить более полную картину изучаемого региона.

Помимо этого, студентами, обучающимися по специальности «Регионоведение. Восточная Азия», на одном из научных заседаний были рассмотрены проблемы отношения к полу в государствах АТР. В частности, Анастасия Перова и Максим Лупов, студенты-регионоведы, ознакомили аудиторию с традиционным восприятием мужского и женского полов в китайской культуре. Студенты рассмотрели переход древнекитайского общества от матриархата к патриархату и уделили внимание закрытым этническим общностям Китая, в котором до сих пор традиционно сохранился матриархат. Члены научно-дискуссионного клуба также уделяют большое внимание студенческим инициативам за рубежом. Студенты-активисты из Китайской Народной Республики с 2012 года регулярно участвуют в Молодёжном саммите АТЭС, по инициативам данного мероприятия в Китае были предложены меры по разработке новых образовательных программ для международного обмена студентов и преподавателей [10].

Выводы. Таким образом, познавательный интерес - один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение студентов. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой студенты действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы исследовательского характера, принимают участие в образовательных событиях, организуемых в рамках изучения Китая как в учебной, так и внеучебной деятельности. Особую роль в развитии познавательного интереса студентов играет вовлечение их в участие в деятельности научно-дискуссионного клуба, который является открытой площадкой, в рамках которого проходит взаимодействие студентов-бакалавров, магистрантов, аспирантов, преподавателей и приглашенных экспертов.

Литература:

1. Болонина А.Л., Шиманская О.К. Права человека как фактор международных отношений в условиях глобализации: китайский опыт // Век глобализации, 2016, №4, С. 88-100.

2. Григорьева-Голубева В.А., Волкова С.Л. Развитие познавательного интереса студентов к английскому языку / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4 (32). С. 396-401.

3. Культура. Религия. Толерантность: Учебное пособие / под общ. ред. О.Н. Сенюткиной. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013, 266 с.

4. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров. // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 4.

5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике Прохорова М.П., Ваганова О.И. // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 2.

6. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. - М.: Изд-во «Наука», 1977 - С. 189-198.

7. Румянцев Е.Н. Внутренняя и внешняя политика Си Цзиньпина. - М.: Синосфера, 2016. С. 567-583.

8. Хуан Лилян. О. Иакинф (Н.Я. Бичурин) - выдающийся русский китаевед (к 230-летию со дня рождения) // Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - №5. - С. 133-134.

9. Шиманская О.К. Особенности изучения стран Азиатско-Тихоокеанского региона в современной высшей школе // Орфановские чтения. Выпуск 3: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Орфановские чтения - 2015». Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. С. 68-71.

10. Шиманская О.К., Чудина Е.Г., Беляева Т.К. Научно-дискуссионный клуб как эффективная форма организации студенческого самоуправления // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 375-378.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); доцент Глинкин Борис Николаевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СБЛИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье раскрываются формы и методы контекстного обучения. В настоящее время разработаны и интенсивно применяются различные методы организации процесса обучения, позволяющие воссоздать контекст будущей профессиональной деятельности. Подробно рассматриваются следующие методы: проблемное обучение, деловые игры, анализ конкретных педагогических ситуаций, решение проблемно-педагогических ситуаций, исследовательско - эвристические игры в контексте профессионального обучения, метод контрольных вопросов и учебных заданий поисково-творческого характера.

Ключевые слова: контекстное обучение, учебная и профессиональная деятельность, профессиональные знания, высшее образование, студенты.

An^tatton. The article reveals the forms and methods of contextual learning. Currently, various methods of organizing the learning process have been developed and are being intensively used to recreate the context of future professional activities. The following methods are considered in detail: problem learning, business games, analysis of specific pedagogical situations, solving problem-pedagogical situations, research-heuristic games in the context of professional training, the method of control questions and educational tasks of a search and creative nature.

Keywords: contextual learning, educational and professional activities, professional knowledge, higher education, students.

Введение. Реформирование системы профессионального образования выдвигает новые требования к выпускникам высших учебных заведений, в частности, к уровню их профессиональной компетентности. Сложившаяся педагогическая ситуация в вузах диктует необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и появления инновационных образовательных программ, экспериментальных учебных курсов. Поиски путей решения в этом вопросе ведутся педагогами в разных направлениях. Одно из направлений в вузе заключается в «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии». Предметные знания из основной цели обучения превращаются в средство развития личностных возможностей учащихся. С учётом этого, контекстное обучение в образовательной деятельности является наиболее приемлемым. Эффективность осуществления обучения по контекстному типу зависит в значительной степени от правильного выбора конкретных организационных форм обучения, поскольку только в рамках этих форм могут быть использованы те или иные общие формы обучения. Каждому этапу движения от учебной к профессиональной деятельности должны соответствовать определенные конкретные формы обучения - виды учебных занятий [2, 4].

Изложение основного материала статьи. При контекстном обучении в практике вузовского обучения применяются следующие виды лекционных и семинарских занятий:

Информационная лекция. На данном занятии учебный материал излагается преподавателем описательно. Основной формой учебной деятельности в информационной лекции является индивидуальной, каждый студент воспринимает, запоминает и осмысливает учебную информацию индивидуально, вне общения с другими студентами. Этот вид лекционного занятия является традиционным и применяется с истоков возникновения первых университетов. Применение данной формы способствует формированию только учебной деятельности, но является необходимым моментом учебного процесса, поскольку создает предпосылки для перехода к деятельности квазипрофессиональной - предпосылки в виде усвоенных профессиональных знаний, являющихся обязательным условием осуществления квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Лекция - визуализация. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний через включение разных видов информации в наглядные образцы. Этот вид лекции позволяет представить учебную информацию по теме лекции в визуальной форме (схемы, рисунки, кинограммы). Чтение лекции сводится к связному комментированию преподавателем визуальных материалов. Чтение лекции моделирует профессиональные ситуации, в которой специалистам приходится воспринимать, осмысливать и оценивать большое количество визуальной информации.

Лекцию - визуализацию рекомендуют использовать на этапе введения студентов в новый раздел. Эффективность этой лекции определяется оптимальным выбором и подготовкой средств наглядности.

Лекция проблемного характера. На таких лекциях знания студентов формируются в процессе поисковой и исследовательской деятельности. Такие занятия обеспечивают усвоение студентами теории, развивают теоретического мышления, формируют познавательный интерес к содержанию учебного предмета, профессиональную мотивацию. При чтении данного вида лекций основная задача педагога заключатся в привлечение студентов к противоречиям научного знания и способам их разрешения. Такой подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.