Научная статья на тему 'Культурно-образовательный аспект в политике "мягкой силы" Китая и России'

Культурно-образовательный аспект в политике "мягкой силы" Китая и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
292
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / CULTURAL EXCHANGE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБМЕН / EDUCATIONAL EXCHANGE / ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ / CONFUCIUS INSTITUTE / РУССКИЙ МИР / RUSSIAN WORLD / АСЕАН / ASEAN / СНГ / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самойлова М.П., Лобанова Е.А.

В статье представлен обзор культурных и образовательных составляющих, формирующих политику «мягкой силы» Китая и России в данных сферах. Выявлены приоритетные направления, степень значимости в контексте внешней политики в целом, специфика, исторический аспект, а также основные методы и инструменты реализации политики «мягкой силы» двух государств. Проведен сравнительный анализ путей осуществления данного курса, с учетом вышеперечисленных компонентов, в результате которого был сделан вывод о том, в каком из государств концепция «мягкой силы» более развита и эффективно реализуема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самойлова М.П., Лобанова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT OF CHINESE AND RUSSIAN POLICY OF "SOFT POWER"

The article provides an overview of the cultural and educational components that form the policy of "soft power" of China and Russia in these areas. Priority directions, importance in the context of foreign policy in general, specifics, historical aspect, as well as basic methods and instruments for implementing the "soft power" policy of the two states were identified. A comparative analysis of the ways of implementing this course was made, taking into account the above components, which resulted in a conclusion about which of the states the concept of "soft power" is more developed and effectively implemented.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный аспект в политике "мягкой силы" Китая и России»

УДК: 32.019.5 ГРНТИ: 11.25.43

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ И РОССИИ

М. П. Самойлова, Е. А. Лобанова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А Доброюбова Россия, 603005 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

Н Самойлова Мария Павловна - mp.samoilova@gmail.com

В статье представлен обзор культурных и образовательных составляющих, формирующих политику «мягкой силы» Китая и России в данных сферах. Выявлены приоритетные направления, степень значимости в контексте внешней политики в целом, специфика, исторический аспект, а также основные методы и инструменты реализации политики «мягкой силы» двух государств. Проведен сравнительный анализ путей осуществления данного курса, с учетом вышеперечисленных компонентов, в результате которого был сделан вывод о том, в каком из государств концепция «мягкой силы» более развита и эффективно реализуема.

Ключевые слова: мягкая сила, культурный обмен, образовательный обмен, институт Конфуция, Русский мир, АСЕАН, СНГ.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT OF CHINESE AND RUSSIAN POLICY OF «SOFT POWER» M. P. Samoilova, Е. А. Lobanova

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603005 Nizhny Novgorod, Russia

El Samoilova Maria - mp.samoilova@gmail.com

The article provides an overview of the cultural and educational components that form the policy of "soft power" of China and Russia in these areas. Priority directions, importance in the context of foreign policy in general, specifics, historical aspect, as well as basic methods and instruments for implementing the "soft power" policy of the two states were identified. A comparative analysis of the ways of implementing this course was made, taking into account the above components, which resulted in a conclusion about which of the states the concept of "soft power" is more developed and effectively implemented.

Keywords: soft power, cultural exchange, educational exchange, Confucius Institute, Russian world, ASEAN, CIS.

У любого государства есть несколько инструментов реализации своих интересов во внешней политике. Если углубиться в историю, можно выделить такую тенденцию, что наиболее эффективным и результативным инструментом всегда являлись военные действия. Эта тенденция сложилось из общего напряженного и конфликтного состояния международной арены, постоянной борьбы за территорию, влияние, ресурсы, колонии и прочих атрибутов власти. Сама обстановка диктовала необходимость жестких боевых актов, государства добивались осуществления своих целей и задач в основном насильственными методами, все больше и больше наращивая свою боевую мощь. В результате «гонка вооружения», «ядерная гонка», постоянное увеличение своего военного потенциала привели к Карибскому кризису 1962 г., моменту, когда все население Земли было на грани величайшей катастрофы в истории человечества.

С началом международной разрядки в последние десятилетия в мире наблюдается существенная трансформация подходов к пониманию сущности и роли силы в мировой политике. Значительно возрастает роль невоенных компонентов силы, относящихся к сфере экономики, новых технологий и культуры, в связи с чем, стали появляться различные теории и концепции, посвященные данным аспектам. Одной из таких теорий, снискавших общемировую известность, стала концепция «мягкой силы», предложенная в середине 1980-х гг. американским политологом, представителем школы неолиберализма - Джозефом Наем, согласно которой сила государств подразделялась на два типа - «мягкую» (soft power) и «жесткую» (hard power) [16].

Однако концепция «мягкой силы» - явление не новое. Еще такие древнекитайские философы, как Лао Цзы, Сунь Цзы и Конфуций придерживались принципа мягкости, которая побеждает жесткую силу. В современном же виде понятие разрабатывалось и исследовалось европейскими и американскими специалистами, например А. Грамши и У. Фул-брайтом, но получило свое окончательное концептуальное оформление в трудах Джозефа Ная и М. Фрейзера [2, с. 32].

Политика «мягкой силы» подразумевает осуществление своих национальных интересов на международной арене не за счет принуждения и силовым путем, а за счёт продвижения и популяризации своей культуры, духовных ценностей, идеологии и формирования позитивного образа страны в целом. Джозеф Най в своей концепции даже сформулировал следующее правило: «обольщение почти всегда эффективнее, чем принуждение», искусство убеждения, использование нематериальных ресурсов культуры и политических идеалов в целях оказания влияния на людей в других странах результативнее иных методов [11, с. 20].

Данной концепцией на сегодняшний день вполне успешно пользуется такое мощнейшее государство, как КНР (Китайская Народная Республика). Китая является одной из наиболее динамично развивающихся стран, распространяющей международные и экономические связи во все наиболее перспективные регионы, как в высокоразвитые, так и в менее прогрессивные. Львиную долю внешнеполитической стратегии Китая занимает политика «мягкой силы», которая уже успела зарекомендовать себя, как эффективную. Во многом именно благодаря этой продуманной политике

КНР достигла таких высоких результатов и вышла в страны-лидеры на мировой арене. В свою очередь в России, по мнению российских ученых А.А. Казанцева и В.Н. Меркуше-ва, потенциал «мягкой силы» настолько ослаблен, что говорить о ее реальном вкладе в реализацию отечественной внешней политики как минимум преждевременно: «когда-то Россия распространяла свое влияние благодаря русскому языку. Но эти каналы воздействия отошли в прошлое» [6]. И действительно, после распада Советского Союза страна лишилась многих «наработанных» связей и каналов, через которые она могла бы распространять свое влияние. В связи с историческим прошлым имидж современной России в глазах мирового сообщества также нуждается в корректировке. Однако первые шаги в оттачивании российской «мягкой силы» уже начались. В Концепции внешней политики Российской Федерации само понятие о «мягкой силе» появилось в феврале 2013 г., она была признана «неотъемлемой составляющей современной международной политики» [9], а культура и образовательные обмены главным ядром данной концепции.

Итак, целью данной работы является проведение сравнительного анализа таких инструментов реализации политики «мягкой силы» в КНР и РФ, как культура и образование. Выявление национальных особенностей, основных направлений, а также различий и общих черт китайской и российской концепции. Рассмотрены первостепенные составляющие внешней политики обоих государств, их сильные и слабые стороны. Сделаны выводы, а так же выявлены перспективы дальнейшего развития идеи «мягкой силы» во внешней политике России. Научная новизна состоит в комплексном историко-экономическом анализе аспектов развития политики «мягкой силы» в Китае и России, а также их сравнении.

Инструментарием политики «мягкой силы» любого государства являются такие сферы деятельности как: культура, образование, дипломатия, инвестиции и работа с диаспорой [7, с. 17]. В данном сравнительном анализе мы возьмем первые два основные направления и подробно рассмотрим их.

Китай. В китайском внутреннем боевом искусстве тайц-зы чуань есть множество правил и доктрин, но самая первая идиома, которую изучают ученики, ставшие на пусть постижения этого умения, гласит, что нужно использовать мягкий дух, чтобы победить жесткие движения (кит. ЩШЁ. И - yír6ukëgang). Еще одно высказывание тайцзы говорит о том, что хоть ты можешь быть слаб, а твой противник силен, ты можешь победить его, используя мягкую силу (кит. ШШШ^^ - Sl Nangbбqianjm). Похожий смысл есть также и в некоторых учениях древнекитайских мыслителей Лао Цзы и Конфуция. Принимая во внимание эти данные, можно сказать, что сама концепция «мягкой силы» (кит. ^ - шanshNl) зародилась в Китае еще тысячи лет назад, она применялась как в управлении государством и ведении войн, так и в воздействии на покоренные народы. Поэтому не вызывает удивление то, какое мощное влияние по всему миру имеет Китай в том числе и в культурном плане.

В 2007 г. XVII съезд КПК (коммунистическая партия Китая) провозгласил задачу расширения культурного потенциала. В политическом докладе съезда были сформулированы конкретные положения, касающиеся формирования «мягкой силы» государства в рамках строительства социализма с китайской спецификой по 4-м направлениям. Во-первых, предлагалось сформировать создавать систему базовых

социалистических ценностей, а также увеличить притягательность и популярность идеологии в целом. Во-вторых, существует необходимость в создании целостной культуры и цивилизованных нравов. Далее был освещен вопрос о методах широкого распространения национальной традиционной культуры, а также формировании современной независимой культуры [4, с. 150]. Культура была признана на государственном уровне ядром «мягкой силы» КНР, поэтому именно этому направлению уделяется особое внимание. Упор делается на продвижение традиционной культуры страны (в то время как, например, США, Япония, Южная Корея сосредоточены на продвижении поп-культуры) [8].

Китай, страна с пяти тысячелетней историей, безусловно, обладает уникальными культурными традициями и сокровищами, особенно в области философии, поэзии, литературы, архитектуры, боевых искусств, кинематографа, различных оздоровительных практик и др. Перечисленные выше китайские традиционные ценности стали преобладающими фигурами в современном маркетинге, увлекаться Китаем и китайской культурой стало модно и престижно, поэтому можно с уверенностью сказать, что китайская символика и достижения широко распространяются и оказывают заметное влияние на умонастроения людей по всему миру [3]. Действительно, на китайскую культуру уже давно смотрят с большим интересом. Появляются китайские рестораны, увеличивается число людей, обращающихся в клиники традиционной китайской медицины для профилактики заболеваний. Даже Нобелевская премия по литературе в 2012 г. досталась китайскому автору. Это говорит о том, что культура Китая с каждым годом завоевывает все большую и большую популярность среди всех слоев населения земного шара.

В последние годы КНР активно развивает программы, поощряющие студенческую мобильность. Китайское правительство выделяет бюджет на гранты и стипендии для обучения иностранных граждан в китайских университетах. Как правило стипендия включает в себя не только полное покрытие оплаты за обучение, но и ежемесячную выплату в размере от 1200 до 3000 юаней, при этом студентам предоставляются бесплатные места в общежитии на территории кампуса. Бюджет КНР, направленный на развитие образовательных обменов составляют примерно 100 млн. долларов в год. Кроме того, Китай тратит около 25 млн. долларов в год на продвижение обучающей программы «Изучая китайский в качестве иностранного» [10, с. 110]. Особенно популярно обучение в Китае у студентов из стран ЮВА. По данным, которые привел заместитель начальника Управления международного сотрудничества и обменов министерства образования КНР Лю Баоли, «в 2007 году в Китае обучалось 190 тыс. студентов из 188 стран мира, из них 30 тыс. студентов - из стран АСЕАН» [12]. При чем практически все студенты из данного числа были детьми административно-интеллектуальной и бизнес - элиты стран АСЕАН.

Важную часть китайской политики «мягкой силы» также занимают научные студенческие обмены, а также широко разветвленная сеть центров по изучению китайского языка и культуры Институтов Конфуция. Институты Конфуция представлены в 96-ти стран мира, а общее их количество составляет 691, учитывая классы Конфуция. Эти учреждения находятся под ведомством государственной канцелярии по продвижению китайского языка за рубежом Ханьбан (кит. - hanban). Помимо стандартных языковых курсов слушатели также могут получить стипендию Института Кон-

фуция, которая дает право на бюджетной основе обучатся в китайском вузе, входящем в программу, в течение оного или двух семестров. Кроме того китайские вузы становятся все более конкурентноспособными, и на сегодняшний день университеты в Пекине, Шанхае, Нанкине и др. ничем не уступают старейшим западным высшим учебным заведениям и привлекают все больше иностранных студентов. Например, с 2002 г. по 2009 г. число зачисленных в китайские высшие учебные заведения иностранных студентов увеличилось на 30 % [7, с. 19]. А на 2016 г. количество иностранных студентов составляло 440 тысяч [18].

Россия. Сама концепция мягкой силы возникла в России относительно недавно, в середине 2000-ых годов, и лишь в 2012 г. президент РФ В.В. Путин дал определение российской «мягкой силы». Как и в Китае главными несущими конструкциями «мягкой силы» России были и остаются общепризнанные за рубежом отечественные достижения в области искусства и культуры, ярчайшими примерами которых являются литература, классическая музыка и русский балет, наука, а также православие, объединяющее миллионы людей по всему миру. В этом отношении весьма показательным выглядит тезис президента В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 года о том, «что в глобальном соревновании вырастет роль гуманитарных факторов: образования, науки, здравоохранения, культуры. Это, в свою очередь, существенно повлияет на международные отношения, в том числе потому, что ресурс так называемой мягкой силы будет в большей степени зависеть от реальных достижений в формировании человеческого капитала, нежели чем от изощренности пропагандистских приемов» [5].

Основным транслятором русской культуры за рубеж, безусловно, является Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Представительства Россотрудничества, так называемые РЦНК (Российский центр науки и культуры), есть в 81-ой стране мира в количестве 96 центров. Приоритетным направлением деятельности Россотрудничества является международное гуманитарное сотрудничество. Кроме этого федеральное агентство поощряет и поддерживает популяризацию русского языка и русской культуры за рубежом. Стратегическим инструментом реализации политики в области русского языка стала Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы. На сегодняшний день на курсах русского языка при РЦНК обучаются несколько тысяч человек, под эгидой представительств проводятся квалификационные экзамены по русскому языку, а в случае успешной сдачи выдается сертификат, подтверждающий уровень владения языком.

Кроме того Россотрудничество за счет средств федерального бюджета создает возможности для иностранных студентов получить образование на русском языке в ведущих, а также региональных российских вузах, и способствует расширению взаимодействия между образовательными учреждениями зарубежных стран. В ведомстве федерального агентства и работа с выпускниками российских и советских вузов, проживающих за рубежом. Таких соотечественников во всему миру насчитывается более 500 тысяч [13]. Что касается иностранных граждан, обучающихся в российских университетах, то все они (за редким исключением) попадают в российскую образовательную среду по

квоте. На начало 2016 г. в России обучалась порядка 240 тыс. иностранных студентов, что составляет 5% от общего числа студентов. Большая их часть (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР: Казахстана, Туркменистана, Украины, Белоруссии и т.д. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока.

Для популяризации и распространения русского языка за пределами РФ в 2007 г. по указу президента В.В. Путина был создан фонд «Русский мир». На сегодняшний день в мире открыто 217 Русских центров, в которых все желающие имеют возможность изучать русский язык и русскую культуру [15]. На базе Русских центров регулярно проводятся концерты, выставки, фестивали, мастер-классы с участием деятелей русской культуры.

Однако, не смотря на все вышеописанные шаги, падение притягательности России в культурном отношении все еще остается важной политической проблемой. Так, начиная с 1990-х, вдвое сократилось количество русскоговорящих человек в СНГ. Не владеют русским языком 8 млн. человек на Украине и 1 млн. в Грузии. Вместо 20 тысяч русскоязычных школ на постсоветском пространстве действует около 7 тысяч, число детей, обучающихся на русском языке, сократилось более чем на 2 млн. человек - до 3,1 млн [14].

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Основными направлениями культурно-образовательной составляющей политики «мягкой силы» Китая являются страны, входящие в Юго-Восточный Азиатский регион и Африканский регион. Китай старается расширить свое присутствие и влияние на данных территориях, привлечь как можно больше заинтересованной в сотрудничестве с Поднебесной молодежи, основать будущий костяк кадров для обслуживания международных контактов. Не случайно председатель КНР Си Цзиньпин в ходе работы Форума сотрудничества «Китай-Африка» 2015 г. заявил о строительстве пяти новых культурных центров в Африке, а также о предоставлении 500 грантов на обучение в Китае и 30 000 стипендий обучения в африканских университетах [17]. Учитывая то, что высшее образование в данном регионе зачастую доступно лишь привилегированным слоям населения, есть основания полагать, что будущая африканская интеллигенция также станет «про-китайской».

Приоритетными направлениями политики «мягкой силы» России является ближнее зарубежье: страны СНГ, Восточной Европы, а так же такие Азиатские страны, как Китай и Индия. Россия пытается вернуть свое прежнее влияние на постсоветском пространстве, однако в числе методов реализации этой цели политика «мягкой силы» играет незначительную роль. Москва последние годы упорно игнорировала «мягкую силу», предпочитая проводить жесткую политику «кнута и пряника», рискуя растерять при этом последние остатки позитивного восприятия РФ окружающими народами. Россия почти безвозвратно утратила свой довольно значительный потенциал «мягкой силы», который достался ей после распада СССР [1, с. 113].

Касаемо международного культурного обмена, и Китай, и Россия делают ставки на разные аспекты. Например, КНР, продвигая традиционные ценности, делает ставку на многовековые обычаи. Необычайно популярны за рубежом такие традиционные китайские практики, как медитация, даосские оздоровительные дыхательные упражнения, гимнастика цигун, фэншуй. Пользуются спросом курсы китайских боевых искусств, сочетающие в себе гармонизацию души и тела, а китайская кухня ежегодно входит в рейтинги

самых популярных кухонь мира. Россия же в продвижении национальной культуры прежде всего ориентируется на блестящие достижения своих соотечественников. Любовь зрителей снискал классический русский балет, действительно ставший визитной карточкой России. Русская классическая литература до сих пор остается одной из лучших в мире, а ее изучению ежегодно посвящают себя миллионы студентов-русистов. Не теряет популярности классическая музыка, великих композиторов которой, знает каждый образованный человек.

Не смотря на то, что в Китае само понятие о «мягкой силе» возникло гораздо раньше, чем в России - в обеих странах учреждены государственные органы, выступающие в роли главного транслятора данной концепции за рубеж. Однако китайская образовательная система больше, чем в три раза обходит российскую по количеству специализированных заграничных культурно-языковых центров, и в два раза по количеству иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. К тому же китайская политика «мягкой силы» не рассчитана на то, чтобы охватить все общество. Она точечно работает на его самые влиятельные слои. Российский же подход несколько бессистемен. В то время как КНР, активно пользуясь мягкой концепцией, реализует свои национальные интересы на международной арене бесконфликтным мирным путем, Россия использует данный ресурс в недостаточной степени, применяя его лишь для укрепления своей «жесткой силы» и для достижения целей, не способствующих усилению «внешнего имиджа».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник БГУ. 2013, С. 133.

2. Бобыло А.М. Национальные стратегии «мягкой силы» во внешней политике США, КНР и Российской Федерации: основные направления и особенности регионального развития // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. С. 32.

3. Будаев А. В. Светлые и темные стороны «мягкой силы» Китая //

Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 54. С. 106-129.

4. Выступление Ху Цзиньтао в Партийной школе при ЦК КПК. 19 февраля 2005 г. // Лю Цзайци. Указ. соч. С. 150.

5. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». 24 октября 2014 года // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/news/46860.

6. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. 2008. № 2. С. 122.

7. Ким В.С., Бохан Я.А. Трансформация стратегии «мягкой силы» КНР в современных условиях // Вестник ЧГУ. 2012. № 12 (266).

8. Ковба Д.М. «Мягкая сила» в китайской политической науке и практике // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F.

10. Михневич С.В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014 .Т. 9, № 2. С. 110.

11. Мишина С.И. Пекинский вариант «мягкой силы» // Азия и Африка сегодня. 2011. № 3. С. 20.

12. Объятия дракона. «Мягкая сила» Китая угрожает Западу. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1280483760.

13. Официальный сайт Россотрудничества. URL: http://rs.gov.ru/ru/ about.

14. Официальный сайт РБК-Daily. URL: http://www.apn.ru/ news/article 18785.htm.

15. Официальный сайт фонда «Русский мир». URL: http://www. russkiymir.ru/fund

16. Nye J.S., 2004. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs.

17. Xi announces 10 major china-africa cooperation plans for coming 3 years. FOCAC official web-site. URL: http://www.focac.org/eng/ltda/ dwjbzjjhys_1/t1322068.htm.

18. 440,000 foreign students studied in China last year. URL: http:// shanghaiist.com/2017/03/02/foreign_students_in_china.php.

Поступила в редакцию 30.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.