Педагогика
УДК: 304.3
кандидат философских наук, доцент Шиманская Ольга Константиновна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный
лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород); аспирант Чудина Екатерина Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
НАУЧНО-ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается одна из эффективных форм организации студенческого самоуправления - научно-дискуссионный политический клуб «Трибуна» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Описано, какие возможности предоставляет клуб в качестве внеучебной научной и научно-просветительской деятельности активной части молодежи -студентов, участвующих в работе; какие навыки развиваются в процессе разработки тем и самих заседаний. Раскрыты цели и принципы, история работы, структура клуба «Трибуна», а также описаны функции докладчиков, модераторов, научных руководителей, приглашенных экспертов и прочих участников процесса.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, общественное объединение студентов, научно-дискуссионый политический клуб, формы внеучебной научной и научно-просветительской деятельности.
Annotation. The article deals with one of the most effective forms of student self-government organization -scientific-discussion political club "Tribune" at the Linguistics University of Nizhny Novgorod. The article describes what opportunities the club provides as an extracurricular scientific-educational activity of the active part of youth-students participating in the work of the club; what skills are developed in the process of developing topics and club meetings. Goals, principles, history of the club are presented. Also functions of speakers, moderators, scientific leaders, invited experts and other participants of the process are described.
Keywords: student self-government, public association of students, scientific and discussion political club, forms of extracurricular scientific and educational activities.
Введение. Развитие студенческого самоуправления сегодня имеет большое значение не только в связи с модернизацией высшего образования, но и в контексте построения гражданского общества. Студенческий возраст (18-22 лет) является решающим периодом развития самосознания, его упрочнения и закрепления. Период студенчества очень важен для человека - семья и школа закладывают основы личностного самоопределения молодого человека и формируют перспективные стандарты его поведения в будущем, но окончательное становление личности происходит в студенческие годы. Студенты - это наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть молодежи. Благодаря механизмам студенческого самоуправления студенты наряду с получением профессионального образования приобретают необходимые управленческие навыки, гражданские ориентиры и научные и профессиональные компетенции. В настоящее время студенческое самоуправление рассматривается в двух основных аспектах: как институт гражданского общества и как система управленческой подготовки молодых кадров. Студенческое самоуправление является опытом апробирования своих сил в создании институтов гражданского общества. Совместные коллективные решения общих проблем, опыт проведения дискуссионных площадок и дебатов, выборов руководителей молодежных организаций, построение диалога с администрацией университета, с однокурсниками, формируют навыки гражданина. В результате в общество выходят специалисты со сложившейся правовой и политической культурой.
Изложение основного материала статьи. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта, выпускник вуза должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только глубокими знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. Студенческое самоуправление рассматривается как целенаправленная деятельность студентов, как форма воспитательной работы в вузе и как одна из форм молодежной политики в Российской Федерации, реже как организация научной и научно-просветительской деятельности.
Студенческое самоуправление - это общественное объединение студентов, которое является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе студентов, на основе общности их интересов, целей и задач высшего учебного заведения. Оно строит свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности, осуществляет свою деятельность на основе гласности и публичной отчетности о результатах своей деятельности. В исследованиях по студенческому самоуправлению можно найти и другие определения: студенческое самоуправление - это система институтов, деятельность которых направлена на формирование социальной и профессиональной идентификации будущих специалистов [3]; социально и педагогически адекватная форма развития современного высшего образования в направлении повышения уровня профессиональной и гражданской подготовки будущих специалистов, формирования их собственной личной стратегии [4]; социальный институт, который представляет собой систему взаимосвязанных студенческих органов высшего образования, организует образовательные и внеучебные мероприятия студентов, представление их интересов в высшем образовании, науке и государственных органах, защищая социальные и иные интересы студентов [5].
Научно-дискуссионный клуб «Трибуна» был создан осенью 2008 г. по инициативе студентов факультета международных отношений, экономики и управления. Инициатива студентов была поддержана
преподавателями кафедры культурологии, истории и древних языков в содружестве с кафедрой международных отношений и политологии. «Трибуна» существует уже девять лет, состав членов клуба и его Совета неоднократно менялся: выпускники уступали дорогу вновь поступившим, передавая традиции и знания, накопленные в процессе дискуссий и других направлений деятельности клуба. Со временем сложилась структура клуба и система его взаимодействия со структурными подразделениями университета, сетевого взаимодействия с другими вузами города, просветительскими и общественными организациями [5].
Для достижения успеха в профессиональной деятельности, направленной при этом на благо обществу, специалисту-гуманитарию необходимы дополнительные фундаментальные и операциональные знания, которые можно обрести на таких площадках как научно-дискуссионные клубы. Приоритетной задачей подобных ассоциаций является обсуждение разных тем, обучение работе с информацией, нахождение в ней ключевых и основополагающих моментов, написание (хотя и ученических) научных текстов. Клуб - это открытая дискуссионная площадка, где можно получить опыт публичных выступлений, руководства дискуссионным процессом и организации общественных мероприятий разного уровня. Не менее важная часть - это ознакомление молодых людей с важными вопросами и вызовами современного динамичного политического и международного процесса, на которые необходимо дать оперативный и обоснованный ответ. Всему этому учит научно-дискуссионный клуб, помогая основной образовательной программе готовить конкурентоспособных специалистов и активных граждан, которые стремятся реализовать свой потенциал наиболее полно.
За девять лет работы были апробированы различные формы внеучебной научной и научно-просветительской деятельности: подготовка актуальных проблемных докладов, аналитических и публицистических материалов; подготовка к публикации научных работ; дискуссии; круглые столы; пресс-конференции; дебаты; выездные экспедиции; научные конференции; олимпиады и конкурсы научных работ; интерактивные исторические игры со школьниками [8].
Научно-дискуссионный клуб «Трибуна» - это добровольное внеаудиторное сообщество студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей - площадка для сопоставления позиций и попыток выработки стратегических решений политических, социальных, культурных и прочих проблем. Внимание уделяется предложениям и мнениям, высказываемым самими студентами, а затем научными руководителями и приглашёнными экспертами.
Целями студенческого клуба являются: содействие развитию в современной России гражданского общества, составной частью которого выступали бы свободные общественные, интеллектуальные, профессиональные и творческие ассоциации; преобразование креативного потенциала молодёжи в энергию устремлённости на эффективное решение стоящих перед Россией проблем; содействие развитию студентов в профессиональных аспектах: поиск и анализ информации, широкий взгляд на поставленные проблемы и комплексный подход к их решению, ораторские и дискуссионные навыки и т.д.; содействие развитию студента и гражданина в контексте политического (the political) и социального (the social); изучение накопленного опыта построения модели студенческого самоуправления как инновационной формы интеллектуальной и общественной активности молодёжи, развивающейся в контексте социального гуманизмап [9].
Заседания клуба проходят в соответствии с графиком учебного процесса два раза в месяц. Селективным фактором определения тематики заседаний выступают интересы студентов, связанные с текущими событиями в мире и особенностями их специализации (большинство участников изучают международные отношения и регионоведение). Научное оформление тем и помощь в их разработке оказывают научные руководители О.К. Шиманская, Б.А. Ночвина и Ю.Ю. Панченко. Дополнительные консультации студенты получают у других преподавателей к компетенции которых относятся те или иные вопросы.
Принцип работы научно-дискуссионного клуба добровольность и самоуправление, то есть добровольно и ответственно принятые на себя обязательства по участию в работе клуба, как со стороны студентов, так и преподавателей. Ежегодно из числа членов клуба избираются Президент студенческого научно-дискуссионного клуба, Вице-президент, научные руководители и члены Совета клуба. Президент руководит всей организационной деятельностью в клубе: собирает Советы клуба, составляет программу заседания, ведёт страничку клуба в социальных сетях, доводит до сведения информацию о научных конкурсах, конференциях и возможности участия в других научных и интересных культурных мероприятиях, о которых ему сообщают научные руководители. Президенту помогает Вице-президент. На Советах клуба определяется текущая тематическая политика и конкретные формы каждого заседания, распределяются организационные, технические и процессуальные обязанности. Научные руководители помогают в научной формулировке тематики заседаний, в подготовке докладов к заседаниям. Задачей научных руководителей является приглашение экспертов на заседания клуба. Среди экспертов учёные, политики, представители правоохранительных органов, деятели культуры. Ещё одна добровольная обязанность, взятая на себя научными руководителями - это помощь методическая и научная в написании научных студенческих работ от небольших тезисов и статей, до конкурсных рефератов и исследовательских проектов. Эта работа ведётся постоянно, к ней так же подключаются члены клуба магистры и аспиранты, консультируя своих начинающих товарищей. Всё вместе это создаёт дух совместного научного поиска, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно, ибо современные методы гуманитарной научной работы вышли за пределы индивидуального кабинетного поиска, а стали сферой деятельности научных сообществ учёных, нацеленных на междисциплинарный подход [7].
Заседания клуба обычно состоят из четырёх частей. Первая - представление студентами небольших аналитических докладов и сообщений. Во второй части докладчики отвечают на задаваемые им вопросы. Третья часть (наиболее сложная) - свободная дискуссия по теме. И, наконец, четвёртая - экспертное заключение докладов и развернувшейся полемики, излагаемое приглашёнными специалистами, которые откликаются на приглашение принять участие в заседании клуба.
Модераторами дискуссий выступают студенты - члены клуба. Членство определяется постоянным участием в работе клуба и однократным выступлением с докладом (так как желающих выступать всегда много). Модераторы дискуссий меняются каждое заседание клуба для обретения практики реагирования на аудиторию и управление ею и дискуссионным процессом. С докладом и сообщением по каждой из заявленных тем может выступить любой заинтересованный и специально подготовившийся участник клуба.
Такая ротация создаёт модель плавающего в пределах клуба центра тяжести: каждый участник задействован в качестве модератора, докладчика или дискуссанта, а также в общей организации каждого заседания.
Заседания дискуссионного клуба проходят в неформальной и вместе с тем серьёзной обстановке. Так традиционной частью клубных заседаний являются чаепитие с пирогами, за которое отвечает организационная группа. Студенты, преподаватели, эксперты находятся в равных позициях академической заинтересованности. В аудитории царит свобода слова (которую участники дискуссий обеспечивают воспитанностью, политкорректностью и чувством такта). Дискуссионный клуб стал для участников площадкой интеллектуального общения, творческого поиска ответов на непростые исторические, культурные, экономические и политические вопросы, и, просто, дружеским кругом общения [8, 9].
Важной конструктивной особенностью каждого заседания является участие в дискуссиях приглашённых компетентных по вопросу экспертов. Среди них учёные, топ-менеджеры, представители органов государственной власти, духовные лица, политические деятели, которые находят время и силы, которым хватает энтузиазма безвозмездно провести целый вечер пятницы со студентами. В деятельности клуба активно участвуют студенческие объединения других факультетов и вузов. Значительный опыт публичных выступлений и дебатов получили студенты НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, в межвузовских мероприятиях со студентами Нижегородского филиала ВШЭ, Мининского университета, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижегородской Академии МВД и др. Участвуя в работе политического клуба, студент развивается, познает себя и свое мировоззрение [2]. В потоке большего количества информации в рамках учебного курса, он учится ее фильтровать, отличать мифы и предрассудки от объективной реальности. Более того, политклуб -это отличная возможность познакомиться с замечательными людьми и перенять от них ценный опыт.
Выводы. Таким образом, в современных условиях формирования гражданского общества, крайне важно формировать социальную компетентность студентов, имеющих в своем арсенале опыт использования правовых, цивилизованных способов в руководстве дискуссионным процессом, урегулирования конфликтов между оппонентами дебатов, организации процесса обсуждения актуальных вопросов. В качестве независимой, некоммерческой, инициативной формы организации студенческого самоуправления, работа научно-дискуссионного политического клуба «Трибуна» способствует политической социализации студентов, приобщая их к политической и правовой культуре.
Научно-дискуссионный политический клуб «Трибуна», являясь добровольным внеучебным научным и научно-просветительским студенческим сообществом, реализует главные цели подобных организаций: 1) развитие профессиональных навыков студентов, способности к организации рабочего процесса, мастерства публичного выступления, грамотного участия в дискуссии на основе практического опыта; 2) поощрение творческого, кооперационного и эффективного подхода к разработке и решению рассматриваемых тем, вопросов и проблем, насущных для российского общества; 3) формирование интеллектуальных, молодежных, профессиональных ассоциаций как институтов гражданского общества, существующих на основе опыта построения модели студенческого самоуправления.
Вместе с тем, заседания дискуссионного клуба отличает неформальность обстановки, обусловленная добровольностью и самоуправлением ходом работы клуба, свободой слова, вовлеченностью участников процесса. Клуб продолжает свою деятельность на основе преемственности выпускников и новых членов клуба, чем обеспечивается укрепление студенческих и межличностных связей учеников разных курсов и направлений подготовки.
Научно-дискуссионный политический клуб «Трибуна», являясь открытой студенческой площадкой, дает возможность участникам процесса приобрести как навыки самоуправления, необходимые для конкурентоспособных специалистов, так и гражданские компетенции, такие как: заинтересованность в социальных, исторических, политических процессах, опыт участия в дискуссии, в организации общественных мероприятий, осознания своего потенциала и необходимой компетентности при решении подобных проблем.
Литература:
1. Беляева Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2011. - № 16. - С. 203-212.
2. Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 24 с.
3. Гарбузова Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2009. - 22 с.
4. Кирьянова А.В., Ольховая Т.А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании. // Высшее образование в России. 2010, №5, С. 124-129.
5. Помелова Н. А. Студенческое самоуправление как социальный институт: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Саранск, 2006. - 22 с.
6. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студенчества. // Высшее образование в России. 2010, №2, С. 57-63.
7. Ховрин А.Ю. Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства. // Высшее образование в России. 2010, №6, С. 128-132.
8. Шиманская О.К., Ночвина Б.А. Студенческий научно-дискуссионный политический клуб // Высшее образование в России. - 2011. - №3. С. 91.
9. Шиманская О.К., Паршаков А.С., Попова С.А. Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой // Власть, 2013, №10, С. 51-54.
Педагогика
УДК 378.147
менеджер представительства Широкова Марина Сергеевна
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Березники); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Днепров Сергей Антонович
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. В статье анализируются результаты опытно-поисковой деятельности по выявлению и интерпретации профессиональных ценностей менеджеров, а также обосновывается механизм воздействия усвоенных профессиональных ценностей на формирование компетенций будущих менеджеров.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, менеджер, управление, уровни управления, предприятие, финансовый менеджмент, профессиональные ценности, профессиональные компетенции, федеральный образовательный стандарт, бакалавр менеджмента.
Annotation. The article analyzes the results of research of showing up and interpretation of vocational valúes of managers.
Keywords: education, vocational education, manager, management, levels of management, enterprise, financial management, vocational values, vocational skills, national educational standard, bachelor of management.
Введение. В России принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая нацелена на создание инновационной социально-ориентированной экономики. Одной из важнейших задач на этом пути становится обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что одну из ключевых ролей в этом процессе должно сыграть профессиональное образование будущих финансовых менеджеров, которые в своей предстоящей деятельности должны опираться на профессиональные ценности. Под последними мы понимаем интуитивно или научно осмысленные понятия, раскрывающие систему личностных смыслов и значений социально-значимых ориентиров, руководствуясь которыми человек осуществляет высококвалифицированную профессиональную деятельность.
Цель исследования - выявить профессиональные ценности менеджеров и обосновать механизм воздействия усвоенных профессиональных ценностей на формирование компетенций будущего менеджера.
Задачи:
- выявить методом экспертной оценки профессиональные ценности менеджеров;
- обосновать механизм воздействия профессиональных ценностей на компетенции, определяемые ФГОС для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.
Изложение основного материала статьи. Проблемы общей теории ценностей разрабатывались такими учеными как М.С. Каган, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Ананьев, М. Рокич, А. Маслоу и др. Существенный вклад в разработку идей аксиологии образования внесли Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др. О профессиональных ценностях менеджеров писали М.Г. Синякова и О.Л. Шкиндер, но профессионально-нравственные ценности финансовых менеджеров еще не стали предметом исследований. В то время как профессиональным компетенциям менеджеров, принимающих решения о совершении транзакций, которые обеспечивают результативную и эффективную работу предприятия, отводится главная роль.Научная новизна настоящего исследования состоит в выявлении профессиональных ценностей финансовых менеджеров с опорой на экспертное мнение специалистов-практиков.
Производимые менеджером транзакции могут носить (и не редко носят) интуитивный характер, но все же, как правило, им предшествует сложная аналитическая работа, строящаяся на научной основе. Менеджер сравнивает и выстраивает в единую систему взаимодействие множества внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия, а потому он должен обладать иерархично-функциональной системой знаний. Как различный уровень управления подразумевает различные полномочия менеджера и степень его ответственности, так же подразумевает он и различную сложность и многоплановость совершаемых менеджером транзакций.
На сегодняшний день в бизнес-среде распространяется тенденция формулировать конкретные требования, предъявляемые к персоналу, менеджерам в частности, на языке компетенций. Обусловлена она, в большой степени, модернизацией содержания профессионального образования и его переходом от знаниево-квалификационного подхода к компетентностному подходу. На сегодняшний день, среди как отечественных, так и зарубежных ученых не сложилось единообразногомнения о том, что такое компетентностый подход и в чем заключается его суть. Поэтому мы исходим из определений, предложенных Э.Ф. Зеером: «Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности», а компетенции - «это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность» [1].
С позиции компетентностного подхода результатами обучения становятся не просто знания, умения, навыки, а способность на основе аналитической работы применять все вместе взятое на практике, в конкретной реальной проблемной ситуации, а соответственно, успешное выполнение профессиональных функций. В рамках этого подхода компетенции являются мотивационной основой для усвоения профессиональных ценностей и функций профессиональной деятельности (рисунок 1).