Научная статья на тему 'Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой (на материале Нижегородской обл. )'

Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой (на материале Нижегородской обл. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИНИЦИАТИВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / YOUTH / POLICY / REGIONAL AUTHORITIES / INITIATIVE / PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна, Паршаков Александр Сергеевич, Попова Софья Александровна

В статье анализируются достижения, проблемы, перспективы федеральной и региональной молодежной политики. Обобщается опыт самодеятельной студенческой инициативы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна, Паршаков Александр Сергеевич, Попова Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements, problems, prospects of federal and regional youth policy are analyzed in the article. The experience of the amateur student initiative group is generalized.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой (на материале Нижегородской обл. )»

Ольга ШИМАНСКАЯ, Александр ПАРШАКОВ, Софья ПОПОВА

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖДУ

государственной и общественной

ИНИЦИАТИВОЙ

(на материале Нижегородской обл.)

В статье анализируются достижения, проблемы, перспективы федеральной и региональной молодежной политики. Обобщается опыт самодеятельной студенческой инициативы в этой области.

Achievements, problems, prospects of federal and regional youth policy are analyzed in the article. The experience of the amateur student initiative group is generalized.

Мзоп

з

Ключевые слова:

молодежь, политика, региональная власть, инициатива, общественные объединения; youth, policy, regional authorities, initiative, public associations.

олодежная политика в широком смысле — это деятельность по расширению поля возможностей для успешной социали -зации и эффективной самореализации молодого поколения, в конечном счете, направленная на всестороннее развитие страны и укрепление ее национальной безопасности1. Если мы говорим о го -сударственной молодежной политике, то источником и координато ром такой деятельности является государственная власть федераль ного и регионального уровней. Это отображается в структуре власти: исполнительной (функционирование Федерального агентства по делам молодежи в структуре Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта и молодежной политики в Нижегородском правительстве) и законодательной (работа Молодежного парла -мента как совещательного органа при Законодательном собрании Нижегородской области), а также в нормативной базе (например, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 2006 г. и Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 г.).

В то же время понятие «молодежная политика» может рассматри -ваться не как «политика в отношении молодежи», а как «политика молодежи». В этом контексте источником политического является общество, точнее, некие его структуры или отдельные элементы. Два понимания молодежной политики не противоречат друг другу, а напротив, должны рассматриваться в комплексе.

На сегодняшний день вопросы формирования и реализации госу дарственной молодежной политики относятся к числу сложнейших политических, социальных и экономических проблем. Согласно Стратегии государственной молодежной политики в РФ, ее целью является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. В качестве приоритетных направлений работы выделя -ются воспитание нравственности, социализация молодежи, разви тие созидательной активности. Реализация государственной моло дежной политики осуществляется за счет как государственных, так негосударственных ресурсов, т.е. при системном межведомствен -ном и межсубъектном взаимодействии. Также обозначены контуры работы с группами молодежи, которые могут испытывать сложности с полноценной интеграцией в общество (молодые люди с ограни -ченными возможностями; выпускники образовательных учрежде -

ШИМАНСКАЯ

Ольга

Константиновна — к.филос.н., доцент; доцент кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

[email protected]

ПАРШАКОВ

Александр Сергеевич — аспирант кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

а1ехаМегра^а^м@

yandex.ru

ПОПОВА

Софья

Александровна — студентка факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

[email protected]

1 Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. 2006 // http://mp.astrobl.ru/userfiles/strategia.pdf (дата обращения 26.06.2013).

ний для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специ -альных (коррекционных) образователь -ных учреждений и специальных учебно -воспитательных учреждений закрытого типа; жертвы насилия, военных действий и катастроф, переселенцы и мигранты; лица, освободившиеся из мест лишения свобо -ды; представители коренных и малочис -ленных народов; ВИЧ - инфицированные и зависимые от употребления психоактив ных веществ молодые люди1.

Молодежь должна быть активно и ответ -ственно вовлечена в процессы познания и конструирования современной поли -тической, экономической и социальной ситуации в стране и формирования гражданского общества. В Нижегородской обл. одним из направлений реализации госу -дарственной молодежной политики стало создание Молодежного парламента при областном Законодательном собрании для привлечения молодежи к участию в нор мотворческой деятельности, выработке региональной молодежной политики и с целью формирования в молодежной среде правовой, гражданской и политической культуры. Можно по разному оценивать эффективность этого органа (он, напом -ним, является совещательным), однако сама идея привлечения молодых людей со всего региона к обсуждению вопро сов, напрямую касающихся их поколения, должна быть оценена как положительная.

Поскольку государственная власть выступает не только как инициатор, но и как координатор молодежной политики, актуальным представляется привлечение к работе с молодежью различных предприя тий и организаций. Принципы реализации этого подхода могут быть прописаны либо в прямых договорах между Нижегородской областью и конкретным предприятием, либо в областной программе.

Вторым оптимальным решением для консолидации и развития талантли вой молодежи может стать создание в Нижегородской обл. инновационного цен тра — площадки, где молодые специалисты могли бы развиваться вне рамок вузов, адресно поощряться грантами, льготами и спонсорской поддержкой заинтересован ных субъектов — промышленных компа -ний, ассоциаций предпринимателей и т.п. В перспективе возможно создание венчур

1 Там же.

ных фондов для поддержки стартапов (это способствовало бы решению проблемы разрыва между молодыми учеными, гене рирующими теоретически перспектив ные идеи, и рынком). Прообразом такой площадки может стать Нижегородский бизнес - инкубатор, однако концепция нового инновационного центра должна быть значительно более многосторонней, а охват — более широким.

Поскольку понятие «молодежная политика» не стоит ограничивать рам -ками государственной политики в этой области, стоит рассмотреть ини циативы «снизу». Могут быть предложены автономные, самоуправляющиеся молодежные организации, например созданный в Нижегородском государ ственном лингвистическом универ ситете им. Н.А. Добролюбова научнодискуссионный клуб «Трибуна», который на данный момент объеди няет студентов не только НГЛУ, но и Нижегородского государственного педа гогического университета им. К. Мини -на, а также Нижегородского государственного архитектурно строительного университета, Высшей школы экономики и других вузов.

«Трибуна» является открытой площад кой для обсуждения актуальных обще ственных проблем, сопоставления мнений и взглядов самих студентов и компетент ных лиц — специалистов в разных обла -стях, которые приглашаются на заседания в качестве экспертов, а также для выра ботки концептуальных решений в рамках обсуждаемой темы. Работа клуба нацелена на формирование в России полноценного гражданского общества, опирающегося, в частности, на свободные общественные, интеллектуальные, профессиональные ассоциации молодых людей с активной жизненной и гражданской позицией и развитой политической культурой2. В ака -демическом плане клуб способствует раз витию профессиональных компетенций студентов и аспирантов (поиск и анализ информации, многосторонний взгляд на поставленные проблемы и комплексный подход к их решению, развитие ораторских

2 Паршаков А.С., Шиманская О.К. Дискуссионный клуб как стратегия формирования ценностных ориентаций студенчества // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования : материалы международной конференции. В 3 т. — Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2010, т. 3, с. 233-236.

и дискуссионных навыков). Кроме того, организаторы клуба видят своей целью воспитание патриотизма (на новой теоре -тической и методической основе) и готов -ности работать на благо своей страны.

Опыт работы клуба «Трибуна» приобре -тает особую актуальность в свете приня -тия Федеральных государственных обра -зовательных стандартов высшего профес -сионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, предполагающих развитие у студентов коммуникацион ных и профессиональных навыков, таких как креативность, целеустремленность, добросовестность, ответственность, толе рантность, социальная адаптация (умение работать как в коллективе, так и инди видуально) и профессиональный опыт. Участие в деятельности клуба учит студен -тов оперировать значительными блоками информации, находить в их мозаичности и многообразии следственно -логические связи, применять эти знания в дальнейшей деятельности. В масштабах всей системы высшего образования подобные ассоциа -ции могут рассматриваться как ведущие площадки для реализации творческого и инновационного потенциала молодежи.

Заседания клуба «Трибуна» НГЛУ про -ходят по следующей схеме: представление небольших, но емких докладов -► дискус -сия по затронутым в каждом из докла -дов аспектам -► общая дискуссия по теме (название «Трибуна» отражает дискусси -онный характер заседаний клуба) -► экс -пертная оценка, которую участники клуба получают от приглашенных ученых (поли -тологов, экономистов, историков, геогра фов), государственных и общественных деятелей муниципального, региональ -ного и федерального уровней, журнали -стов, предпринимателей, духовных лиц. В аудитории царит свобода слова, которую участники дискуссий обеспечивают толе рантностью, политкорректностью и чув -ством такта.

Тематика заседаний клуба «Трибуна» определяется на основе интересов самих студентов и уточняется научными руко водителями клуба. За текущий год участ -ники и гости клуба обсудили следующие вопросы.

• Политическое лидерство и бюрокра -тия в структурных изменениях последних 20 лет (особое внимание было уделено отношению россиян к реформам этого периода).

• Избирательное право (история и прак -тика), современные избирательные техно -логии и вовлеченность молодых людей в избирательный процесс.

• Различные аспекты вступления России в ВТО.

• Миграционные процессы.

• Спорт и политика.

• Международный туризм как фактор международных отношений.

• Роль женщин в мире современной политики и экономики.

• Ценностные установки современной молодежи и российского общества в целом.

• Механизмы самореализации молодых людей и их поддержка.

На заседании клуба участники обсуждали необходимость поиска и формули -рования национальной идеи современной России в глобализирующемся многопо лярном мире.

Таким образом, работа студенческого научно-дискуссионного клуба НГЛУ «Трибуна» способствует формированию у молодых людей развитого политического сознания и чувства гражданственности, что отвечает положениям федеральной стратегии молодежной политики.

Вопрос о методах реализации молодеж -ной политики в регионах остается откры тым. Нужно признать недостаток прак тических механизмов реализации целей молодых людей, а также узость практи ческого пространства для применения их навыков и способностей, равно как и недостаток «социальных лифтов». Это приводит к «утечке» молодежи из региона в столицу или за рубеж, чревато политиче ской радикализацией и маргинализацией молодежи.

Нет однозначного мнения о том, должна ли молодежная политика в регионах раз -виваться по какой -либо единой модели, которая задавала бы рамки деятельности государственной власти в этом направле нии и одновременно служила «дорожной картой» для независимых молодежных организаций. Очевидно, для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать большой исторический опыт, который еще предстоит накопить в каждом регионе и стране в целом. Неоспорим, однако, тот факт, что молодежная политика должна реализовываться в практической плоскости, в т.ч. при максимальном участии низовых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.