Ольга ШИМАНСКАЯ, Александр ПАРШАКОВ, Софья ПОПОВА
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖДУ
государственной и общественной
ИНИЦИАТИВОЙ
(на материале Нижегородской обл.)
В статье анализируются достижения, проблемы, перспективы федеральной и региональной молодежной политики. Обобщается опыт самодеятельной студенческой инициативы в этой области.
Achievements, problems, prospects of federal and regional youth policy are analyzed in the article. The experience of the amateur student initiative group is generalized.
Мзоп
з
Ключевые слова:
молодежь, политика, региональная власть, инициатива, общественные объединения; youth, policy, regional authorities, initiative, public associations.
олодежная политика в широком смысле — это деятельность по расширению поля возможностей для успешной социали -зации и эффективной самореализации молодого поколения, в конечном счете, направленная на всестороннее развитие страны и укрепление ее национальной безопасности1. Если мы говорим о го -сударственной молодежной политике, то источником и координато ром такой деятельности является государственная власть федераль ного и регионального уровней. Это отображается в структуре власти: исполнительной (функционирование Федерального агентства по делам молодежи в структуре Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта и молодежной политики в Нижегородском правительстве) и законодательной (работа Молодежного парла -мента как совещательного органа при Законодательном собрании Нижегородской области), а также в нормативной базе (например, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 2006 г. и Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 г.).
В то же время понятие «молодежная политика» может рассматри -ваться не как «политика в отношении молодежи», а как «политика молодежи». В этом контексте источником политического является общество, точнее, некие его структуры или отдельные элементы. Два понимания молодежной политики не противоречат друг другу, а напротив, должны рассматриваться в комплексе.
На сегодняшний день вопросы формирования и реализации госу дарственной молодежной политики относятся к числу сложнейших политических, социальных и экономических проблем. Согласно Стратегии государственной молодежной политики в РФ, ее целью является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. В качестве приоритетных направлений работы выделя -ются воспитание нравственности, социализация молодежи, разви тие созидательной активности. Реализация государственной моло дежной политики осуществляется за счет как государственных, так негосударственных ресурсов, т.е. при системном межведомствен -ном и межсубъектном взаимодействии. Также обозначены контуры работы с группами молодежи, которые могут испытывать сложности с полноценной интеграцией в общество (молодые люди с ограни -ченными возможностями; выпускники образовательных учрежде -
ШИМАНСКАЯ
Ольга
Константиновна — к.филос.н., доцент; доцент кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
ПАРШАКОВ
Александр Сергеевич — аспирант кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
а1ехаМегра^а^м@
yandex.ru
ПОПОВА
Софья
Александровна — студентка факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
1 Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. 2006 // http://mp.astrobl.ru/userfiles/strategia.pdf (дата обращения 26.06.2013).
ний для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специ -альных (коррекционных) образователь -ных учреждений и специальных учебно -воспитательных учреждений закрытого типа; жертвы насилия, военных действий и катастроф, переселенцы и мигранты; лица, освободившиеся из мест лишения свобо -ды; представители коренных и малочис -ленных народов; ВИЧ - инфицированные и зависимые от употребления психоактив ных веществ молодые люди1.
Молодежь должна быть активно и ответ -ственно вовлечена в процессы познания и конструирования современной поли -тической, экономической и социальной ситуации в стране и формирования гражданского общества. В Нижегородской обл. одним из направлений реализации госу -дарственной молодежной политики стало создание Молодежного парламента при областном Законодательном собрании для привлечения молодежи к участию в нор мотворческой деятельности, выработке региональной молодежной политики и с целью формирования в молодежной среде правовой, гражданской и политической культуры. Можно по разному оценивать эффективность этого органа (он, напом -ним, является совещательным), однако сама идея привлечения молодых людей со всего региона к обсуждению вопро сов, напрямую касающихся их поколения, должна быть оценена как положительная.
Поскольку государственная власть выступает не только как инициатор, но и как координатор молодежной политики, актуальным представляется привлечение к работе с молодежью различных предприя тий и организаций. Принципы реализации этого подхода могут быть прописаны либо в прямых договорах между Нижегородской областью и конкретным предприятием, либо в областной программе.
Вторым оптимальным решением для консолидации и развития талантли вой молодежи может стать создание в Нижегородской обл. инновационного цен тра — площадки, где молодые специалисты могли бы развиваться вне рамок вузов, адресно поощряться грантами, льготами и спонсорской поддержкой заинтересован ных субъектов — промышленных компа -ний, ассоциаций предпринимателей и т.п. В перспективе возможно создание венчур
1 Там же.
ных фондов для поддержки стартапов (это способствовало бы решению проблемы разрыва между молодыми учеными, гене рирующими теоретически перспектив ные идеи, и рынком). Прообразом такой площадки может стать Нижегородский бизнес - инкубатор, однако концепция нового инновационного центра должна быть значительно более многосторонней, а охват — более широким.
Поскольку понятие «молодежная политика» не стоит ограничивать рам -ками государственной политики в этой области, стоит рассмотреть ини циативы «снизу». Могут быть предложены автономные, самоуправляющиеся молодежные организации, например созданный в Нижегородском государ ственном лингвистическом универ ситете им. Н.А. Добролюбова научнодискуссионный клуб «Трибуна», который на данный момент объеди няет студентов не только НГЛУ, но и Нижегородского государственного педа гогического университета им. К. Мини -на, а также Нижегородского государственного архитектурно строительного университета, Высшей школы экономики и других вузов.
«Трибуна» является открытой площад кой для обсуждения актуальных обще ственных проблем, сопоставления мнений и взглядов самих студентов и компетент ных лиц — специалистов в разных обла -стях, которые приглашаются на заседания в качестве экспертов, а также для выра ботки концептуальных решений в рамках обсуждаемой темы. Работа клуба нацелена на формирование в России полноценного гражданского общества, опирающегося, в частности, на свободные общественные, интеллектуальные, профессиональные ассоциации молодых людей с активной жизненной и гражданской позицией и развитой политической культурой2. В ака -демическом плане клуб способствует раз витию профессиональных компетенций студентов и аспирантов (поиск и анализ информации, многосторонний взгляд на поставленные проблемы и комплексный подход к их решению, развитие ораторских
2 Паршаков А.С., Шиманская О.К. Дискуссионный клуб как стратегия формирования ценностных ориентаций студенчества // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования : материалы международной конференции. В 3 т. — Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2010, т. 3, с. 233-236.
и дискуссионных навыков). Кроме того, организаторы клуба видят своей целью воспитание патриотизма (на новой теоре -тической и методической основе) и готов -ности работать на благо своей страны.
Опыт работы клуба «Трибуна» приобре -тает особую актуальность в свете приня -тия Федеральных государственных обра -зовательных стандартов высшего профес -сионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, предполагающих развитие у студентов коммуникацион ных и профессиональных навыков, таких как креативность, целеустремленность, добросовестность, ответственность, толе рантность, социальная адаптация (умение работать как в коллективе, так и инди видуально) и профессиональный опыт. Участие в деятельности клуба учит студен -тов оперировать значительными блоками информации, находить в их мозаичности и многообразии следственно -логические связи, применять эти знания в дальнейшей деятельности. В масштабах всей системы высшего образования подобные ассоциа -ции могут рассматриваться как ведущие площадки для реализации творческого и инновационного потенциала молодежи.
Заседания клуба «Трибуна» НГЛУ про -ходят по следующей схеме: представление небольших, но емких докладов -► дискус -сия по затронутым в каждом из докла -дов аспектам -► общая дискуссия по теме (название «Трибуна» отражает дискусси -онный характер заседаний клуба) -► экс -пертная оценка, которую участники клуба получают от приглашенных ученых (поли -тологов, экономистов, историков, геогра фов), государственных и общественных деятелей муниципального, региональ -ного и федерального уровней, журнали -стов, предпринимателей, духовных лиц. В аудитории царит свобода слова, которую участники дискуссий обеспечивают толе рантностью, политкорректностью и чув -ством такта.
Тематика заседаний клуба «Трибуна» определяется на основе интересов самих студентов и уточняется научными руко водителями клуба. За текущий год участ -ники и гости клуба обсудили следующие вопросы.
• Политическое лидерство и бюрокра -тия в структурных изменениях последних 20 лет (особое внимание было уделено отношению россиян к реформам этого периода).
• Избирательное право (история и прак -тика), современные избирательные техно -логии и вовлеченность молодых людей в избирательный процесс.
• Различные аспекты вступления России в ВТО.
• Миграционные процессы.
• Спорт и политика.
• Международный туризм как фактор международных отношений.
• Роль женщин в мире современной политики и экономики.
• Ценностные установки современной молодежи и российского общества в целом.
• Механизмы самореализации молодых людей и их поддержка.
На заседании клуба участники обсуждали необходимость поиска и формули -рования национальной идеи современной России в глобализирующемся многопо лярном мире.
Таким образом, работа студенческого научно-дискуссионного клуба НГЛУ «Трибуна» способствует формированию у молодых людей развитого политического сознания и чувства гражданственности, что отвечает положениям федеральной стратегии молодежной политики.
Вопрос о методах реализации молодеж -ной политики в регионах остается откры тым. Нужно признать недостаток прак тических механизмов реализации целей молодых людей, а также узость практи ческого пространства для применения их навыков и способностей, равно как и недостаток «социальных лифтов». Это приводит к «утечке» молодежи из региона в столицу или за рубеж, чревато политиче ской радикализацией и маргинализацией молодежи.
Нет однозначного мнения о том, должна ли молодежная политика в регионах раз -виваться по какой -либо единой модели, которая задавала бы рамки деятельности государственной власти в этом направле нии и одновременно служила «дорожной картой» для независимых молодежных организаций. Очевидно, для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать большой исторический опыт, который еще предстоит накопить в каждом регионе и стране в целом. Неоспорим, однако, тот факт, что молодежная политика должна реализовываться в практической плоскости, в т.ч. при максимальном участии низовых организаций.