О.К. ШИМАНСКАЯ, доцент Б.А. НОЧВИНА, доцент
Студенческий научно-дискуссионный политический клуб
В статье предлагается анализ деятельности научно-дискуссионного политического клуба «Трибуна» НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Клуб является формой студенческого самоуправления, реализующего концепцию социального партнёрства «студент - преподаватель - современный специалист (эксперт) ». Интеллектуальные и политические дискуссии, дебаты, ролевые игры являются инновационной формой научно-исследовательской работы студентов, позволяющей реализовать их креативный потенциал, формировать у них основные профессиональные компетенции и активную гражданскую позицию.
Ключевые слова: научно-дискуссионный политический клуб, студенческое самоуправление, партнёрство «студент - преподаватель », профессиональные компетенции, гражданская позиция, патриотическое воспитание.
В НГЛУ им. Н.А. Добролюбова с 2008 г. работает студенческий научно-дискуссионный клуб «Трибуна», созданный по инициативе студентов факультета международных отношений, экономики и управления при активной
поддержке преподавателей межфакультетской кафедры культурологии, истории и древних языков. Название клуба - «Трибуна» - соответствует дискуссионному и открытому характеру заседаний клуба, означает возможность задать вопросы, выступить, высказать свою точку зрения всем желающим, выработать коллективное мнение по тому или иному вопросу. Девизом клуба стало перефразированное латинское выражение: "Cogita! Ora! Argumentare!" («Мысли! Говори! Доказывай!»). Клуб «Трибуна» является добровольным сообществом всех желающих принять участие в обсуждении тех или иных проблем. Периодичность заседаний - один раз в две недели.
С одной стороны, дискуссионный клуб представляет собой модель гражданского общества: это и научное сообщество, и клуб по интересам, и площадка для вынесения суждений по текущему моменту. С другой стороны, это пример новой образовательной технологии. В этом плане клуб является мо-
делью внеаудиторного развивающего обучения и воспитания. Он формирует позитивную интеллектуальную среду, являясь наиболее доступной инфраструктурой обмена мнениями, сопоставления позиций, выработки предложений, стратегических концептов решения разнообразных правовых, социальных, культурных и прочих проблем, что в полной мере соответствует целям подготовки специалистов нашего профиля.
Специалист-гуманитарий, по нашему мнению, должен не только обладать знаниями в своей конкретной отрасли (истории,политологии,литературоведении, языкознании и проч.), но и уметь оперировать значительными блоками информации, находить в их мозаичности и многообразии следственно-логические связи, а также применять эти знания в дальнейшей деятельности - образовательной, управленческой, информационной и проч. [1]. Мы убеждены, что актуальность создания и функционирования таких ассоциаций, как студенческие дискуссионные клубы, состоит в их востребованности обществом в современной России, стратегия развития которой направлена на максимальное использование инновационного и творческого потенциала студенческой молодёжи. Сегодняшние студенты завтра станут учёными, преподавателями, руководителями и политическими деятелями; от их желания быть активными, служить национальным интересам, от их профессионализма, самоотверженности, культурного и коммуникативного уровня будет зависеть развитие России как великой державы, конкурентоспособность отечественного образования.
Для нас очевидно, что в новых образовательных стандартах должны быть задействованы как аудиторное время, так и увеличивающийся внеаудиторный потенциал, отведенный на самостоятельную подготовку студентов. Сочетание разнообразных аудиторных и внеаудиторных форм образовательного процесса, поддержка культуры студенческого самоуправления как основы гражданской зрелости студента будут способствовать подготовке не только специалиста с базовыми компетенциями, но и личности, адекватной существующей социально-исторической обстановке, сознающей себя элемен-
том культуры и членом современного общества [2]. Локальным вариантом решения этих целей и задач современного российского высшего образования является научно-дискуссионный политический клуб «Трибуна».
Клуб - демократическая, максимально открытая форма студенческого самоуправления. Членом Совета клуба может стать любой студент, заявивший о своём желании постоянно участвовать в его жизни, брать на себя определённую организационную работу, приглашать экспертов, участвовать в дискуссии.
Структура заседаний клуба основана на модели равного партнёрства всех участников и принципе плавающего центра тяжести, когда на каждом заседании меняются модераторы и эксперты и каждый участник клуба пробует себя в качестве модератора, докладчика, дискуссанта, организатора, что обеспечивает интеллектуальную свободу и задействует креативный потенциал всех участников вне зависимости от статуса (студент, преподаватель, эксперт). Надо отметить, что эксперты, участвующие в заседаниях клуба: учёные, государственные служащие, топ-менеджеры, юристы, правозащитники и др., - на равных со студентами участвуют в обсуждении предложенных проблем, выводя их на уровень современного знания и практического применения. Эксперты углубляют понимание обсуждаемой проблемы, расширяют познавательное и информационное поле участников дискуссии. У экспертов весьма сложная и тонкая роль: они не должны подавлять самостоятельность интеллектуального поиска дискуссантов своими знаниями в теории и практике. Их задача - помочь закрепить имеющиеся у студента знания на уровне владения и дать дискуссантам возможность личностного роста. Тем самым обуче-
ние усиливает поисковую функцию, воспитательная составляющая связывается с личным примером успеха и гражданской позиции экспертов. Как правило, эксперты с интересом включаются в предлагаемую схему ролевой игры, полагая её полезной и развивающей для себя, так как у них не всегда имеется выход на молодёжную аудиторию для обсуждения своего практического опыта и достижений.
В качестве селективного фактора при определении темы выступают интересы самих студентов, связанные с их мировоззрением, запросами, ценностями [3].
Так, концепция экстремистского сознания и его практических проявлений была рассмотрена с трёх точек зрения в течение трёх заседаний: «Причины и формы современного экстремизма. Националистический экстремизм, экстремизм молодёжных субкультур» (модератор В. Галкина), «Причины и сущность современного религиозного экстремизма» (модератор - доц., к. фи-лос. н. О.К. Шиманская), «Политический радикализм: из прошлого в настоящее» (модератор Е. Спирина).
Особый интерес студентов вызвала проблематика массового сознания и политической мифологии, а тема заседания звучала так: «Современное массовое сознание: между реальностью и мифом» (модератор В. Косова). Один из блоков - «Современные СМИ и мифотворчество (к вопросу о теории симулякров)» (модератор М. Криват-кина). Участники обсуждения единогласно заключили, что в современном мире при разнообразии и высокой скорости информационных потоков реальностью становится манипуляция общественным сознанием, цель которой - моделирование политических и духовных процессов в обществе. Задача интеллектуалов, политиков, деятелей культуры и искусства - не дать пре-
вратить нацию как самоорганизующуюся систему в толпу, пассивно воспринимающую сигналы, утратившую индивидуальность и критическое восприятие действительности. Можно сделать вывод о том, что чем больше будет людей мыслящих, людей интеллектуально, физически и духовно развитых, людей, способных осознавать внутренние проблемы и внешние угрозы, тем более развит будет институт гражданственности в России и тем сильнее будет наша страна.
Какуже отмечалось, тематика заседаний клуба отражает острые проблемы, в том числе цивилизационные, стоящие перед Россией. Одна из них -недавнее прошлое, современное состояние и будущее так называемого «постсоветского пространства». Дискуссия развернулась в рамках цивилизацион-ной и геополитической темы «СНГ: союз - федерация - конфронтация -империя?» (модератор М. Никулина). Обсуждение этой крупной темы выявило её проспективные и предостерегающие параметры, желательность развития событий и их возможность. Именно нынешним студентам выпадет жребий разрешения этого широкомас-
штабного цивилизационного, геополитического, социально-экономического, культурного, а в целом архиважного исторического вопроса уже в ближайшем будущем.
Тема «Марксизм и неомарксизм: теория, идеология, практика» (модератор Е. Шиманский), будучи актуальной в контексте отечественной и зарубежной политической мысли и практики ХХ в., недостаточно освещается в современном российском обществоведении, поэтому вызвала профессиональный интерес студентов-международников. Цель двух заседаний клуба по этой теме состояла в попытке деидео-логизировать проблему научного изучения марксизма. Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости более многостороннего и глубокого осмысления соотношения марксистской теории и практики в современном российском обществе.
В нижегородском регионе проходит крупная общественная акция «Всем миром против наркотиков», в которой заинтересованы все социальные слои, государственные, правоохранительные органы и все неравнодушные граждане. Наркомания - это не только медицинский, социальный,антропологи-ческий, но и политологический вопрос. В этой связи темой одного из заседаний клуба стала «Наркомания и наркотрафик как вызов национальной безопасности» (модератор В. Гончарова). Обсуждение вышло на междисциплинарный уровень, затрагивая вопросы истории, политологии, права, медицины, социологии, социальной психологии, религиоведения. Экспертизу провели не только специалисты по борьбе, лечению и профилактике наркомании, но и люди, сумевшие выйти из наркотической зависимости, обретшие позитивные социальные смыслы в жизни и стремящиеся помочь освободиться от наркотиков другим.
К 65-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне было приурочено заседание на тему «Человек войны» (модератор Е. Шиманский). На заседание был приглашён участник Курской битвы и взятия Берлина Павел Михайлович Сорокин, рассказавший о своём боевом пути и ответивший на вопросы студентов. Это было обращение к живой памяти о войне, поразившее всех членов клуба ожившими картинами исторических событий, известных нам по книгам и фильмам, а теперь переживаемых эмоционально вместе со свидетелем и участником этого всемирного исторического события. С ветераном были его сын и внук, опровергшие распространённый стереотип об одинокой старости. Ещё Павел Михайлович дал нам урок жизнелюбия, оптимизма, говоря о своём отношении к современной молодёжи как более компетентной и независимой, чем люди его поколения. Эта встреча была приятным открытием для всех присутствующих.
Не могла остаться без внимания и тема «Реформа образования России: тенденции и перспективы» (модератор М. Никулина). Во время дискуссии студенты зрело обсуждали качество отечественного и европейского образования, мировые и российские особенности взаимоотношений «студент - преподаватель », перспективы рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов в России.
Как правило, изучение вопроса, ставшего темой конкретного заседания, начинается с погружения в его историю или с поиска исторических аналогий, далее проходит обсуждение текущего положения дел. К концу дискуссии каждый участник, получивший обширную информацию и ознакомившийся с мнением экспертов по проблеме, не только значительно расширяет объём своих познаний в той или иной
области, но и лично для себя находит ответ на вопрос, поставленный в её начале.
Студенческий дискуссионный клуб создавался нами как инструмент группового творческого общения, совершенствования мыследеятельности студентов, развития их ораторских навыков, умения вести дискуссию, быстро понимать суть проблемы, умения оперативно реагировать на вопросы, то есть как средство обретения ряда важных профессиональных компетенций, необходимых политологам и международникам. Получилось же нечто большее - интеллектуальный клуб увлечённых людей, заинтересованных в собственном развитии, в совместной деятельности, уважающих чужую точку зрения, если она обоснована и прочувствована, желающих понять ту или иную проблему и выработать варианты её возможного разрешения.
Высшее образование связано с личностным ростом человека, со становлением его индивидуальности. Только индивидуальность способна к осуществлению научных исследований, и научно-дискуссионный клуб можно рассматривать как базу для подготовки
аспирантов, готовых не только к научной работе, но и к работе на общественный интерес, общее благо. На наш взгляд, интеллектуальные клубы, являясь формой новой образовательной технологии, нуждаются в самой широкой поддержке всех структурных подразделений вузов, на базе которых они существуют. Применение накопленного теоретического и практического опыта научно-дискуссионных клубов в процессе реализации реформы российского образования станет гарантом её успеха и эффективности.
Литература
1. ЖигалёвБ.А. Концепция оценки качества
профессионального образования в вузе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2010. Вып. 8. С. 176-185.
2. Ховрин А.Ю. Студенческое самоуправ-
ление в контексте социального партнёрства // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 128-132.
3. Кирьянова А.В, Ольховая Т.А. Реализа-
ция аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 124-129.
NOCHVINA B., SHIMANSKAYA O. STUDENTS' POLITICAL SCIENCE AND DISCUSSION CLUB
The article offers an analysis of the activities of the political science and discussion club "Tribune" of the Nizhny Novgorod Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov. The club is a form of students' self-government that implements the concept of the social partnership: "student - teacher - modern specialist (expert)". The activities of the club, including intellectual and political debates, discussions, role-playing games, represent an innovative form of students' science and research work that allows them to realize their creative potential in an environment that fully takes into account their personal inclinations and to develop their professional competences, and brings them up in the spirit of good citizenship.
Keywords: political science and discussion club, students' self-government, student- teacher
partnership, professional competencies, good citizenship, patriotic upbringing.
g