Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / цифровые технологии / проектная деятельность / модель управления / digital educational environment / digital technologies / project activity / management model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна, Кравченко Ирина Александровна, Подповетный Артём Дмитриевич

В работе рассмотрены основные аспекты управления проектной деятельностью в цифровой образовательной среде. Особое значение уделено решению проблемы по совершенствованию теоретико-методологических и технологических основ эффективного управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета. На основе исследования принципов построения цифровой образовательной среды проведен анализ и моделирование процесса управления проектной деятельностью. С целью обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов разработана авторская модель управления проектной деятельностью, которая представлена в логическом единстве содержательной, процессуальной и организационной характеристик. Особенностью авторской модели является возможность ее проектирования и модернизации в цифровой образовательной среде университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна, Кравченко Ирина Александровна, Подповетный Артём Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ASPECTS OF STUDENT PROJECT MANAGEMENT

The paper considers the main aspects of project management in the digital educational environment. Particular attention is paid to solving the problem of improving the theoretical, methodological and technological foundations of effective management of students' project activities in the digital educational environment of the university. Based on the study of the principles of building a digital educational environment, the analysis and modeling of the project activity management process was carried out. In order to ensure effective management of students' project activities, the author's model of project management has been developed, which is presented in a logical unity of substantive, procedural and organizational characteristics. A feature of the author's model is the possibility of its design and modernization in the digital educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Для цитирования: Подповетная Ю.В., Кравченко И.А., Подповетный А.Д. Цифровые аспекты управления проектной деятельностью студентов // Управление в современных системах. 2022. №4. С. 55-66.

DOI: 10.24412/2311-1313-36-55-66 УДК 378.145 ББК 65.01

ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

СТУДЕНТОВ

Подповетная Ю.В.ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»; ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Кравченко И.А.2, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» Подповетный А.Д.3, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Аннотация

В работе рассмотрены основные аспекты управления проектной деятельностью в цифровой образовательной среде. Особое значение уделено решению проблемы по совершенствованию теоретико-методологических и технологических основ эффективного управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета.

На основе исследования принципов построения цифровой образовательной среды проведен анализ и моделирование процесса управления проектной деятельностью. С целью обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов разработана авторская модель управления проектной деятельностью, которая представлена в логическом единстве содержательной, процессуальной и организационной характеристик. Особенностью авторской модели является возможность ее проектирования и модернизации в цифровой образовательной среде университета.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда; цифровые технологии; проектная деятельность; модель управления

1 Подповетная Юлия Валерьевна - профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»;

Россия, 454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58; e-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 8333-1650, Author ID РИНЦ: 410873; ORCID: 0000-0003-1673-7720.

2 Кравченко Ирина Александровна - заведующий кафедрой, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Россия, 454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58; e-mail: iakravchenko@fa.ru; SPIN-код РИНЦ: 2304-4575; Author ID РИНЦ: 766269.

3 Подповетный Артём Дмитриевич - магистрант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Россия, 454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58; e-mail: artartem2018@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 3642-4135; Author ID РИНЦ: 839764.

Введение

Развитие экономики и общества требует от вузов реализации не традиционного, а компетентностного подхода в обучении студентов. Обучающиеся должны овладеть разнообразными комплексными компетенциями, научиться самостоятельно искать информацию, анализировать ее и применять для решения различных задач своей будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях цифровые технологии используются и внедряются практически во все основные сферы жизнедеятельности. Получение новых способов реализации на мировом рынке информационных и цифровых технологий приводит к осуществлению современных и оптимальных механизмов управления, которые ежегодно усиливают своё влияние на основные сферы экономики, а также на образование и деятельность образовательных учреждений. Важно отметить, что процесс образования в быстро меняющихся условиях, обладает свойствами непрерывности, ориентации на социально-значимые аспекты, персональной определенности, и обязательно учитывает все потребности и личные интересы обучающихся. Очевидно, что в таких условиях оптимальные управленческие решения должны основываться на больших массивах данных и оперативно обрабатываться с применением современных технологий. В свою очередь ведущим образовательным учреждениям в процессе основной деятельности целесообразно учитывать не только прогнозные изменения, но и активно осуществлять внедрение инновационных процессов с целью получения отличительных особенностей и конкурентных преимуществ [Ахметова, 2019].

На сегодняшний день в образовании, главным образом, востребованы различные цифровые технологии (медиаплатформы, электронные ресурсы, программные средства и т. д.), которые в большей степени направлены на осуществление образовательных возможностей высокого уровня, что приводит к повышению эффективности всего образовательного процесса, в котором преподаватели и студенты находятся в центре сетевого взаимодействия. Современные цифровые технологии направлены на решение основных задач образования, которые не выполнимы или не могут быть решены в полном объёме с использованием традиционных образовательных средств и технологий. В первую очередь, цифровые технологии в образовательных процессах направлены на создание условий для повышения и совершенствования качества данного процесса, на целенаправленное обеспечение оптимального функционирования всей структурной организации. Данные обстоятельства предполагают целенаправленное использование систем планирования, основанных на цифровых инструментах; применение электронного документооборота, обеспечивающего эффективность процесса разработки и принятия управленческих решений; создание оптимальных условий для осуществления и управления проектной деятельностью студентов [Ильин, 2018].

Постановка задач

Анализ работ имеющейся научной базы для разработки эффективного управления проектной деятельностью студентов в образовательной организации [Голуб, 2017; Ильина, 2018 и др.] и рефлексия собственного научно-педагогического опыта в цифровой образовательной среде университета позволили выявить сложившиеся в теории и практике противоречия:

— на социально-педагогическом уровне - между социально обусловленными требованиями общества к повышению эффективности процесса управления проектной деятельностью студентов вуза и недостаточным уровнем проявления в этой деятельности проектных компетенций студентов (проектных знаний и умений);

— на научно-теоретическом уровне - между объективно определенной необходимостью теоретического осмысления процесса развития проектной культуры студентов вуза и отсутствием соответствующих научно обоснованных содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств реализации данного процесса;

— на научно-методическом уровне - между сложным характером процесса управления проектной деятельностью студентов младших курсов вуза и неразработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в цифровой образовательной среде университета.

Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы теоретико-методологические и технологические основы эффективного управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета.

В соответствии с данной проблемой определены следующие задачи:

— на основе анализа научной и методической литературы, практики высшего образования выявить современное состояние проблемы управления проектной деятельностью студентов;

— определить особенности цифровой образовательной среды вуза и выявить её возможности в развитии проектной культуры студентов;

— разработать и обосновать модель управления проектной деятельностью студентов, включающую методологические основания, понятийно-категориальный аппарат, теоретический базис и содержательно-смысловое наполнение;

— представить технологию реализации модели управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета, обеспечивающую эффективный процесс развития проектной культуры обучающихся.

Анализ структуры проектной деятельности

Понятие «проектная деятельность» основывается на понятии «проект». Любой проект реализуется через ряд фаз, имеет начало и завершение. Все проекты, как правило, имеют следующие фазы в рамках международного стандарта управления проектами [Поляков, 2019; Решетка, 2019; Хелдман, 2017]:

1) инициирование: определение проблемной ситуации, разработка устава проекта, определение заинтересованных сторон, создание команды;

2) планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат, разработка бюджета, определение и оценка рисков, разработка плана поставок, разработка плана по качеству, разработка плана коммуникаций;

3) исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, выбор поставщиков, распространение информации;

4) управление: управление проектными работами, управление изменениями, управление содержательной частью проекта, управление основными ресурсами (временными, техническими, человеческими и т.п.), управление всем составом команды проекта, управление стратегическим расписанием деятельности проекта, управление всеми статьями затрат на реализацию проекта, управление возможными и скрытыми рисками, управление и сохранение качества образовательного процесса, управление административной частью проекта, управление коммуникационными процессами и т. д.;

5) завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также извлеченные уроки, формулировка основных выводов и анализ успешности проекта.

Проектная деятельность студентов - мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Результатом такой деятельности является развитие проектной культуры студентов (рис.1).

Проектное самосознание как структурный компонент проектной культуры можно рассматривать как результат оптимального синтеза профессиональных качеств личности, ценностных ориентаций и научно-проектных (профессиональных) знаний/ умений студентов. Данный компонент можно проследить в процессе отношения студента к осуществлению реальной проектной деятельности и выражается он в таких целевых установках, которые направлены на осмысление, самоанализ и самооценку проектной деятельности и ее результатов.

Проектно-творческое мышление представляет собой важный компонент проектной культуры и предполагает синтез профессионально-личностных качеств студентов, профессионально-ценностных ориентаций, научно-проектных профессиональных знаний и оптимальных проектных способностей. Такое мышление направлено на поиск инновационных возможностей для реализации и применения научно-проектных знаний и профессиональных умений в осуществлении основных этапов проектной деятельности.

Научно-проектные профессиональные умения целесообразно рассматривать как профессионально-личностное образование, которое формируется с помощью научно-проектных знаний и профессионально-проектных способностей, опирающихся на ценностные ориентации в сфере будущей профессиональной деятельности. Данные умения необходимы для практической реализации проектной деятельности и предполагают на основе принципа научности определять и воплощать содержательные, организационно-методические и процессуально-действенные средства проектной деятельности.

Развитие проектной культуры представляет собой последовательную и поэтапную реализацию стремления студентов к совершенству в осуществлении проектной деятельности. Иными словами, этапный характер соответствующих изменений проявляется в «восхождении к проектной культуре» по ступеням «иерархической лестницы»: «субъектная проектная культура» - «специализированная проектная культура» - «совершенная проектная культура»

1 - проектное самосознание; 2 - творческое мышление; 3 - научно-проектные умения.

Рисунок 1. Структурные компоненты проектной культуры студентов

(Источник: авторская разработка)

Описание авторской модели управления проектной деятельностью в цифровой образовательной среде

В настоящее время в сфере образования во всем мире активно используется понятие «цифровая образовательная среда» (ЦОС). Краткий анализ результатов позволяет увидеть, что ЦОС в основном понимается как «технические решения для поддержки учебной, преподавательской и научной деятельности» (Suhonen), «открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [Куркина, Стародубцева, 2019; Игнатова, 2019; Булатова].

С целью обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов разработана авторская модель (рис.2). Дадим краткую характеристику указанных блоков модели.

Теоретико-методологический блок раскрывает исходные теоретические положения и авторскую концептуальную позицию в части конструирования целостного процесса управления проектной деятельностью студентов младших курсов университета.

Проектные теории, концепции и стандарты фиксируют сложившиеся научные взгляды и требования к процессу управления проектной деятельностью [Монахов, 2018; Подповетная, 2010].

Перспективно-целевой блок определяет стратегический замысел реализации авторской модели.

Теоретико-методологический блок

|£одержательно-смыслово11 блок

Методологические подходы

Проектные теории, концепции, стандарты

4-

4-

Развивающий курс «Развитие проектных компетенций студентов в цифровой образовательной среде университета»

Базовый раздел

т

Продвинутый раздел

Творческий раздел

Перспективно-целевой блок

Цель - использование потенциала цифровой образовательной среды вуза для обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов младших курсов университета и развития их пшектной культупы

Задачи: - создание устойчивой мотивации студентов младших курсов к осуществлению проектной деятельности;

- совершенствование научно-проектных знаний студентов, стимулирование творческого поиска в проектной деятельности;

- стимулирование и концептуализация опыта студентов в осуществлении проектной деятельности;

- преодоление проблемных ситуаций в процессе управления

проектной деятельностью студентов младших курсов

+ ' -

Ожидаемый результат - приобщение студентов младших курсов к осуществлению полноценной проектной деятельности, задающей критерии для оценки их проектного самосознания, творческого мышления и научно-проектных умений

Ш

Интегративно-оценочный блок

Т

а^с

Критерии: ▼ проектное самосознание, творческое мышление, научно-проектные умения

I

Показатели: знания в области научно-проектной работы, ценностные ориентации, проектные способности, личностные качества

(целеустремленность, работоспособность, уровень субъективного контроля (самовосприятие и саморефлексия), ответственность, активность

Уровни: интуитивный, нормативно-теоретический, конструктивный,

активный, творческий, экспертный

т

1

0\ о

Процессуальный компонент

Этапы управления проектной деятельностью студентов вуза: - мотивационно-когнитивный, -проектно-развивающий; -профессионально-обогащающий

-'-.............-1

деятельностный блок

Организационный компонент условия управления проектной деятельностью

направленной на

Педагогические студентов:

-создание внутривузовской ассоциации студентов ' "[Стимулирование их проектного самосознания;

-внедрение иерархической системы «наставничество-тьюторство коучинг», обеспечивающей развитие научно-проектных умений студентов;

-использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления студентов

Методический компонент Методы: развития проектного самосознания, развития творческого мышления, развития научно-проектных умений, контроля, стимулирования поведения и деятельности. ♦{-Средства: общедидактические,

технологические, нормативно-методические Формы: лекция, семинарское или практическое занятие, тренинги, факультативы, научные общества.

Рисунок 2. Модель управления проектной деятельностью студентов (Источник: авторская

разработка)

Цель реализации модели сформулирована как использование потенциала цифровой образовательной среды вуза для обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов младших курсов университета и развития их проектной деятельности.

Содержательно-смысловой блок отражает предмет деятельности, лежащий в основе процесса управления проектной деятельностью студентов, и соответствующее смысловое наполнение основных направлений проектной деятельности в цифровой образовательной среде университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационно-деятельностный блок характеризуется пониманием того, что управление проектной деятельностью студентов - чрезвычайно сложный и поэтапный процесс. Процессуальный компонент отражает пролонгированность процесса управления проектной деятельностью студентов младших курсов университета и фиксирует в себе три этапа: мотивационно-когнитивный, проектно-развивающий, профессионально-обогащающий. Организационный компонент определяет практикоориентированные условия, которые образуют «комфортную» среду для эффективного осуществления управления проектной деятельностью студентов и развития их проектной культуры. Практикоориентированные условия раскрывают стратегию «восхождения» студентов к оптимальному уровню проектной культуры. Методический компонент обеспечивает деятельностную реализацию управления проектной деятельностью студентов и представлен формами, методами и средствами цифровой образовательной среды университета, сообразующимися со спецификой и особенностями студентов младших курсов.

Интегративно-оценочный блок позволяет оценить степень соответствия полученных результатов желаемым, обеспечивает установление обратной связи.

Соответствующая оценка выставляется на основе текущих/промежуточных и окончательных результатов проектной деятельности, обоснование которых может быть с применением соответствующих критериев и показателей, определяющих уровень и процесс развития проектной культуры студентов. Среди основных критериев возможно выбрать: проектное самосознание, творческое мышление, научно-проектные умения. Ключевыми показателями будут определены оптимальные и эффективные комбинации на основе таких индикаторов, как: осведомленность в аспектах проектной работы, ориентации по ценностным установкам, эффективные способности управления, цифровые знания и умения, такие качества личности студентов как: целенаправленность, работоспособность, самоконтроль, уверенность, эффективность.

Основные уровни реализации студенческой проектной культуры соотнесены с проектно-личностными характеристиками: интуитивный, нормативно-теоретический, конструктивный, активный, профессиональный, творческий, экспертный и определяются с учетом сформированности проектной культуры через проявление проектного самосознания, творческого мышления, научно-проектных умений.

Технология управления проектной деятельностью в цифровой образовательной

среде

Технология управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета разработана в логическом единстве содержательной, процессуальной и организационной характеристик.

Содержательная характеристика представляет собой совокупность целей и содержательного наполнения. Постановка целей - это механизм, который соединяет воедино

результаты осмысления личностью основных ценностей, ключевых мотивов, будущих профессиональных качеств с альтернативными целями профессионального развития. Поэтому процесс целеполагания имеет уровневый характер и предполагает три основных уровня целей:

1-й уровень - заказчики (постановщик проектной задачи - государство и бизнес-сообщество),

2-й уровень - исполнители (проектная группа студентов, кураторы проекта) и 3-й уровень -потребители (участники рынка экономики знаний).

Содержание технологии отражено в развивающем курсе «Развитие проектных компетенций студентов в цифровой образовательной среде университета», отличительной особенностью которого является дифференцированность, т. е. разработаны три самостоятельных раздела (базовый, продвинутый и творческий), которые учитывают сформировавшийся уровень проектной культуры студентов. Программные разделы предполагают модульный принцип, что позволяет эффективно учитывать сложившийся опыт проектной деятельности, формировать проектные компетенции, а также учитывать индивидуальные особенности личности.

Процессуальная характеристика состоит из совокупности методов, приемов и форм развития проектной культуры студентов. При реализации авторской модели управления проектной деятельностью студентов целесообразно использовать партисипативные методы обучения, которые представлены пятью структурными группами: а) методы развития проектного самосознания (ситуационно-ролевые проекты, взаимообучение, взаимонаблюдение, взаиморефлексия проектной деятельности); б) методы развития проектных умений (игровое проектирование, взаимное компромиссное проектирование, групповое консультационное проектирование); в) методы развития творческого мышления (ситуационный анализ, метод проектов, методы психологической активизации - мозговой штурм, обратная мозговая атака, синектика); г) методы стимулирования проектной деятельности (обратная связь, рейтинг, обобщение передового опыта проектной деятельности); д) методы контроля (тесты, проектный тренажер, портфолио, взаимоконтроль и оценка проектной деятельности).

Организационная характеристика раскрывает сущность и особенности практико-ориентированных условий, которые разрабатываются на основе необходимых и достаточных мер, и призваны формировать эффективную среду и оптимальную обстановку для качественного внедрения авторской модели управления студенческой проектной деятельностью. Отдельное выделенное условие целенаправленно на развитие определенного компонента из структуры проектной деятельности студента. Данные условия реализуются в соответствии с уровнями (ступенями) восхождения к проектной культуре и предполагают выделение субъектного, специализированного и совершенного уровня.

Первое условие - ассоциация студентов, которая создается внутри определенного вуза, и стимулирует развитие самосознания студентов в процессе проектной деятельности. Данное условие предполагает процесс становления самосознания, происходящий на основе применения различных комбинаций стимулов и фиксирует динамические изменения, которые появляются с применением различных способов и приемов проектной деятельности: обмен опытом проектной деятельности; конкурсы на лучшие авторские проекты или разработки; рейтинги студенческих проектов; конкурсы, например «проектный эрудит», «гуру-исследователь» и др.; оценка проектных работ, оригинальность и эффективность проектов и т. д. Подобные мероприятия создают основу для проведения рейтинга студентов по уровню развития проектной деятельности.

Второе условие - разработка и внедрение иерархической системы «наставничество -тьюторство - коучинг», обеспечивающей развитие проектных умений студентов, которые классифицированы как: аналитико-информационные, конструктивно-прогностические, творческо-деятельностные, оценочно-рефлексивные и организационно-регулирующие.

Третье условие - использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления студентов (S. Greif, L. Günter, M. Herold, H.-J. Kurtz, P. Koch, B. Landherr, H. W. Roth).

Содержательная, процессуальная и организационная характеристики технологии авторской модели управления проектной деятельностью студентов реализуются в цифровой образовательной среде университета. Важно отметить, что цифровая среда любой образовательной организации основывается на использовании ИКТ-инструментов, которые отвечают требованиям ФГОС, предполагают динамические изменения внутренней среды организации и подбираются с учетом возможного эффективного достижения положительных результатов проектной деятельности. Цифровая среда должна стать общим полем взаимодействия для всех участников данного процесса, эффективным инструментом управления качеством проектной деятельности студентов университета. Следовательно, основополагающим принципом управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета можно считать открытость этой среды, который базируется на обеспечении возможности использовать информационные системы участниками процесса образования, а также предполагает непосредственную замену или корректировку состава компонент, входящих в содержание цифровой образовательной среды.

В частности, актуальными компонентами управления проектной деятельностью студентов в цифровой образовательной среде университета являются:

- информационные сервисы проектного обучения;

- личный кабинет партнера;

- сервис построения индивидуальной траектории студента;

- сервис выбора проекта студентом (с системой помощи выбора, на основании выбираемой траектории развития студента);

- сервис взаимодействия студенческих команд;

- балльно-рейтинговая система оценки проектной деятельности студентов и др.

Необходимо отметить, что в соответствии с современными тенденциями модернизации

высшего профессионального образования происходит и динамичное развитие цифровой образовательной среды университета. С учетом данного аспекта, перед каждой образовательной организацией стоит цель и основная задача по совершенствованию и модернизации информационно-образовательной университетской среды, которая должна быть максимально удобной и комфортной для взаимодействия и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Для достижения такой цели и решения основных задач образовательная организация должна быть максимально оснащена современной ИК-техникой и актуальным программным обеспечением. Несомненно, данное обстоятельство предполагает учет сложившегося уровня компетентности всех сотрудников университета, который позволяет эффективное использование современных программных средств в образовательном процессе.

Таким образом, рассматривать университетскую цифровую среду целесообразно с позиции эффективности системы информационно-образовательных технологий и программных ресурсов, которые призваны сформировать устойчивую цифровую среду и

обеспечить эффективную реализацию процесса управления образовательной деятельностью в университете. Кроме того, для оптимального и эффективного управления проектной деятельностью студентов университета основным участникам образовательного процесса необходимо на достаточном уровне ориентироваться в большом многообразии современных программных продуктов и информационно-коммуникационных средствах образования. Поэтому при выборе оптимальных цифровых образовательных инструментов и приложений, необходимо учитывать их основную направленность, которая предполагает такие ключевые аспекты как:

- формирование профессиональных задач проектной деятельности студентов, их классификацию, реализацию и получение конкретных результатов;

- разработка мероприятий по обеспечению возможностей целенаправленной обратной связи всех участников проекта и руководителя проектной деятельности;

- направленность на оптимальное создание и эффективное совместное использование цифровых продуктов в процессе реализации проектной деятельности;

- систематизирование процесса контроля и оценки результатов проектной деятельности, получение визуального представления проектируемого продукта, анализ возможностей для дальнейшего осуществления проектной деятельности;

- формирование и совершенствование деятельности виртуальных ассоциаций, в рамках деятельности которых происходит анализ эффективности проектной деятельности в целом по всей ассоциации и по каждому участнику в отдельности;

- осуществление электронного документооборота в проектной деятельности и организация процесса быстрого обмена информацией по проектной документации на основе электронных средств обслуживания.

Важно также отметить, что на процесс формирование современной и эффективно функционирующей цифровой образовательной среды университета существенное влияние оказывают такие критерии как: 1) уровень цифровой компетентности преподавателей в реализации проектной деятельности; 2) требования и ограничения по использованию цифровых ресурсов в процессе управления проектной деятельностью студентов; 3) современный доступ к использованию студентами цифровых технологий в проектной деятельности; 4) оснащенность и обеспеченность университета современными электронными и цифровыми ресурсами; 5) проектно-ориентированные условия использования цифровых инструментов участниками процесса управления проектной деятельностью; 6) неограниченный и бесперебойный доступ к цифровым ресурсам, локальной сети и глобальной сети Интернет; 7) своевременное развитие и совершенствование информационно-технической инфраструктуры цифровой образовательной среды университета.

Заключение

На основе исследования принципов построения цифровой образовательной среды проведен анализ и моделирование процесса управления проектной деятельностью студентов. С целью обеспечения эффективного управления проектной деятельностью студентов разработана авторская модель управления проектной деятельностью в цифровой образовательной среде университета.

При таком подходе к цифровизации проектной деятельности функционирование образовательной организации становится значимым показателем, который подтверждает эффективное развитие, конкурентоспособность и востребованность на рынке

образовательных услуг. В данном контексте цифровая образовательная среда университета осуществляет роль основного критерия оценки качества образования и эффективности управления образовательной деятельностью.

Необходимо отметить, что цифровизация процесса управления проектной деятельностью студентов, не заменяет традиционных и проверенных проектных методов и управленческих технологий, а выступает важным и современным дополнением при получении необходимой информации, обеспечивающий наглядность и оптимальность выбора для достижения заданных показателей и положительных результатов. Модель управления проектной деятельностью студентов в специфических условиях цифровой образовательной среды университета призвана обеспечить возможность системного и эффективного выявления проблем в процессе управления проектной деятельностью, также оперативного принятия оптимальных управленческих решений.

Список источников

1. Ахметова С.Г. Новые образовательные технологии в вузе: проблемы и опыт // Инновации в образовании. 2019. № 4. С. 105-110.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей студентов» // Самара. 2017. 271с.

3. Игнатова Н.Ю. Цифровая многозадачность и обучение студентов // Открытое и дистанционное образование. 2019. №4(60). С.27-36. DOI: 10.17223/16095944/60/4

4. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие: монография // М.: Вузовский учебник, 2018. 208 с.

5. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности управления образовательной организацией // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 220-224.

6. Монахов Д.Н. Смешанное обучение в условиях сетевой образовательной парадигмы // Инновации в образовании. 2018. № 2. С. 85-92.

7. Подповетная Ю.В. Управление научно-образовательным процессом университета // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 355-363.

8. Поляков Н.А. Управление инновационными проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 330 с.

9. Булатова Е.А. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: метод. указания // Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2018. 32 c.

10. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (10). С. 83-86.

11. Хелдман К. Управление проектами: Быстрый старт // Саратов: Профобразование, 2017. 352 с.

DIGITAL ASPECTS OF STUDENT PROJECT MANAGEMENT

Podpovetnaya Yu.V., Finance University under the Government of the Russian Federation;

South Ural University of Technology

Kravchenko I.A, Financial University under the Government of the Russian Federation

Podpovetny A.D., Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract

The paper considers the main aspects of project management in the digital educational environment. Particular attention is paid to solving the problem of improving the theoretical, methodological and technological foundations of effective management of students' project activities in the digital educational environment of the university.

Based on the study of the principles of building a digital educational environment, the analysis and modeling of the project activity management process was carried out. In order to ensure effective management of students' project activities, the author's model of project management has been developed, which is presented in a logical unity of substantive, procedural and organizational characteristics. A feature of the author's model is the possibility of its design and modernization in the digital educational environment of the university.

Keywords: digital educational environment; digital technologies; project activity; management model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.