Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С БОРТА СУДНА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С БОРТА СУДНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / морской пункт пропуска / цифровизация процессов / выпуск с борта судна / предварительное таможенное декларирование / блокчейн-платформа / транспортные коридоры / customs authorities / sea checkpoint / digitalization of processes / shipboard release / preliminary customs declaration / blockchain platform / transport corridors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович, Шубин Алексей Юрьевич, Терновых Дарья Александровна

В статье проанализированы разработанные технологические решения, применение которых при перевозке грузов морским транспортом позволит в условиях изменения товаропотоков повысить эффективность транспортировки грузов, обеспечить гибкость и адаптивность государственного контроля к меняющимся требованиям внешнеэкономической деятельности. Предложена к использованию в морских пунктах пропуска Российской Федерации перспективная технология выпуска товаров с борта судна, что позволит оптимизировать производственные процессы в порту, окажет положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности, улучшение условий международной и национальной торговли за счет снижения барьеров и увеличения скорости оборота товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жуков Дмитрий Борисович, Шубин Алексей Юрьевич, Терновых Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS AIMED AT TO ENSURE DIGITALIZATION OF CARGO TRANSPORTATION PROCESSES BY SEA: TECHNOLOGY OF RELEASE OF GOODS FROM THE SHIP

The article analyzes the developed technological solutions, the use of which in the transportation of goods by sea will allow, in the conditions of changing commodity flows, to increase the efficiency of cargo transportation, to ensure the flexibility and adaptability of state control to the changing requirements of foreign economic activity. A promising technology of release of goods from the ship has been proposed for use at sea checkpoints of the Russian Federation, which will optimize production processes in the port, have a positive impact on the development of foreign economic activity, improve the conditions of international and national trade by reducing barriers and increasing the speed of turnover of goods.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С БОРТА СУДНА»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

TECHNOLOGIES AND MEANS OF CUSTOMS CONTROL

УДК 339.543

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С БОРТА СУДНА

Д. Б. Жуков1, А. Ю. Шубин1, Д. А. Терновых1

1 Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье проанализированы разработанные технологические решения, применение которых при перевозке грузов морским транспортом позволит в условиях изменения товаропотоков повысить эффективность транспортировки грузов, обеспечить гибкость и адаптивность государственного контроля к меняющимся требованиям внешнеэкономической деятельности. Предложена к использованию в морских пунктах пропуска Российской Федерации перспективная технология выпуска товаров с борта судна, что позволит оптимизировать производственные процессы в порту, окажет положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности, улучшение условий международной и национальной торговли за счет снижения барьеров и увеличения скорости оборота товаров.

Ключевые слова: таможенные органы, морской пункт пропуска, цифровизация процессов, выпуск с борта судна, предварительное таможенное декларирование, блокчейн-платформа, транспортные коридоры.

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS AIMED AT TO ENSURE DIGITALIZATION OF CARGO TRANSPORTATION PROCESSES BY SEA: TECHNOLOGY OF RELEASE OF GOODS FROM THE SHIP

D. B. Zhukov1, A. Y. Shubin1, D. A. Ternovykh1

1 Main Department of the Organization of Customs Clearance and Customs Control of the Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the developed technological solutions, the use of which in the transportation of goods by sea will allow, in the conditions of changing commodity flows, to increase the efficiency of cargo transportation, to ensure the flexibility and adaptability of state control to the changing requirements of foreign economic activity. A promising technology of release of goods from the ship has been proposed for use at sea checkpoints of the Russian Federation, which will optimize production processes in the port, have a positive impact on

the development of foreign economic activity, improve the conditions of international and national trade by reducing barriers and increasing the speed of turnover of goods.

Key words : customs authorities, sea checkpoint, digitalization of processes, shipboard release, preliminary customs declaration, blockchain platform, transport corridors.

ВВЕДЕНИЕ

Вследствие стремительного изменения геополитической обстановки, значительной переориентации товаропотоков, изменения конфигурации международных транспортных коридоров, имеющих в том числе морское плечо перевозок, происходят изменения задач и требований к их реализации в целях обеспечения устойчивого транспортно-логистического обслуживания на территории Российской Федерации (РФ).

На прошедшем в июне 2023 г. Петербургском международном экономическом форуме большое внимание было уделено состоянию и развитию в новых условиях транспортной отрасли, в частности ее инфраструктуры и логистики внешнеторговых перевозок. На сессии «Портовый разворот: через запад на восток?» обсуждались итоги 2022 г., перспективы крупномасштабных инвестиционных проектов и вопросы переориентации грузопотоков на восток. Участники дискуссии обсудили приоритеты развития инфраструктуры, направления цифровизации отрасли и меры поддержки бизнеса. В частности, временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Р. В. Давыдов проинформировал о том, как ФТС России использует цифровые технологии при организации взаимодействия с другими органами власти, перевозчиками, логистами, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Также необходимо учитывать, что грузооборот морских портов РФ за январь-апрель 2023 г. увеличился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 300,5 млн т грузов. Данные процессы обусловливают необходимость внедрения новых подходов и технологий в логистическое обеспечение, реализующих гибкость и прозрачность взаимодействия участников логистической деятельности и повышающих их кооперацию.

В статье проведен анализ технологических решений, применение которых при перевозке грузов морским транспортом позволит в условиях изменения товаро-потоков повысить эффективность транспортировки грузов, обеспечить гибкость и адаптивность государственного контроля к меняющимся требованиям ВЭД, а также предложена к реализации в морских пунктах пропуска перспективная технология выпуска товаров с борта судна.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОМПЛЕКСНУЮ АВТОМАТИЗАЦИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

К характерным признакам высокого уровня зрелости цифровизации можно отнести наличие единого информационного пространства для информационного взаимодействия между участниками перевозочных процессов.

Единая доверенная среда такого взаимодействия должна поддерживать возможность полного перехода на цифровую модель, обеспечивать стандартизацию используемых всеми вовлеченными участниками документов и процессов, что повысит производительность, безопасность, экономическую эффективность и качество услуг, оказываемых в морских портах [1].

В России в настоящее время реализуется ряд проектных решений, направленных на комплексную автоматизацию информационного обеспечения процессов перевозок грузов.

Одним из таких решений в свое время стала блокчейн-платформа Trade Lens. Цифровая торговая платформа Trade Lens разработана в качестве открытой и нейтральной отраслевой платформы, способной в цифровом виде поддерживать глобальные цепи поставок, повышать прозрачность и эффективность транспортировки грузов, исключать или минимизировать издержки.

В основе платформы лежат блокчейн и облачные технологии, использующие при этом модель, которая позволяет обеспечивать наибольшую гибкость и адаптивность к различным требованиям участников ВЭД [2].

Предпосылками к созданию такого комплексного цифрового решения стали:

- фрагментированная картина состояния перевозки товаров, изолированные друг от друга информация и ее источники, наличие «слепых» зон в цепи поставок, препятствующих эффективному потоку товаров;

- сложный, громоздкий и дорогостоящий информационный обмен между участниками процесса морской перевозки;

- ручные, затратные по времени процессы;

- низкий уровень клиентской поддержки и др.

Набор инструментов, включенных в платформу, обеспечивает объединение всех сторон в цепи поставок в единую экосистему, в том числе:

- непрерывное, безопасное совместное использование всеми участниками информации о поставках в режиме реального времени;

- охват всех контрольных точек и бизнес-процессов, установление между ними связей и обеспечение возможности их цифрового аудита;

- концентрацию детализированной информации о грузе и торговых сопроводительных документов в одном месте.

Реализация указанных решений позволяет трансформировать процесс морской перевозки в связанную и улучшенную цепь поставок путем обеспечения предсказуемости и полной прозрачности процессов, что весьма актуально в условиях насыщенного грузопотока.

В таможенных правоотношениях платформа выступала в качестве дополнительного источника информации в отношении грузов и транспортных средств в целях ускорения принятия решений и обеспечения более направленного, целевого контроля.

Информационное взаимодействие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов с платформой осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе в целях апробации такого взаимодействия обмен информацией происходил сегментированно, исключительно в рамках процесса предоставления в таможенные органы предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) водным транспортом. Наличие в составе предварительной информации расширенных сведений о грузе, в том числе о кодах товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), идентифицирующих перемещаемые грузы (в большинстве случаев на морском транспорте информация о грузе ограничивается его кратким описанием), позволяло обеспечить принятие более целенаправленного решения до прибытия судна о необходимости проведения фактического контроля, в том числе для целей проведения иных видов государственного контроля.

С учетом развития платформы и ее адаптации к требованиям права ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС в период с октября 2021 г. по февраль 2022 г. было проведено тестирование международной цифровой торговой блок-чейн-платформы Trade Lens с целью обеспечения информационного взаимодействия с информационными системами Росморречфлота, ФТС России, рядом крупных отечественных компаний при оформлении непродовольственных грузов в морском порту Большой порт Санкт-Петербург.

В период с 06.10.2021 по 17.02.2022 осуществлена обработка 47 судозаходов в данный порт, включая 31 539 контейнеров, на которые было подано более 16 000 коносаментов. Информация была принята и использована при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля.

Участие на платформе непосредственных отправителей груза и представителей компетентных ведомств зарубежных государств способствовало выстраиванию прослеживаемости информации и документов с момента осуществления операций по отправке груза из страны экспорта до момента передачи товаров конечному потребителю [3].

Участниками информационного обмена отмечена положительная динамика сокращения сроков выпуска непродовольственных товаров после завершения оформления прибытия товаров и выгрузки контейнеров с судна. В рамках данного этапа эксперимента сроки выпуска декларируемых товаров после выгрузки контейнера с судна с усредненных (для сухих грузов) 2,8-3,5 суток сократились до 3-4 часов. Достигнутый результат вызвал значительную заинтересованность грузоотправителей и грузополучателей к предоставлению электронных документов для целей таможенного оформления.

Учитывая положительные результаты проведенных мероприятий, в соответствии с решением первого заместителя Председателя Правительства РФ А. Р. Бе-лоусова Росморречфлот совместно с ФТС России планируют обеспечить расширение цифрового эксперимента с переходом на использование алгоритмов исключительно российской разработки с привлечением морских портов Черного моря и Дальнего Востока, в том числе с включением других типов грузов, в частности наливных и навалочных.

Отработанные и апробированные принципы, архитектурные и функциональные решения будут учтены в национальной версии цифрового программного транспортно-логистического сервиса (платформы). Перспективная транспортно-логистическая платформа планируется к использованию в качестве площадки для экспериментальной отработки реализуемых ФТС России технологий, необходимых для решения актуальных логистических вопросов. Так, например, рост грузопотока в морских портах Дальневосточного федерального округа, приведший к затовариванию территорий морских терминалов и повышению нагрузки на порты, показал необходимость создания условий для минимизации перемещений грузов в портах и повышения скорости их перевалки.

Для таможенных органов суть решения данного проблемного вопроса заключается в сокращении сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

РЕАЛИЗАЦИЯ В МОРСКИХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С БОРТА СУДНА

Таможенная служба РФ на постоянной основе проводит мероприятия, направленные на развитие морских пунктов пропуска через государственную границу РФ и сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, в том числе за счет сокращения бумажного документооборота, сопровождающего морские перевозки и перевалку грузов в порту, и реализации необходимых технологических решений.

В настоящее время осуществляется реализация технологии, обеспечивающей возможность выпуска товаров с борта судна.

Цели внедрения такой технологии соответствуют основным целям, задачам и подходам к цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов, закрепленным в документах стратегического планирования, а именно:

- цифровизации процессов, направленных на замещение бумажных носителей [4];

- повышению эффективности процессов и/или операций, ведущих к снижению издержек;

- обеспечению прослеживаемости движения товара, в том числе формированию логистической взаимосвязи между электронными документами, сведениями, операциями, представляемыми/совершаемыми в отношении товара или транс-

портного средства с момента первоначального поступления информации о них и до момента завершения таможенного контроля [5];

- реализации принципа однократного предоставления и многократного использования данных [6].

Особенности указанной технологии заключаются в обеспечении выпуска товаров, в том числе в автоматическом режиме, с применением предварительного таможенного декларирования в соответствии с положениями ст. 114 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [7], одновременно с принятием решения о выгрузке товаров с судна. Соответственно, при разгрузке судна товары уже будут находиться в статусе помещенных под заявленную таможенную процедуру, что позволит выставлять их сразу на отдельную площадку для вывоза или непосредственно на платформу поезда или автоприцеп.

Разработка технологии выпуска товаров с борта судна осуществлялась совместно с таможенными органами, имеющими в своей структуре крупные торговые морские порты Северо-Западного, Дальневосточного и Южного регионов. Учитывались ранее имеющиеся практические наработки таможенных органов, в том числе решения, реализуемые в рамках Свободного порта Владивосток.

Формирование технологии выпуска товаров с борта судна сопровождалось проведением анализа:

- положений действующих нормативных правовых актов на предмет необходимости внесения в них изменений;

- уровня технического развития программных средств, информационного взаимодействия между участниками морской перевозки на предмет соответствия требованиям технологии.

Проведенный анализ показал отсутствие на уровне законодательства ограничений применения указанной технологии. При этом отмечен ряд требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании, которые необходимо учесть для успешной реализации технологии.

На указанном этапе работы крайне важно было участие экспертного сообщества и бизнеса с учетом практического применения ими данного технологического решения.

В таможенных органах проведены рабочие встречи с участниками морской перевозки и организациями, участвующими в перевалке контейнеров в морских пунктах пропуска, в том числе с операторами морских терминалов, морскими перевозчиками и агентирующими компаниями, в целях обсуждения реализации технологии, преимуществ предварительного декларирования товаров, доставляемых водным транспортом, в том числе товаров, вывозимых из порта по процедуре таможенного транзита, и возможных проблемных вопросов, которые препятствуют практическому применению ими указанной технологии повсеместно с учетом различных категорий товаров.

Представители бизнес-сообщества поддержали предложения ФТС России, так как реализация технологии и перспективы ее развития позволяют осуществлять вывоз товаров с «причального фронта», снижают количество и кратность

грузовых операции, осуществляемых в морском порту, что, в свою очередь, способствует снижению временных и финансовых затрат.

Технологическое описание процессов и операций, осуществляемых в рамках технологии выпуска товаров с борта судна, представлено на рис. 1.

Проведение документального контроля

^ Регистрация ПТД ^

ХИетюльзование ПД// в качестве расширенной

предВардаеЛЬняйу

уу/ информации ///,

Окончательные

//решехиЯу/

разрешение

/^ыГрУз^У/

Автоматический •уитуручной» выпуск товаров

Предварительные решения, принятые ТО,

'/хтоМчоде//

предъявления для таможенного контроля

Проверка на СУР + учет результатов иных этапов

Проверка на СУР + учет

//¡змульшов/

иных этапов

Рис. 1. Технология выпуска товаров с борта судна (движение груза)

Технология выпуска товаров с борта судна предполагает:

- использование предварительной декларации на товары в качестве источника дополнительной информации о товаре при принятии решений о проведении таможенного контроля в отношении прибывающих товаров. Это позволит минимизировать случаи изменения решения таможенного органа о проведении таможенного контроля после прибытия товаров;

- возможность планирования разгрузочных работ морским терминалом на основании полученных предварительных решений таможенного органа о проведении фактического контроля, что позволит исключить необходимость дополнительных операций с контейнерами для их представления таможенному органу;

- реализацию сквозного бизнес-процесса за счет расширения информационного взаимодействия как между таможенными органами и участниками ВЭД, так и между представителями бизнес-сообщества, что позволит обеспечить просле-живаемость информации о товаре и его статусном состоянии и возможность ее использования всеми участниками процесса морской перевозки.

Основные этапы движения груза, документов и сведений до его прибытия на таможенную территорию ЕАЭС представлены на рис. 2.

До прибытия товаров в морской пункт пропуска декларантом подается предварительная таможенная декларация (ПТД), сведения из которой впоследствии могут использоваться для подачи расширенной предварительной информации в соответствии с п. 8 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной

информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом» [8].

Рис. 2. Технология выпуска товаров с борта судна (до прибытия груза)

После подачи перевозчиком обязательной предварительной информации (ПИ) о планируемом судозаходе в таможенный орган прибытия поступают объединенные данные. За счет наличия детализированных сведений о товарах таможенный орган в месте прибытия сможет полноценно использовать механизмы системы управления рисками и выносить предварительные решения о проведении фактического контроля конкретных контейнеров еще до оформления прибытия судна исходя из большего объема сведений.

Предварительные решения передаются морскому терминалу. На их основе морской терминал формирует план разгрузки судна, в соответствии с которым впоследствии осуществляются грузовые операции с контейнерами и определяются места штабелирования грузов.

Операции, осуществляемые непосредственно при прибытии груза, представлены на рис. 3.

После оформления прибытия морского судна таможенным органом выносятся окончательные решения на основании ранее принятых предварительных решений. Морской терминал, с учетом полученных окончательных решений таможенного органа, сразу при разгрузке судна выставляет указанные таможенным органом контейнеры на контроль, что исключает необходимость перестановки контейнеров в дальнейшем.

Рис. 3. Технология выпуска товаров с борта судна (прибытие груза)

Решение таможенного органа прибытия о разрешении выгрузки направляется заинтересованным лицам. После получения такого решения проверка ПТД возобновляется. Таможенный орган декларирования принимает решение (в том числе автоматическое) о выпуске товаров, после чего направляет решение заинтересованным лицам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предварительные результаты применения технологии выпуска товаров с борта судна показали, что происходит значительное сокращение временных показателей нахождения контейнеров в порту. По итогам апробации в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления получены следующие результаты: с момента принятия решения о разрешении выгрузки товаров с борта судна до их выпуска по ПТД прошел 1 час 44 минуты. При этом выгрузка таких контейнеров осуществлена в отдельную секцию зоны таможенного контроля, после чего, в этот же день, контейнеры погружены на железнодорожную платформу.

Важным фактором обеспечения реализации технологии выпуска товаров с борта судна является повышение уровня заинтересованности участников ВЭД в использовании предварительного таможенного декларирования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день доля предварительного декларирования товаров, перемещаемых водным транспортом, незначительна. Доля

таких деклараций от общего количества оформленных деклараций на ввозимые морским транспортом товары за семь месяцев 2023 г. составила 3,6%. Основная доля приходится на Дальневосточный регион.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективными направлениями применения технологии выпуска товаров с борта судна являются включение в данный процесс в качестве участников иных государственных контролирующих органов, в том числе Россельхознадзора, в целях ускорения оформления товаров, подлежащих государственному ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю с учетом специфики проведения контрольных действий в несколько этапов, в том числе после прибытия и разгрузки товаров.

Для достижения значимого эффекта от реализации технологии выпуска товаров с борта судна потребуется организация четкой и слаженной работы таможенных органов, перевозчиков, предприятий и организаций в морском порту.

Проведение указанных мероприятий позволит оптимизировать производственные процессы в порту, что окажет положительное влияние на развитие ВЭД, улучшение условий международной и национальной торговли за счет снижения барьеров и увеличения скорости оборота товаров.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Давыдов Р. В. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллектуальный пункт пропуска // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетент-ностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2022. С. 3-6.

2. Официальный сайт TradeLens. URL: http://www.tradelens.ru (дата обращения: 01.08.2023).

3. Жуков Д. Б., Шубин А. Ю., Боярский Г. А., Терновых Д. А. Автоматизация процессов таможенного и иных видов государственного контроля в морских портах. Принципы «одного окна», реализованные в КПС «Портал Морской порт» // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2022. С. 23-27.

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

5. Приказ ФТС России от 31.08.2022 № 704 «Об утверждении Концепции внедрения современных информационных технологий в пунктах пропуска (по видам транспорта) в целях обеспечения ускорения прохождения пункта пропуска и прослеживаемости дальнейшего движения товаров».

6. Решение Евразийского межправительственного совета от 05.02.2021 № 1 «О Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза».

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом».

Информация об авторах

Жуков Дмитрий Борисович - генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-88-42, e-mail: dbzh70@mail.ru;

Шубин Алексей Юрьевич - заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-72-09, e-mail: shubinayu@yandex.ru;

Терновых Дарья Александровна - главный инспектор отдела разработки перспективных таможенных технологий Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-77-88, e-mail: tsopada@mail.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Жуков Д. Б., Шубин А. Ю., Терновых Д. А. Реализация технологических решений, направленных на обеспечение цифровизации процессов перевозки грузов морским транспортом: технология выпуска товаров с борта судна // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 88-98.

УДК 339.543

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Н. Г. Липатова1, А. Р. Гладков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме создания унифицированного порядка проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исследована концептуальная модель деятельности таможенных органов государств - членов ЕАЭС по реализации функций таможенного контроля, позволившая обосновать необходимость и возможность межгосударственной унификации порядка проведения таможенного контроля. Предложена общая технологическая схема разработки единого порядка проведения таможенного контроля в рамках ЕАЭС, на базе которой разработан механизм таможенного сотрудничества государств - членов ЕАЭС по вопросам унификации порядка проведения таможенного контроля. Такой механизм с использованием правовых, организационных и технологических инструментов определяет функции субъектов сотрудничества (наднациональных институтов и таможенных служб государств - членов ЕАЭС) по решению задач разработки и применения единого порядка проведения таможенного контроля в рамках ЕАЭС. Концептуальный подход к разработке и применению единого порядка проведения таможенного контроля в рамках ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.