ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
О. Б. Ануфриев, В. А. Колбешин, Ю. В. Малышенко, А. А. Полошевец
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ТОВАРОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
В статье приведены результаты экспериментов, которые проводились в порту Восточный Находкинской таможни. Описывается разработанная система формирования и обработки предварительной информации, предоставляемой в таможенный орган при перевозках товаров морским транспортом.
Ключевые слова: морской транспорт; товар; предварительное информирование; таможенный контроль.
С каждым годом ужесточаются требования по нормативам выполнения таможенных операций. Уже сегодня участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) требуют, чтобы все таможенные операции при пересечении таможенной границы выполнялись в течение нескольких минут.
Всемирная таможенная организации рекомендует для ускорения работы таможенных служб использовать технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД (с представлением документов в электронной форме), применять компьютерные системы для автоматизации выполнения таможенных операций.
Компьютерные системы работают быстро, но они не обладают интеллектом и интуицией человека. Кроме того, информации, имеющейся в таможенных базах данных, может оказаться недостаточно и нужно обращаться с запросами к информационным системам других ведомств и организаций, что требует определенного времени. При сокращении нормативов времени на выполнение таможенных операций это потенциально приводит к снижению качества таможенного контроля. Поэтому в таможенных автоматизированных системах появилась подсистема управления рисками, а участникам ВЭД предлагается подавать необходимую таможенным органам информацию заблаговременно, до поступления транспортного средства с товаром на пункт пропуска. Последнее дает таможенному органу дополнительное время для таможенного контроля, а участнику ВЭД - для решения о возможности выпуска товара еще до прихода транспортного средства с товаром в пункт пропуска.
Таможенная служба России сегодня широко использует технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД и выполнения таможенных операций на основе электронных форм документов. Предварительное информирование в электронной форме - один из важнейших принципов современных таможенных технологий [1]. В российской таможенной службе уже действуют системы
предварительного информирования для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. С 2012 г. планируется внедрение технологии предварительного информирования для перевозок воздушным и морским транспортом.
С целью проработки технологии и подготовки приказа ФТС России по использованию предварительного информирования при перевозках морским транспортом с июля 2011 г. в Находкинской таможне проводится эксперимент по осуществлению таможенного контроля с использованием предварительного информирования при перевозках морским транспортом.
Следует отметить, что Находкинская таможня является пионером в российской таможенной службе по разработке технологий использования предварительной информации на морском транспорте. Еще в 2001 г. на таможенном посту «Морской порт Восточный» Находкинской таможни начала функционировать экспериментальная система по таможенному оформлению морских судов и транзита перевозимых на них контейнеров по предварительной информации. Проводилась эта работа в рамках проекта КЛИР-ПАК [2], уже через несколько лет 100% всего транзита и часть импортных товаров в порту Восточный оформлялись по технологии этого проекта.
Программно-техническая поддержка настоящего эксперимента обеспечивалась порталом ООО «Компания «Проминвест» в международной сети Интернет1, штатными программными средствами Находкинской таможни, в частности, КПС «Морской пункт пропуска», КПС «Учет товаров на ВХ».
Портал Fill-Bill и его программное обеспечение предназначены для организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, перевозчиков и других участников ВЭД в процессе оформления внешнеторговых сделок, в том числе подготовки пакета документов, необходимых для оформления товара в таможенном отношении. В целях эксперимента был создан корпоративный портал fill-bill.prominvest.ru «Компания ООО «Проминвест» (рис. 1), к которому могли подключаться не только участники ВЭД, принявшие решение участвовать в эксперименте, но и некоторые подразделения Находкинской таможни (рис. 2).
Средства портала позволяют лицу, создающему документы для таможенных целей, сформировать на основании документов, полученных от других участников ВЭД, весь пакет электронных документов для таможни в актуальных таможенных форматах в соответствии с альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (эти форматы разработаны ГНИВЦ/ЦИТТУ ФТС России).
Для работы с порталом в отделе специальных таможенных процедур (ОСТП) таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни было оборудовано специальное рабочее место, на компьютер которого была установлена программа-клиент для взаимодействия с созданным порталом. После получения с портала и предварительной обработки информация через промежуточный носитель может переноситься в штатные программные средства (КПС «Морской пункт пропуска» - МПП), с помощью которых осуществляется регистрация
1 В его основу положен портал www.fill-bill.ru ООО «СТМ» (Санкт-Петербург), который был доработан с учетом требований эксперимента.
данных о судне. Разнесение рабочих мест для работ с порталом и штатными программными средствами таможенного органа было обусловлено требованиями информационной безопасности (рис. 2).
Рис. 1. Титульная страница портала (логин и пароль для входа находятся внизу, справа)
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия в экспериментальной системе предварительного информирования
В ходе данного эксперимента отрабатывалась технология предварительного информирования с целью последующего ускорения таможенных операций при прибытии/убытии морского судна, осуществляющего морскую перевозку в зоне деятельности таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни.
В созданной экспериментальной системе процесс подготовки и использования предварительной информации можно представить в виде следующих этапов:
1) подготовка и передача на портал предварительной информации заинтересованными лицами сведений о партиях товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза;
2) загрузка с портала и проверка таможенным органом информации о перемещаемых товарах на соблюдение запретов и ограничений;
3) создание таможенного идентификационного номера (далее - ТИН), который можно рассматривать как предварительное решение таможни о выполнении участником ВЭД требований законодательства при ввозе/вывозе товарной партии. Передача ТИН декларанту;
4) передача ТИН перевозчику при представлении груза к перевозке;
5) внесение перевозчиком ТИН в бортовой коносамент;
6) уведомление таможенного органа перевозчиком о прибытии/убытии товарной партии путем подачи декларации о грузе по приходу/отходу судна, содержащей сведения о коносаментной партии с указанием ТИН;
7) проверка таможенным органом декларации о грузе и принятие решений по организации таможенного контроля.
На первом этапе участники ВЭД, пользуясь стандартными программными средствами, разработанными ООО «СТМ», формируют и направляют на портал документы, которые могут использовать другие участники сделки. При этом, в частности, формируется пакет документов, включающий основные документы, предъявляемые в соответствии с таможенным законодательством в таможенный орган при прибытии/убытии судна с товаром в пункт пропуска. Важной особенностью этого пакета документов является то, что содержащийся в нем документ «ПИ - Сведения о товарной партии» включает поле с информацией о коде товара (рис. 3).
Создаваемый для таможни пакет документов проходит форматно-логический контроль на корректность заполнения. Если документ прошел эту проверку, ему присваивается статус «Требуется проверка».
Второй этап предполагает, что сотрудник ОСТП таможенного поста «Морской порт Восточный», получив с портала пакет предварительной информации со статусом «Требуется проверка», осуществляет проверку на предмет наличия запретов и ограничений при ввозе (вывозе) на территорию (с территории) Таможенного союза товаров и транспортных средств.
Для работы с порталом предварительной информации (далее - ПИ) таможенный инспектор имеет специальную программу-клиент. При ее запуске на экране компьютера таможенный инспектор сначала видит окно (рис. 4), в котором выбирает пункт «Поиск документов».
После этого выбора происходит переход к окну (рис. 5) для выбора с портала по разным критериям пакетов, имеющих статус «Требуется проверка», для последующего просмотра документов, анализа кода товара на предмет требуемых разрешительных документов.
Рис. 3. Форма документа «ПИ - Сведения о товарной партии» с кодом ТН ВЭД
Для открытия нужного пакета следует установить курсор на его номер и нажать левую кнопку мыши. При этом инспектор увидит на экране окно с документом «ПИ - Сведения о товарной партии» (рис. 6). В левой части окна находится ряд пунктов для выгрузки документа в другие программные системы (ВЭД-Склад, Морской пункт пропуска и др.) и присвоения нового статуса документу.
Подготовленный участником ВЭД документ с предварительной информацией (рис. 6) должен содержать подробное описание товаров с указанием кодов ТН ВЭД, цены, упаковки, количества мест, веса, номеров и марок груза, объема, номеров контейнеров, в которых расположен товар. Описание товара должно соответствовать правилам оформления гр. 31 декларации на товары.
Для анализа кода надо дважды щелкнуть на поле с кодом товара в документе «ПИ - Сведения о товарной партии» (рис. 3). При этом происходит загрузка информационно-справочной системы «ВЭД-ИНФО» (разработка ООО «СТМ»), с помощью которой можно получить для данного кода товаров справки по видам
и ставкам таможенных платежей, состав разрешительных документов, необходимых для ввоза/вывоза товара (рис. 7). При необходимости таможенный инспектор использует также и другие имеющиеся в отделе программные средства, предназначенные для проверки товаров на запреты и ограничения.
Рис. 4. Окно при входе на портал fill-biU.prominvest.ru
Рис. 5. Окно поиска пакетов по заданным параметрам
Рис. 6. Окно при загрузке пакета
Рис. 7. Проверка кода товара и необходимости разрешительных документов с помощью информационно-справочной системы ВЭД-ИНФО
По результатам проверки должностным лицом ОСТП таможенного органа пакету информации присваивается статус «Подтвержден» или «Отклонен» (в последнем случае указывается причина). Статус «Отклонен», в частности, дается в случае наличия требований о представлении разрешительных документов на ввоз/вывоз товара и отсутствия копий этих документов в пакете предварительной информации. При этом формируется указание о предоставлении необходимой информации (рис. 8).
Рис. 8. Формирование статуса «Отклонен» и сообщения о причине
Для пакета со статусом «Подтвержден» формируется документ «Результат», в котором содержится ТИН и его эквивалент в штрих-коде (рис. 9).
Рис. 9. Вид таможенного идентификационного номера
На этапах3-5 при положительных результатах проверки формируется и передается отправителю груза ТИН. В свою очередь, отправитель груза передает ТИН перевозчику с указанием уведомить таможенный орган о прибытии партии товара на таможенную территорию, представив декларацию о грузе с ТИН.
Перевозчик вносит ТИН как один из реквизитов в бортовой коносамент.
Шестой этап процедуры предполагает уведомление перевозчиком таможенного органа путем подачи документа «Декларация о грузе при приходе судна» (рис. 10) или «Декларации о грузе при отходе судна», содержащего ТИН по каждой коносаментной партии.
Рис. 10. Декларация о грузе с ТИН
На последнем, седьмом, этапе выполняется проверка таможенным органом пакета документов, представленных по приходу (отходу) судна, и принятие решений по организации таможенного контроля в соответствии с внутренними инструкциями таможенного органа. При этом таможенный инспектор может просмотреть ранее представленные для получения ТИН документы, вывести отчет по судну, в котором указаны ТИН по каждому коносаменту.
На ноябрь 2011 г. в эксперименте приняли участие 24 организации, на портал ООО «Проминвест» поступило около 3 000 пакетов документов, таможенным органом было выдано 107 ТИН. При этом около 40 судов было оформлено без выхода таможенного наряда на борт судна.
Хотя разработанная технология, ее реализация, правовая поддержка и требуют совершенствования, но полученные результаты уже показали реальную возможность и целесообразность использования предварительного информирования в таможенных целях при перевозках морским транспортом, а постоянный рост участников эксперимента (стивидоров, перевозчиков, импортеров, экспортеров) говорит о заинтересованности в таких технологиях участников ВЭД.
Таким образом, по мнению участников экспериментов, уже существующая нормативно-правовая база и объем представляемой ПИ позволяют использовать ее при решении следующих задач:
- таможенный контроль судов и прибывающих на них товаров;
- помещение товаров под процедуру таможенного транзита;
- таможенное декларирование товаров.
Пакет с ПИ можно использовать как часть документов, представляемых в таможенный орган при таможенном декларировании товаров.
В то же время эксперимент выявил ряд трудностей информационно-технического характера.
1. Представляемая таможенному органу ПИ должна подписываться электронной подписью.
2. Пакет с ПИ должен размещаться в информационной системе таможенных органов (по аналогии с действующей технологией ПИ для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом).
3. Программные средства морского пункта пропуска должны иметь возможность выборки и загрузки данных из пакета ПИ, что позволит практически полностью исключить человеческий фактор при занесении данных в штатные средства таможенного органа, осуществляющего фиксацию данных о прибывающих/убывающих морских судах и товарах на них.
4. Отсутствие предварительной информации целесообразно рассматривать как рисковую ситуацию с соответствующими мерами реагирования. Такое требование соответствует положениям Концепции предварительного информирования [1] и будет стимулировать декларантов и перевозчиков к представлению ПИ в таможенный орган.
Использованные источники
1. Приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192 «Об утверждении Концепции предварительного
информирования таможенных органов Российской Федерации».
2. Баженов Ю. А., Малышенко Ю. В., Огнев И. А. Система автоматизации транзитных контейнерных перевозок через порт «Восточный» // Вестник Российской таможенной академии.
2008. № 4(5). С. 59-68.