Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ. KEY : MONITORING / MUNICIPAL EDUCATION / SOCIO AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М.А., Биленко В.С.

В статье рассматривается мониторинг процесса реализации стратегии, который предусматривает контроль выполнения ее мероприятий, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам. Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона. Разработанная стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления преобразования региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития. В работе предлагается комплекс организационных мероприятий для реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований края: создание центра поддержки развития местных сообществ; формирование и обеспечение деятельности дискуссионных площадок для обсуждения процессов регионального развития; становления гражданского общества, реализация просветительских проектов для населения в рамках сетевого взаимодействия образовательных, культурных и социальных учреждений Южного макрорегиона; создание сетевого взаимодействия с партнерами и потребителями образовательных и научных услуг, которые уполномочены проводить системное регулирование стратегического регионального развития. Предлагаемые мероприятия будут способствовать реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и формированию конкурентоспособности края.The article considers the monitoring of the strategy implementation process, which provides for the control of its activities, compliance with the results of its implementation with the established criteria and target indicators. The definition of a development strategy is a necessary condition for achieving mutual understanding and social harmony among the different segments of the population living in the territory of a particular region. The developed development strategy stabilizes the political situation in the region, is the basis of economic creation, determining the directions of transformation of the regional socio-economic system in order to improve the quality of life of the population and to ensure favorable conditions for economic entities and development. The paper proposes a set of organizational measures for the implementation of the strategy of socio - economic development of municipalities of the region: the creation of a center to support the development of local communities; formation and provision of discussion platforms for discussion of regional development processes; formation of civil society, implementation of educational projects for the population within the framework of network interaction of educational, cultural and social institutions of the southern macroregion; creation of network interaction with partners and consumers of educational and scientific services, which are authorized to carry out system regulation of strategic regional development. The proposed activities will contribute to the implementation of the strategy of socio-economic development of municipalities and the formation of the competitiveness of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирошниченко М.А., Биленко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Считаем, что государство обязательно должно взять на себя поддержку деятельности исследуемых организаций по следующим причинам:

- во-первых, данные организации выступают в качестве интеграторов интересов большого количества участников общественной жизни - это и сами клиенты и их близкие, посреднические и другие организации;

- во-вторых, данные организации удовлетворяют потребности различных слоев населения, которым требуется дополнительная помощь и поддержка.

- в данных организациях локализованы и отчетливо представлены специфические интересы и потребности особых социальных групп, нуждающихся в дополнительной поддержке и защите.

Поддержка со стороны государства может быть в виде субсидирование или выдачи грантов. Подводя итог нашему исследованию отметим, что все приоритетные задачи управления некоммерческими организациями в сфере профилактики и коррекции социально опасных форм поведения мы можем свести к следующим векторам исследования:

- вектор первый - разработка специфического методического инструментария, направленного на повышение эффективности функционирования деятельности данных организаций;

- вектор второй - генерация нематериальных активов и привлечение носителей интеллектуального капитала в совокупности с активизацией работы с клиентами и потребителями социальных услуг;

- вектор третий - создание таких социальных проектов, которые бы позволили исследуемым организациям успешно выполнять свои социальные функции, а также генерировать новые идеи, направленные на служение обществу.

Источники:

1. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №12-4. - С. 855-857.

2. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона //

Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. -№ 2 (42). - С. 11. Sources:

1. Mironchuk V. A., Hutyz B.I.//Economy and business. - 2017. - No. 12-4. - Page 855-857.

2. Prokhorova V.V., Klochko E.N. Clusters of competences as drivers of innovative development of economy of the re-

gion//Bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus. Theory of economy and control of the national economy. - 2017. - No. 2 (42). - Page 11.

УДК 332.02 ГРНТИ 06.52.35

М.А. Мирошниченко

доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет

M.A. Miroshnichenko

associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, PhD, associate Professor, Kuban state University (marina_kgu@mail.ru 8-861-21-99-645)

В.С. Биленко

Магистрант, Кубанский государственный университет

V.S. Bilenko

master's student of Kuban state University (veronika_trofa@mail.ru 8-918-01-28-551)

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается мониторинг процесса реализации стратегии, который предусматривает контроль выполнения ее мероприятий, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам. Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона. Разработанная стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления преобразования региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития. В работе предлагается комплекс организационных мероприятий для реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований края: создание центра поддержки развития местных сообществ; формирование и обеспечение деятельности дискуссионных площадок для обсуждения процессов регионального развития; становления гражданского общества, реализация просветительских проектов для населения в рамках сетевого взаимодействия образовательных, культурных и социальных учреждений Южного макрорегиона; создание сетевого взаимодействия с партнерами и потребителями образовательных и научных услуг, которые уполномочены проводить системное регулиро-

вание стратегического регионального развития. Предлагаемые мероприятия будут способствовать реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и формированию конкурентоспособности края.

Annotation. The article considers the monitoring of the strategy implementation process, which provides for the control of its activities, compliance with the results of its implementation with the established criteria and target indicators. The definition of a development strategy is a necessary condition for achieving mutual understanding and social harmony among the different segments of the population living in the territory of a particular region. The developed development strategy stabilizes the political situation in the region, is the basis of economic creation, determining the directions of transformation of the regional socio-economic system in order to improve the quality of life of the population and to ensure favorable conditions for economic entities and development. The paper proposes a set of organizational measures for the implementation of the strategy of socio - economic development of municipalities of the region: the creation of a center to support the development of local communities; formation and provision of discussion platforms for discussion of regional development processes; formation of civil society, implementation of educational projects for the population within the framework of network interaction of educational, cultural and social institutions of the southern macroregion; creation of network interaction with partners and consumers of educational and scientific services, which are authorized to carry out system regulation of strategic regional development. The proposed activities will contribute to the implementation of the strategy of socio-economic development of municipalities and the formation of the competitiveness of the region.

Ключевые слова: мониторинг, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегия, эффективность.

Key words: monitoring, municipal education, socio and economic development, strategy, efficiency

Мониторинг процесса реализации стратегии предусматривает контроль выполнения ее мероприятий, соответствия результатов ее реализации установленным критериям и целевым индикаторам. Кроме того, в ходе мониторинга осуществляется системный анализ процесса реализации стратегии -для предупреждения негативных тенденций и корректировки стратегических ориентиров и мероприятий.

Системный анализ процесса реализации стратегии исходит не из текущих проблем, а из меняющейся позиции относительно намеченной перспективы, изменение позиции - главная отслеживаемая и управляемая характеристика в процессе мониторинга. Мониторинг осуществляется ежегодно.

Оценку ожидаемых результатов реализации стратегий развития муниципальных образований (МО) края рекомендуется осуществлять по тем же критериям, что и результаты реализации Стратегии развития Краснодарского края, на основе определения:

- коммерческой эффективности на основе расчета величины дополнительной прибыли инвесторов, а также повышения капитализации компаний и экономики в целом;

- бюджетной эффективности на основе расчета прироста суммарной величины налоговых поступлений в краевой и муниципальный бюджеты;

- социальной эффективности на основе расчета прироста доходов населения;

- общей экономической эффективности на основе расчета прироста валового регионального/локального продукта.

Для определения различных видов эффективности полученные результаты сопоставляются с затратами, осуществляемыми в рамках реализации стратегии [1].

Рекомендуемая система управления реализацией стратегии в основном ориентирована на мониторинг основных целевых индикаторов (промежуточных и итоговых). Типовое описание системы управления (мониторинга) должно включать:

- описание центра ответственности за реализацию муниципальной стратегии в целом;

- порядок его взаимодействия с ответственными (должностными лицами и структурами) за реализацию отдельных направлений развития и конкретных мероприятий;

- процедуры мониторинга выполнения плана мероприятий в рамках стратегии (результаты);

- процедуры мониторинга достижения промежуточных целевых индикаторов;

- процедуры предоставления отчетности по результатам мониторинга: сроки, ответственные, форма предоставления результатов и прочее.

В качестве информационной базы системы мониторинга предполагается использовать информационные ресурсы и отчетность органов статистики.

Положения стратегии могут корректироваться с уточнением отдельных ее приоритетов и изменением финансово-экономической, а также социальной ситуации.

Например, в муниципальном образовании город Армавир контроль за реализацией стратегии осуществляется постоянной комиссией Армавирской городской Думы по промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту, связи и предпринимательству, реализуется под координацией управления экономического развития.

Управление экономического развития администрации МО город Армавир подводит итоги реализации стратегических мероприятий. На основе отчета разрабатываются и корректируются целевые программы развития, формируется ежегодный доклад о результатах и основных направлениях деятельности администрации МО город Армавир [6].

Оценка результатов реализации стратегии развития г. Армавира, анализ полученных данных должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке стратегического плана.

Муниципальные образования, как незамкнутые хозяйственные системы, подлежат государственному управлению как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, в состав которого они входят. Государство через свои органы управления участвует в управлении социально-экономическим развитием на всех уровнях в стране как хозяйственной системе. Это относится как к макроэкономическим, так и к микроэкономическим воздействиям [2]. Причем управление конкретными, локальными хозяйствующими субъектами (в том числе, как имущественными объектами) осуществляется государственными и муниципальными органами власти в сочетании с внутренним управлением, которое проводят руководители самих этих предприятий, учреждений.

Кроме нормативно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов государство осуществляет также контроль за соблюдением ими законов, оказывает экономическую поддержку и содействие определенным фирмам и предприятиям как напрямую, так и косвенно, через систему муниципальных образований, в том числе и в вопросах организации и обеспечения социального процесса.

При формировании стратегии развития муниципальных образований и разработке мероприятий для реализации этой стратегии возможно как за счет привлечения инвестиций, так и за счет повышения эффективности использования собственного социально-экономического потенциала. Органы муниципального управления в состоянии с определенной степенью достоверности прогнозировать и планировать инвестиционные бюджетные вложения всех трех уровней - федеральные, региональные и местные [7].

Учитывая механизм и степень их участия в деятельности субъектов хозяйствования, в муниципальном развитии, и, следовательно, в развитии всего комплекса местного хозяйства, при планировании развития муниципального сектора экономики следует выделять имущество, находящееся в муниципальной собственности. Технология подготовки местных бюджетов должна включать в себя прогнозы и планы развития муниципальной собственности в части роста доходов от нее, сокращения эксплуатационных расходов и другое.

Со стороны государства необходимо прямое целевое финансирование ее воспроизводства, установление льгот по налогообложению, определение минимально необходимых для жизнеобеспечения деятельности муниципального управления размеров и оптимальной структуры. В своей основной массе муниципальное имущество представляет объекты жилищно-коммунального хозяйства, убыточные, морально и физически изношенные.

В рамках обеспечения реализации стратегии формируется и утверждается краткосрочный план мероприятий инвестиционного развития.

План мероприятий инвестиционного развития представляет собой перечень заданий, проектов, мер, выполнение которых необходимо в целях достижения целей стратегии.

Для исполнения принятого плана мероприятий инвестиционного развития в случае необходимости могут создаваться рабочие группы, в состав которых могут включаться соответствующие специалисты и должностные лица.

Контроль за реализацией стратегии осуществляется постоянной комиссией Армавирской городской Думы по промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту, связи и предпринимательству, реализуется под координацией управления экономического развития администрации МО город Армавир совместно с другими органами администрации МО город Армавир, ответственными за выполнение отдельных мероприятий.

Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием приобретает все большую значимость, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого современное общество не удовлетворят. Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование стратегического регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории [8].

Системой жизнеобеспечения муниципального образования является система муниципального хозяйствования, которую формируют муниципальные образования на прямую зависит от структуры, функций и механизмов системы муниципального управления и направлена на всю совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, ориентированную на развитие самих субъектов муниципального хозяйствования и удовлетворение общественных потребностей населения.

Рассмотрев теоретические и методические подходы управления развитием муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов показало важность разработки механизма формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования как подсистемы региональной экономики.

Существующая нормативно-правовая база стратегического планирования в Краснодарском крае позволяет сделать следующие выводы:

- рекомендуемая структура стратегии развития муниципального образования совпадает со структурой Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [4];

- методология стратегического планирования в целом соблюдена - структура стратегии отражает основные этапы стратегического планирования;

- методология планирования предполагает использование таких эффективных инструментов как SWOT-анализ, разработка сценариев развития;

В предлагаемой методологии стратегического планирования можно выделить ряд существенных недостатков [5]:

- определение стратегических целей развития муниципального образования предполагается осуществлять на основе сложившегося социально-экономического положения и ресурсного потенциала, а не потребностей местных сообществ, которые являются объективной основой стратегического выбора направлений развития;

- информационная база для анализа фактического состояния и определения перспектив социально-экономического развития муниципальных образований и края в целом слабо структурирована;

- не предусмотрено привлечение стейкхолдеров (групп влияния местного сообщества) в разработку и реализацию стратегии развития муниципального образования;

- при определении целей развития акцент делается на роль муниципального образования в развитии Краснодарского края, а не на собственных интересах и потребностях местных сообществ, что не соответствует идеологии местного самоуправления, закрепленной в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

- прослеживается патерналистский подход органов власти Краснодарского края по отношения к органам местного самоуправления; так распоряжением № 505 от 14.06.2007 г. департаменту экономического развития Краснодарского края и Государственному учреждение Краснодарского края «Центр стратегических разработок», по сути, был поручен контроль за осуществлением разработки стратегий развития муниципальных образований; сроки планирования и структура стратегий слишком жестко регламентированы;

- механизм реализации стратегий, включая мониторинг достижения качественно и количественно определенных целей, отсутствует.

Для оценки степени достижения стратегических целей развития муниципального образования на основе причинно-следственных связей и статистических зависимостей необходимо осуществлять количественную оценку влияния результатов реализации программ развития на достижение стратегических целей муниципального образования и принимать решения по выбору наиболее эффективных программ и распределению бюджетных средств.

Стратегия страны направлена на развитие цифровой экономика, которая предоставляет гораздо более разнообразный информационный, образовательный, научный, развлекательный контент - быстрее, качественнее и удобнее. Важную роль в развитии цифровой экономики играет помощь государства, которая заключается в разработке законодательной базы, адаптированной к новым реалиям, в том числе подержка муниципальных образований, которые идут по пути цифровизации [3].

Реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования в крае требует соответствующих мер от органов государственного управления на всех уровнях власти, а также тесного взаимодействия с учеными высших учебных заведений края, которые могли бы разаботать мероприятия по преодоления проблем стратегического планирования социально-экономического развития Краснодарского края.

Ученые университетов могли бы предложить для реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований края:

- создание центра поддержки развития местных сообществ. В рамках которого разработать информационные и методические материалы для портала «Проблемы стратегического планирова-

ния социально-экономического развития Краснодарского края», создание и ведение региональной группы «Форум стратегов Краснодарского края в сети ВКонтакте», разработать информационные материалы «Система сетевого публичного управления стратегией социально-экономического развития Краснодарского края»;

- формирование и обеспечение деятельности дискуссионных площадок для обсуждения процессов регионального развития, становления гражданского общества. В рамках данного мероприятия предполагается проведение конкурса социальных проектов жителей Краснодарского края для осуществления проекта Стратегии 2030, проведение круглого стола руководителей, специалистов и исследователей по проблемам управления, поведение серии круглых столов «Устойчивое развитие Краснодарского края: партнерство университетов, органов власти, бизнеса и гражданского общества»;

- реализация просветительских проектов для населения в рамках сетевого взаимодействия образовательных, культурных и социальных учреждений Южного макрорегиона. Где предполагается участие в формировании и обеспечении деятельности региональной дискуссионной площадки для обсуждения процессов регионального развития, становления гражданского общества, приоритетные направления стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года, в частности:

a) G5 - формирование «Умной экономики»;

b) Флагманский проект - «Умная Кубань - лидеры будущего»;

c) Флагманский проект «Кластер социальных и креативных индустрий»;

- создание сетевого взаимодействия с партнерами и потребителями образовательных и научных услуг, которые уполномочены проводить системное регулирование стратегического регионального развития.

Такие мероприятия будут способствовать реализация стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и формированию конкурентоспособности края. Источники

1. Маршова Т.Н. Принципы формирования статистических данных для анализа и прогноза социально-экономического развития // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 25-36.

2. Мирошниченко А.А. Развитие экономической и интеллектуальной составляющей Краснодарского края путем совершенствования механизмов Открытого правительства. В сборнике: Региональный сектор экономики знаний: проблемы теории и практики управления формированием и развитием. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2013. С. 32 - 40.

3. Мирошниченко М.А. Необходимые условия развития цифровой экономики в России / Дуплякина О.К., Мирошниченко М.А. / В сборнике: Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. 2017. С. 226 - 232.

4. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.: закон Краснодарского края № 1465-КЗ от 16.04.2008 г.: офиц. текст по состоянию на 01.03.2018 г. // СПС Гарант, 2018.

5. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В.П. Орешин. - Москва: ИНФРА-М, 2014. 319 с.

6. Официальный сайт Администрации МО г. Армавир [Электронный ресурс] URL: www.armawir.ru (дата обращения 12.06.2018).

7. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2011.

8. Юмаев Е.А. Конкурентоспособность и управление устойчивым развитием муниципального образования // Молодой ученый. 2015. №14. С. 317 - 320.

References

1. Marshova poryadok T.N. Principy formirovaniya oficial'nyj statisticheskih monitoringa dannyh dlya analiza i procedury prognoza social'no-ehkonomicheskogo razvitiya // opredelenii EHkonomicheskie mestnyh i social'no-gumanitarnye is-sledovaniya metodologiya. 2017. № 2. S. 25-36.

2. Miroshnichenko A.A. Razvitie ehkonomicheskoj i intellektual'noj sostavlyayushchej Krasnodarskogo kraya putem sovershenstvovaniya mekhanizmov Otkrytogo pravitel'stva. V sbornike: Regional'nyj sektor ehkonomiki znanij: prob-lemy teorii i praktiki upravleniya formirovaniem i razvitiem. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. 2013. S. 32 - 40.

3. Miroshnichenko M.A. Neobhodimye usloviya razvitiya cifrovoj ehkonomiki v Rossii / Duplyakina O.K., Miroshnichenko M.A. / V sbornike: EHkonomika znanij v Rossii: ot generacii znanij i innovacij k kognitivnoj industrializacii. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennye redaktory V.V. Ermolenko, M.R. Zakar-yan. 2017. S. 226 - 232.

4. O razvitiya Strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya tekushchego Krasnodarskogo marshova kraya do

2020 priobretaet g.: zakon Krasnodarskogo ramkah kraya obshchestvennyh № 1465-KZ ot 16.04.2008 g.: sostav ofic. tekst po sostoyaniyu na vliyaniya 01.03.2018 krasnodar g. // SPS Garant, 2018. obrashcheniya

5. Oreshin V.P. Sistema gosudarstvennogo i strategii municipal'nogo upravleniya: uchebnoe procedury posobie deyatel'nost' dlya vuzov / V.P. Oreshin procedury. - Moskva: INFRA-M, predlozhenij 2014. drugimi 319 s.

6. Oficial'nyj sajt obshchih Administraci dumyi MO g. Armavir [EHlektronnyj yumaev resurs] URL: www.armawir.ru (data mestnyh obrashcheniya strategii 12.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sistema municipal'nogo monitoringa upravleniya: uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.B. privlechenie Zotova so-vokupnost'. - 5-e izd., ispr. i dop. - SPb.: Piter obespecheniya, 2011.

8. YUmaev E.A. metodologiya Konkurentosposobnost' monitoring i upravlenie ustojchivym sovokupnost' razvitiem municipal'nogo obrazovaniya // ofits Molodoj life uchenyj. 2015. razvitie №14. S. 317 - 320.

УДК 338.23 ГРНТИ 06.81.12

М.А. Мирошниченко

доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента

и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанский государственный университет M.A. Miroshnichenko

associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, PhD, associate Professor, Kuban state University (marina_kgu@mail.ru 8-861-21-99-645)

А.Ю. Короткевич

Магистрант, Кубанский государственный университет

A. U. Korotkevich, master's student of Kuban state University (korotkevich4@gmail.com 8-928-40-25-137)

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования клиентоориентированной политики в области качества на основе концепции бережливого производства. Установлено, что гибкая клиентоори-ентированная политика наряду с регулярным мониторингом востребованности банковских продуктов и услуг, использование эффективных процедур внутреннего контроля и управления банковской деятельности в условиях нестабильности создаёт потенциал повышения эффективности регионального банка за счёт основных аспектов концепции бережливого производства: планирования, оптимизации издержек и минимизации стоимости ресурсов. Доказано, что анализ и выявление потребностей и ожиданий клиентов выбранного сегмента рынка играет особую роль в создании конкурентных преимуществ банка. В результате этого анализа с учетом возможных рисков определяется стратегическое направление деятельности банка, обеспечивающее получение конкурентных преимуществ. Применяя концепцию бережливого производства в банке происходят изменения по трем направлениям: изменение ценностей и поведенческих установок персонала, улучшение системы управления и оптимизация бизнес-процессов. Концепция бережливое производство рассматривается как инновационная клиентоориентированная стратегия менеджмента, которая основана на совершенствовании бизнес-процессов, сокращении затрат и улучшении качества предоставления банковских продуктов/услуг. Бережливое производство является наиболее удачным сочетанием рыночных принципов хозяйствования (производить только то, что востребовано) и административно-командных: ориентированную на потребности клиента; устранение всех возможных потерь для банка и клиента; рациональное использование ресурсов; вовлеченность всех сотрудников и их ответственность за результат; непрерывные улучшения.

Annotation. The article considers the features of the formation of customer-oriented policy in the field of quality based on the concept of lean production. It is established that flexible client-oriented policy along with regular monitoring of demand for banking products and services, the use of effective procedures of internal control and management of banking activities in the conditions of instability creates the potential to improve the efficiency of the regional Bank due to the main aspects of the lean production concept: planning, cost optimization and minimizing the cost of resources. It is proved that the analysis and identification of the needs and expectations of customers of the selected market segment plays a special role in creating competitive advantages of the Bank. As a result of this analysis, taking into account the possible risks, the strategic direction of the Bank's activities is determined, which provides competitive advantages. Applying the concept of lean production, the Bank changes in three areas: changing the values and behavioral attitudes of staff, improving the management system and optimizing business processes. The concept of lean manufacturing is regarded as an innovative customer-oriented management strategy, which is based on improving business processes, reducing costs and improving the quality of provision of banking products/services. Lean production is the most successful combination of market principles of management (to produce only what is in demand) and administrative-command: focused on the needs of the client; elimination of all possible losses for the Bank and the client; rational use of resources; involvement of all employees and their responsibility for the result; continuous improvement.

Ключевые слова: банк, бережливое производство, бизнес-процессы, клиент, конкуренция, продукты, стратегия, услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.