Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / МАРКЕТИНГ / MARKETING / РЕГИОН / REGION / МЕТОД / METHOD / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Е.П.

В статье рассмотрены вопросы, определяющие внимание маркетинговому обеспечению стратегических планов. В методологической литературе, посвященной стратегическому планированию, достаточно широко описывается технология организационного процесса планирующей деятельности. Но, в то же время, не уделяется особого внимания маркетинговому обеспечению стратегических планов. Таким образом, стоит решить вопрос, как связать стратегический и маркетинговый планы в территориальном управлении. Муниципальные образования Краснодарского края не пользуются данной деятельностью, а примером для написания собственного стратегического плана служит стратегия развития Краснодарского края до 2020 года. Данная ситуация привела к низкому качеству представленных планов стратегического развития муниципальных образований, в том числе и в Белореченском районе. Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной, будет влиять на принятие важных и ответственных решений, принимаемых как городскими чиновниками, так и предпринимателями. Разработка и принятие стратегического плана еще не означает, что территории начнут развиваться. Результативность плана зависит и от мониторинга реализации стратегии. Успешное планирование мониторинга предполагает следующие действия: определить систему управления реализации стратегии; определить структурное подразделение, ответственное за реализацию стратегии в целом, и порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления; описать процедуры осуществления мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей; определить порядок и сроки предоставления отчетности о реализации стратегии.The article deals with the issues that determine the attention to marketing support of strategic plans. The methodological literature on strategic planning quite widely describes the technology of the planning activity organizational process. But, at the same time, no special attention is paid to the marketing support of strategic plans. Thus, it is necessary to solve the issue of how to link strategic and marketing plans in territorial management. For many municipalities of the Krasnodar territory, this activity is unfamiliar and an example for writing their own strategic plan was the development strategy of the Krasnodar territory. This situation has led to poor quality of the presented plans of strategic development of municipalities, including in Belorechensky district. The strategy is not immediately and not necessarily directly transformed into current plans and tasks, but its ideology, becoming known and recognized, will influence the adoption of important and responsible decisions taken by both city officials and entrepreneurs. The development and adoption of the strategic plan does not mean that the territories will begin to develop. The effectiveness of the plan also depends on monitoring the implementation of the strategy. Planning a successful monitoring involves the following activities: Define system of control of implementation of the strategy; to Define a structural unit responsible for implementation of the strategy as a whole and how it interacted with other structural units of local governments; to Describe the implementation procedure for the monitoring of the implementation of the action plan to implement the strategy and achieve the targets; to Define the procedure and terms of reporting on implementation of the strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Е.П. Авраменко зав.кафедрой менеджмента, доцент, к.э.н., Адыгейский государственный университет, филиал в г. Белореченск

E.P. Avramenko

Head of the Department of Management, Associate Professor, Ph.D., Adyghe State University, a branch in Belorechensk (elena. avramenko. 19 76@mail. ru 89183 725260)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, определяющие внимание маркетинговому обеспечению стратегических планов. В методологической литературе, посвященной стратегическому планированию, достаточно широко описывается технология организационного процесса планирующей деятельности. Но, в то же время, не уделяется особого внимания маркетинговому обеспечению стратегических планов. Таким образом, стоит решить вопрос, как связать стратегический и маркетинговый планы в территориальном управлении. Муниципальные образования Краснодарского края не пользуются данной деятельностью, а примером для написания собственного стратегического плана служит стратегия развития Краснодарского края до 2020 года. Данная ситуация привела к низкому качеству представленных планов стратегического развития муниципальных образований, в том числе и в Белореченском районе. Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной, будет влиять на принятие важных и ответственных решений, принимаемых как городскими чиновниками, так и предпринимателями. Разработка и принятие стратегического плана еще не означает, что территории начнут развиваться. Результативность плана зависит и от мониторинга реализации стратегии.

Успешное планирование мониторинга предполагает следующие действия: определить систему управления реализации стратегии; определить структурное подразделение, ответственное за реализацию стратегии в целом, и порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления; описать процедуры осуществления мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей; определить порядок и сроки предоставления отчетности о реализации стратегии.

Annotation. The article deals with the issues that determine the attention to marketing support of strategic plans. The methodological literature on strategic planning quite widely describes the technology of the planning activity organizational process. But, at the same time, no special attention is paid to the marketing support of strategic plans. Thus, it is necessary to solve the issue of how to link strategic and marketing plans in territorial management. For many municipalities of the Krasnodar territory, this activity is unfamiliar and an example for writing their own strategic plan was the development strategy of the Krasnodar territory. This situation has led to poor quality of the presented plans of strategic development of municipalities, including in Belorechensky district. The strategy is not immediately and not necessarily directly transformed into current plans and tasks, but its ideology, becoming known and recognized, will influence the adoption of important and responsible decisions taken by both city officials and entrepreneurs. The development and adoption of the strategic plan does not mean that the territories will begin to develop. The effectiveness of the plan also depends on monitoring the implementation of the strategy.

Planning a successful monitoring involves the following activities: Define system of control of implementation of the strategy; to Define a structural unit responsible for implementation of the strategy as a whole and how it interacted with other structural units of local governments; to Describe the implementation procedure for the monitoring of the implementation of the action plan to implement the strategy and achieve the targets; to Define the procedure and terms of reporting on implementation of the strategy.

Ключевые слова: стратегия, маркетинг, регион, метод, методология, инновации, планирование, прогнозирование, эффективность, социально-экономическое развитие.

Key words: strategy, marketing, region, method, methodology, innovations, planning, forecasting, efficiency, socio-economic development.

Практика последних лет показывает низкую эффективность стратегического планирования без тщательного рассмотрения территории в рамках определенной рыночной среды. В связи с поставленной проблемой, необходима разработка плана мероприятий в долгосрочном периоде, который бы обеспечили результативность стратегических планов местного развития.

В теории методологии по критерию эффективности стратегии, можно разбить на три вида: бесполезные стратегии, нулевые и положительные стратегии [1].

Данные стратегии зачастую не оказывают позитивного влияния на развитие территории, при этом они ведут к бесполезной и безрезультативной трате ресурсов. «Нулевые» стратегии оказывают положительное влияние на местную экономику и сообщество, но негативно влияют на региональный уровень. Положительные стратегии влияют на развитие, как на местном уровне, так и на региональном [1].

Региональным властям необходимо учесть, что результатом вступления в силу ФЗ № 172 является важнейшее требование в отношении всех региональных участников СП по приведению действующего законодательства субъектов РФ в соответствие с положениями ФЗ № 172, утвержден ряд мероприятий, планируемых к выполнению в 2016-2017 гг. (ст. 74). Большинство из них должны быть обеспечены посредством механизма правового регулирования.

Равно как принцип, большую часть стратегии, которые разрабатываются сегодня в России, можно отнести к бесполезным стратегиям. Иллюстрацией такого планирования можно привести в качестве примера стратегии Краснодарского края. В 2006 году при Администрации Краснодарского края было создано государственное учреждение - региональный «Центр стратегических разработок». В рамках работы ЦСР и целях повышения эффективности стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов. В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 14.06. 2007г. под № 505-Р, каждое муниципальное образование края разработало стратегию социально-экономического развития территории до 2020 года [5].

Стратегия социально-экономического развития Кубани до 2030 года позволит региону взять «новую высоту», как в экономике, так и в социальной жизни, уверен губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. В интервью РИА Новости политик рассказал об основных точках роста для края, о планах по развитию и созданию технопарков и промышленных зон и о создании региональных кластеров.

— Инвестиционная политика, как и экономика в целом, не может строиться одним днем, нужно прокладывать понятный, прозрачный вектор работы на годы вперед. Для этого мы разрабатываем стратегию социально-экономического развития края до 2030 года. Этот документ — своего рода экономическая конституция, которая позволит региону взять новую высоту, как в экономике, так и в социальной жизни. У нас есть традиционные отрасли-локомотивы — это сельское хозяйство и туризм. Кроме того, большой потенциал у края в транспортной сфере и промышленности [3].

Департамент экономического развития Краснодарского края подготовил методические рекомендации, разработанные специалистами по стратегическому планированию, в то же время была предложена и примерная модель стратегии развития муниципального образования:

1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования.

2. Стратегические цели и приоритеты развития муниципального образования.

3. Направления деятельности по достижению стратегических целей, ресурсы и механизм реализации.

4. Стратегия инвестиционного развития муниципального образования.

5. Мониторинг реализации стратегии.

7. План мероприятий.

Некоторые муниципальные образования Краснодарского края не знакомы с данным видом деятельности. Не имели практику написания собственного муниципального стратегического плана. Такая ситуация привела к низкому качеству представленных планов стратегического развития муниципальных образований.

Анализ уровня развития территорий требует информации, полученной в результате специальных обследований (интервью, опросы, консультации). Однако, как показывает опыт планирования в Армавире, Геленджике и Новопокровском районе местные власти ограничиваются личными суждениями и не изучают мнение экспертов и местных жителей. Во многих стратегиях анализ ситуации выглядит как отчет о проделанной работе. В лучшем случае декларируются проблемы, но без подкрепления анализом причин их возникновения.

В качестве примера, в стратегиях Новопокровского района и города Армавир не проводится сопоставление сильных, слабых сторон с возможностями и угрозами развития. В стратегии развития города-курорта Геленджик не указаны основные проблемы территории и нет четкой связи результатов SWOT-анализа со сценариями развития. В Усть-Лабинском районе SWOT-анализ не проводился.

Не определяются необходимые ресурсы. Муниципальные образования города-курорта Геленджик, Новопокропокровский, Крымский районы и многие другие при написании стратегического плана опускают вопросы обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации предложенных мер, не указываются источники финансирования и способы привлечения ресурсов. А стратегии развития города Туапсе, Крымский район просто не содержат стратегических целей развития территорий. В стратегиях города Армавир, Крымского, Курганинского районов он отсутствует. Сценарии развития включены в стратегиях города-курорта Сочи, Краснодара, Геленджика. Наиболее удачной в этом отношении является Стратегия Усть-Лабинского района, которая содержит «консервативный» и «альтернативный» сценарии развития, качественные и количественные показатели, с помощью которых выбирается более эффективный сценарий.

Разработка и принятие стратегического плана еще не означает, что территории начнут развиваться. Результативность плана зависит и от мониторинга реализации стратегии.

Успешное планирование мониторинга развития территории предполагает следующие действия:

• Определить систему управления реализации стратегии;

• Определить структурное подразделение, отвечающее за реализацию стратегии в целом, и порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления;

• Описать процедуры осуществления мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей;

• Определить порядок и сроки предоставления отчетности о реализации стратегии.

Многие территории не уделяют данной деятельности особого внимания. В лучшем случае

определяется структурное подразделение администрации, на которое возлагается ответственность за реализацию стратегии развития в целом, и устанавливается порядок его взаимодействия с остальными структурными подразделениями органов местного самоуправления. Такую ситуацию можно наблюдать в стратегиях развития города-курорта Геленджик, в Новопокровском районе, это не сделано в стратегиях Усть-Лабинского, Курганенского районов. Такой пункт плана попросту отсутствует у Крымского района.

Результаты имеющихся данных по муниципальным образованиям, позволяют сформулировать рекомендации по формированию местной и региональной стратегической политики, направленной на эффективное социально-экономическое развитие территории. В процессе оптимизации технологии стратегического планирования основой является база интерактивности и управляемости процессами стратегического планирования. Необходимо учитывать все потенциальные возможности муниципального сотрудничества. Таким образом, если территории не занимаются мониторингом реализации стратегии, то стратегический план перестает работать и остается просто бумагой.

Фактором, сдерживающим территориальное развитие, является отсутствие маркетингового сопровождения стратегического планирования. Стратегические планы разрабатываются вне зависимости от маркетинговых исследований. В крае проводится достаточно большое количество маркетинговых исследований. Однако их результаты редко используются при стратегическом планировании, поскольку еще нет понимания взаимосвязи стратегического и маркетингового планирования. Это существенно снижает реалистичность и реализуемость стратегий развития муниципальных образований.

Приведенные примеры подтверждают наш вывод о том, что функциональные стратегия направлена на решение конкретных задач и реализацию соответствующих мероприятий в определенные сроки и использованием необходимых для этого финансовых, человечески материальных и других ресурсов. Реализация каждой их этих функциональных стратегий возможна при определенных условиях. Например, успешная реализация финансовой стратегии поселения возможна при условии предоставления консультационной, методической, организационной помощи вышестоящих органов власти по формированию централизованных финансов поселений. С другой стороны, руководитель и сотрудники органа исполнительной власти, а также депутаты должны осознавать, что для достижения успехов в реализации финансовой стратегии следует развивать бизнес-деятельность и самозанятость населения на территории. Надо создать условия для притока ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.) на территорию. Эффективная реализация финансовой стратегии развития территории связана с задачей повышения инвестиционной привлекательности территории, которая может быть успешно реализована только на принципах территориального маркетинга.

После распада Советского Союза произошло разрушение складывавшейся годами единой системы планового централизованного управления развитием регионов. Одновременно со становлением рыночной экономики возникла необходимость новых методов управления социально-экономическими процессами, а для этого был необходим комплексный подход к разработке стратегий территориального развития, как регионов, так и государства в целом. В настоящее время осуществление общенациональных интересов России возможно исключительно на основе устойчивого развития экономики, которое неразрывно связанно с эффективным освоением географического пространства страны и дальнейшим развитием стратегического территориального планирования. Источники:

1. Авраменко Е.П. Эффективное выполнение целевых установок управления конкурентоспособностью региона // Государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса. Саратов, 2016

2. Авраменко Е.П. Экономический потенциал интеграционных связей пищевой промышленности Краснодарского края // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе. Саратов, 2015

3. РИА Новости 20 ноября 2017 год.

4. Слюсаренко Э.Е. Правовые аспекты социально-экономического развития МО Белореченский район // Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор Е.А.Бочкарева. 2017. С.365-368

5. Смирнова О.О. О системе документов в регионе в реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и Управление. 2015. - № 2.

6. economy.krasnodar.ru Sources:

1. Avramenko E.P. Effective implementation of target management of the region's competitiveness // State regulation of

socio-economic processes in the context of the global crisis. Saratov, 2016

2. Avramenko E.P. Economic potential of integration ties of the food industry of Krasnodar territory // Information

technologies in economy, formation and business. Saratov 2015

3. RIA Novosti on November 20, 2017.

4. Slyusarenko E.E. Legal Aspects of Social and Economic Development of the Ministry of Defense Belorechensky

District // Administrative and Financial Law in the New Economic Reality: Experience and Prospects. Materials of the all-Russian scientific-practical conference. Digest of articles. Responsible editor Ye.A.Bochkareva. 2017. P.365-368

5. O. Smirnova. On the system of documents in the region in the implementation of the law "On Strategic Planning in

the Russian Federation" // Vestnik VSU. Series: Economics and Management. 2015. № 2.

6. economy.krasnodar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.