Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития регионов России'

Формирование стратегии развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
851
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВТО / REGION / STRATEGY / SPECIALIZATION / PLANNING / DEVELOPMENT TRENDS / FEDERAL AND REGIONAL POLICIES / WTO

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Герасин Александр Николаевич, Цыпин Игорь Семенович

Исследуется проблема стратегического развития регионов России в условиях современной экономики. Раскрывается специфика понятия «регион» и предлагается классификация регионов с учетом их масштаба и решаемых задач. Рассматривается формирование основных перспективных направлений стратегии и тактики регионального экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A problem of the strategic development of the Russian regions in the modern economic environment is studied. the specific features of the “region” concept are described and a classification of regions taking into account their sizes and problems solved is proposed. the formation of prospective lines of regional economic development strategy and tactics are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития регионов России»

А.Н. Герасин, И. С Цыпин ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

49

УДК 332.1

Формирование стратегии развития регионов России

Исследуется проблема стратегического развития регионов России в условиях современной экономики. Раскрывается специфика понятия «регион» и предлагается классификация регионов с учетом их масштаба и решаемых задач. Рассматривается формирование основных перспективных направлений стратегии и тактики регионального экономического развития.

Ключевые слова: регион; стратегия; специализация; планирование; направления развития; федеральная и региональная политика; ВТО.

A problem of the strategic development of the Russian regions in the modern economic environment is studied. The specific features of the "region" concept are described and a classification of regions taking into account their sizes and problems solved is proposed. The formation of prospective lines of regional economic development strategy and tactics are considered.

Keywords: region; strategy; specialization; planning; development trends; federal and regional policies; WTO.

Структура регионального деления России

Реализация разработанной Правительством РФ «Стратегии 2020» — Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. —требует взвешенного подхода к планированию развития различных территориальных образований. Для этого необходимо определиться с понятием региона в рамках государственного образования.

По нашему мнению, в России сложилась структура административно-территориального и экономического деления, приведенная на рис. 1.

Базовым элементом этой структуры является регион — субъект Российской Федерации.

Согласно Большому экономическому словарю [1] регион представляет собой область (район, часть страны), отличающуюся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения.

Регионы разных видов (уровней) не отличаются однородностью. Среди субъектов Российской Федерации можно выделить следующие

№ 6/2013

Экономика. Налоги. Право

Герасин Александр Николаевич

д-р экон. наук, профессор, декан

Московского государственного

индустриального

университета

E-mail: eknalogpravo@mail.ru

Цыпин Игорь Семенович

д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика и планирование организаций» Московского государственного индустриального университета E-mail: tsypin@gmail.com

Метрополис (мегаполис)

(крупный город с численностью свыше миллиона человек с городами-

спутниками)

1

Микрорегион

(муниципальное образование)

Рис. 1. Примерная иерархическая структура регионов административно-территориального

и экономического деления

г

Мезорегион (субъект Федерации - область, край, республика)

типы регионов с учетом воздействующих на них факторов [2, с. 18; 3]:

а) по свойствам, связанным с географическим положением:

• приморские (например, Калининградская область Приморский край, Мурманская область);

• приграничные (Псковская область, Краснодарский край, Хабаровский край);

• внутренние (Свердловская, Томская области, Мордовия);

б) по выполняемым функциям:

• столичные (Москва, Санкт-Петербург);

• рекреационные (Черноморское побережье Краснодарского края);

• в) по уровню урбанизации:

• высокоурбанизированные (Тульская, Московская, Нижегородская области);

• со средним уровнем урбанизации (Курская область, Краснодарский край);

• с преобладанием сельского населения (республики Дагестан, Калмыкия);

г) по уровню и типу хозяйственного развития:

• индустриальные (Нижегородская, Свердловская области);

• индустриально-аграрные (Волгоградская, Липецкая области);

• аграрно-индустриальные (Республика Чувашия, Курганская область);

• аграрные (Калмыкия, Тува);

д) по времени и стадиям хозяйственного освоения:

• старопромышленные (Тульская область);

• вторичного индустриального освоения (Белгородская область);

• нового освоения (Иркутская область);

• пионерного освоения (Ямало-Ненецкий АО);

е) по разнообразию отраслевой специализации:

• моноотраслевые (Камчатская область, Ханты-Мансийский АО);

• с несколькими отраслями специализации (Кемеровская область);

• многоотраслевые (Самарская область);

ж) по стадиям промышленного освоения:

• ресурсные (Республика Коми);

• базовых отраслей (Вологодская область).

Как следует из вышеприведенной классификации, между регионами имеются существенные различия, которые ведут к дисбалансу в уровне социально-экономического развития и благосостояния населения.

Причем по таким показателям экономического развития (в расчете на душу населения), как объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, уровень зарегистрированной безработицы, разрыв между регионами продолжает увеличиваться, что требует принятия соответствующих мер со стороны как государства, так и региональных и местных органов власти.

Экономическая политика, проводимая в отношении регионов

Субъектами региональной политики являются организационные структуры, которые уполномочены или стремятся проводить экономическую политику в отношении регионов [2, с. 115].

Мы разделяем позицию А. Лаврова [2] в том, что необходимо различать:

• государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления;

• государственную региональную политику органов власти и управления субъектов Российской Федерации (региональных властей).

Собственно региональной политикой (в строго научном смысле) является политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Политику региональных властей можно назвать политикой регионов. При внешней схожести этих терминов они подразумевают разное содержание.

Суть федеральной региональной политики — неодинаковое отношение к различным регионам, а наиболее общая цель — частичное перераспределение ресурсов между регионами, оптимизация территориальной структуры общества.

При этом следует иметь в виду, что почти все действия федерального центра, формально не подпадающие под это понятие, по-разному

воздействуют на разные регионы. Например, валютный коридор ущемляет экспортоориентиро-ванные регионы, но зато они получают преимущества при либерализации внешней торговли; бюджетные вливания в АПК на руку сельскохозяйственным регионам, а финансирование ВПК, науки, высоких технологий — индустриальным регионам; дотирование (без региональной привязки) транспортных тарифов благоприятствует периферийным регионам, а субсидирование энерготарифов — энергоемким районам и т. д.

Что же касается так называемой политики регионов, то она включает весь спектр доступных региональным властям рычагов и методов воздействия на подведомственную территорию и направлена на развитие региона как такового.

Субъектами региональной политики являются организационные структуры, которые уполномочены или стремятся проводить экономическую политику в отношении регионов

Наряду с государственной политикой и политикой регионов осуществляется негосударственная региональная экономическая политика, субъектами которой могут быть:

• межрегиональные ассоциации (объединения субъектов Федерации);

• органы местного самоуправления и их объединения;

• иностранные государства и их объединения (типа Европейского Союза), оказывающие помощь России.

задачи региональной экономики

В настоящее время можно выделить следующие задачи региональной экономики в XXI в., которые целесообразно учитывать при осуществлении региональной политики:

• обеспечение устойчивого социально-экономического развития;

• создание самодостаточных в функционировании регионов;

• выравнивание уровня развития экономики;

• обеспечение экономической безопасности;

52

ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ

Муниципальные образования

Рис. 2. Общая схема социально-экономических связей региона с другими административными образованиями

• приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления готовой продукции;

• создание эффективной инфраструктуры;

• обеспечение равномерного размещения производительных сил в территориальном разрезе;

• повышение уровня благосостояния населения.

Суть федеральной региональной политики — неодинаковое отношение к различным регионам, а наиболее общая цель — частичное перераспределение ресурсов между регионами, оптимизация территориальной структуры общества

При осуществлении мер, направленных на развитие регионов, необходимо учитывать:

• природно-ресурсный потенциал;

• инновационный потенциал;

• нормативно-правовое регулирование деятельности в рамках «центр — регионы»;

• административное деление и степень его укрупнения;

• финансово-бюджетные отношения федерального центра с регионами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инвестиционную политику;

• прогнозирование и планирование;

• соотношение промышленности, аграрного сектора, строительства;

• конкурентоспособность предприятий;

• развитие инфраструктуры региона;

• степень реструктуризации предприятий региона;

• уровень развития малого бизнеса и др.

Для более детального анализа развития регионов и их сопоставления можно использовать метод семантического дифференциала с более детальной градацией факторов, позволяющих оценить узкие места и преимущества регионов.

Направления экономического развития регионов

В настоящее время можно выделить следующие основные направления экономического развития регионов:

• разработка стратегии долгосрочного (на 10-15 лет), среднесрочного (на 5-7 лет) и краткосрочного (до одного года) планирования деятельности регионов;

• формирование эффективной инновационной стратегии развития и основных направлений и развития НТП;

• выбор, с учетом специфики региона, оптимальной промышленной (агропромышленной) политики;

Рис. 3. Подходы к созданию стратегии и тактики государственного регулирования экономики

• создание укрупненных самодостаточных регионов;

• формирование и развитие крупных современных кластеров;

• развитие разветвленной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

• модернизация и техническое перевооружение предприятий регионов;

• интенсификация развития малого бизнеса;

• развитие природно-ресурсного потенциала;

• реструктуризация бизнеса;

• оказание финансовой и организационной поддержки крупным межрегиональным объединениям, способствующим становлению и развитию региональной производственной инфраструктуры и развитию межрегиональных рынков (сибирского, уральского и дальневосточного);

• оказание содействия развитию среднего бизнеса регионов и их выход на общероссийский и международный рынки с продукцией, товарами и услугами;

• развитие территориально-производственных связей с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности.

При определении стратегии и тактики развития региональной экономики важно учитывать комплекс взаимосвязей региона как в вертикальном (федеральный центр — регион — муниципальное образование), так и в горизонтальном разрезе (система смежных регионов, взаимодействующих с данным регионом) (рис. 2).

Государственная политика, проводимая в отношении регионов

В процессе функционирования экономики сложились три основных подхода государства к ее регулированию (рис. 3).

В период экономических реформ до начала XX в. основное внимание уделялось общегосударственному подходу и в меньшей степени отраслевому и региональному подходам.

Обеспечение развития каждого региона не должно быть заботой только федерального центра

В итоге мы получили определенные перекосы в отраслевом и региональном развитии, что усилило дифференциацию регионов страны по уровню развития экономики, социальной сферы, благосостояния населения.

В современных условиях мы перешли на среднесрочное планирование (2-3 года) развития экономики регионов и Российской Федерации в целом. Однако в реальном выражении любые проекты, связанные с техническим перевооружением предприятий из расчета двух, трехлетнего планирования будут в основном убыточными. Одно дело ввести в строй оборудование по производству хлебобулочных изделий,

54

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

которое можно окупить за один-два года и совсем иное — перевооружить какую-либо отрасль машиностроения.

Обеспечение развития каждого региона не должно быть заботой только федерального центра. Администрация каждого региона должна предпринимать достаточно энергичные усилия с целью подготовки в соответствующем субъекте Российской Федерации условий, которые в максимальной степени создают среду, благоприятную для реализации программ, постановлений Правительства РФ, национальных проектов, создания особых экономических зон и т. п.

При этом важно знать характерные черты своего региона по группе факторов с учетом специфики каждого из них.

Одна из двухсот российских компаний отправляет свою продукцию на экспорт Для сравнения: в ФРГ— одна из трех

Желательно по каждому фактору учитывать меры, которые планируется осуществить на федеральном, отраслевом и региональном уровне, в реализации которых могут принять участие соответствующие предприятия, организации и различные социальные группы региона. Подобная взаимоувязка целей и задач позволит более обоснованно найти место региона в общенациональных проектах и программах до 2030 г. и своевременно провести необходимую организационную и научно-методическую работу.

При разработке соответствующих планов и программ развития региона необходимо находить свое место исходя из специфики региона в системе, т. е. концепция развития региона должна формироваться с учетом национальных проектов, федеральных целевых программ, а также на основе особенностей, планов и программ развития муниципальных образований.

К сожалению, подобные рекомендации не всегда исполняются. Так, из 44 представленных в Минрегион России проектов региональных планов и программ, по которым можно получить необходимое бюджетное финансирование, лишь проекты пяти регионов (в том числе Самарской области) отвечали требованиям Концепции

социально-экономического развитии регионов России и 12 регионов имели проекты, близкие к нормативам.

Реализация

национальных проектов

Опыт реализации национальных проектов в Российской Федерации показал, что национальные проекты в регионах не осуществляются согласно принципам системности и пропорциональности. Это нашло свое выражение в следующем:

• при реализации проекта «Доступное жилье» должна быть развита вся необходимая инфраструктура (детсады, ясли, клубы, школы, поликлиники). Однако только 12-15 регионов из 80 готовы создать весь инфраструктурный комплекс;

• при формировании региональной экономической стратегии важно учесть пропорции в развитии отраслей экономики: промышленность — строительство — транспорт — энергетика;

• при проведении кредитной политики на уровне национальных и региональных проектов важно учитывать не только потребность в кредитных ресурсах, но и возможность их освоения и развития экономики (производственных, строительных и сельскохозяйственных производств), а не просто их погашение без обеспечения окупаемости.

Важную роль в экономической стратегии регионов играет развитие природно-ресурсного потенциала.

Каждый регион располагает своей спецификой природных ресурсов, которые определяют лицо региона.

Такие регионы, как Краснодарский, Ставропольский края, Воронежская, Орловская область, обладают весьма плодородными почвами, которые позволяют получить высокие урожаи сельскохозяйственных культур и способствуют масштабному развитию животноводства, на что и должно быть направлено основное внимание руководства этих регионов.

В то же время для интенсификации развития аграрного сектора должны быть приняты меры, предусматривающие:

• создание укрупненных кооперативных объединений, позволяющих сконцентрировать финансовые ресурсы и построить цепочку, которую ныне занимают перекупщики:

• организация государственных машино-трак-торных станций, которые возьмут на себя закупку,

ремонт и предоставление в аренду сельскохозяйственной техники сельхозкооперативам и фермерским хозяйствам;

• формирование индустриальных агрофирм в городах с системой автономных молочных ферм на 200-250 коров с централизованным снабжением кормами и централизованным вывозом молочной продукции;

• кредитование оправдавших себя фермерских хозяйств и создание небольших сыроваренных цехов по производству мясопродуктов, колбас, сосисок и т. п.

При разработке стратегии развития экономики регионов Российской Федерации следует учитывать, что производительность труда в условиях модернизации должна увеличиваться значительно быстрее роста заработной платы. Первоочередными задачами модернизации должны стать рациональное использование ресурсов, целевые вложения в «точки роста» экономики (производственной, транспортно-энергетической и социальной инфраструктуры).

Главными должны быть четкие количественные показатели: объем проданной продукции и их доля на рынке. При этом отчеты об освоении средств не должны учитываться: если к обозначенной дате установленные цели и задачи не достигаются, дотации должны возвращаться.

При осуществлении модернизации сначала следует построить индустриальную экономику и лишь потом ставить задачи перехода к постиндустриальному развитию.

В связи со вступлением России в ВТО модернизация ее экономики осложняется. Причем по многим видам продукции нам нечего противопоставить странам — членам ВТО. По данным специалистов, одна из двухсот российских компаний отправляет свою продукцию на экспорт. Для сравнения: в ФРГ — одна из трех. Суммарный объем поддержки экспорта в России составляет всего 0,5% от аналогичной поддержки в Китае и 1% — от ФРГ. 67% российского экспорта — сырье. И только 5% — товары с высокой степенью переработки, 3% — супертехнологичные товары.

В мировом высокотехнологичном экспорте российская доля не превышает 0,3-0,4% [4]. В то же время нам необходима адаптация отечественной экономики к требованиям ВТО. Речь идет о создании нормативной базы, близкой к требованиям ВТО, и об учете зарубежного

опыта стран, уже вступивших в эту организацию, в частности КНР.

Быводы

Реализация национальных интересов России должна осуществляться не только на общегосударственном, но и на региональном уровне, что предполагает значительное расширение производства инновационной продукции и активное использование государственного регулирования предприятий, в том числе на основе госзаказов. В перспективе необходимо сформировать на региональном и муниципальном уровнях реестры инновационной продукции, используемой при формировании госзаказа.

Литература

1. Большой экономический словарь / под ред. Азриляна, М.: Институт новой экономики, 1997.

2. Лавров А. Предпринимательский климат регионов России. М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1997.

3. Цыпин И. С. Теория и стратегия государственного регулирования экономики на региональном и федеральном уровнях. Теоретико-методологический аспект: монография, М.: Дашков и К0, 2006.

4. Фурсова И. Переписать набело. Промышленную политику необходимо адаптировать к ВТО // Российская бизнес-газета. 22 янв. 2013.

5. Герасин А. Н., Маркин М. В., Герасина Ю. А. Государственное регулирование условий обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия, М.: МГИУ, 2009. 133 с.

6. Коломак Е. А. Неравномерное пространственное развитие России // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 132-149.

7. Мишура А. В. Экономическое доминирование российской столицы: причины и последствия // Вопросы экономики. 2012. № 2. С.151-159.

8. Цыпин И. С., Цыпина С. И. Стратегия развития экономики России до 2030 г. (Опыт, проблемы, перспективы) // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2013 г. М.: Минобрнауки России, МГИУ, 2013. С. 15-26.

9. Цыпин И. С. Проблемы модернизации экономики России в 21 веке: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.