Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА 2021-2025 ГОДА: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА 2021-2025 ГОДА: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майтдинова Гузель М.

Таджикистаном выработана единая государственная политика по предотвращению радикализации общества и по борьбе с экстремизмом и терроризмом, приняв два главных документа - Национальные Стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы (от 12 ноября 2016 г.) и от 1 июня 2021 г., охватывающий комплекс конкретных мер в борьбе с экстремизмом и терроризмом на период 2021-2025 годы. В Таджикистане принято свыше 35 документов и актов, являющейся правовой базой, регулирующей противодействие религиозному радикализму, экстремизму и терроризму. К 2018 году на территории Таджикистана официально запрещена деятельность 18 экстремистских организаций. Таджикистан в борьбе с международным терроризмом осуществляет комплексный подход: укрепляет правовую базу, принимает превентивные меры по устранению причин терроризма, а также предпринимает меры по защите основополагающих ценностей общества, учитывая государственные задачи по устранению локальных вызовов, способствующих росту экстремизма. Данная стратегия реализуется в контексте осуществления Глобальной Контртеррористической Стратегии ООН и Резолюций Совета безопасности ООН. В статье дан анализ практической реализации Национальной Стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2025 годы, акцентируя внимание в своем исследовании на соблюдении прав человека и верховенства закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY TO COUNTER EXTREMISM AND TERRORISM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN FOR 2021-2025: HUMAN RIGHTS AND THE RULE OF LAW

Tajikistan has developed a unified state policy to prevent the radicalization of society and to combat extremism and terrorism, adopting two main documents - the National Strategies of the Republic of Tajikistan to counter extremism and terrorism for 2016-2020 (dated November 12, 2016) and June 1, 2021, covering a set of specific measures in the fight against extremism and terrorism for the period 2021-2025. Tajikistan has adopted over 35 documents and acts, which is the legal framework governing the opposition to religious radicalism, extremism and terrorism. By 2018, the activities of 18 extremist organizations were officially banned in Tajikistan. Tajikistan takes an integrated approach in the fight against international terrorism: it strengthens the legal framework, takes preventive measures to eliminate the causes of terrorism, and also takes measures to protect the fundamental values of society, taking into account state tasks to eliminate local challenges that contribute to the growth of extremism. This strategy is implemented in the context of the implementation of the UN Global Counter-Terrorism Strategy and UN Security Council Resolutions. The article provides an analysis of the practical implementation of the National Strategy of the Republic of Tajikistan to counter extremism and terrorism for 2021-2025, focusing in its study on the observance of human rights and the rule of law.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА 2021-2025 ГОДА: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА»

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Научная статья / Research article

Реализация Стратегии противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 года: права человека и

верховенство закона

Г. М. Майтдинова

Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, e-mail: guzel-maitdinova@mail.ru

Аннотация. Таджикистаном выработана единая государственная политика по предотвращению радикализации общества и по борьбе с экстремизмом и терроризмом, приняв два главных документа - Национальные Стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы (от 12 ноября 2016 г.) и от 1 июня 2021 г., охватывающий комплекс конкретных мер в борьбе с экстремизмом и терроризмом на период 2021-2025 годы. В Таджикистане принято свыше 35 документов и актов, являющейся правовой базой, регулирующей противодействие религиозному радикализму, экстремизму и терроризму. К 2018 году на территории Таджикистана официально запрещена деятельность 18 экстремистских организаций. Таджикистан в борьбе с международным терроризмом осуществляет комплексный подход: укрепляет правовую базу, принимает превентивные меры по устранению причин терроризма, а также предпринимает меры по защите основополагающих ценностей общества, учитывая государственные задачи по устранению локальных вызовов, способствующих росту экстремизма. Данная стратегия реализуется в контексте осуществления Глобальной Контртеррористической Стратегии ООН и Резолюций Совета безопасности ООН. В статье дан анализ практической реализации Национальной Стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2025 годы, акцентируя внимание в своем исследовании на соблюдении прав человека и верховенства закона.

Ключевые слова: национальная стратегия, терроризм, экстремизм, политика, международное сотрудничество, правовые основы, права человека, закон.

Для цитирования: Майтдинова Г.М. Реализация Стратегии противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 года: права человека и верховенство закона // Постсоветские исследования. 2022; 6(5):573-583.

Implementation of the Strategy to counter extremism and terrorism in the Republic of Tajikistan for 2021-2025: human rights and the rule of law

Guzel M. Maitdinova

Russian-Tajik (Slavic) University, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, e-mail: guzel-maitdinova@mail.ru

Abstract. Tajikistan has developed a unified state policy to prevent the radicalization of society and to combat extremism and terrorism, adopting two main documents - the National Strategies of the Republic of Tajikistan to counter extremism and terrorism for 2016-2020 (dated November 12, 2016) and June 1, 2021, covering a set of specific measures in the fight against extremism and terrorism for the period 2021-2025. Tajikistan has adopted over 35 documents and acts, which is the legal framework governing the opposition to religious radicalism, extremism and terrorism. By 2018, the activities of 18 extremist organizations were officially banned in Tajikistan. Tajikistan takes an integrated approach in the fight against international terrorism: it strengthens the legal framework, takes preventive measures to eliminate the causes of terrorism, and also takes measures to protect the fundamental values of society, taking into account state tasks to eliminate

local challenges that contribute to the growth of extremism. This strategy is implemented in the context of the implementation of the UN Global Counter-Terrorism Strategy and UN Security Council Resolutions. The article provides an analysis of the practical implementation of the National Strategy of the Republic of Tajikistan to counter extremism and terrorism for 2021-2025, focusing in its study on the observance of human rights and the rule of law.

Key words: national strategy, terrorism, extremism, politics, international cooperation, legal framework, human rights, law.

For citation: Guzel M. Maitdinova. Implementation of the Strategy to counter extremism and terrorism in the Republic of Tajikistan for 2021-2025: human rights and the rule of law // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;6(5):573-583 (In Russ.).

Современные геополитические

трансформации евразийского пространства, обретение устойчивого характера основных вызовов и угроз безопасности всего центральноазиатского региона побуждает Таджикистан придавать первостепенное внимание вопросам обеспечения

безопасности на национальном и региональном уровнях 1 . Возрастающие риски центральноазиатской безопасности и меняющийся характер глобального терроризма в сочетании с деятельностью международных террористических

организаций в афганском приграничье, ростом экстремистских организаций, стремящихся дестабилизировать

обстановку в центральноазиатских государствах, деятельностью частных военных формирований, распространением религиозного экстремизма, увеличением незаконного оборота наркотических средств и рост влияния наркомафии, угрозой и применением биооружия, деятельностью организованных преступных группировок; экологическими вызовами, с нерешенными этнополитическими проблемами;

коррупцией на разных уровнях государственных структур;

демографическими проблемами и повышением уровня бедности населения, снижением просвещения населения; сетевыми вызовами, а в конечном итоге с угрозами гибридных войн содействуют укреплению сотрудничества на глобальном и региональном уровнях и реализации

1 Полный текст послания президента Таджикистана парламенту страны //

http://www.topti.com/News/2021/01/26/polnvv-tekst-poslaniva-prezidenta-tadzhikistana-parlamentu-stranv. 26.01.2021 г.

политики противодействия на национальной уровне, исходя из понимания, что вышеперечисленные факторы будут снижать темпы реализации национальных стратегий развития и модернизации государств.

Таджикистан в борьбе с

международным терроризмом осуществляет комплексный подход: укрепляет правовую базу, принимает превентивные меры по устранению причин терроризма, а также предпринимает меры по защите основополагающих ценностей общества, учитывая государственные задачи по устранению локальных вызовов,

способствующих росту экстремизма, а также по реализации «Национальной стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и

терроризму на 2016-2020 годы» и «Плана действий по реализации Национальной стратегии». Как известно в принятой в 2006 году в рамках ООН Глобальной контртеррористической стратегии,

подчеркивается осуществление

комплексного подхода в борьбе с международным терроризмом, где в документе выделяется мера по

обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. В настоящее время универсальный уровень противодействия экстремизму и терроризму носит уже не рамочный характер, а наполнено практическим содержанием, где

задействованы усилия центральноазиатских государств по профилактике и разрешению проблем распространения экстремистской идеологии и террористических организаций,

вставших на путь насильственной борьбы на основе расовой, религиозной, культурной нетерпимости. 1 июня 2021 года в Таджикистане принята «Сратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 годы и План действий по реализации Стратегии противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 годы, в которых определены цели, задачи и основные направления государственной политики Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму, а также коллективные усилия государства и гражданского общества. Данная стратегия реализуется в контексте осуществления Глобальной Контртеррористической

Стратегии ООН и Резолюций Совета безопасности ООН.1

Таджикистаном выработана единая государственная политика по

предотвращению радикализации общества и по борьбе с экстремизмом и терроризмом, приняв следующие главные документы: Национальная Стратегия Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы (от 12 ноября 2016 г.), охватывающая комплекс конкретных мер в борьбе с экстремизмом и терроризмом на период 2016-2020 годы; Концепция

государственной политики Республики Таджикистан в области религии (от 4 апреля 2018 г.); Государственная программа по воспитанию патриотизма и укреплению национального менталитета молодежи Таджикистана на 2018-2022 годы (от 1 марта 2018 года). В результате реализации Национальной стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы, заложены основы целенаправленной и скоординированной государственной

политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в стране. 2 В

1 Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 года. - Душанбе, 2021.С.64.

2 Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 года. - Душанбе, 2021.С.65.

Таджикистане принято свыше 35 документов и актов, являющейся правовой базой, регулирующей противодействие религиозному радикализму, экстремизму и терроризму. Были приняты законы: Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом», от 16 ноября 1999 г.; Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом», от 8 декабря 2003 г.; Только за последние годы введены изменения в Уголовный кодекс Республики Таджикистан и в других законах, где предусматриваются статьи, ужесточающие наказание за экстремизм и террористическую

деятельность. В 2018 году подписан Указ Президента Республики Таджикистан о Национальной Концепции противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

финансированию терроризма и

финансированию распространения оружия массового поражения на 2018-2025 годы, принят указ Президента Республики Таджикистан от 5 марта 2018 года, за №1033 «О Национальной Концепции

противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и

финансированию распространения оружия массового поражения на 2018-2025 годы. Кроме того, введено изменение в статью 28 Конституции Республики Таджикистан, запрещающей учреждение и

функционирование политических партий религиозного характера. К 2018 году на территории Таджикистана официально запрещена деятельность 18 экстремистских организаций. В Таджикистан из религиозных учебных заведений Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, Египта и др. были возвращены на родину более 3500 учеников и студентов. 2 января 2020 года был принят закон Республики Таджикистан «О противодействии экстремизму», определяющий права и обязанности государственных органов в данной сфере, формы и виды ответственности за экстремистские действия, а также меры профилактики экстремистской

деятельности.

В Таджикистане созданы специальные антитеррористические структуры и

подразделения в составе

правоохранительных и других силовых органов. В процессе укрепления институциональных основ борьбы с экстремизмом и терроризмом в структуре Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан создано управление по борьбе с экстремизмом и терроризмом, образован межведомственный штаб по координации деятельности оперативных служб и следственных подразделений, а также выявлению и расследованию преступлений, связанных с вовлечением граждан в ряды террористических организаций. 1

Национальным банком РТ ежегодно объявляется список финансовых лиц, причастных к экстремизму и терроризму. В стране усилилась борьба с кибер-терроризмом, интернет-рекрутингом,

финансированием экстремизма и

терроризма и т.д.

Таджикистан особое внимание уделяет соблюдению прав человека в пенитенциарных учреждениях и

реинтеграции лиц, возвращенных из зон военных действий. В Таджикистане разработана Концепция по реформе уголовно исполнительной системы на период до 2025 года, в котором предусмотрено строительство ИВС и новых исправительных учреждений, обеспечение учреждений исполнения уголовных наказаний оборудованием и средствами, отвечающими современным требованиям, внесение изменений и дополнений в законодательство с целью приведения в соответствие с международно-правовыми актами, признанными Таджикистаном, улучшение условий работы психологов с осуждёнными, развитие производства и большее привлечение осужденных к исправительным работам, улучшение условий в исправительных камерах, а также введение альтернативных мер наказания и другие. Созданы условия для привлечения осужденных на труд, совершенствуется производственно-хозяйственная

деятельность исправительных учреждении, совершенствуется система среднего общеобразовательного и среднего профессионального образования в исправительных учреждениях. Органами исполнения уголовных наказании подписаны соглашения с более 12 международными и неправительственными организациями (Глобальный фонд ООН, СПИД-ФОНД «Восток-Запад»,

представительство Фонда «Каритас-Люксембург» в Таджикистане, ЮНИСЕФ, Региональный офис ЮСАИД в Центральной Азии, международная организация DVV International в Таджикистане,

неправительственные организации «Вита», «Сино», «Хаёти нав», «Дина» и др. ), которые имеют доступ к местам лишения свободы для мониторинга. Проводятся тренинги в пенитенциарных учреждениях на тему «Обучение и подготовка медицинских работников полному медицинскому документированию в случаях выявления доказательств применения пыток» в городах Душанбе, Курган-Тюбе и Худжанд, а также сотрудники данных учреждений прошли обучение международным нормативно-правовым актам, включая Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания, МПГПП, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Бангкокские правила, Пекинские правила и Стамбульские правила. Правительством реализована «Программа организации работы и развитие промышленного производства в исправительных

учреждениях РТ на период 2015-2020 годы», которая была направлена на создание рабочих мест для осужденных и развитие производства в исправительных

учреждениях. 2 В Таджикистане начата реализация программ ООН по реабилитации осужденных посредством открытия цехов по металлообработке и деревообработке в

1 Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 года. - Душанбе, 2021.С.67-68.

2 Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 5 приложении к резолюции 16/21 Совета по правам человека. Таджикистан. 2-13 мая 2016 г. Нгс^.6/25Л]к/1

исправительных учреждениях страны. В настоящее время Правительство

Таджикистана реализует Программу профессионального обучения и

трудоустройства осужденных в условиях исправительных учреждений, а также лиц, освобожденных от отбывания наказания на период 2021-2030 годы.

В 2014 году в Таджикистане был принят Закон «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми». В контексте реализации данного закона реализуется «Комплексная программа по борьбе с торговлей людьми», а также реализуется дополнительный План действий по усилению борьбы с торговлей людьми, который направлен на искоренение наихудших форм детского труда и оказание помощи жертвам торговли людьми. Организованы комплексные исследования причин и масштабов участия женщин в насильственном экстремизме,

развенчиваются стереотипы, используемые экстремистами для психологического воздействия. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимания между Правительством Таджикистана и Международной организацией миграции, потерпевшие направляются в созданные кризисные центры для получения реабилитационной и восстановительной помощи. В стране принимаются меры к возвращению, медицинскому и

психологическому оздоровлению,

обеспечению работой и учебой женщин и детей, возвращенных из зон боевых действий на Ближнем Востоке. В результате принятых Таджикистаном мер из зон боевых действий в Сирии и Ираке были возвращены более 300 граждан Таджикистана, в апреле 2019 года 84 ребенка, в июле 2022 года на родину вернули 146 женщин и детей, которым была оказана материальная, психологическая помощь и приняты меры к их адаптации к новым реалиям. Были разработаны программы реабилитации и интеграции заключенных, осужденных за совершение преступлений экстремистского и

террористского характера, в том числе за участие в военных конфликтах в зарубежных странах. В сетку

государствнного телевидения включены аналитические программы, в которых разъясняются соотношение светского характера государства со свободой совести и научного мировоззрения,

популяризируются достижения науки и др. В настоящее время в Таджикистане разрабатывается Комплексный план действий Таджикистана в сфере защиты прав человека, основанного на объединении национальных планов действий,

рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан и международных организаций по различным аспектам прав человека. 1

Для искоренения социальной базы для насаждения идеологии экстремизма и терроризма Таджикистан реализует стратегию сокращения бедности. Только за 20 последних лет в стране были приняты и реализованы 3 стратегических документа по снижению уровня бедности. Уровень бедности с 83 процента 1999 года был сокращен к настоящему времени до 26,3 процента2. Между тем растет численность населения Таджикистана, что усиливает социальную нагрузку на государство и не благоприятствует снижению бедности. За 30 лет независимости число населения страны с 5,5 млн увеличилось до 9,8 млн человек, то есть в 1,8 раза, и в скором времени население Таджикистана достигнет 10 млн человек. В этих условиях увеличивается нагрузка на государство: необходимо создавать рабочие места, строить школы, детские сады, дома, инфраструктуру и т.д. Здесь для решения социально-экономических проблем нужна поддержка международных организаций на глобальном и региональном уровнях.

Во исполнения Национальной Стратегии Республики Таджикистан по

противодействию экстремизму и

терроризму на 2016-2020 годы центральные и местные органы исполнительной власти в

1 Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025 годы. Душанбе, 2021, с.100.

2Полный текст послания Президента Таджикистана парламенту страны //

http://www.topt] .com/News/2021/12/21/polnyy-tekst-poslamya-prezidenta-tadzЫkistana-pariamentп-strany#:~:text=21.12.202119%3А00,/С0%

стране разработали собственные планы действий по предотвращению экстремизма и радикализма. Таджикистан, предпринимая превентивные меры по дерадикализации, реинтеграции, ресоциализации лиц, приверженных экстремистской идеологии, проводит определенную информационно-просветительскую работу среди населения с помощью общественности и СМИ: в вузах страны введены учебные курсы по противодействию экстремизму и

терроризму, а также проводятся курсы для госслужащих по профилактике борьбы с коррупцией. Кроме того, в Таджикистане созданы просветительские группы, состоящие из госслужащих, ученых и представителей творческой интеллигенции, которые проводят в регионах страны беседы с населением об угрозе радикализма, терроризма, экстремизма; создают в СМИ антирадикальную и антитеррористическую информационную среду. В стране ведется подготовка религиозных кадров,

обладающих глубокими религиозными знаниями и взят курс на повышение конкурентоспособности таджикской

системы религиозного образования, а также внедряются интерактивные дебаты между населением и представителями духовенства. В стране противовес радикальным религиозным идеям и ценностям, возрождается традиционная духовная и материальная культура, широко внедряются среди населения этнические ценности, традиции этнической культуры и пр. Во всех населенных пунктах Таджикистана создаются условия для духовного и физического развития молодежи и обеспечивается их доступ к объектам культуры, спорта и отдыха. Создаются в стране спортивные сооружения, строятся театры, музеи, образовательные учреждения культуры для привития общечеловеческих ценностей, здорового образа жизни молодежи. Только за период с 2016 по июнь 2020 года в Таджикистане построены 1155 спортивных сооружений (16 крупных спортивных комплексов, 12 стадионов, 10 плавательных бассейнов и др.).1

1 Стратегия противодействия экстремизму и терроризму в Республике Таджикистан на 2021-2025

Актуальность угрозы экстремизма и терроризма заключается в том, что в новых государствах Центральной Азии

усиливается информационно-

идеологическая деятельность

международных террористических

организаций. Запрещенная в РТ террористическая организация ИГИЛ, реализуя свою глобальную стратегическую задачу по созданию всемирной террористической сети, активно

задействовали интернет-ресурсы

Центральной Азии для формирования общественного мнения, влияя на социальные процессы, на религиозную и коллективную психологию, а также используя «паутину» для создания каналов связи и управления действиями своих членов. В Таджикистане, несмотря на предпринятые меры, все еще усиливаются идеологические аспекты исламской радикализации- вовлечение молодежи через сеть в экстремистские течения и организации. За последние годы около 1500 граждан Таджикистан были вовлечены в рядБ ИГИЛ, более 500 погибли в боевых действиях в Сирии, а сотни других были привлечены к ответственности за участие в экстремистской деятельности внутри страны. Таджикистан вырабатывает и реализует уже подходы по обеспечению информационной безопасности своего политического пространства.

В настоящее время Таджикистан, как страна, находящаяся на рубеже борьбы с международным терроризмом, с

наркотрафиком, организованной

преступностью, торговлей людьми усиливает взаимодействие с

международными акторами по укреплению таджикско-афганской границы. Учитывая, что угрозы, исходящие со стороны таджикско-афганской границы, являются общими для всех евразийских государств, Евросоюз осуществляет для укрепления региональной безопасности ряд проектов в рамках двух программ: «Программа содействия управлению границами Центральной Азии» (БОМКА) и «Программа по предотвращению

года. - Душанбе, 2021.С.66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркотиков в Центральной Азии» (САОАР). Только за последние годы программой БОМКА оказывается помощь в укреплении границ Таджикистана- в укреплении КПП -Нау, Пахтаабад, Хошади, Сохчарев, Пролетар, Фотехобод, Рузвай, Ишкашим, Патар, Тем, Дашти Язгулам, Нульванд, Дарайсанг, Шилз, Сохчарв, Поршенев, Пастхув. Таджикские приграничные международные рынки, прилегающие к международным пунктам перехода, были также отремонтированы в рамках программ БОМКА/КАДАП, включая обеспечение дополнительными крытыми рыночными рядами, водой, базовыми санитарными удобствами. Программой полностью отремонтировано и дополнительно застроено высшее пограничное училище Государственного управления пограничных войск (ГУПВ РТ) на 300 курсантов. Более 800 офицеров Пограничных войск и таможни Таджикистана прошли обучение по пограничному контролю, профилированию и досмотру, правам человека и беженцев, а также основам компьютерной грамотности. Таджикским пограничным войскам и таможне были предоставлены транспорт, рации, генераторы, наборы для обнаружения наркотиков и компьютерное оборудование. Для руководства пограничных ведомств были организованы обучающие поездки с целью ознакомления с управлением границами в Европейском Союзе. Программа БОМКА предоставляет помощь Таджикистану в развитии некоторых стратегических пограничных пунктов на севере страны. Так спроектирован, построен Международный КПП «Патар»,

находящийся в Ферганской долине, на участке Душанбе — Худжанд-Коканд-Ош. Кроме того, БОМКА оснастил КПП «Патар» и «Фотехобод» специальным

оборудованием. Летом 2009 г. в рамках программы БОМКА были завершены ремонтные работы на пограничных заставах «Шидз», «Пастхуф», «Сохчарв» и «Дашти Язгулям». В рамках проекта завершены полномасштабные ремонтные работы на трех погранзаставах: «Нульванд», «Дарайсанг», «Поршнев». В целях обучения, на базе пограничных отрядов в Горно-Бадахшанской Автономной области (ГБАО)

и в зданиях других министерств и ведомств, были созданы компьютерные классы с программным обеспечением для

самостоятельной подготовки по различным направлениям: предотвращение

наркотрафика, отмывание денег и прочие преступления. Для обнаружения

наркотических и взрывчатых веществ, задержания подозреваемых в наркотрафике, а также в целях сбора и анализа информации о наркопреступлениях во всех государствах Центральной Aзии были созданы Подразделения по профилированию наркотиков. Для этих подразделений программа БОМ^ переоснастила соответствующие служебные помещения и обеспечила их необходимыми кадрами и офисным оборудованием, провела серию учебных занятий для личного состава с привлечением международных экспертов. До настоящего времени ЕС выделил в рамках BOMCA 40,1 млн. евро на весь период, охватывающий 2003-2020; из этой суммы 6,6 млн. евро было выделено на девятый этап внедрения (2015-2020).В перспективе, ЕС подтвердил свою готовность продолжить сотрудничество с пятью странами - участницами БОMКA в рамках следующего десятого этапа программы, который позволит расширить усилия по региональному сотрудничеству с Aфганистаном не только для решения вопросов безопасности, но и для содействия трансграничному соединению и развитию торгового потенциала. С этой целью ЕС обязался выделить 21,75 млн евро на период 2020-2025 годов. 1В дополнение к проекту БОМ^ в 2010 г. ЕС запустил «Проект содействия управления границей на севере Aфганистана» - БОМ^Ф (Border Management Northern Afghanistan -BOMNAF), направленный на повышение безопасности в приграничных зонах Aфганистана, Таджикистана и Узбекистана.

В рамках программы УНП ООН для государств Центральной Aзии,

1 Project News: Border Management Programme in Central Asia concluded its 9th phase The International Centre for Migration Policy

Development.https://www.icmpd.org/news-centre/news-detail/project-news-border-management-programme-in-central-asia-concluded-its-9th-phase/

предназначенной для укрепления потенциала контрольно-пропускных

пунктов (КПП) и улучшения трансграничного сотрудничества

посредством продвижения концепции создания Офисов пограничного

взаимодействия (ОПВ), а также для развития информационно-

коммуникационных сетей для органов пограничного контроля, были созданы ОПВ в географически удалённых и

потенциально уязвимых пунктах

пересечения границ на 2- участках границы между Таджикистаном и Афганистаном, а также на 4 участках границ Узбекистаном и Таджикистаном, на 4 - Кыргызстаном и Таджикистаном. Таджикская сторона предоставила помещения и персонал для ОПВ, а УНП ООН предоставила высокотехнологичное оборудование и специализированное аналитическое

программное обеспечение, необходимое для создания устойчивых механизмов информационного обмена на региональном уровне, что позволило улучшить превентивное взаимодействие по

расследованию случаев незаконного оборота наркотиков. С 2020 года на национальном и региональном уровнях в рамках ОПВ стал проводить УНП ООН регулярные межведомственные и трансграничные учебные курсы по стандартизации механизмов информационного обмена и отчётности для межведомственной и трансграничной коммуникации на отдельных контрольно-пропускных пунктах. Принятые превентивные меры позволили в 2020 году правоохранительным органам Таджикистана изъять 2425 килограммов наркотических средств: 183 килограмма наркотических средств было изъято Агентством по контролю за наркотиками, 1117 килограммов - Министерством внутренних дел, 1097 килограммов -подразделениями Государственного

комитета национальной безопасности, 22 килограмма - Таможенной службой и 5 килограммов - Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией. В этот период правоохранительными органами страны было выявлено и зарегистрировано 700

преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2020 году Агентство по контролю за наркотиками выявило 144 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Между тем, в Таджикистане официально зарегистрировано 5099 наркозависимых.

Важной проблемой национальной и региональной безопасности все еще остаются экологические проблемы Центральной Азии, в том числе Таджикистана. В настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, в критическом состоянии находятся хвостохранилища и отвальные поля предприятий

горнодобывающей и

горноперерабатывающей промышленностей Республики Таджикистан, где основными загрязняющими радионуклидами в отходах являются уран, радий, полоний, торий, сурьма и ртуть. На сегодняшний день на территории Таджикистана имеется более 22-х хвостохранилищ и отвалов горных пород, содержащих радиоактивные элементы, представляющие потенциальную угрозу не только для таджикистанского населения, но и соседних стран. Министерством промышленности и новых технологий РТ в сотрудничестве с Европейской комиссией завершили составление технико-экономического обоснования и оценки воздействия на окружающую среду для проектов рекультивации бывших урановых рудников и предприятий по первичной обработке урана в Дигмае и Истиклоле.1 В данном контексте важно было продолжение взаимодействия с Таджикистаном международных структур по реализации Национальной стратегии по управлению отходами на 2017-2030 годы, учитывая, что отходы урановых разработок могут быть не только угрозой для здоровья населения, но и все еще могут быть использованы террористическими организациями для изготовления «грязных атомных бомб».

В своей новой внешнеполитической концепции Таджикистан подчеркивает о готовности принять адекватные меры по

1 Обзоры результативности экологической деятельности. Таджикистан. Третий обзор. ООН. С.ХХХ^

противодействию современным вызовам и угрозам. На национальном уровне Таджикистан осуществляет меры, направленные на укрепление ключевых аспектов своей внешней политики в плане борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, религиозным радикализмом и др. Таджикистан заложил прочную

международно-правовую основу для взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом подписанав более 80 межгосударственных соглашений Россией, Китаем, государствами Центральной Азии, США, государствами Европы, международными организациями и др. Таджикистан выступает за консолидацию усилий международного сообщества в борьбе с новыми угрозами безопасности на всех уровнях, свидетельством которому является проведение под эгидой ООН Международной конференция высокого уровня "Противодействие терроризму и насильственному экстремизму", которая прошла в Душанбе 3-4 мая 2018 года с участием высоких представителей 46 стран мира и более 40 международных организаций. В феврале 2022 года, Таджикистан, придавая важное значение консолидации коллективных

международных усилий по

противодействию терроризму, принял участие в разработке и подписании Совместной позиции Региональной антитеррористической структуры

Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств и Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. Данный документ имеет важное значение тем, что декларирует общие подходы по вопросам противодействия международному

терроризму и экстремизму, поддержку Сторонами резолюции Совета Безопасности ООН 2354 (2017) по противодействию распространению террористических идей и реализации требований Глобальной

контртеррористической стратегии ООН об устранении условий, способствующих распространению терроризма,

предупреждению и борьбе с ним, а также осуществление работы по дерадикализации и искоренению питательной среды для терроризма, считая необходимым принятие действенных коллективных мер по предупреждению и пресечению

распространения и пропаганды

террористической и связанной с ней радикальной идеологии, включая

религиозный экстремизм, подстрекательство к терроризму и вербовку в ряды террористических и экстремистских организаций, придавая важное значение противодействию использованию

террористическими организациями сети Интернет.1 Между тем, 8 декабря 2021 года в городе Душанбе на 11 -я ежегодной встрече заместителей министров

иностранных дел стран Центральной Азии была официально запущена 4-я фаза совместного проекта под названием «Совместный план действий: На пути к комплексной реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии»2.

Исходя из вышеизложенного, важно было бы учесть на национальном, региональном и глобальном уровнях несколько рекомендаций для принятия превентивных мер в борьбе против экстремизма и международного терроризма: 1. Для оптимизации реализации в Таджикистане «Национальной стратегии по управлению отходами на 2017-2030 годы необходима программа помощи

(для реабилитации и полноценной работы Республиканского пункта

1 Состоялось подписание Совместной позиции РАТС ШОС, АТЦ СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму //https://www.toptj.com/News/2022/02/21/odkb-rats-

shos-i-atc-sng-podpisaИ-sovmestnuyu-poziciyu-po-

pшtrvodeystviyu-

terrorizmu#:~:text=21.02.202211%3A44,%D0%98%D

2 В Душанбе обсудили проблемы безопасности Центрально-Азиатского региона // http://www.topt] .com/News/2021/12/09/v-dushanbe-obsudШ-proЫemy-bezopasnosti-centralno-aziatskogo-regiona#:~:text=09.12.202107%3А00,%С0%980/(С

в сотрудничестве с комиссией завершено технико-экономического оценки воздействия на среду для проектов

захоронения радиоактивных отходов (примерно нужно сумма около 250 тыс. евро) В настоящее время Министерством промышленности и новых технологий Таджикистана Европейской составление обоснования и окружающую рекультивации бывших урановых рудников и предприятий по первичной обработке урана в Дигмае и Истиклоле.

2.Инициатива Таджикистана по созданию Пояса безопасности вдоль таджикско-афганской границы, кроме укрепления государственной границы должна быть дополнена комплексной Программой гуманитарного пояса безопасности в трансграничном

Амударьинском регионе, которая включала бы: содействие развитию сельского

хозяйства, обеспечение пресной водой населения, строительство школ, детских садов, социального жилья для уязвимых слоев населения, создание рабочих мест.

Региональную реинтеграции в экономику реализации по трудовой

3. Разработать Программу содействия возвратившихся мигрантов стран для содействия Национальной стратегии миграции.

4. В качестве превентивных мер, учитывая у экстремистов привлекательность визуализации своих идеологий, было бы целесообразно обратить внимание на реализацию на глобальном, региональном и национальном уровнях программ по созданию аудиовизуальной продукции с альтернативным содержанием, используя «мягкие» инструменты для противодействия экстремизму и терроризму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Билан А.К., Гришина Н.Р., Радзион А.О. Проблема терроризма в Таджикистане // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 5. С. 440-447.

Булкин В.В., Моисеенко К.С. Терроризм в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 6. С. 479-486.

Лежень В.В. Центральная Азия в фокусе геополитических интересов мировых центров силы: взаимодействия и противоречия // Материалы международной научной конференции «Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее». Душанбе, 2005. С.13.

Майтдинова Г. Таджикистан в геополитических трендах в начале третьего десятилетия XXI в. // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 1. С. 9-16.

Майтдинова Г.М., Шаропов О.М. Таджикско-российские отношения в условиях становления государственности (1991-2010). Постсоветские исследования. 2022;1(5):18-29.

Мухаммад А.Н. Современная политика Республики Таджикистан в международных отношениях: специфика и направления // Постсоветские исследования. 2022. Т. 5. № 4. С. 357-366.

Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. Душанбе, 2006. С. 90-92.

Одинаева Б.Ф. Особенности наркоситуации в Центральной Азии и сотрудничество Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Материалы международной научной конференции «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение. С. 31-33.

Рахимов К.Х. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан с ШОС в сфере обеспечения безопасности и стабильности в многополярном мире // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1390-1401.

Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 8 т. Душанбе, 2006-2010. Т.1. С. 156-157.

Рахмонов Э. Ответственность за будущее нации. // Независимость Таджикистана и возрождение нации. В 8 т. Душанбе, 2006-2010. Т. 5, с. 120.

Саидов З. Актуальные аспекты внешнеполитического механизма и международной деятельности Республики Таджикистан. Душанбе, 2010, с.8-9.

Шарипов С.И. Новая система международных отношений и внешняя политика Таджикистана. // Таджикистан и современный мир. №2 (11) 2006. С. 9.

REFERENCES

Bilan A.K., Grishina N.R., Radzion A.O. Problema terrorizma v Tadzhikistane // Postsovetskie

issledovaniya. 2021. T. 4. № 5. S. 440-447. Bulkin V.V., Moiseenko K.S. Terrorizm v Central'noj Azii (Tadzhikistan, Uzbekistan, Turkmenistan)

// Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 6. S. 479-486. Lezhen' V.V. Central'naya Aziya v fokuse geopoliticheskih interesov mirovyh centrov sily: vzaimodejstviya i protivorechiya // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Srednij Vostok v sisteme geopoliticheskih koordinat: proshloe, nastoyashchee, budushchee». Dushanbe, 2005. S.13.

Majtdinova G. Tadzhikistan v geopoliticheskih trendah v nachale tret'ego desyatiletiya XXI v. //

Postsovetskie issledovaniya. 2021. T. 4. № 1. S. 9-16. Maitdinova G.M., Sharopov O.M. Tajik-Russian Relations in the conditions of Statehood Formation

(1991-2010). Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;1(5): 18-29 Muhammad A.N. Sovremennaya politika Respubliki Tadzhikistan v mezhdunarodnyh otnosheniyah:

specifika i napravleniya // Postsovetskie issledovaniya. 2022. T. 5. № 4. S. 357-366. Nazarov T., Sattorzoda A. Diplomatiyai muosiri tochik. Dushanbe, 2006. S. 90-92. Odinaeva B. F. Osobennosti narkosituacii v Central'noj Azii i sotrudnichestvo Tadzhikistana v bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya i Central'naya Aziya v usloviyah geopoliticheskoj transformacii: vneshnepoliticheskoe izmerenie. S. 31-33

Rahimov K.H. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva Respubliki Tadzhikistan s SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti i stabil'nosti v mnogopolyarnom mire // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1390-1401. Rahmonov E. Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdenie nacii. V 8 t. Dushanbe, 2006-2010. T.1. S. 156-157.

Rahmonov E. Otvetstvennost' za budushchee nacii. // Nezavisimost' Tadzhikistana i vozrozhdenie

nacii. V 8 t. Dushanbe, 2006-2010. T. 5, s. 120. Saidov Z. Aktual'nye aspekty vneshnepoliticheskogo mekhanizma i mezhdunarodnoj deyatel'nosti

Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe, 2010, s.8-9. Sharipov S.I. Novaya sistema mezhdunarodnyh otnoshenij i vneshnyaya politika Tadzhikistana. // Tadzhikistan i sovremennyj mir. №2 (11) 2006. S. 9.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Майтдинова Гузель - доктор Guzel M. Maitdinova - Doctor of

исторических наук, профессор кафедры Historical Sciences, Professor of the Department

зарубежного регионоведения и внешней of Foreign Regional Studies and Foreign Policy

политики Российско-Таджикского of the Russian-Tajik (Slavic) University,

(Славянского) университета, директор Director of the Center for Geopolitical Studies

Центра геополитических исследований of RTSU, Corresponding Member of the Tajik

РТСУ, член-корреспондент Таджикской Academy of Architecture and Construction.

Академии архитектуры и строительства. Republic of Tajikistan, Dushanbe. E-mail:

Республика Таджикистан, г. Душанбе. E- guzel-maitdinova@mail.ru mail: guzel-maitdinova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.