Научная статья на тему 'Реализация современных практик профессионального образования в ачиснком колледже транспорта и сельского хозяйства по профессии «Машинист крана (крановщик)'

Реализация современных практик профессионального образования в ачиснком колледже транспорта и сельского хозяйства по профессии «Машинист крана (крановщик) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / УЧЕБНЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PRACTICALLY DIRECTED TRAINING / TECHNICAL TRAINING CENTRE / BUSINESS TRAINING CENTRE / PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ирина Викторовна

В предлагаемой статье рассмотрена практика внедрения практико-ориентированного подхода в обучение студентов Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства по рабочей профессии «Машинист крана (крановщик)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN PROFESSIONAL TRAINING PRACTICE IN ACHINSK COLLEGE OF TRANSPORT AND AGRICULTURE IN THE PROCESS OF STUDENTS’ TEACHING THE PROFESSION OF CRANE OPERATOR

The given article is devoted to the experience of implementing practically directed approaches to the students’ professional training in Achinsk College of Transpor

Текст научной работы на тему «Реализация современных практик профессионального образования в ачиснком колледже транспорта и сельского хозяйства по профессии «Машинист крана (крановщик)»

УДК 377

«РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЧИСНКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)»

Кузнецова Ирина Викторовна

Заместитель директора по учебно-производственной работе Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства Россия, город Ачинск

Аннотация: В предлагаемой статье рассмотрена практика внедрения практико-ориентированного подхода в обучение студентов Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства по рабочей профессии «Машинист крана (крановщик)».

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, учебно-технический центр, учебный бизнес-центр, конкурс профессионального мастерства.

IMPLEMENTATION OF MODERN PROFESSIONAL TRAINING PRACTICE IN ACHINSK COLLEGE OF TRANSPORT AND AGRICULTURE IN THE PROCESS OF STUDENTS' TEACHING THE PROFESSION OF CRANE OPERATOR

Irina Kuznetsova

Deputy director for industrial practice work Achinsk college of transport and agriculture Russia, city of Achinsk

Annotation: The given article is devoted to the experience of implementing practically directed approaches to the students' professional training in Achinsk College of Transport.

Key words: practically directed training, technical training centre, business training centre, professional skills competition.

В настоящее время перед образовательными организациями ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Для этого необходимо создать в образовательной организации условия, способствующие формированию и развитию у обучающихся комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовывать себя в выбранной профессии. Из опыта сложившихся педагогических практик, хороший результат в этом дает внедрение в процесс обучения различных технологий практико-ориентированного образования.

С целью создания практико-ориентированной образовательной среды для развития

профессиональных компетенций квалифицированных рабочих по профессии «Машинист крана (крановщик)» в Ачинском колледже транспорта и сельского хозяйства используются следующие практики профессионального обучения:

- Организация практико-ориентированного обучения на базе учебно-технического центра, функционирующего на базе образовательного учреждения;

- деятельность Учебного бизнес-центра;

- выполнение практических работ на базе предприятий;

- проведение конкурсов профессионального мастерства.

Учебно-технический центр Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства по подготовке специалистов автотранспортного профиля включает в себя следующие учебно-производственные участки:

1. Моторный участок;

2. Моечное отделение;

3. Пункт технического обслуживания автомобилей (диагностический участок № 1 (диагностика ДВС), № 2 (диагностика электрооборудования), № 3 (диагностика топливной аппаратуры), пост ТО-2, пост шиномонтажных работ).

На названных производственных участках студенты, осваивающие специальность «Машинист крана автомобильного» приобретают профессиональные навыки по 12 квалификациям:

- слесарь по ремонту автомобилей;

- слесарь по ремонту автомобилей (моторист);

- слесарь по ремонту электрооборудования автомобилей;

- слесарь по ремонту топливной аппаратуры;

- контролер технического состояния автомототранспортных средств (диагност);

- вулканизаторщик;

- монтировщик шин;

- вставщик камер;

- балансировщик шин;

- контролер шинного производства.

Практико-ориентированное обучение строиться на внедрении деятельностно-компетентностного подхода, который заключается в сочетании теоретического обучения с приобретением опыта практической деятельности. На учебно-производственных участках учебно-технического центра студенты колледжа приобретают профессиональные компетенции при проведении практических работ, лабораторно-практических занятий, при отработке программы учебной практики. Таким образом, формирование профессиональных компетенций осуществляется на рабочих местах в условиях реального производства, что повышает конкурентоспособность выпускников и сокращает сроки их адаптации при трудоустройстве.

Кроме того, на производственных участках учебно-технического центра осуществляется текущая диагностика по освоению обучающимися профессиональных компетенций, производится их корректировка, проводятся квалифицированные экзамены.

Еще одним направлением практико-ориентированного обучения является Учебный бизнесцентр по оказанию услуг по перевозке грузов с выполнением погрузочно-разгрузочных работ автомобильным краном.

Поскольку на территории г. Ачинска в качестве работодателей для выпускников по профессии «Машинист крана (крановщик)» преимущественно выступают представители среднего и малого бизнеса, то вопрос обучения студентов навыкам предпринимательской деятельности на сегодняшний день является актуальным.

В Учебном бизнес-центре представлены подразделения, соответствующие основным управленческим функциям предприятия, где выполняются рабочие процессы, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ и последующей транспортировкой груза.

Сотрудниками Учебного бизнес-центра являются обучающиеся колледжа. За период работы в данном центре, в результате поочередного перемещения по всем производственным участкам, обучающиеся обретают представление о работе предприятия изнутри, об обязанностях представителей всех структурных подразделений, начиная от предпринимателя и заканчивая исполнителем. При этом обучающиеся сами ведут переговоры с клиентами, определяют виды работ и их объем, оформляют необходимую документацию, производят расчет с клиентами, а также выполняют рабочие операции по оказанию погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке груза. Перемещения по рабочим местам структурных подразделений способствует не только расширению знаний, но и выработке психологических навыков работы в разных коллективах.

Формирование у обучающихся в процессе практико-ориентированного обучения основам предпринимательства социально-экономических компетенций (умение ставить цели и самоопределяться в окружающей действительности, анализировать экономическую ситуацию и преодолевать критические точки, работать в команде, проявлять инициативу и творческий подход, осознавать социальную ответственность и т.д.) поможет каждому выпускнику максимально эффективно адаптироваться во взрослой жизни, обеспечит ему конкурентные преимущества в профессиональной деятельности. Другими словами, позволит развить свой человеческий потенциал. Вместе с тем становится возможным выявить заинтересованных молодых людей и помочь им подготовиться к реальному предпринимательству через выполнение дополнительных заданий по разработке бизнес-плана для конкретного предприятия. Таким образом, по завершению обучения в колледже выпускники овладевают набором знаний и практических умений, необходимых не только для выполнения работ по профессии "Машинист крана (крановщик), но и для организации собственной предпринимательской деятельности.

Одним из основных педагогических принципом, в настоящее время, является соответствие содержания программного материала требованиям современного производства. Для этого, образовательное учреждение в течение ряда лет выстраивало партнерские отношения с профильными предприятиями, на которых теперь проводятся экскурсии, выполняются практические работы по отдельным темам рабочих программ профессиональных модулей, организовываются проверочные работы, студенты проходят производственную практику. Хороший результат дают конкурсы профессионального мастерства, проводимые как на базе образовательного учреждения, так и в условиях реального производства на профильных предприятиях.

Проведение конкурсов профессионального мастерства способствуют повышению мотивации студентов в освоении профессиональных компетенций, что является важнейшим компонентом для совершенствования качества подготовки творческих, высоко квалифицированных специалистов. Представители предприятий привлекаются к участию в конкурсах в качестве экспертов. В Ачинском колледже транспорта и сельского хозяйства ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства по профессии «Машинист крана (крановщик)». Конкурс проводится по двум квалификациям: «машинист крана автомобильного» и «стропальщик». По условиям конкурса необходимо продемонстрировать набор профессиональных компетенций, необходимых для каждой квалификации.

«Машинист крана автомобильного»:

- осмотр автомобильного крана;

- установка автомобильного крана на выносные опоры, согласно показаниям указателя наклона крана;

- подъем, перемещение и опускание груза в заданное место, с учетом соблюдения требований охраны труда.

«Стропальщик»:

- подбор съемного грузозахватного приспособления (с комментариями);

- строповка груза;

- подъем, перемещение и опускание груза в заданное место, с учетом соблюдения требований охраны труда.

Качество выполнения практических заданий оценивают члены экспертного совета, в состав которого входят педагогические работники образовательного учреждения и представители предприятий.

Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.

Внедрение практико-ориентированного обучения позволит создать целостную систему практико-ориентированного обучения от сопровождения профессионального выбора со школьной скамьи до организации процедуры оценки качества результатов обучения выпускников и организации повышения квалификации специалистов по профессии «Машинист крана (крановщик)».

Список литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, http://www.consultant.ru

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года, http://www.consultant.ru

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик)", утвержденный приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 N 847.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.