Научная статья на тему 'Промышленная безопасность при погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъёмных машин'

Промышленная безопасность при погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъёмных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
990
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузоподъёмные машины / погрузочно-разгрузочные работы / безопасность

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Панин Лев Вячеславович

Рассмотрен вопрос обеспечения промышленной безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Проведен анализ вероятных причин аварий. Разработаны рекомендации для обеспечения безаварийной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная безопасность при погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъёмных машин»

Промышленная безопасность при погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъёмных машин Панин Л. В.

Панин Лев Вячеславович /Panin Lev Vjacheslavovich - эксперт,

ООО «Центр Экспертиз», г. Ижевск

Аннотация: рассмотрен вопрос обеспечения промышленной безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Проведен анализ вероятных причин аварий. Разработаны рекомендации для обеспечения безаварийной работы.

Ключевые слова: грузоподъёмные машины, погрузочно-разгрузочные работы,

безопасность.

Грузоподъёмные машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ [1]. В последнее время роль их качественно возросла, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.

Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин, в основном, связаны:

- с непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;

- с возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;

- с высыпанием части груза;

- с падением грузоподъемных материалов;

- с наездом и ударами при столкновении с передвижными грузами [6].

Производство работ вблизи линий электропередачи также связано с повышенной

опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - в пределах 0,5-1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек, находящийся вблизи работающего крана, попадает под шаговое напряжение. Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями:

- не проводится дополнительный инструктаж,

- не оформляются наряды-допуски,

- не ограждаются места работы и т. д.

В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ [4]. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ, позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.

Опасность падения груза также является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов [5]. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств и соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов.

К основным авариям, связанным с эксплуатацией автокранов, относятся:

- опрокидывание крана;

- повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки;

- дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 30 |

Безопасность работы грузоподъёмных машин обеспечивается:

- расчётом и конструкцией крановых механизмов;

- расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;

- подбором тормозом;

- определением устойчивости кранов;

- расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;

- определением опасной зоны при работе ГПМ;

- подбором и расчётом устройств безопасности [4].

Основными причинами, которые приводят к авариям и к несчастным случаям на производстве, и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:

- неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;

- умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;

- перегрузки кранов при подъеме грузов;

- допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;

- эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;

- установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;

- отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;

- необеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

- человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;

- допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.

Наибольшую опасность представляет износ строп в дополнении с несоблюдением техники безопасности при работе грузоподъёмных машин [2].

Исходя из вышесказанного, для обеспечения безаварийной работы необходимо, чтобы:

- владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обеспечили содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания в соответствии с действующими ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» (далее ФНиП);

- на строительных площадках осуществлялся действенный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований инструкций по охране труда;

- была обеспечена качественная подготовка обслуживающего персонала, стажировка, обучение и своевременная проверка знаний требований охраны труда.

Эксперты считают, что от 50 до 90 % аварий случаются по вине самих работающих. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации кранов. Так, например, весьма печально может закончиться попытка оторвать от земли примерзший груз или груз, превышающий установленную норму. Машинисты либо не обращают внимания, либо отключают

| 31 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

приборы безопасности, сигнализирующие о перегрузке. А нередко они работают и с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить его неисправность и отремонтировать - не составляет труда.

Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит в случае работы неквалифицированного персонала [6]. Тем не менее, часто можно видеть, что в помощь одному стропальщику нанимаются несколько разнорабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы. Зачастую крановщики работают по две смены подряд, что приводит к хроническому недосыпу и усталости, а также к потере элементарной внимательности.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена [7]:

- выбором способов производства работ, подъёмно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

- подготовкой и организацией мест производства работ;

- применением средств защиты работающих;

- проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

Основными опасными и вредными производственными факторами, при

погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов, являются:

- загазованность и запылённость воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- недостаточная освещённость рабочей зоны;

- прямая и отражённая блёскость;

- расположение рабочего места на значительной высоте;

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т. д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт;

- для кранов с электрическим приводом повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека;

- для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина.

Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий (сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Ростехнадзором, санитарных норм, утвержденных Минздравом РФ, и другой нормативно-технической документации.

На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами.

Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 32 |

Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков.

Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям и рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

Установка, постановка на учет, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с действующими ФНиП и другой нормативно -технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Литература

1. Александров М. П., Колобов Л. Н. и др. Грузоподъёмные машины. - М.: Высшая школа, 1973.

2. АлександровМ. П. Подъёмно-транспортные машины. - М.: Высшая школа, 1985.

3. Грузоподъёмные машины. - М.: Машиностроение, 1986.

4. Курдюмов В. И., Зотов Б. И. Проектирование и расчёт средств обеспечения безопасности. - М.: КолосС, 2005.

5. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.

6. Фомочкин А. В. Производственная безопасность. - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2004.

7. Шишков Н. А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов. - М.: «Недра», 1979.

Подъёмно-транспортное оборудование, используемое на опасных производственных объектах. Технические и эксплуатационные характеристики Панин Л. В.

Панин Лев Вячеславович /Panin Lev Vjacheslavovich - эксперт,

ООО «Центр Экспертиз», г. Ижевск

Аннотация: технические и эксплуатационные характеристики подъёмно-

транспортного оборудования, используемого на опасных производственных объектах. Обоснование выбора определенного типа машины. Обзор технологичности применения.

Ключевые слова: подъёмно-транспортное оборудование, производительность

труда, безопасность.

Большое многообразие подъемно-транспортного оборудования, которое наиболее отвечает требованиям механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, можно классифицировать по основным техническим и эксплуатационным характеристикам [2]: I

I 33 I ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.