Научная статья на тему 'Реализация социальных функций муниципальных образований с помощью аутсорсинга'

Реализация социальных функций муниципальных образований с помощью аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / АУТСОРСЕРЫ / OUTSOURCERS / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / SEGMENTATION / ФУНКЦИИ / FEATURES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровина О.А.

В статье представлены данные, свидетельствующие о необходимости преобразования системы управления социальной сферой муниципалитетов путем применения аутсорсинга. В современных экономических условиях выполнение муниципалитетами социальных функций нельзя считать эффективным. Муниципалитеты играют неоднозначную роль в развитии социально-экономических отношений территории. Они заинтересованы, с одной стороны, в экономии средств, выделяемых из бюджета, и развитии конкуренции между организациями-аутсорсерами, а с другой в сохранении и развитии хозяйства муниципалитета. Часто качество оказания организациями-аутсорсерами услуг социального характера значительно выше качества услуг, оказываемых гражданам муниципальными организациями. Функции муниципальных образований, представленные в статье, определяются в виде взаимосвязанных процессов, подпроцессов внутри одной системы. Обозначена группа критериев, позволяющих оценить эффективность системы предоставления аутсорсинговых услуг. Оценка функций муниципальных органов власти может осуществляться по следующим критериям: концентрация, интенсивность, повторяемость возникновения и продолжительность во времени обращения к ним. Предлагается произвести ранжирование функций, выделить те, которые экономически целесообразно выполнять муниципальным структурам, и обозначить функции, возможные к передаче на аутсорсинг. Применение аутсорсинга в муниципальном управлении дает возможность максимально эффективно выполнять задачи по доведению социальных благ до потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FUNCTIONS' REALIZATION OF MUNICIPALITIES WITH A HELP OF OUTSOURCING

This article provides arguments for the reorganization necessity of municipalities' social sphere management by means of outsourcing. Today in the modern conditions municipalities' execution of social functions can not be considered as efficient. Municipalities play a diverse role in the development of social and economic relations of territory. On the one hand they are interested in money saving from the budget, and development of competitiveness between outsourcing companies, but on the other hand they need keeping and development of municipality's economy. Usually the service quality of outsourcing organizations is higher than municipal ones. The functions of municipalities, presented in the article, are defined as interconnected processes, sub-processes inside one system. It is also important to mention criteria groups formulation; these criteria allow assessment of outsourcing service's efficiency. The functions' assessment of municipal bodies is carried out according to the next criteria: concentration, intensity, repetition of appearance and duration of appeal to them. As a result the author recommends to make a ranking of functions and to separate out the functions which can be carried out by municipal structures with economic efficiency and the functions which can be transferred to outsourcing organizations. Application of outsourcing in municipal management gives an opportunity to fulfill objectives of social service with maximum efficiency.

Текст научной работы на тему «Реализация социальных функций муниципальных образований с помощью аутсорсинга»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

О.А. Дубровина, канд. эконом. наук, доцент, кафедра гуманитарных и экономических дисциплин, Алатырский филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, г. Алатырь, Россия, dsoa2009@rambler.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ АУТСОРСИНГА

В статье представлены данные, свидетельствующие о необходимости преобразования системы управления социальной сферой муниципалитетов путем применения аутсорсинга. В современных экономических условиях выполнение муниципалитетами социальных функций нельзя считать эффективным. Муниципалитеты играют неоднозначную роль в развитии социально-экономических отношений территории. Они заинтересованы, с одной стороны, в экономии средств, выделяемых из бюджета, и развитии конкуренции между организациями-аутсорсерами, а с другой - в сохранении и развитии хозяйства муниципалитета. Часто качество оказания организациями-аутсорсерами услуг социального характера значительно выше качества услуг, оказываемых гражданам муниципальными организациями. Функции муниципальных образований, представленные в статье, определяются в виде взаимосвязанных процессов, подпроцессов внутри одной системы. Обозначена группа критериев, позволяющих оценить эффективность системы предоставления аутсорсинго-вых услуг. Оценка функций муниципальных органов власти может осуществляться по следующим критериям: концентрация, интенсивность, повторяемость возникновения и продолжительность во времени обращения к ним. Предлагается произвести ранжирование функций, выделить те, которые экономически целесообразно выполнять муниципальным структурам, и обозначить функции, возможные к передаче на аутсорсинг. Применение аутсорсинга в муниципальном управлении дает возможность максимально эффективно выполнять задачи по доведению социальных благ до потребителей.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсеры, сегментирование, функции, муниципальные образования, процессы, социальные услуги, критерии.

Передача функции выполнения государственных услуг социального характера сторонним коммерческим организациям параллельно с глобальной переориентацией и трансформацией сети учреждений бюджетной сферы явились началом формирования социальной настороженности в наиболее уязвимой среде потребителей социальных услуг и у персонала соответствующих учреждений.

В практике делегирования услуг социальной сферы частным компаниям нередки обвинения в формировании системы с кор-

рупционной составляющей. При этом сопутствующими передаче права выполнения социальных услуг сторонним организациям моментами являются:

— неграмотность оформления договорных отношений с конкретным заказчиком;

— неуверенность в способности и возможностях сторонних организаций выполнять обязательства;

— нарушения и несправедливые решения конкурсных комиссий по присуждению привлекательных заказов неизвестным компаниям, о чем сигнализируют не-

правительственные организации и правозащитники1 ;

— ненадлежащий контроль со стороны государства за качеством социальных услуг, оказываемых аутсорсерами;

— отсутствие сосредоточенности на учете интересов и предпочтений потребителей социальных услуг;

— использование приемов административного принуждения при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Все это приводит к тому, что возникает необходимость в повышении эффективности процесса передачи услуг на аутсорсинг. В создавшихся реалиях социальное предпринимательство может стать полноправным отдельным видом предпринимательской деятельности, способным эффективно решать социальные проблемы2.

Аутсорсинг как _

один из основных инструментов реализации стратегии развития муниципальных образований может быть задействован при решении целого ряда задач, таких как сосредоточение внимания на клю-

Социальное предпринимательство может стать полноправным отдельным видом предпринимательской деятельности, способным эффективно решать социальные проблемы.

чевых компетенциях; выбор наилучшей из имеющихся технологий; быстрое увеличение масштабов ресурсов; минимизация персонала и т. д.

Решение всех перечисленных задач требует достаточного объема мероприятий. Следовательно, использование услуг сторонних организаций при реализации социальных функций муниципалитетов не всегда оправдано3.

Можно обозначить целый ряд факторов, при наличии которых муниципальным образованиям следует воздержаться от передачи собственных функций на аутсорсинг. Среди таких факторов можно вы- делить:

1. Недостаточный объем оказываемых услуг и отсутствие заинтересованности аутсорсера в оказании услуг такого количества. _ 2. Высокие требования к качеству оказываемой услуги или ее специфический характер.

3. Отсутствие достаточного количества наработанных приемов реализации (предо-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ставления) услуг у предприятий-аутсорсе-ров.

4. Отсутствие гарантии обеспечения бесперебойного выполнения работ (оказания услуг) со стороны коммерческой организации.

5. Существование требования к обеспечению коммерческой и государственной тайны.

6. Необходимость обеспечения отсутствия монополизации сферы услуг единственной организацией-аутсорсером.

Однако в любом случае, независимо от способа реализации функций исполнительной власти процессы муниципальных образований социальной направленности нацелены на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, социальной удовлетворенности индивидов путем обеспечения их прав и гарантий, а также интересов местного самоуправления в муниципальных образованиях4.

В частности, к процессам муниципальных образований, согласно требований законодательства, можно отнести:

— создание благоприятной среды для предоставления гражданам своевременной и доступной медицинской помощи;

— организация общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам;

— предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования в рамках муниципалитета;

Аутсорсинг как один из основных инструментов реализации стратегии развития муниципальных образований может быть задействован при решении целого ряда задач.

— создание условий по санитарному благополучию граждан;

— гарантирование социальной поддержки и организация занятости трудоспособного населения;

— благоустройство и озеленение прилежащих территорий муниципального образования;

— уничтожение и переработка различного рода отходов и др.5

После того как функции муниципальных образований представлены в виде процессов, необходимо сформулировать группы критериев, позволяющих оценить эффективность системы делегирования социальных услуг сторонним коммерческим организациям. Учитывая перечень функций, закрепленных за муниципальным образованием, получим возможность разработки показателей эффективности.

Анализ функций муниципальных органов власти целесообразен по следующим критериям: концентрация, интенсивность, повторяемость возникновения и продолжительность во времени обращения к ним.

Ранжирование функций по выше-обозначенным критериям позволяет выделить часто обращаемые функции, функции со средней обращаемостью, функции с низкой и никакой обращаемостью (таблица).

Ранжирование функций по результатам оценки позволяет выявить процессы, оказывающие наибольшее влияние на степень раз-

Классификация функций муниципалитетов по количественным показателям

Функции по степени обращаемости Характеристика функций по критериям

Концентрация Интенсивно сть Повторяемость Продолжительность

Часто обращаемые Высокая Интенсивная Ежедневно Год и более

Функции со средней обращаемостью Средняя Слабо насыщенная Несколько раз в месяц 1 месяц - год

Функции с низкой обращаемостью Низкая Неинтенсивная 1-2 раза в квартал До 1 месяца

вития экономики, имеющие социально-эко- литетов при удовлетворении интересов всех

номическую значимость. участников социально-экономического про-

Можно отметить, что функции, к ко- цесса. Учет интересов населения должен

торым наиболее часто обращаются, в зна- быть основан на обеспечении поддержания

чительной степени оказывают влияние на развитие экономики муниципалитета. Функции со средней обращаемостью имеют место быть, но они лишь косвенно влияют на развитие муниципалитета и не имеют особой социально-экономической значимости. Функции с низкой обращаемостью не отвечают приоритетам муниципалитета, не индуцируют развитие экономики региона.

Разделение функций по обозначенным выше группам делает возможным разделение процессов на основные и второстепенные. Последние и стоит выносить на аутсорсинг.

После ранжирования целесообразно выработать направления действий, повышающих эффективность выполнения социальных функций муниципальными образованиями.

В качестве основных мероприятий, нацеленных на оптимизацию сферы социального аутсорсинга, наиболее приемлемыми являются формирование результативного должного контроля со стороны специализированных служб муниципалитета за качеством предоставляемых аутсорсинговых услуг, в том числе законодательное закрепление проведения периодической независимой экспертной проверки деятельности ор-ганизаций-аутсорсеров; принятие программы формирования и поддер-

Независимо от способа реализации функций исполнительной власти процессы муниципальных

образований социальной направленности нацелены на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, социальной удовлетворенности индивидов путем обеспечения их прав и гарантий, а также интересов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

жания рынка социальных услуг6; исключение возможной аффилированно-

Ранжирование функций позволяет выявить процессы, оказывающие наибольшее влияние на степень развития экономики, имеющие социально-экономическую значимость.

качества предоставляемого социального па-кета7, механизмах возмещения и страхования профессиональных рисков в деятельности ор-ганизаций-аутсорсеров, результатах экспертной проверки организаций-аутсорсеров, занимающихся оказанием услуг социальной направленности. И хотя целостная система государственного регулирования процесса передачи социальных услуг на выполнение сторонним организациям еще до кон -ца не сформирована ни в целом в России, ни в разрезе субъектов, уже понятно, что она должна опираться, прежде всего, на приоритетные направления их развития.

Таким образом, успешное использование аутсорсинга в муниципальных образованиях возможно при учете трудностей и ограничений, с которыми приходится сталкиваться в процессе передачи услуг на сторону. К ним относятся невысокий уровень развития законодательной основы, отсутствие должного контроля со стороны государства, неразвитость рынка услуг и пр. На сегодняшний момент муниципалитеты, в большей части, пытаются выполнять возложенные на них обязанности собственными силами, применяя аутсорсинг — в единичных случаях.

Несомненно, аут -сорсинг может быть использован как инструмент реализации муниципальными образованиями социальных функций. В результате разделения функций

сти участников процедур аутсорсинга. по представленным критериям стало воз-

Предложенные меры развития обуслов- можным вычленить функции, предполагае-

лены необходимостью повышения эффек- мые к передаче на аутсорсинг. Использова-

тивности реализации функций муниципа- ние услуг организаций-аутсорсеров повы-

сит качество и доступность оказываемых услуг, даст толчок к развитию организаций-аутсорсеров, занимающихся оказанием услуг социальной направленности, позволит муниципалитетам сконцентрировать внимание на приоритетных задачах, будет способствовать максимальной удовлетворенности потребителей социальных благ. ^

Литература

1. Майрамбеков С. Государственные закупки требуют прозрачности // Муниципалитет. 2013. № 9-10 (22-23). С. 10.

2. Пахомова О.А Социальное предпринимательство как эффективный способ решения социальных проблем // Вестник научных конференций. Перспективы развития науки и образования: по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. № 2-4 (2). Ч. 4. С. 111-112.

3. Ягин Е.В. Социально-экономическое развитие Чувашской Республики под влиянием экономиче-

ских санкций // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 474-477.

4. Дубровина О.А. Организация социальной поддержки населения Чувашской Республики в 2014 году // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 134-137.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_77714/1277a1280e371a80e cd910734 (дата обращения: 09.03.2016).

6. Жидяева Т.П. Инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры региона // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 151-153.

7. Дроздов А.Ю., Ягин Е.В. Специфика муниципального маркетинга в малом регионе // Актуальные проблемы науки: сб. науч. трудов по материалам Международ. науч.-практ. конференции. Тамбов, 2011. 167 с.

SOCIAL FUNCTIONS' REALIZATION OF MUNICIPALITIES WITH A HELP OF OUTSOURCING

O.A. Dubrovina, Candidate of Economics, Docent, The department of humanist and economic disciplines, Alatyr branch of Chuvash State University, Alatyr, Russia, dsoa2009@rambler.ru

This article provides arguments for the reorganization necessity of municipalities' social sphere management by means of outsourcing. Today in the modern conditions municipalities' execution of social functions can not be considered as efficient. Municipalities play a diverse role in the development of social and economic relations of territory. On the one hand they are interested in money saving from the budget, and development of competitiveness between outsourcing companies, but on the other hand they need keeping and development of municipality's economy. Usually the service quality of outsourcing organizations is higher than municipal ones. The functions of municipalities, presented in the article, are defined as interconnected processes, sub-processes inside one system. It is also important to mention criteria groups formulation; these criteria allow assessment of outsourcing service's efficiency. The functions' assessment of municipal bodies is carried out according to the next criteria: concentration, intensity, repetition of appearance and duration of appeal to them. As a result the author recommends to make a ranking of functions and to separate out the functions which can be carried out by municipal structures with economic efficiency and the functions which can be transferred to outsourcing organizations. Application of outsourcing in municipal management gives an opportunity to fulfill objectives of social service with maximum efficiency.

Key words: outsourcing, outsourcers, segmentation, features, municipalities, social services, criteria.

References

1. Mairambekov S. Gosudarstvennye zakupki transparency]. Munitsipalitet - Municipality, 2013, trebuiut prozrachnosti [Public procurement requires no. 9-10 (22-23), pp. 4-10.

2. Pakhomova O.A Sotsial'noe predprinimatel'stvo kak effektivnyi sposob resheniia sotsial'nykh problem [Social entrepreneurship as an effective way to solve social problems]. Vestnik nauchnykh konferentsii. Perspektivy razvitiia nauki i obrazovaniia: po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii - Journal of scientific conferences. Prospects of development of science and education: materials of international scientific-practical conference, 2015, no. 2-4 (2), part 4, pp. 111-112.

3. Iagin E.V Sotsial'no-ekonomicheskoe raz-vitie Chuvashskoi Respubliki pod vliianiem ekono-micheskikh sanktsii [Socio-economic development of the Chuvash Republic under the impact of economic sanctions]. Nauchnyi al'manakh -Scientific almanac, 2015, no. 10-1 (12), pp. 474-477.

4. Dubrovina O.A. Organizatsiia sotsial'noi podderzhki naseleniia Chuvashskoi Respubliki v 2014 godu [Organization of social support of the population of the Chuvash Republic in 2014]. Nauchnyi al'manakh - Scientific almanac, 2015, no. 10-1 (12), pp. 134-137.

5. Federal'nyi zakon ot 6 oktiabria 2003 goda № 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii» (v red. ot 15.02.2016 g.) [Federal law of 6 October 2003 No. 131-FZ "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (as amended on 15.02.2016]. Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 77714/1277a1280e371a80ecd910734 (accessed 09.03.2016).

6. Zhidiaeva T.P. Investitsionnaia privlekatel'nost' ob"ektov sotsial'noi infrastruktury regiona [Investment attractiveness of social infrastructure of the region]. Nauchnyi al'manakh - Scientific almanac, 2015, no. 10-1 (12), pp. 151-153.

7. Drozdov A.Iu., Iagin E.V Spetsifika munitsipal'nogo marketinga v malom regione [The specifics of municipal marketing in a small region]. Aktual'nye problemy nauki: sb. nauch. trudov po materialam Mezhdunarod. nauch.-prakt. Konferentsii [Actual problems of science: collection of sci. papers. papers based on the Inter. sci.-pract. conf.]. Tambov, 2011. 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.