О. А. Пахомова, канд. экон. наук, кафедра гуманитарных и экономических дисциплин,
Алатырский филиал Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, г. Алатырь, Россия, [email protected]
КРАУДСОРСИНГ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МАЛЫХ ГОРОДОВ
В статье рассматривается возможность использования краудсорсинга органами муниципальной власти с целью решения некоторых социальных вопросов. Обращается внимание на целесообразность применения этой технологии в малых городах в связи с наличием в них широкого круга проблем и ограниченностью финансовых ресурсов. Аргументируется необходимость вовлечения в процесс управления муниципалитетами населения, а также использования знаний, опыта, профессиональных навыков, энергии, свободного времени и других возможностей горожан. Описаны причины внедрения краудсорсинга в практику управления малыми городами. Сформирована модель решения социальных проблем муниципалитетов с помощью краудсорсинга. Описаны задачи муниципальных органов власти по обеспечению организационной, технической и информационной поддержки такой модели. Сделано предположение об участии населения в решении небольших по масштабу проблем городов не только идеями и личным временем, но и финансовыми вложениями (технология краудфандинга). Автором указано, что не все социальные проблемы можно решить с помощью краудсорсинга, и муниципальные власти каждый раз должны определять, возможно ли решение конкретной проблемы с помощью данной технологии. Сделаны выводы о перспективности и эффективности использования краудсорсинга и краудфандинга, а также о необходимости дальнейших исследований в данной области. Ключевые слова: краудсорсинг, социальные проблемы, муниципальное образование, малые города, краудфандинг, информационные технологии, развитие территорий.
Развитие муниципальных образований невозможно без комплексного решения их проблем. И чем меньше город, тем очевиднее и острее эти проблемы. Особенно это касается малых городов, так как все социально значимые объекты здесь находятся в шаговой доступности. Среди проблем малых городов можно выделить следующие:
— слабое развитие и низкое качество инфраструктуры муниципального образования;
— недостаточная загрузка производственных мощностей, медленное освоение инновационных технологий;
— низкий уровень заработной платы;
— изношенность объектов жилищно-коммунального хозяйства и низкий уровень их модернизации;
— отсутствие средств на реконструкцию дорожной сети, объектов здравоохранения, образования, культуры, обустройство зон отдыха и прочих объектов социальной инфраструктуры;
— недостаточная финансовая поддержка региональных и федеральных органов власти.
Поэтому основной стратегической целью муниципальных органов власти по развитию своих городов становится повышение уровня жизни населения, оказание услуг,
дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
направленных на удовлетворение потребностей горожан, и обеспечение устойчивого развития местной экономики. Это развитие невозможно без учета интересов и потенциальных возможностей = населения, проживающего на данной территории.
Потенциал социальной энергии и гражданского разума в нашей
стране в разы превосхо-
дит сырьевые запасы.
Перспективы развития территориальной системы кроются в реализации ее открытости для различных инициатив граждан. Население муниципальных образований - как потребитель муниципальных услуг - становится мощным источником бесплатных идей в самых разнообразных областях, которым необходимо научиться правильно распоряжаться.
В качестве технологии решения социальных проблем, стоящих перед муниципальной властью, по мнению автора, возможно использовать краудсорсинг.
Краудсорсинг (англ. crowd -
Основной стратегической целью муниципальных органов власти по развитию своих городов становится повышение уровня жизни
населения, оказание услуг, направленных на удовлетворение потребностей горожан, и обеспечение устойчивого развития местной экономики.
управления недостаточно популярно и развито.
Основной идеей, подталкивающей к применению краудсорсинга для решения социальных проблем в муниципальном образовании, является предположение, что на территории муниципалитета проживают творческие люди, которые могут объединять идеи, решать проблемы, проводить исследования и координировать действия. В большинстве своем эти люди - энтузиасты и патриоты, они тратят свое время, не ждут вознаграждения и получают моральное удовлетворение от практического воплощения своей идеи.
Внедрение краудсорсинга в практику управления малыми городами обусловлено следующими причинами:
— отсутствие интереса у широких слоев населения к проблемам муниципалитетов;
— наличие у конкретного жителя с активной гражданской позицией знания, как
толпа улучшить свою жизнь и жизнь других горо-
и sourcing - использование ресурсов) - при- жан;
влечение к решению социальных проблем населения территории для использования его способностей, знаний и опыта на добровольных началах с применением информационных технологий. Краудсорсинг рисует лестный портрет рода человеческого. Мы намного умнее, намного креативнее и намного талантливее, чем склонны сами думать о себе2.
Эта технология приобретает все большую популярность и используется в различных сферах, за исключением отдельных областей, требующих особых специальных знаний и профессиональных навыков.
Высокая эффектив- -
ность краудсорсинга подтверждается широким использованием его бизнес-структурами3. Однако применение краудсорсинга как технологии в практике муниципального
Население муниципальных образований - как потребитель муниципальных услуг - становится мощным источником бесплатных идей в самых разнообразных областях.
— необходимость объединения сил и возможностей органов муниципальной власти и населения;
— результативность использования технологии.
Решение социально значимых проблем малых городов с помощью краудсорсинга можно представить в виде модели, изображенной на рисунке.
Суть модели сводится к тому, что когда у отдельного гражданина возникает какая-либо проблема, он, вместо того, чтобы идти по инстанциям местных органов власти, описывает ее на специально создан- ной площадке (например, на официальном сайте местных органов власти).
Для реализации предложенной модели органы муниципального управления должны:
дискуссия
журнал научных публикаций
<и Ч
ю о а в >в о
а в
£ и
О
в
-с
Ч Л В
я о о
В
<и
В
<и а в в
<и В <и н и Л
и
В
<и Я
О
-------------------п-------------------
Муниципальный мониторинг (оценка скорости, полноты и эффективности решения проблемы)
Модель решения социальных проблем с помощью краудсорсинга
1) осмыслить и систематизировать полученные от граждан варианты проблем;
2) выявить социально значимые проблемы, решение которых возможно в том числе с участием горожан;
3) провести рациональный мониторинг по следующим вопросам:
— является ли проблема очевидной и острой;
— существует ли проблемная сфера или объект;
— полностью ли реализованы социально значимые потребности горожан;
4) определить возможные реакции различных демографических слоев на проблемные ситуации:
— активное обсуждение проблемной ситуации, конкретные предложения и действия по устранению проблемы;
— открытая негативная реакция;
— безразличие.
Необходимо следить за тем, чтобы проблемы решались надлежащим образом и в соответствии с действующим законода-тельством4.
Таким образом, в процесс решения муниципальных проблем с помощью крауд-сорсинга вовлекается большое число людей из разных социальных слоев, представители разных половозрастных групп, разных профессий. Необходимо обеспечить им возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме и по вариантам ее решения, организовать голосование. Но для этого необходима организационная, техническая и информационная поддержка.
Возможно привлечение эксперта. Он должен выделить из множества предложенных идей то решение проблемы, которое доступно с точки зрения финансовых ресурсов города.
Граждане, участвуя в решении социально значимых проблем своего города, могут
дискуссия
журнал научных публикаций
помочь не только своим временем и идеями, но и финансовыми вложениями. Речь идет о краудфандинге. Вложения в социальную инфраструктуру используются для улучшения социального уровня жизни людей в данном конкретном регионе5.
Краудфандинг - привлечение финансовых средств от большого количества людей. По сути, он является разновидностью крауд-сорсинга.
С помощью краудфандинга можно собрать средства для решения проблем силами горожан: обустройства зон отдыха, городских парков, детских площадок, набережных рек и озер, озеленения улиц, организации парковок, установки дополнительного освещения и др. Такие проблемы не являются первоочередными для муниципальных властей, испытывающих нехватку бюджетных средств, но решить их необходимо, чтобы сделать жизнь в городе лучше и удобнее.
Пользователи и эксперты должны осуществлять контроль за ходом выполнения работ по устранению проблемы или по снижению ее негативного воздействия.
После выполнения работ по решению социально значимой проблемы озвучивший ее гражданин должен дать оценку степени устранения проблемы.
Целесообразно отметить, что социальные проблемы в области защиты населения невозможно нейтрализовать в ближнесроч-ной перспективе6. Муниципальным органам также необходимо осознавать, что краудсор-синг - это метод, не дающий гарантии решения всех проблем. Для реализации такой модели необходимо четко определить цель и выяснить, является ли краудсорсинг способом ее достижения.
По нашему мнению, применение кра-удсорсинга в управлении муниципальными образованиями сложно и требует более детальной проработки. Это зарождающийся метод, при использовании которого не исключены ошибки. Однако, он имеет большой потенциал и социальную значимость, так как ведет местную власть и горожан к взаимному признанию и пониманию.
Ш
Литература
1. Ильин А. С. Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муниципального управления // Материалы VIII Международ. науч.-практ. конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития», 31 мая -1 июня 2012 г. М.: ИНИОН РАН, 2012. С. 90-95.
2. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альбина Паблишер, 2012. 288 с.
3. Насыров И.Р., Савельев И. Л. Технологии кра-удсорсинга в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. 2012. Т. 154, кн. 6. С. 94-105.
4. Пахомова О.А. Модернизация системы управления социальной защитой // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 327-331.
5. Жидяева Т.П. Инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры региона // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 151-153.
6. Дубровина О.А. Социальная защита как показатель развития современного общества // Вестник научных конференций. Перспективы развития науки и образования: по материалам Международ. науч.-практ. конференции, 31 октября 2015 г. Тамбов, 2015. Ч. 2. № 2-2(2). С. 48-50.
CROWDSOURCING AS WAY TO SOLVE SOCIAL PROBLEMS OF SMALL TOWNS
O.A. Pakhomova, Candidate of Economics. The department of humanist and economic disciplines. Alatyr branch of Chuvash State University. Alatyr, Russia, [email protected]
The article considers an opportunity of crowdsourcing application by bodies of municipal power for solving some social problems. The author underlines application of this technology in small towns because of a wide set of problems and lack of financial resources. The paper argues the necessity of
population 's involvement in municipalities ' administration process, as well as application of knowledge, experience, professional skills, energy, spare time and other abilities of citizens. This article describes the reasons of crowdsourcing introduction in the practice of small towns ' administration. The author has formed a model of municipalities ' social problems solution with a help of crowdsourcing. It also describes some objectives of municipal bodies for supply of organizational, technical and information support of this model. There is a suggestion about population's participation in small-scale problems ' solution not only by ideas and personal time, but also financial donations, using the technology of crowdfunding. The author mentions that not all the social problems can be solved with a help of crowdsourcing; municipal powers must define it is possible to solve this problem with a help of this technology or not. The paper contains some conclusions about perspectives and efficiency of crowdsourcing and crowdfunding application, and about necessity offurther researches in this field.
Key words: crowdsourcing, social issues, municipality, small towns, crowd funding, information technology, development of territories.
References
1. Il'in A.S. Kraudsorsing kak instrument modern-izatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniia [Crowdsourcing as a tool of modernization of state and municipal management]. Materialy VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Regiony Rossii: strategii i mekhanizmy modernizat-sii, innovatsionnogo i tekhnologicheskogo razvitiia» [Materials of the VIII intern. sci.-pract. confer. "Regions of Russia: strategy and mechanisms of modernization, innovative and technological development"]. Moscow, INION RAN Publ., 2012, pp. 90-95.
2. How J. Kraudsorsing: Kollektivnyi razum kak instrument razvitiia biznesa [Crowdsourcing: Collective intelligence as a tool for business development]. Moscow, Izd-vo Al'bina Pablisher Publ., 2012. 288 p.
3. Nasyrov I.R., Savel'ev I.L. Tekhnologii kraudsors-inga v gosudarstvennom upravlenii [Crowdsourcing technology in public administration]. Uchenye zapis-ki Kazanskogo universiteta - Scientific notes of Kazan University, 2012, vol. 154, book 6, pp. 94-105.
4. Pakhomova O.A. Modernizatsiia sistemy upravle-niia sotsial'noi zashchitoi [Modernization of the system of management of social protection]. Nauchnyi al'manakh - Scientific almanac, 2015, no. 10-1 (12), pp. 327-331.
5. Zhidiaeva T.P. Investitsionnaia privlekatel'nost' ob"ektov sotsial'noi infrastruktury regiona [Investment attractiveness of social infrastructure of the region]. Nauchnyi al'manakh - Scientific almanac, 2015, no. 10-1 (12), pp. 151-153.
6. Dubrovina O.A. Sotsial'naia zashchita kak poka-zatel' razvitiia sovremennogo obshchestva [Social protection as an indicator of the development of modern society]. Vestnik nauchnykh konferentsii. Perspe-ktivy razvitiia nauki i obrazovaniia: po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Journal of scientific conferences. Prospects of development of science and education: materials of intern. sci.-pract. confer.]. Tambov, 2015. Part 2, no. 2-2(2), pp. 48-50.